Проблемы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Понятие готовности детей сирот к самостоятельной жизни

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Научный руководитель канд. филос. наук, профессор

Сибирский федеральный университет

В настоящее время сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе. Они зачастую испытывают большие трудности в обустройстве быта, не умеют решать элементарные повседневные вопросы. В детском доме дети едят в столовой, вещи стирают в прачечной, живут в общежитии, соблюдают строгий режим, а также не имеют собственных финансовых средств, а значит, не умеют ими распоряжаться.

Несмотря на то, что многие российские сиротские учреждения стараются по максимуму сделать пребывание детей приближенным к жизни обычных детей, в большинстве детских учреждениях есть специально оборудованные кабинеты для занятий по социально-бытовому обслуживанию. Детей учат готовить, накрывать на стол, пользоваться бытовыми приборами, кухонным инвентарем. Но в кабинетах – старая, изношенная техника, которая в реальной жизни давно не используется, недостаточное количество инвентаря, посуды, для того, чтобы все желающие заниматься воспитанники могли готовить, многие вещи детям рассказывают лишь в теории, не имея возможности показать на практике. Для приготовления блюд детям выдаются продукты из школьной столовой, чаще всего это совсем небогатый набор продуктов, не располагающий к фантазии и экспериментированию, созданию полноценных блюд. Занятия проходят по стандартной схеме, так как на проведение интересных проектов у детских домов нет средств. Все это очень ограничивает обучение детей и не дает возможности в полной мере раскрыть потенциал детей, привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными.

Таким образом, воспитанники детских домов исключены из различных взаимоотношений , таких, как взаимоотношения в семье, материальные взаимоотношения, социальные услуги и социальной безопасность и др., что не дает им возможности адаптироваться к реальным условиям жизни. Воспитанники не умеют планировать и распределять свой бюджет, разумно осуществлять необходимые покупки, им не достает навыков в организации своего быта и питания. Основной путь восполнения этих пробелов – привлечение их к участию во всех видах хозяйственной деятельности: приготовление пищи, уборка помещений и др.

Исследование проводилось в детском доме №2 г. имени Ивана Пономарева г. Красноярска, расположенном на территории совхоза «Октябрьский». Как специализированное учреждение для несовершеннолетних детский дом рассчитан на 64 ребенка от 3 до 18 лет, на данном этапе в нем находятся сорок два ребенка, в возрасте от 3 до 16 лет. Дети проживают в больших комнатах по 9-10 человек близких по возрасту, что не дает воспитанникам возможности уединиться.

В исследуемую группу входило 5 человек, возраст 9-15 лет. Две девочки после лишения родителей родительских прав, находились под опекой, после чего попали в детский дом. Одна девочка была изъята из семьи, где воспитывалась в нечеловеческих условиях, отсутствовало свидетельство о рождении, наблюдения в больнице. Две оставшиеся девочки были изъяты из семей алкоголиков, выживали с помощью попрошайничества.

В ходе проводимого исследования удалось выявить, что у всех воспитанников недостаточно сформированы хозяйственно-бытовые навыки, а у некоторых они вообще отсутствуют. Воспитанники не имеют представления об элементарных технологических процессах.

В результате проводимого исследования в детском доме №2 имени И. Пономарева удалось выявить следующие проблемы:

У воспитанников низкая мотивация на приобретение хозяйственно-бытовых навыков;

Отсутствие теоретических и практических знаний по ведению домашнего хозяйства;

Не умение распоряжаться собственными денежными средствами и планировать бюджет.

Гипотеза исследования: формирование у воспитанников детского дома №2 им. И. Пономарева знаний, умений и навыков по ведению домашнего хозяйства (в области кулинарии) будет успешным при условии: мотивации воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства и приобретении соответствующих навыков.

Проведем анализ условий детского дома для ведения домашнего хозяйства. В здании детского дома имеется столовая, где воспитанники должны регулярно дежурить. Несмотря на возможность увидеть процесс приготовления пищи собственными глазами, все воспитанники, стараются избежать этого и по возможности переложить ответственность на другого. Нередким явлением являются выходы в столовые, закусочные, кафе (за счет спонсоров), где воспитанники стараются вести себя прилично, едят с помощью ножа и вилки. Педагоги проводят различные мероприятия на тему сервировки стола, особенности приготовления пищи. Воспитанники полученную информацию воспринимают как игру, знания не откладываются в памяти и они не могут их применить на практике.

Для получения навыков кулинарии создан кружок «Хозяюшка». В кабинете имеется кухонный гарнитур, двухконфорочная электроплита плита с духовкой, тостер, чайник, разделочные доски, столовые приборы. Оснащение кабинета недостаточно, чтобы воспитанников научить готовить элементарные блюда. Поэтому в большей степени изучение технологии происходит теоретически, с записью рецептур в тетради. На занятиях по кулинарии воспитанники готовили вареный и жареный картофель, яичницу, каши, гренки. Со слов педагога, девочки с большой охотой участвуют в приготовлении пищи, поскольку после таких занятий организуется чаепитие.

В ходе проведения занятий стало явно заметно, что воспитанники, имеющие опыт проживания в семье легко и быстро выполняли задания, учились чему-то новому, воспитанники, не имеющие опыта проживания в семье, с большим трудом включались в работу, задавали вопросы, были менее активны.

Исследование показало, что девочки, которые ранее проживали в семьях, были ориентированы на создание семьи, рождение детей, были знакомы с функциями и обязанностями хозяйки, могли спланировать свой день. Легко перечисляли название блюд, могли перечислить основные операции по приготовлению несложных блюд. Знают, какие продукты полезны и вредны для здоровья. Ориентируются в ценах на основные пищевые продукты в магазинах, имеют представление о семейном бюджете , им интересно, как приготовить быстро и недорого.

