Беспокойный грудничок. Грудной ребёнок

Грудничок беспокойно спит

Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.

Почему грудничок беспокойно спит

Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.

К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:

  1. Очень часто беспокойство во время сна грудничка вызывается причиной, которую народные целители называют «подкожной щетинкой», другое официальное название - лануго. Так называют мелкие волоски, которыми покрыто тело новорожденного младенца. Когда ребёнку исполнится две недели, щетинки выпадают и на их местах вырастают нормальные луковичные волоски. В это время кожа младенца может зудеть, что и становится причиной беспокойного сна.
  2. Ребёнок может беспокойно спать от жары, при этом он потеет, его кожа становится красной и высыхают слизистые. Следует открыть форточку, напоить малыша и увлажнить комнату.
  3. Беспокойство ребёнка может быть вызвано и холодом. В этом случае его кожа приобретает синюшный оттенок, руки, ноги и спина холодеют. Ребёнка следует согреть и одеть.
  4. Плохой сон ребёнка может быть спровоцирован неудобной либо грязной постелью и грязной одеждой. Малыш начинает кричать и на его коже может остаться след от пуговицы или шва. Следует осмотреть его и заменить ему одежду.
  5. Громкие вечеринки никак не способствуют крепкому сну малыша. Родителям следует определиться в том, что для них важнее - собственное веселье или здоровье их ребёнка.
  6. Спать ребёнку может мешать запор. В этом случае он тщетно тужится и перебирает ногами, живот его становится твёрдым, стул редким, а кал твердеет и приобретает тёмный оттенок. Перед кормлением ребёнка следует подержать на животике, а спать уложить в позе лягушки на животе. Кормить его надо только специальными смесями, поить слабокипячёной водой. Можно мазать анус детским кремом и поставить специальные свечи

Что делать ночью с беспокойным грудничком

У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.

Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.

Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.

Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.

Грудничок беспокойный во время кормления

Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.

Причины беспокойства грудничка во время кормления

На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.

  1. Первое, что может прийти в голову кормящей маме, это нехватка у неё грудного молока. Самой большой сложностью при этом является тот факт, что очень часто мама не знает сколько молока получает её ребёнок, сколько молока ему необходимо и сколько его у неё вообще. Для того, чтобы найти ответы на все эти простые вопросы, следует сделать несколько простых действий:
  • прежде всего, проследить за тем, как ребёнок справляет нужду и сделать правильные выводы. Если по истечении шести дней мама получает шесть мокрых подгузников, следовательно, молока ребёнку хватает;
  • абсолютно нормально проводить кормления часто. На протяжении первых нескольких недель жизни малыша ему необходимо от восьми до двенадцати кормлений грудью на протяжении суток. В начале, скорее всего, маме надо будет постоянно держать при этом ребёнка на руках, поскольку несколько часов он будет просить есть постоянно, после чего засыпать на несколько часов. После того, как он научится эффективно сосать, количество кормлений начнёт уменьшаться;
  • необходимо постоянно отслеживать вес ребёнка. Через две недели малыш должен восстановить свой первоначальный вес, после чего на протяжении трёх месяцев набирать не менее 200 граммов в течение недели.

В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.

  1. Ребёнок может вести себя беспокойно при набухании груди у матери, которое может иметь место на протяжении первых нескольких недель после родов. Для уменьшения набухания следует руками сцедить немного молока и грудь станет мягче, после чего ребёнку будет легко её брать. Очень много молока сцеживать не стоит, поскольку это может вызвать его выработку. Для уменьшения отёка и болезненных ощущений следует прикладывать к груди холодные компрессы.
  2. Если у матери плоские соски, ребёнок также может проявлять беспокойство при кормлении. Чтобы устранить явление, следует надевать особые накладки между кормлениями. Вытягиванию сосков способствует включение молокоотсоса до прикладывания ребёнка к груди. При этом включается молочный поток, способствующий тому, что ребёнок перестанет плакать и начнёт есть.
  3. Кроме этого, ребёнок может беспокоиться по причине его неправильного положения на груди. Малышу и его маме может быть неудобно потому, что оказывается малое давление на грудь, в результате чего происходит нарушение потока молока. Если ребёнок очень нервный, лучше всего применять положение кормления, при котором ребёнок помещается сбоку от мамы и прикладывается к ближайшей груди или прикладывается к груди горизонтально. В этих положениях удобно следить за положением головы малыша. Таким образом получается хорошо направлять ребёнка к груди и удерживать его в этом положении. Он вдавливается носом и подбородком в материнскую грудь и начинает лучше сосать, если мать крепко его держит.
  4. Почти у всех детей встречаются различные формы выражения желудочно-пищеводного рефлюкса. Такое название носит состояние, характеризуемое неполным сформировыванием сфинктера, что вызывает недостаточное перекрывание им входа в желудок. В результате происходит частичный возврат части молока с желудочным соком в пищевод, обуславливающее возникновение изжоги. Впечатления достаточно неприятные, для их устранения у грудного ребёнка следует поддерживать вертикальное положение его тела.

Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.

  1. Возможно развитие на сосках матери дрожжевой инфекции - молочницы. При этом соски приобретают ярко красный оттенок и начинают зудеть, после окончания процесса грудного кормления в них начинается неприятное жжение. В этом случае при кормлении ребёнок может быть несколько более беспокойным, чем обычно. При возникновении молочницы женщине следует обратиться к врачу для прохождения специального курса лечения. Его необходимость объясняется тем, что инфекция имеет грибковое происхождение и может быть опасна как для организма матери, так и для её ребёнка.

Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Почти все новорожденные дети страдают метеоризмом. При питании ребёнка происходит запуск рефлекторного выделения газов, необходимого для устранения из организма объектов его жизнедеятельности. Быстрое их выделение препятствует возникновению запоров.

Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.

  1. В самом начале процесса кормления молоко матери имеет высокое содержание сахара - лактозы. Это так называемое «переднее» молоко, вырабатываемое в первую четверть часа грудного кормления. Если и дальше продолжать кормить ребёнка той же грудью, вырабатывается «заднее» молоко. Оно нейтрализует лактозу в силу обогащённости жирами, в силу чего происходит понижение уровня образования газов. Метеоризм может усиливаться в силу переизбытка лактозы от большого количества поступающего переднего молока.

Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

У большинства из нас малыши вызывают умиление. Правда, только в том случае, если карапуз тихонько посапывает во сне или забавно улыбается (рекомендуем прочитать: ). Частые истерики и слезы грудных детей, причины которых порой невозможно объяснить, вызывают у взрослых чувство раздражения из-за собственного бессилия. Однако такие эмоции – плохой помощник. Очень важно понять, по каким причинам новорожденный плачет, и принять соответствующие меры. Рассмотрим основные поводы для слез у грудничков, а также выясним, как успокоить плачущего ребенка.

Когда малыш плачет, молодые родители часто чувствуют себя бессильными

Физический дискомфорт

Почему новорожденные дети плачут? Плач бывает обусловлен разными факторами. Один из них – инстинктивное нежелание находиться в одиночестве. Если ребенок младше 1 месяца кричит и плачет в связи с этим обстоятельством, то успокоить его просто: взять на руки, посмотреть в глаза, сказать что-то спокойным нежным голосом.

Не помогло? Вполне вероятно, что новорожденный плачет из-за более серьезной проблемы – физического дискомфорта, вызванного неудобной одеждой, неправильными условиями в комнате и так далее. Точную причину можно понять по тому, как именно плачет ребенок:

Основание для плача Особенности поведения Как успокоить малыша?
Мокрая одежда (пеленка, подгузник) Ребенок икает, плачет, ерзает, пытаясь не прикасаться к мокрому. Снять мокрые вещи, очистить и просушить кожу, надеть новое белье.
Неудобная одежда (неправильное пеленание) Малыш начинает возмущенно кричать сразу после облачения в новую одежду или пеленания. Дискомфорт способны вызвать кнопки, пуговицы, змейки, нитки, крошки или швы, которые впиваются в нежную кожу. Вещи могут быть слишком тесными или жесткими. Одежда из синтетических тканей с красителями вызывает зуд. Малыша следует быстро переодеть.
Некомфортная поза Новорожденный хнычет, плачет, машет ручками и ножками, пытаясь изменить свое положение. Младенца необходимо уложить по-другому.
Слишком жарко или холодно Грудничок всхлипывает, . Признаки перегрева – горячая и красная кожа, в запущенных случаях – сыпь. Проявления переохлаждения – бледные и холодные покровы. Новорожденного следует переодеть в соответствии с температурными условиями в комнате.


Причиной суетливых движений и плача ребенка может стать мокрый подгузник

Чувство голода и проблемы с кормлением

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Частая причина, по которой плачут новорожденные, – голод. В первые недели большинство малышей практически все время «висит на груди». Затем лактация устанавливается, и вырабатывается примерное расписание, однако в один из приемов пищи кроха может съесть меньше, чем положено. Разумеется, он начнет требовать молочко не по графику и громко кричать. Если после прикладывания к груди или бутылочке новорожденный быстро затих, причиной плача был голод.