Другая часть воспитанников явно демонстрировала негативный образ семьи, отсутствовало представление о семейных ролях и обязанностях внутри семьи. Воспитанницы данной группы не понимают, почему кириешки, чипсы и газировка вредны для здоровья, что в колбасе отсутствует мясо и т. д.; по их мнению, все, что находится в красивой упаковке, полезно. Демонстрировали отсутствие знаний о технологиях приготовления блюд. Реального представления о том, сколько необходимо денежных средств на питание, сколько стоят продукты первой необходимости, к сожалению, нет. Данная категория воспитанников задает вопросы «Что такое топленое масло? Что такое крахмал? и т. д.».

Важно, отметить, что все воспитанники справились с заданием по составлению рациона, поскольку они ежедневно питаются в столовой. Процесс приготовления блюд интересен всем девочкам, и они с охотой приходили на такие занятия.

Таким образом, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детских домов является серьезной и очень сложной проблемой. Разработанная программа позволит мотивировать воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства, обучить основам кулинарии, научить вести семейный бюджет, экономить на питании без ущерба на здоровье и т. д., что подготовит воспитанника к самостоятельной жизни.

Наталья Лаврова
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения

«Комплексная подготовка детей-сирот и детей »

Работа содержит методические рекомендации по комплексной подготовке детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения . В работе выделены проблемы профессиональной Определен ряд направлений и практических решений, направленных на формирование , оставшихся без попечения родителей. Представлены педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Определен спектр педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников. Как метод моделирования социальных отношений предложены игровые технологии. Работа содержит методические рекомендации по разработке имитационных игр, ситуационно – ролевых игр, дидактической игры. Работа будет интересна социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений , педагогам – психологам, педагогам – организаторам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С внедрением ФГОС от учреждений профессионального образования требуется не только подготовка грамотных специалистов, но и формирование у обучающегося осознания себя как члена социального и профессионального сообщества. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме , обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения , самореализации и самоутверждения . Однако процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривается в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из образовательного учреждения , где детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия . Если ранее все возникающие у воспитанников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники образовательного учреждения , то после выпуска данная категория лиц остается с возникающими проблемами один на один. Наиболее важные из этих проблем следующие :

1. Проблема здоровья. Исследования показывают, что среди сирот нет совершенно здоровых детей . Их физические и психические нарушения связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Лишение детей материнской заботы , с последующей психической депривацией, в учреждениях государственного воспитания, сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот , наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.

2. Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение, в адаптации и интеграции детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, имеет правильная и рациональная организация их профессионального обучения, способствующая повышению их уровня конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из понимания положения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям главной задачей является – организация системы воспитания и обучения имеющая цель комплексной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из образовательного учреждения .

Решение этой задачи предполагает : удовлетворение потребности детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности; разработка и внедрение новых методов обучения.

В жизненном и профессиональном самоопределении выпускники , из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта , который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Педагоги могут помочь данным обучающимся сформировать комплекс качеств , благодаря которым, они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.

К таким качествам можно отнести :

Информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

Умение принимать решение;

Умение планировать;

Положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь :

Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;

Несформированность потребности и способности трудиться;

Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни , отношений собственности;

Отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье , тесных эмоциональных отношений;

Отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды , из которой большинство из них происходит; специфическая субкультура низкого уровня;

Плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Данным выпускникам характерны :

Ограниченность знаний, познавательная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса ;

Равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивация к их освоению;

Отсутствие стремления проявить себя;

Недостаток критичности; завышенная или заниженная самооценка , неадекватность уровня притязаний;

Повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество) ;

Недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;

Иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

Отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт ;

Неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит эмоциональных отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у данных воспитанников низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни , либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Работа должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденции предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.

Самое главное – это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что вчерашние выпускники, которые не смогли адаптироваться и социализироваться в обществе, скорее всего, начнут вести асоциальный образ жизни , а это – повышение уровня преступности, рост числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, повышение психологической напряженности в обществе, увеличение числа малоимущих и нищих, рост числа членов общества, имеющих какие-либо девиации в поведении.

Цель методической разработки – информирование педагогических работников о существующей проблеме, создание условий для внедрения педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников.

Задачи :

1. Представить теоретические основы по выбранной теме, обозначить ее актуальность;

2. Определить проблемы, возникающие при работе по подготовке обучающихся из числа детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни ;

3. Представить методический материал для работы.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения .

Профессиональная социализация личности, представляет собой развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая включает не только профессиональные знания, умения и опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, но и определённую систему ценностей в соответствии с назначением и смыслом профессии, а также нормы поведения и взаимоотношений.

Современные нестабильные социально-экономические условия , характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал» . Станет ли будущий выпускник успешным человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.

Результат успешной социализации – это интеграция человека в профессиональное сообщество и общество. Профессиональная социализация достаточно длительный процесс, и чем лучше воспитанник будет подготовлен к этому процессу , тем успешнее у него сформируется система профессиональных и ценностных ориентаций. Стратегическое планирование индивидуальной биографии становится наиболее актуальным для воспитанника. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры, как «социальная успешность» личности во всех её проявлениях. В связи с этим в учреждениях СПО особое значение отводится формированию социальных компетенций , творческих компетенций , компетенций самосовершенствования . Кардинальные социально-экономические преобразования в стране , рыночные отношения, введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия профессиональной подготовки личности . Приоритетными являются следующие направления подготовки воспитанников :

Развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно способностям , интересам и возможностям, а также потребностям общества;

- подготовка детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

Развитие предприимчивости, самостоятельности , ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности, порядочности;

Формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

Вовлечение воспитанников в реальные производственно - экономические отношения;

Воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая и т. д.) .

1.2. Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, как фактора подготовки и к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств :

Недостаточная разработанность теории и практики педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, часто направленных на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера ;

Педагоги, психологи, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоретического и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Многие авторы, изучающие данную проблему, отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое и будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями.

Традиционная система педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей нуждается в переосмыслении с позиции личностно-ориентированного подхода, что должно создать в образовательном учреждении условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом воспитательном учреждении , подготовку к созданию семьи , продолжению образования , профессии.

В развитии психолого-педагогической теории жизненного планирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода :

Первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума;

Второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни , отражающий понимание, переживания, предметные действия в конкретных социальных условиях .

Формирование жизненных планов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать, как один из важнейших механизмов самоопределения , действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни , рассчитанных на перспективу практического освоения детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов , важно включаться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования : актуальности, рациональности, реалистичности и контролируемости. При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся, необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самостоятельному поиску и отбору информации.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Имитационная игра, как метод моделирования социальных отношений.

При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию воспитанников необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самореализацию , самовоспитание , самостоятельному поиску и отбору информации.

Спектр используемых технологий довольно широк :

Групповые технологии обучения – повышают эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, способствуют формированию коммуникабельной, толерантной личности, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе;

Игровые технологии обеспечивают освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве;

Технология проблемного обучения ведет к освоению способов самостоятельной деятельности , развитию познавательных и творческих способностей;

Технологии перспективно-опережающего обучения способствуют формированию общекультурных компетентностей , ситуации успешности для каждого воспитанника;

Проектные технологии создают условия , способствующие осмыслению накопленного материала, самореализации , творчества и исследовательской деятельности;

Исследовательские технологии помогают в обучении основам исследовательской деятельности, способам получения информации и работы с различными источниками, способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу. Данные технологии часто применяются при подготовке проектов , выполнении лабораторных работ;

Информационные технологии обучают работе с разными источниками информации, в том числе компьютерными .

Из вышеперечисленных технологий следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. именно они позволяют воспитанникам в воображаемых условиях не только реализовать определенную деятельность, но и имитировать, «проживать» различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, ситуаций, отношений. Как метод моделирования социальных отношений можно разработать имитационную игру.

В имитационной игре должны быть выполнены следующие положения :

1. Наличие объекта игрового моделирования : им может быть – первый день на работе, встреча с юристом по поводу оформления документов, разговор с работодателем, собеседование при приеме на работу и т. д.

2. Соревнование : в игре всегда действует несколько игровых групп, между которыми разворачивается состязание, как за лучшее выполнение задания, так и в демонстрации сплоченности игровой группы. Система оценивания позволяет выявить игровую группу, успешно решившую основную задачу игры, поощрить работавших быстро, дружно, проявивших доброжелательность и чувство юмора.

3. Конфликт : в игре конфликт запрограммирован тем, что задача, которую должна решить игровая группа является сложной – требуется освоить новый материал и творчески его применить в неожиданной ситуации.

4. Роли : в игре используются самые разные роли, которые необходимо распределить между участниками игры, максимально учитывая их способности, устремления и состояния.

5. Взаимодействие : четкий сценарий и схема игры обеспечивают готовность игровых групп к контакту друг с другом в дискуссиях, к экспертизе. Защите и оппонированию своих и чужих идей, предложений, решений, поступков.

6. Подведение итогов : в игре работают эксперты, компетентное жюри , консультанты (педагоги, психологи, в задачу которых входит оценка деятельности участников игры.

7. Игровое последействие : оно проявляется в социально – психологическом климате группы, коллектива. Иногда имеют место негативные последствия. Чаще всего это связано с распределением призовых мест, награждением победителей. В этом случае педагогу необходимо использовать игротехнические приемы релаксации, чтобы снять напряжение с участников игры.

2.2. Ситуационно – ролевая игра

Основная идея заключается в том, что индивидуальное решение воспитанников, принимаемое им в конкретной ситуации (прием на работу, знакомство с коллегами, распределение бюджета и т. д.) соотносится с коллективным (5-7 воспитанников) решением и сравнивается с эталонным решением, которое предлагает ведущий. Предложенную ведущим ситуацию, решает вначале каждый участник, а затем участники, объединившись по 5-7 человек, принимают командное решение. При подведении итогов обращается внимание на характер взаимодействия в игровой подгруппе при обсуждении и принятии решения, на психологическую совместимость членов команды, борьбу за лидерство и т. д.

2.3. Дидактическая игра.

Дидактическая игра используется для обучения конкретным навыкам. Например, если мы хотим сформировать навыки делового общения, повысить уровень коммуникативной культуры воспитанников, то можно использовать следующий алгоритм, который называется «Вертушка общения» . Игрок получает маршрутный лист, из которого можно понять, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Тема диалога может быть из любой области будущей самостоятельной жизни . Главное заложить в неё некое противоречие, спорный вопрос. Главное чтобы участники имели разную точку зрения на данную проблему, вопрос. Результаты договоренности фиксируются на специальном бланке и заверяются подписями всех «договорившихся» сторон. Если кто-то из участников «Вертушки общения» отказывается поставить свою подпись на бланке, не видя возможности отказаться от своей точки зрения, то он получает 0 баллов, но и с его собеседника снимается 2 балла за неумение убеждать. Далее следует пересадка. И снова диалог, решение, подписи. Диагностика участников заключается не в фиксации баллов и тех участников, которым удалось убедить других в правильности своих взглядов, а в эмоциональной реакции и поведении участников игры во время делового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современного образовательного учреждения является компетентностный подход . Перед педагогами ставятся задачи формирования компетенций воспитанников , как необходимого условия их самореализации . Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности , который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Поставленная перед образовательным учреждением задача подготовка квалифицированного , конкурентного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в сложных областях деятельности. Все больше возникает потребность в формировании у выпускников способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы , самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Подготовить выпускника к самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления , инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Для успешной подготовки детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира. Как метод моделирования социальных отношений, включающий в себя процесс «проживания» определенных ситуации, в данной работе предложено использование педагогам имитационных игр.