Кроха начал кушать, но снова заплакал? Значит, его что-то беспокоит. Проблемы, которые могут возникать во время кормления или после него и приводить к плачу:

Проблема Особенности поведения Что делать?
Заложенность носа Малыш начинает сосать грудь или бутылочку, но затем бросает и раздраженно кричит. Сопит носом или похрапывает. Прочистить нос специальным аспиратором (грушей), промыть каплями (физраствором), закапать препарат от насморка, назначенный врачом.
Проглотил много молока Плач короткий и не повторяющийся. Немного подождать.
Отит При глотании боль в ухе усиливается, поэтому кроха перестает кушать и громко кричит. Закапать в нос сосудосуживающие капли, а в уши – специальные обезболивающие. Обратиться к доктору.
Стоматит Признак кандидозного стоматита (молочницы) – белый налет на слизистой оболочке рта. Малыш ощущает жжение и отказывается от еды. Протереть ротовую полость слабым содовым раствором (2%). Посетить доктора.
Специфический вкус молока (смеси) Кроха пробует кушать, но затем отворачивается от груди или бутылочки. К изменению вкуса молока приводит употребление некоторых продуктов – лука, чеснока, баранины и прочих. Их нельзя есть в больших количествах. Кроме того, маме не стоит пользоваться косметикой с резким ароматом.
В желудок попал воздух Сразу после еды или во время нее грудничок подтягивает ножки к животу и кричит. Кроху нужно взять «столбиком», прислонив животом к своей груди. Благодаря этому лишний воздух выйдет.


Охлажденный прорезыватель помогает снять боль и зуд распухших десен

Неправильно сразу же предлагать младенцу грудь или бутылочку, когда он рыдает. Для начала его следует взять на руки, покачать. Если эти действия не помогают его успокоить, ребенок жалостно плачет и показывает, что хочет кушать - сосет кулачки, причмокивает, то кормление не стоит откладывать.

Если новорожденный постоянно плачет, следует убедиться, что он не голодает. Существуют определенные нормативы набора веса детей до года. Малыша стоит периодически взвешивать и сравнивать его прибавку с эталонной. Об отставании в темпах нужно сообщить педиатру - он порекомендует, как увеличить объемы кормлений.

При искусственном вскармливании ребенок зачастую плачет не от голода, а от жажды. Нужно, чтобы у мамы всегда была наготове бутылочка с питьевой водой.

Колики и повышенное газообразование

Почему ребенок постоянно плачет? В возрасте 1-3 месяцев многие дети страдают от колик – сильных болевых спазмов в животе, обусловленных растяжением стенок кишечника пузырьками газа. Основной признак колик – малыш пронзительно безутешно плачет в течение длительного времени, делая небольшие перерывы. Дополнительные симптомы:

  • покраснение лица;
  • «сучение» ножками;
  • вздутие кишечника (твердый живот);
  • сжимание кулачков.

Колики связаны с незрелостью пищеварительной системы малышей, но неправильное питание или нервное напряжение кормящей мамы могут усугублять ситуацию. У большинства детей проблема решается, когда им исполняется 3-4 месяца.

Что делать если ребенок плачет из-за боли в животе? Успокоить его можно одним из следующих способов:

  • положить на животик что-то теплое – проглаженную утюгом пеленку или подогретый мешочек с семенами льна;
  • сделать массаж – теплой рукой погладить вокруг пупка по часовой стрелке;
  • положить кроху на живот (такая позиция нравится не всем детям);
  • поносить младенца вертикально, чтобы вышел лишний воздух;
  • уложить кроху на спину и придать ему позу «лягушки» – согнуть ножки в коленях и соединить стопы, благодаря этому легче отходят газы, другое эффективное упражнение – имитация езды на велосипеде;
  • дать лекарство от колик, назначенное доктором (Эспумизан, Саб Симплекс, Боботик, БебиКали и др.), или укропную воду (рекомендуем прочитать: );
  • положить ребенка голеньким животом к себе на живот, обеспечив контакт «кожа к коже»;
  • усадить кроху в слинг лицом к себе.

Проблемы с опорожнением мочевого пузыря или кишечника

Почему еще грудному ребенку приходится плакать? Возможные причины – цистит и запор. Воспаление мочевого пузыря (цистит) сопровождается болью при мочеиспускании и повышением температуры. Состояние требует срочной помощи врача.

Если малыш плачет в процессе дефекации или тужится и не какает, у него запор. Частые проблемы с опорожнением кишечника могут привести к появлению трещинок в прямой кишке. О проблеме следует сообщить педиатру. В качестве симптоматической терапии можно воспользоваться:

  • микроклизмами Микролакс;
  • глицериновыми свечами;
  • сиропом Лактулозы (имеет отсроченное действие, вызывая стул на следующие сутки).