Праздники концерты

Тематические недели

Конкурсы в детском доме

Городские акции, проекты

Конкурсы, фестивали

Собрания воспитанников

Сентябрь

До свидания, лето!

Уют и порядок в группе-семье.

«Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов.

«Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской».

1.Итоги летнего отдыха, 2.Правила проживания в детском доме, 3.Планирование на год.

День Учителя. Концерты к дню пожилого человека.

Неделя малой Родины.

Цветник в группе.

Кросс нации. Общегородской субботник.

«Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения.

1.Итоги учебной деятельности, 2.Итоги конкурсов.

Неделя Книги.

Оформление читательских уголков.

«Вологда – здоровый город».

«Веселые дети» Мини-футбол.

Новогодняя шоу-программа.

Новогоднее оформление групп.

«Новогодняя игрушка для центральной елки»

«Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу».

1.Итоги учебной деятельности 3.План на зимние каникулы.

Неделя здоровья и спорта.

На самую здоровую группу.

Лыжня России. «Школа выживания»

«Рождество Христово – вечной жизни свет»

День защитника Отечества.

Конкурс бережливых.

«Подарок солдату»

«Дорога без опасности». «Моя семья»

Неделя профориентации.

Портфолио группы.

«Азимут надежды»

Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды»

1.Итоги учебной деятельности 2.Итоги конкурсов.

Неделя права

Проекты «Цветущее чудо» у детского дома.

Двухмесячник по благоустройству территории.

«Покровские встречи». «Природа и творчество».

Поздравление ветеранов. Выездные концерты.

Самый красивый участок на территории детского дома

«Подарок ветерану» «Цветущий город»

Славные сыны и дочери государства Российского

1.Итоги учебной деятельности за год. 2.Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха

День выпускника.

«Наш зеленый дом».

Одним из важных шагов на пути обеспечения интересов вос-питанников детских учреждений интернатного типа стало Поста-новление правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в этом Постановлении предписания преследуют две основные цели: во-пер-вых, лучшее материальное обеспечение воспитанников, во-вторых, тех из них, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Однако ре-ально, как и многие другие законодательно-правовые акты в нашей стране, данное Постановление выполняется не полностью.

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие по-сле выпуска ю интернатного учреждения.

Если правовой статус воспитанника в свое время не был оформ-лен из-за отсутствия решения о лишении родительских прав, нали-чия судебного решения об отобрании независимо от лишения роди-тельских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику ничего не остается другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. И его там либо не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попа-дает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади, средств существования.

Во втором — он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, оказывают-ся напрасными. Все это означает, что еще в период пребывания воспитанника в детском интернатном учреждении администрация учреждения обязана принять меры к упорядочению правового по-ложения своего воспитанника (предпринять попытки поиска роди-телей, обследовать их быт на предмет возможности возвращения в семью воспитанника, в случае необходимости предъявить иск о ли-шении родителей родительских прав и т.п.).


При любом варианте отсутствия родителей или невозможности вернуть им несовершен-нолетнего ему следует до достижения восемнадцати лет назначить попечителя. Что же касается совершеннолетних воспитанников, то, видимо, забота о них со стороны детского учреждения должна про-стираться и далее. Во всяком случае, такая забота должна суще-ствовать хотя бы в первые три года после выпуска. Подобного рода обязанность администрации детского учреждения, во-первых, не нова, в истории охраны детей-сирот России не раз предпринима-лись попытки ее установить.

Во-вторых, она не может сводиться к довольно расплывчатому, зависящему от субъективных факто-ров представлению о моральном долге бывших воспитателей. И на-конец, в-третьих, выполнение подобного рода обязанностей — всего лишь завершающий этап всего дела охраны прав воспитанника, начало которому было положено еще при его устройстве.

В конце концов, это главная, конечная цель устройства. Вот почему и в на-ше время предпринимаются попытки оказывать поддержку и тем, кто после выпуска оказался почему-либо в бедственном положении. В этот период чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жилой площадью, другая — с его трудоустройством, без которых не может быть и речи о пред-посылках к нормальному существованию выпускника детского ин-тернатного учреждения.

Поддержка выпускникам сиротских учреждений может быть оказана как социальной службой самого детского дома, так и по-явившимися в России в последнем десятилетии специалистами цен-тров постинтернатной адаптации.

Необходимость созданиящентров иостинтернатной адаптации связана с рядом причин, наиболее важные из них:

Значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, пониже- нием стабильности брака;

Отсутствие современных научно обоснованных методик вос-питания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

— изменение социального состава сиротства, ухудшение физиче-ского состояния детей, появление детей со сложными, комплексны-ми видами отклонений, разными формами задержек психическо-го развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). У значительной части воспитанников (95%) имеется задержка психи-ческого развития, интеллектуальные отклонения, 65% имеют III и IV группы здоровья;

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сло-жившаяся в стране, остро ставит вопрос о социальной защите вы-пускников-сирот.

В течение длительного времени дети-сироты, и прежде всего выпускники, не были объектом пристальных научных исследова-ний, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Наиболее важные из них следующие:

1. Проблема здоровья.

Исследования детей в детских домах показали, что среди си-рот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наслед-ственности. Неизбежны и психологические травмы , обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской привязанности с последующей пси-хической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологически-ми отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, у детей-сирот наиболее частая причина патологии — поражение головного мозга .

В детских домах не удается обеспечить полноценное психиче-ское развитие детей-сирот, так как:

1) дети приходят в детские до-ма с нарушением развития:

2) отсутствуют эффективные техноло-гии воспитания детей-сирот;

3) не имеется достаточного числа под-готовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).

2. Проблема интеграции и социальной адаптации.

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения, способствующая повышению их уровня конкурентности на рынке труда.

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учеб-ным технологиям, главная задача— организация системы воспи-тания и образования, имеющая целью комплексную подготовку де-тей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает:

Удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуаль-ном, культурном и нравственном развитии, получении професси-онального образования и квалификации в избранной области дея-тельности;

Разработка и внедрение новых методов обучения;

Организация непрерывного образования (в том числе в систе-ме реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по пре-стижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитан-ники детских домов испытывают значительные трудности, связан-ные с отсутствием опыт решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.

К таким каче-ствам можно отнести:

Автономность;

Информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

Умение принимать решения;

Умение планировать;

Положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятель-ную жизнь, как то:

Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;

Трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;

Несформировашюсть потребности и способности трудиться;

Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

Отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;

Недостаточное развитие индивидуальности, что характеризу- ется низким уровнем сознания, сниженной собственной активно- стью;

Отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая груп- повая субкультура низкого уровня;

Плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социаль-ных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значитель-но обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллек-туальные нарушения.

Результаты анкетирования, наблюдений по-казали, что для большинства воспитанников детского дома стар-шего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:

Ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, огра-ниченность и своеобразие словарного запаса;

Равнодушие к происходящему, снижение интереса к различ-ным видам деятельности, мотивации к их освоению;

Отсутствие стремления проявить себя;

Недостаток критичности, завышенная или слишком занижен-ная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

Повышенная внушаемость и готовность принимать асоциаль-ные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяж-
ничество) ;

Недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессив-ность поведения;

Иждивенчество, отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

Отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

Неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Система требований, которые общество предъявляет к психи-ческому и личностному развитию каждого из его членов, но соот-ветствует тому потенциалу, на который способны умственно отста-лые подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведен-ные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенци-ала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. Из об-следованных 60% имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсут-ствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит ис-кренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низ-кая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способству-ет ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами раз-личного рода преступлений.

Значительную роль в решении проблем выпускников может сыг-рать социальная служба детского дома. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются спо-собы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отноше-нии к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг. разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом от-дельном случао.

Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору — из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъ-ект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоот-ношений и жизненной активности.

Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к фор-мированию групповой специфической субкультуры низкого уров-ня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступ-ков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценно-стей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.

Сама подростковая группа формируется в условиях противо-стояния взрослому миру в лице педагога и, как следствие, отри-цает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Пре-одоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специаль-ными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровож-дением в процессе обучения, воспитания.

Очевидно, что коррек-ция должна быть направлена па развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желания помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и по-мощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика кор-рекционной работы с этой категорией подростков, по мнению пси-хологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых груп-пах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоя-тельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и от-ветственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, воспитание творческой самостоятельности — цель и критерий воспитательной работы.

Известно, что большинство выпускников интернатных учрежде-ний не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из интерната, детского дома выпускник не в состоянии решить мно-гие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Вопрос о системе подготовки к жизни детей из этих учреждений волнует многих. Но наиболее точные ориентиры дают сами выпуск-ники после двух-трех лет самостоятельной жизни. На вопрос: «Что бы Вы изменили в практике работы детского дома (школbi-интер-ната) по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни?» -опрошенные отвечают, что в детском доме, школе-интернате долж-но быть побольше «родительского тепла*, доверия, уважения, ми-лосердия, заботы — 13%; необходимо научить воспитанников прак-тическим навыкам (готовить пищу, делать заготовки на зиму, шить, расходовать деньги, экономить, вязать и др.) — 21%; следует ввести в интернате преподавание курса о семье, семейных отношениях — 6%; столько же выпускников убеждены, что в детском доме обяза-тельно надо знакомить воспитанников с разными специальностями и при окончании дать одну из них, чтобы была возможность уже сразу после выпуска зарабатывать себе на жизнь.

11% выпускников считают, что надо изменить режим дня, ввести дополнительный ве-черний ужин, снизить наполняемость в группах — все это должно способствовать созданию в детском доме домашнего уюта. 36% по-лагают, что необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс, прежде всего лучше подбирать воспитателей; «давать всем воспитанникам обязательно среднее образованием, «учить трудом» (создавать подсобные хозяйства; работать на предприятиях в це-хах); «оплачивать труд*; «учить добру и добром», «не наказывать трудом»; «учить самостоятельности и не бояться трудностей»; «не приукрашивать реальную жизнь»; «в детском доме не должно быть роскоши»; «создавать больше спортивных секций, кружков».

На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учрежде-ний во многом сказывается правильно поставленная профориента-ционная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в ин-тернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на дости-жение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интер-натов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в профессиональное училище, на работу, И только единицы мечтают о продолжении образования в 10-11-х классах, а тем более получе-нии сред неспециального и высшего образования.

Причем старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для даль-нейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. От-сюда — ориентации сирот на профессии, дающие хорошо зарабо-тать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плот-ник, строитель, работник коммерческого киоска, магазина, охраны и т.п.).

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практи-ческих решений к проблеме формирования жизненных планов вос-питанников детских домов как фактора подготовки их к самостоя-тельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, особенностями переживаемого страной периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ори-ентации во многом не соответствуют современным реалиям, а но-вые еще определяются, что приводит к растерянности выпускников детских домов при формировании личных жизненных планов;

Во-вторых, недостаточной разработанностью теории и практи-ки педагогического руководства в формировании жизненных пла-нов воспитанников детских домов, часто направленных на конкрет-ные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера;

В-третьих, расширение сети детских домов нередко приводит к тому, что воспитатели, психологи, нрофконсультанты, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми, лишенными семейно-го окружения, пытаются без должного организационного, теорети-
ческого и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов воспитанников.

Многие авторы отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в детских учреждениях закрытого (интер-натного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое, будущее со своими це-лями, ценностными ориентациями, возможностями,

В работах современных психологов И.В. Дубровиной, В.С. Му-хиной, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, исследовавших личность де-тей, воспитывающихся вне семьи, доказано, что временная перспек-тива как особенность самосознания непосредственно связана с от-ветственностью личности за свое будущее, в условиях неблагопо-лучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще всего формируется депривированная личность без ответственного отношения к собственному времени жизни.