Причиной мучительного дискомфорта ребенка может стать запор

Некоторые физиологические причины плача

Почему еще грудной ребенок иногда плачет? Рыдания новорожденного могут быть спровоцированы различными болезненными состояниями:

Состояние Суть Симптомы Как помочь плачущему малышу?
«Грудничковая мигрень» От головной боли могут страдать груднички, которым при рождении был поставлен диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Для этого синдрома характерны повышение давления внутри черепа, нервная возбудимость, нарушение тонуса мышц (повышение или снижение). Приступы «грудничковой мигрени» возникают при изменении погодных условий, перепадах атмосферного давления. Кроме того, головную боль могут вызвать ветреная, пасмурная или дождливая погода. Малыш при этом кричит, плохо спит, проявляет беспокойство. Могут наблюдаться рвота, расстройство пищеварения. В такой ситуации невозможно обойтись без помощи специалиста. Необходимо посетить педиатра или невропатолога и рассказать о проблеме.
Опрелости (пеленочный дерматит) Из-за контакта кожи младенца с калом и мочой происходит нарушение ее кислотно-щелочного баланса. В результате появляется вызывающее боль раздражение. Признаки пеленочного дерматита:
  • сыпь и покраснение в зоне промежности и ягодиц;
  • раздражительность ребенка;
  • плач, который усиливается при смене подгузников.
Необходимо:
  • воспользоваться заживляющих средством (крем Бепантен);
  • своевременно менять подгузники;
  • тщательно очищать кожу;
  • периодически устраивать «воздушные ванны».

Если раздражение очень сильное, требуется консультация с доктора для назначения лечения.

Прорезывание зубов Когда у малыша режутся зубки, десны опухают, зудят и становятся болезненными. Кроха рыдает, тянет все в рот, чтобы «погрызть». У него наблюдается повышенное слюноотделение. В некоторых случаях происходит повышение температуры тела. Зудящие десны можно «почесать» пальцем, завернутым в стерильный бинт. Хороший способ помощи – охлажденное кольцо-прорезыватель. Кроме того, существуют гели-анестетики, которые можно наносить на слизистую оболочку. При температуре выше 38,5°С стоит дать жаропонижающее средство.


Если грудничок долго пронзительно плачет, а выяснить причину не удалось, нужно обратиться за врачебной помощью

Психологический дискомфорт

Рассмотрим, почему еще может плакать новорожденный ребенок, ведь причины бывают не только физическими, но и психологическими. Самые частые из них – призыв, протест и накопившаяся усталость:

  1. Ребенок плачет по нарастающей, если хочет привлечь внимание взрослого. Призывный крик длится недолго и повторяется через небольшие интервалы времени. Громкость постепенно увеличивается. Если прийти к младенцу, то он успокоится. Доктор Комаровский не советует сразу брать кроху на руки. Можно погладить его или поговорить с ним.
  2. Если новорожденный ребенок начинает плакать в знак протеста, то крик отличается резкостью и возникает сразу после «неподобающего» действия. К возмущению могут привести такие необходимые процедуры, как переодевание, стрижка ногтей, чистка ушей. Их следует довести до конца, а потом приласкать кроху.
  3. Если кроха стал капризным и сильно рыдает, вероятно, он устал. Истерику способны спровоцировать слишком длительное бодрствование, большое количество незнакомых людей вокруг, много впечатлений и событий в течение дня.
  4. Если новорожденный плачет каждый раз перед сном, режим дня составлен неправильно. Переутомление мешает ему успокоиться.

Плач ребенка по причине усталости можно унять следующим образом:

  • завершить/исключить подвижные и эмоциональные игры;
  • проветрить комнату и увлажнить в ней воздух;
  • перейти на спокойное общение;
  • покачать, спеть колыбельную;
  • уложить в кроватку, дать пустышку.


Если ребенок устал, следует спокойно уложить его, помочь ему уснуть

Предотвратить плач грудного ребенка можно, соблюдая каждый вечер определенную последовательность действий (ритуал). Большинству малышей помогает уснуть такая комбинация: купание – кормление – укладывание в кроватку – выключение основного освещения – включение ночника – колыбельная.

Если причиной плача новорожденного в возрасте 1-3 месяцев является психологический дискомфорт, быстро убаюкать его помогут советы американского врача Харви Карпа:

  1. Пеленание. Постоянно заворачивать малыша в пеленки нет необходимости, но укутывание поможет быстро успокоить ребенка, который капризничает и плачет перед сном. Важно закрыть ручки. Лучше пользоваться современными эластичными пеленками.
  2. Покачивание. Если новорожденный закатывается и плачет, его стоит покачать. Младенца следует взять на руки так, чтобы он лежал на боку и начать плавные движения с небольшой амплитудой.
  3. «Белый шум». Ребенка помогают успокоить шипящие звуки, произносимые тихим голосом. Их воспроизведение рекомендуется совмещать с ритмичным укачиванием.
  4. Сосание. Малыш безутешно плачет? Лучший способ его утихомирить – дать возможность удовлетворить сосательный рефлекс. В этом помогут пустышка, материнская грудь или бутылочка с небольшим количеством смеси. Однако нельзя допускать, чтобы карапуз переедал.