Традиционная система педагогического руководства в форми-ровании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыс-лении с позиций личностно-О(>иентированного подхода, что должно создать в детском доме условия для полноценного психиче-ского развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нор-мальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском до-ме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, про-фессии,

В развитии психолого-педагоги ческой теории жизненного пла-нирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:

Первый, определяющий жизненные планы как процесс и ре-зультат поэтапного принятия решений, посредством которых лич-ность формирует баланс между собственнвши предпочтениями и потребностями социума;

Второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий пони-мание, переживания, намерения, предметные действия в конкрет-ных социальных условиях.

Формирование жизненных планов воспитанников - один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связа-но с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрос-лых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией жиз-ненных планов, важно включиться в целенаправленную совмест-ную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из актуальности, рациональности, реали-стичности, контролируемости и коррстируемости жизненного пла-нирования.

Экспериментальное исследование М. А. Хацисвой доказало, что особенности личности подростков непосредственно выражаются в формировании их жизненных планов.

Выявлено четыре группы по характеру и степени с формирован но сти личного жизненного плана:

Первая группа - подростки, жизненные планы которых еще не сформированы (24,4%);

Вторая группа - подростки, жизненные планы которых еще только начинают формироваться (54,8%);

Третья группа - подростки, жизненные планы которых сфор-мированы в значительной степени (15,5%);

Четвертая группа - подростки, жизненные планы которых от-личаются высокой степенью с формирован но сти (13,1%).

Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников детских домов формируется не собственно самоопределение, а готов-ность к нему - Готовность к самоопределению предполагает форми-рование у подростков — воспитанников детского дома умения ана-лизировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно вы-работанных представлений о своих обязанностях и правах по отно-шению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеж-дений, понимания долга, ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у воспитанников детских домов психологи-ческих образований и механизмов, обеспечивающих им в дальней-шем сознательную, активную и созидательную жизнь вне детского дома.

Подход к изучению личности подростка — воспитанника детско-го дома должен быть направлен прежде всего на исследование жиз-ненного плана как показателя особенности личности, готовности к самоопределению и дальнейшему развитию.

Педагогическое руководство формированием жизненных пла-нов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяю-щимся, самореализующимся и самоутверждающимся субъектом.

Социально-трудовая подготовка детей-сирот

Основная направленность взаимодействия человека и социаль-ной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечиваю-щих его существование, т. е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность — ядро адаптационного процесса.

Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Можно выделить слeдующие принципы социально-трудовой адаптации:

1) точный учет условий, в которых она происходит;

2) всестороннее изучение особенностей ребенка, а также сохран-ных личностных и деятелыюстных образований для разработки пу-тей коррекции и развития;

3) прогностический характер коррскционно-педагогической ра-боты с учеником с целью достижения конкретного уровня социаль-но-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудо-вых коллективах;

4) включение учащихся в доступные формы и виды человече-ской деятельности и общения в процессе школьного обучения;

5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом после окончания школы с целью достижения более высоко-го уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции вы-пускников в общество.

В стратегическом плане важно определить основные направле-ния трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, в условиях детских домов и школ-интернатов.

Труд по самообслуживанию

Соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексные навыки ухо-да за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;

Организация личной жизни и деятельности, включающая формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе соб-ственной жизни и деятельности как средства более успешной адап-тации к самостоятельной жизни, а также умения выбрать опти-мальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

Формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т. о. умение приготовить пищу, ухаживать за обу-вью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодей-
ствия со средой проживания и т.д.;

Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению оптимальных результатов в сво-ем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве

Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к труду в домашнем хозяйстве осуществляется на фоне крайне негативного представ-ления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.

- формирование, умений и навыков по уходу за, жилищем, усадьбой и использованием различных орудий труда, бытовой тех-ники;

- формирование комплексного навыка предполагает первичные знания о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жи-лища, уходе за жильем.

Подготовка воспитанников интернатных учреждений к про-фессиональной деятельности

Кардинальные социально-экономи-ческие преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педаго-гики привели к переопенке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.

Если раньше основными задачами педагогов в этом направле-нии были подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас рас-ставлены иные акцепты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ре-бенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со спо-собностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельно-сти, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернате в профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мо-бильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными эконо-мическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение в реальные производственно-эконом и чес кие отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направле-ниях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, эко-номическая, экологическая, правовая культура и т.д.).

В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

Для се осуществления в условиях интернатных учреждений необходимо решить две взаи-мосвязанные задачи, а именно:

Определить, по каким профессиям лучше готовить воспитан-ников того или иного учреждения;

Определить интересы, склонности и в конечном счете возмож-ности воспитанника.

В качестве примера можно привести профориентационную рабо-ту в детских домах Курганской области, где, используя классифи-кацию профессора А.Е. Климова («человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «чел о век-знак», «человек —художе-ственный образ»), создают условия для предварительной пробы сил воспитанников по каждому из этих направлений.

При этом осу-ществляется:

1) анализ имеющихся возможностей в процессе учебной, трудо-вой, учебно-трудовой, внеклассной деятельности, организации об-щественно-полезного производительного труда;

2) определение формы осуществления предварительной пробы по всем направлениям;

3) наблюдение, анализ результатов участия школьников в раз-личных видах деятельности;

4) распределение учащихся по видам предпочитаемой трудовой деятельности в соответствии с их интересами, склонностями, воз-можностями;

5) трудовая, профильная, профессиональная подготовка и адап-тация к выбранному виду трудовой деятельности в школе, профес-сиональном училище и т. д.

Первый этап реализуется путем проведения опросов, специаль-но составленных диагностических анкет с профориентационным со-держанием подобранных тестов, а также результатов медико-пси-холого-педагогических иссле до ваний.