Иногда для успокаивания ребенка маме достаточно покачать его на руках

Успокоение ребенка старше 3 месяцев

Ребенка, который постоянно плачет в 2 месяца, можно успокоить одним из описанных методов. Если закатывается малыш старше 3-4 месяцев, пеленать его или «шипеть» не имеет смысла. В этот период плачущего грудного ребенка необходимо отвлекать от расстроившей его проблемы:

Последнее обновление статьи: 14.04.2018 г.

Неважный аппетит у новорождённого и младенца – серьёзный повод для родительской тревожности. Многие мамочки беспокоятся, поскольку крайне непросто разобраться в том, почему ребёнок плохо ест. И новорождённые малыши, и груднички в 4 месяца не могут объяснить и рассказать, что их конкретно не устраивает. Всё своё недовольство они демонстрируют с помощью криков и слёз либо просто молчаливого отказа и нежелания сосать грудь или пить смесь. Это также усложняет возможность установления причины плохого аппетита, поскольку специалисты выделяют множество негативных факторов, из-за которых маленький ребёнок может начать капризничать, плакать и отказываться кушать.

Детский психолог

Что новорождённый малыш, что ребёнок в 5 месяцев может плохо кушать по многим причинам, среди которых выделяют особенности лактации у матери, нарушения здоровья, физиологические особенности при рождении и многое-многое другое.

Если ребёнок плохо сосёт грудь, можно сделать предположение о «неполадках» в лактации. Например, у одних кормящих матерей наблюдается переизбыток молочного секрета, у других же, напротив, его катастрофически не хватает.

В первом случае ребёнок попросту захлёбывается из-за слишком мощной «струи» молока, в результате чего может отказаться от груди. В такой ситуации матери нужно перед кормлением немножко сцеживаться. А затем, когда детский аппетит повысится (например, в 2 недели), необходимость в этой процедуре отпадёт.

Обратная ситуация – когда ребёнку не хватает молочка. В этом случае матери необходимо принимать все разрешённые и одобренные педиатром меры, которые улучшают лактацию:

  • более частое прикладывание малыша к груди;
  • сцеживание после вскармливания;
  • употребление большого количества жидкостей;
  • употребление специального чая, который улучшает отделение молока.

Если все эти меры не привели к качественному , остаётся единственный способ – докармливание ребёнка смесью. Но перед введением искусственного продукта в детский рацион нужно посоветоваться с педиатром.

Иногда женщины не совсем ответственно относятся к собственному рациону, употребляя те продукты, которые изменяют . Например, острые овощи (лук, чеснок) меняют вкус грудного секрета, в результате чего малыш отказывается от груди. Выход достаточно прост – со всей ответственностью подходить к составлению меню.

Нередки случаи, когда причиной того, что ребёнок мало ест, становится неверное прикладывание к груди. Особенно часто такое происходит с неопытными родительницами, выкармливающими первенца.

Решение достаточно простое – женщине следует обратиться за помощью к эксперту по грудному вскармливанию или же ещё в родильном доме попросить у сотрудников, чтобы те наглядно продемонстрировали способы правильного прикладывание малыша к материнской груди.

Новорождённый ребёнок иногда не берёт мамину грудь из-за неправильной формы сосков. Если они слишком плоские, впалые, малышу непросто добыть молочко.

Естественно, ребёнок остаётся голодным, что совершенно недопустимо. Обычно через день или два дети приноравливаются и адаптируются, но в редких случаях, если ситуация не улучшается, педиатр может посоветовать использовать специальные накладки для сосков.

Врождённые особенности

Нередко малыши рождаются раньше запланированного срока. В результате врождённый сосательный рефлекс не сформирован в той степени, которая бы позволяла ребёнку сосать грудь без проблем. То есть недоношенный младенец не отказывается есть, а попросту не способен добыть молоко, поскольку ему не хватает сил.

Естественно, в такой ситуации мама должна исправить проблему. В этом ей поможет кормление с помощью бутылочки (её проще сосать), шприца либо чайной ложечки. Только следует понимать, что привычка кушать из специальной ёмкости чревата полным отказом от материнской груди.

Кроме того, нарушение аппетита может быть вызвано и другими врождёнными особенностями. Обычно такие аномалии обнаруживают ещё в родильном доме, где тут же и исправляют, однако не всегда подобное возможно.

  1. Аномалии строения полости рта. Врождённые дефекты ротовой полости, которые именуются в народе «заячьей губой» или «волчьей пастью», также могут стать причиной того, что ребёнок плохо ест и мало прибавляет в весе. Обычно операцию проводят сразу же (если позволяет детское здоровье), но в случае откладывания процедуры на более поздний срок могут потребоваться специальные накладки для кормления.
  2. Короткая языковая уздечка. Если ребёнок рождается с коротковатой плёнкой, соединяющей дно ротика с корнем языка, то ему будет неудобно сосать молоко. При сосании даже слышно характерное цоканье. Обычно проблема решается легко – хирург надрезает уздечку, причём новорождённый малыш (и ребёнок до 5 месяцев) вообще не ощущает боли.

Если роды проходили с использованием наркоза, то часть обезболивающих препаратов может попасть в детский организм. В результате в первые дни новорождённые отличаются вялостью, что сказывается и на недостаточной активности при кормлении.

Снижение аппетита или полное его отсутствие у грудного ребёнка в 5 месяцев может быть обусловлено вылезанием первых зубов. В такой ситуации отказ от приёма пищи становится вполне естественным и временным явлением.

У малыша не просто снижается аппетит, но и начинают набухать дёсны, повышаться температура. Ребёнок также ощущает боль, поэтому помогать ему нужно обязательно. Так, в случае температуры можно дать противовоспалительное и жаропонижающее средство.

Чтобы младенец поскорее стал кушать с аппетитом, необходимо несколько раз в день мазать ему дёсны особыми гелями с охлаждающими, успокаивающими и обезболивающими свойствами. Также в аптеке рекомендуется приобрести специальные прорезыватели, массирующие дёсны.

Боли в животике

Если месячный ребёнок плохо берёт грудь, постоянно её бросает, пытается поджать ноги к животу и громко плачет, можно сделать предположение, что его беспокоят кишечные колики. В этом случае родителям стоит запастись терпением и знаниями, как облегчить это состояние.

Специалисты советуют класть малышу на живот тёплую пелёнку, массировать область пупка, давать специальные противоколиковые препараты. Это улучшит работу пока несовершенной пищеварительной системы, а приблизительно в 4 месяца неприятные симптомы пройдут самостоятельно.

Случается и так, что ребёнок начинает сосать молоко, но затем отказывается от груди со слезами. Вероятно, плохой аппетит у грудничка и болезненное состояние вызвано дисбактериозом, обусловленным приёмом антибактериальных препаратов матерью.

Подтвердить наличие этого состояние сможет только доктор после проведения специального обследования. Родители же могут заподозрить дисбактериоз по таким признакам, как неприятный запах кала, зелёный цвет испражнений и наличие слизи.

Ребёнок что в 3 месяца, что в 11 месяцев может отказываться от грудного молока по причине недомогания. Частой проблемой малышей первого года жизни является молочница. Распознаётся она просто – по белым пятнышкам на детском язычке, дёснах и нёбе.

Возникает кандидоз полости рта у младенцев по следующим причинам:

Если новорождённый мало ест по причине молочницы, лучше обратиться за помощью к доктору, который подскажет, какие препараты или народные средства можно использовать в конкретном случае. Самый простой способ – обработка полости рта содовым или солевым раствором.

Этим же средством маме нужно обработать грудь для предупреждения рецидивов. Кроме того, нужно заботиться в дальнейшем о чистоте игрушек и приспособлений для кормления, а также укреплять детский иммунитет, особенно если ребёнок родился недоношенным.

Если реёенок, допустим, в 11 месяцев плохо ест, при кормлении тяжело дышит, сопит, бросает груди и плачет, его нормальному дыханию мешают слизистые скопления. Чтобы облегчить состояние, нужно очень аккуратно вычистить носовые проходы с помощью ватных палочек или жгутиков.

Ещё одна причина того, почему новорождённый плохо ест, – воспаление и боль в ушах. Ребёнок и хотел бы кушать, но сосание приводит к неприятным ощущениям, поэтому он может отказаться от груди. В таком случае нужно обратиться к детскому доктору для прохождения лечения.

Если ребёнок в 2 месяца или старше не хочет есть по причине больных ушек, мать может попробовать сцеживать грудное молочко и допаивать им кроху с помощью чайной ложки. Такой способ получения питания для малыша менее болезнен, чем сосание груди.

Использование бутылочки

Если ребёнок плохо ест грудное молоко, нужно задуматься, насколько часто вы используете ёмкости для кормления и пустышки. Отмечено, что дети сосут смеси из бутылочки и мамину грудь совершенно по-разному, задействуя при этом различное количество мышц.