Второй этап предполагает проведение анализа учебно-труд о вой, трудовой, досуговой деятельности учащихся, участия их в обще-ственно-полезном труде, с тем чтобы определить предпочтитель-ный вид деятельности. Оценка успешности в различных видах дея-тельности воспитанников заносится в карту профессионального са-моопределения воспитанника.

Необходимо выделить методику организации и проведения про-фессиональных проб с воспитанниками. Пробы проводят в каждом классе в конце или в течение года. Таких проб необходимо мини-мум пять ежегодно по всем направлениям деятельности. Професси-ональная проба представляет законченное изделие или полученный результат труда с точным его фиксированием. Профессиональные пробы могут выполняться не только в учебное время, но и в про-цессе внеклассной работы или как задание на дом. Организация профессиональных пробы - это не только метод определения предпо-чтительности вида труда, но и возможность в ходе их выполнения совершенствовать трудовые навыки в различных видах деятельно-сти.

Идет активный поиск возможностей расширения профориента-ционной работы учреждения. К традиционным профессиям (швеи, строителя, механизатора) прибавились профессии и цветовода-озе-ленителя, машинистки, штукатура, скорняка, сапожника, специа-листа по художественной обработке древесины, кулинара, мастера вышивания и вязания. Обучаясь этим ремеслам еще в детском до-ме, подростки работают по договорам, получают зарплату. В специ-альных (коррекционных) интернатах открываются десятые классы, в которых они получают профессию.

Не менее важной проблемой подготовки воспитанников к само-стоятельной жизни и трудовой деятельности является правовая за-щищенность детей-сирот. Многие воспитанники и выпускники ин-тернатных учреждений не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставляет при выборе жизнен-ного пути.

В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Ти-повом положении (1995) об образовательном учреждении для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, админи-страции учреждений предоставляется право разрешать прожива-ние сроком до одного года тому или иному воспитаннику.

Социальные педагоги должны профессионально помогать вы-пускникам, осуществлять наблюдение за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обес-печении жильем, защите их личных и имущественных прав. Дирек-тор интерната, государственный опекун детей-сирот, не в состоянии один помочь выпускникам до их полного совершеннолетия.

Социальная защищенность выпускников — одна из проблем, ре-шение которой по объективным причинам не зависит от педаго-гических коллективов интернатных учреждений. Все усилия педа-гогов по разностороннему развитию личности детей-сирот будут сведены на нет, если выпускники детских домов пополнят социаль-но незащищенные группы населения. Необходимы кардинальные решения в масштабах государства, чтобы не иметь в дальнейшем криминальные элементы в лице бывших воспитанников детских домов.

Современные модели подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Проблема детей-сирот в России — одна из самых сложных и наи-менее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслужи-вает создание условий для нормального развития ребенка, социаль-ная адаптация ребенка в нормальных современных условиях жизни и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Пытаясь решить эти проблемы, коллектив детского дома Санкт-Петербурга разработал модель комплексной системы соци-альной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни и трудо-вой деятельности.

Анализ результатов наблюдений за судьбой выпускников дет-ского дома показал также, что каждого воспитанника нужно гото-вить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста. Для решения этой проблемы наиболее важно создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие развитию личности.

В детском доме № 9 были созданы условия жизни для детей но типу отношений в обычной многодетной семье с использованием разных форм их организации:

Семейные смешанные группы, в которых роль родителя игра-ет воспитатель;

Группы семейного подряда, где роли и штатные должности воспитателей занимают члены одной семьи;

Группы со свободным проживанием за пределами детского дома, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усынов-ления, т. е. оставаясь под попечительством детского дома.

Педагоги и специалисты детского дома проводят комплекс заня-тий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни.

Специалистами совместно с воспитателями и учителями ведутся курсы:

- «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство с государственными учреждениями, эти знания дают возможность определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за-полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета
и Др.;

- «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усво-ение санитарно-гигиенических норм и правил, вопросы семейных, половых отношений и т.д.;

- «Правоведение», включающий различные юридические эко- номические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Российской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России;

- «Умение пользоваться деньгами». Практически все воспитан-ники старше четырнадцати лет работают на малых предприятиях детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам про-цесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практи-чески бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с други-ми социальными структурами. Проводятся встречи с людьми раз-ных профессий, организуется посещение профессиональных учи-лищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом районного цен-тра занятости населения проводится тестирование будущих вы-пускников и профориентационная работа.

Интересен опыт детского дома-школы №46 Санкт-Петербурга, в котором сложилась целостная система профориентащюнной пе-дагогической работы, способствующая формированию социально зрелой личности, владеющей социально-правовыми знаниями, уме-ниями и навыками. Данная система включает основные направле-ния деятельности специалистов (учителей, воспитателей, психоло-гов, социального педагога) на протяжении всего периода пребыва-ния ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).

В первые годы проживания в детском доме основное внимание уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятель-ности, выявляются трудности, возникающие у ребенка при обуче-нии, общении и т. д., осуществляется разработка программы реаби-литации с учетом рекомендаций службы сопровождения, выделя-ется среди детей группа риска, с которой организуется специальная профилактическая работа но предупреждению и коррекции нервно-психических нарушений и девиантного поведения .

Особое внимание в этот период уделяется созданию благопри-ятного микроклимата в группах, классах, в детском доме-школе в целом, условий общения и жизнедеятельности, которые направле-ны на позитивное развитие личности ребенка.

В последующие четыре-пять лет идет создание условий для рас-крытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом разви-тии. Условно этот период носит название «Воспитанник детско-го дома*. Большое внимание уделяется организации комплексной помощи в преодолении трудностей в обучении, поведении, обще-нии, профилактике вредных привычек. Используются разпообразные формы и методы комплексной работы по социализации воспи-танников через учебно-воспитательный процесс.

При этом учитывается, что воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суж-дений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современно-го бытия.