Это происходит потому, что из ёмкости жидкость льётся свободно, так что ребёнок не прикладывает усилий для её добычи. А вот грудное молочко необходимо добывать. Если проблема именно в этом, то маме нужно заново приучать малыша брать грудь.

Ещё одна причина того, почему грудничок плохо ест, может заключаться в повышенной чувствительности к изменениям погодных условий. Резкий скачок атмосферного давления может спровоцировать у малыша головную боль, снижение аппетита и прочие негативные симптомы.

Если подобные признаки чрезмерно выражены, следует обратиться к педиатру и неврологу. Вероятно, источник проблемы кроется в высоком . Тогда понадобится принимать определённые лекарственные средства.

Любознательность

Обычно интересует лишь кормление и сон, а вот на внешние раздражители он реагирует слабо. Другое дело – ребёнок 6 месяцев, который отличается большей активностью, любознательностью и желанием познавать окружающий мир.

Во время приёма пищи младенец может отвлекаться на любой раздражитель: громкий шум, яркая или новая игрушка, домашний питомец, вошедший человек. Переключить детское внимание на кормление довольно непросто, вот почему перед трапезой следует создавать максимально спокойную обстановку.

Кроме того, плохой аппетит у крохотного новорождённого может быть обусловлен плохим настроением. Если к рыдающему малышу не подходят сразу после первых слёз, он начинает плакать ещё сильнее. Поэтому при поднесении к груди он попросту не может захватить сосок из-за перевозбуждения.

В этом случае первостепенной задачей становится успокоение малыша любыми доступными способами. Его можно погладить, поцеловать, предложить пустышку, немного покачать, а уже потом вновь предложить грудь. Обычно успокоившийся младенец быстро приступает к трапезе.

Нередки случаи, когда ребёнок не ест много в силу индивидуальных особенностей. Таких малышей ещё именуют «малоежками». Если доктор отмечает, что грудничок активен и жизнерадостен, развивается согласно возрастным нормам, зачем тогда беспокоиться?

Выше были представлены главные причины того, почему ребёнок плохо кушает. Если мама будет внимательно отслеживать детские реакции, то сможет понять состояние малыша и нормализовать его аппетит. А вот в случае неприятных симптомов следует обязательно обратиться к доктору.

Почему ребёнок плохо ест смесь?

Этот вопрос вынесен в отдельный раздел, хотя некоторые аспекты, касающиеся питания искусственников, совпадают с проблемами детей, находящихся на естественном вскармливании. И всё же у младенцев-искусственников имеются собственные причины для отказа от пищи.

Основная проблема – правильный выбор смеси. Подобрать заменитель материнского молока, который пришёлся бы ребёнку по вкусу и одновременно не навредил детскому пищеварению, не очень просто. Так, новорождённым подойдёт смесь адаптированная, специально разработанная для самых маленьких.

Пятый месяц жизни – уже совсем другой возрастной период, следовательно, питание также должно измениться. Ведь малыш подрос, а значит, выросли и его потребности в калораже пищи. К тому же в это время обычно вводят и первый прикорм для искусственников.

Помимо неправильно подобранной смеси, существуют и другие причины того, почему ребёнок в 3 месяца плохо ест:

  • неудобная соска. Даже у маленьких ребятишек уже имеются свои предпочтения. Кто-то любит более плотные латексные насадки, другие же предпочитают силиконовые соски. Родителям следует приобрести сразу несколько приспособлений, чтобы ребёнок смог выбрать наилучшее;
  • резкий переход на заменитель молока. Если грудничок привык питаться исключительно маминым молочком, переключение на искусственное питание может привести к негативу или временному отказу от смеси. В этом случае важно постепенное приучение к другому рациону;
  • питательность смеси. Заменитель молока отличается большей питательностью, к тому же она будет дольше усваиваться организмом. Следовательно, ребёнок-искусственник почувствует голод не через 2,5 часа, а, грубо говоря, спустя 4 часа. Этот аспект также следует учитывать, чтобы не перекормить малыша.

Таким образом, при кормлении ребёнка заменителем молока важно правильно выбрать смесь, силиконовую или латексную насадку для бутылочки, а также оптимизировать режим вскармливания. В этом случае детский аппетит вскоре должен прийти в норму.

Ребёнок появляется на свет с инстинктивно-рефлексивным типом поведения. То есть все его действия подчинены определённым инстинктам, к которым относится и сосательный рефлекс. Малыш ещё не умеет переедать, так что в норме он кушает столько, сколько необходимо. Если же мама считает, что ребёнок плохо ест, нужно проверить, прибавляет ли он в весе.

Специалисты разработали особые таблицы, в которых оговорено, сколько граммов ребёнок должен прибавлять каждые 7 дней, каждые 30 суток и каждые 12 месяцев. Сверка с нормативами позволяет родителям понять, насколько правильно организовано питание, достаточно ли молока крохе или нужно его прикармливать.

После появления на свет масса тела малыша снижается в течение 7 дней. Однако переживать не следует, поскольку это совершенно естественный процесс. Из детского организма выходит меконий (кал новорождённого), к тому же ребёнок находится в стрессовом состоянии. Через неделю вес начнёт увеличиваться.

Рассмотрим средние показатели прибавки в весе в течение первых 12 месяцев:

Меньший набор веса не означает, что у ребёнка имеются какие-либо проблемы. Подобные показатели весьма условны, поскольку всё зависит от особенностей самого грудного ребёнка.

Как уже было отмечено, слабый аппетит не всегда означает болезненность или патологию. В любом случае все беспокойства сможет развеять опытный доктор.

Исправление ситуации

Ребёнок плохо ест, что делать? С этим вопросом многие мамы обращаются к специалистам. О некоторых путях разрешения проблемы мы уже рассказывали, пришло время поговорить о более конкретных и частных случаях.

Частота кормлений

Вопрос, почему ребёнок постоянно сосёт грудь, не совсем корректен, если речь идёт о новорождённом малыше. Совсем маленькие дети питаются очень часто – по меньшей мере, через каждые 2 — 2,5 часа. Такой особенностью нужно «воспользоваться».

Если грудничок не желает кушать именно сейчас, то, возможно, в следующее кормление захочет попробовать молоко или смесь. Следует на время увеличить число приёмов пищи, чтобы поймать тот момент, когда аппетит ребёнка будет оптимальным.

Продолжительность приёма пищи

Если прежде вы высчитывали время, в течение которого малыш находился возле груди, то сейчас от этой практики стоит отказаться. Попробуйте увеличить продолжительность кормлений, пусть ребёнок сосёт молоко в том темпе, который сегодня для него характерен.

Предлагайте малышу сначала одну грудь и лишь после опорожнения прикладывайте к другой. Особой питательностью отличается заднее молоко – оно жирнее и калорийнее. При резкой смени груди младенец недополучит нужного количества калорий, употребив только жидкое переднее молоко.

Если ребёнок не хочет кушать днём или в это время его аппетит не очень хороший, попробуйте прикладывать его к груди в ночное время. Укладывайте кроху в свою постель, чтобы и вы, и малыш подошли к моменту кормления в максимально расслабленном состоянии.

Любопытно, что гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, активнее выделяется именно в ночное время, так что подобные кормления можно считать более продуктивными. Возможно, ребёнок именно ночью будет съедать большее количество пищи.

Отказ от кутания

Если новорождённый не ест, попробуйте не кутать его при кормлении. Напротив, телесный контакт с материнской кожей позволит ему активизироваться. Такой способ особенно подходит для сонных и «заторможенных» малышей.

Кроха пассивно ведёт себя возле груди? Снимете с него распашонки (можно просто прикрыть спинку одеялом), сбросьте с себя верхнюю часть одежды и создайте тем самым тесное телесное взаимодействие.

Применение слинга

Как известно, аппетит растёт при виде или запахе любимого блюда. Точно так же обстоят дела и с новорождёнными ребятишками. Если они будут постоянно находиться рядом с материнской грудью, то будут чаще хотеть кушать.

Попробуйте носить ребёнка в так называемом слинге – тканевой перевязке, которая позволит брать с собой малыша практически повсюду и одновременно освободит ваши руки. К тому же постоянно перемещение матери не позволит грудничку заснуть во время кормления.

Мамин отдых

Ещё один полезный совет, который, к сожалению, не всегда просто осуществить, касается материнского отдыха. Однако эта рекомендация позволяет действительно улучшить качество лактации. Поэтому старайтесь больше отдыхать сами.

Попробуйте уделить себе больше времени: увеличьте длительность прогулок, старайтесь спать днём, пользуйтесь любой возможностью, чтобы хоть немного отдохнуть. Разумеется, для этого нужно заручиться поддержкой родных и близких.

Плюсы подобного отношения налицо: если мама хорошо выспится и отдохнёт, то снизится количество стрессовых гормонов, которые замедляют выделение молока. Как результат – улучшение лактации и исчезновение некоторых проблем с кормлением.

Несколько слов в заключение

Таким образом, сниженный аппетит у грудного ребёнка может быть обусловлен целым рядом причин физиологического или психологического характера.

Просмотров