Основное внимание уделяется:

Выработке у воспитанников детского дома умения самостоя-тельно решать жизненные проблемы;

Осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ-ствующей формированию у подростка устойчивой тенденции ори-ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;

Воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции;

Подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в изменяющихся социально-экономических усло-виях.

Реализации намеченнв!Х задач способствует созданное в детском доме тесное содружество детей и взрослых, связанных едиными за-дачами, деятельностью и гуманными отношениями. Одно из глав-ных мест в работе педагогов занимают беседы и воспитателвскпс часы, которые регулярно проводятся в каждой из групп. Их тема-тика зависит от возраста воспитанников, их интересов и перспек-тивных задач данного этапа.

Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера, праздники, экскурсии, фестивали, помогающие ребенку по-лучить представления об истории России и Санкт-Петербурга, ос-новах экологии, охраны здоровья, рационального питания, органи-зации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.

Известно, что детям, имеющим проблемы в поведении, обуче-нии, общении и здоровье, требуется особая забота и поддержка. На основании составленной индивидуальной программы работы с каждым ребенком служба меди ко-психолого-педагог и чес кого со-провождения совместно с социальным педагогом и воспитателем группы продумывает план реабилитации. Сюда включаются кор-рекциопные занятия с учителем-дефектологом и логопедом, допол-нительные уроки по программе общеобразовательной школы, про-ведение психотерапевтических занятий с использованием элементов музыкотерапии, арттерапии и других современных технологий. На каждого ребенка воспитатель ведет дневник развития личности, ко-торый позволяет проследить динамику развития, скорректировать воспитательный процесс, который требует особых приемов и мето-дов работы.

Огромное значение для становления самостоятельной личности воспитанника имеет предоставляемая ему на этом этапе возмож-ность участия в самоуправлении. Оно формирует у подростков са-мостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплиниро-ванность, коллективизм, гражданственность, уважение к правам человека и др. Дети следят за соблюдением чистоты и уюта в детском доме, за поведением младших, проверяют качество вы-полнения домашнего задания, контролируют дежурство групп. В детском доме традиционными становятся дни самоуправления, ко-гда воспитанники самостоятельно планируют день, работают в ро-ли воспитателя, социального педагога, представителей администра-ции. Дети тщательно готовятся к подобным мероприятиям, доро-жат возможностью почувствовать себя взрослыми, ответственными людьми.

Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приоб-ретают также благодаря участию в разнообразных видах деятель-ности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить по-тенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элемента-ми коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.

В работе с воспитанниками старшего школьного возраста ак-туальным становится поиск путей подготовки к выпуску социаль-но-зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому в данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возник-нуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют учеб-но-воспитательную деятельность в нескольких направлениях.

Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонно-стей, интересов, возможностей каждого воспитанника; налажива-ние взаимодействия с учреждениями профессионального образова-ния по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.

Специфика профориентационной и профконсультационной ра-боты с. подростками в детском доме определяется несколькими об-стоятельствами. С одной стороны, у них необходимо сформировать перспективу профессиональной деятельности, где обучение в техникум или училище является лишь первой ступенью, а с другой — развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятельности, которые делали бы жизнь под-ростка (сейчас и в дальнейшем) духовно богатой.

В детском доме утвердились три основных направления профес-сионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе пре-подавания в школе, во впеучсбной и внеклассной работе в детском доме и в различных видах трудовой деятельности и общественно-производительного труда.

Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в определенной системе. В данном случае используются не только рассказы, книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкас-су, на вокзал, в поликлинику, магазин и т.д.), с последующим об-суждением вынесенных впечатлений. Особое внимание во время бе-сед уделяется содержанию профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии, формам получения образования, позволяющего освоить необходимые профессиональные навыки.

Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области де-ятельности, которая соответствует профессиональным намерениям выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как только при этом условии человек может личностно реа-лизоваться в профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентацией ной работе в детском доме, как правило, делает-ся на возможность быстрого достижения экономической самостоя-тельности через выбранную профессию.

Для достижения указанной цели в каждой группе детского до-ма разработан план мероприятий, где согласно возрасту детей про-водятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, те-мы бесед: «Мы для общества, общество для нас», «Ты и коллек-тив», «Поговорим о выборе профессии». «Профессиональная при-годность (беседа с врачом)», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы; про-водится анкетирование: «Выбор профессии. Цель в жизни»; цикл интересных встреч с представителями разных профессий: «Меди-цина и профессии, с ней связанные», «Российская армия (рода войск, обязанности военнослужащих)», «Современный воин —кто он» и т. п.

Расширению представлений подростков о будущей профес-сии способствует посещение «Дней открытых дверей» в сред-них специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование инди-видуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии.

Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими но-вых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подго-товка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осу-ществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрело-сти (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и ин-тересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе.

Тестовый опрос и анкетирование выпускников проводится с це-лью уточнения содержания и направленности дальнейшей индиви-дуальной коррекционной работы, а также изучения уровня сфор-мированности социализации выпускника.

По результатам анкетирования выпускники, которые показыва-ют посредственные и плохие результаты, включаются в группу рис-ка и в дальнейшем находятся под постоянным наблюдением специ-алистов детского дома. Для них в индивидуальном порядке разра-батываются рекомендации для воспитателей с целью корректиров-ки дальнейшей воспитательной работы; устанавливаются наиболее продуктивные пути и формы помощи воспитаннику при выходе из детского дома.

После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помога-ющий им успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

Воспитатели, социальный педагог, администрация детского до-ма поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности быв-ших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.

Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охран-ных законодательных и нормативных документов в отношении вы-пускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпуск-никам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Ежегодно социальный педагог или представители администра-ции детского дома посещают выпускников предыдущего года вы-пуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное™ выпускника в обществе. При посе-щении выпускников по адресу регистрации применяется метод бе-седы.

При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (наличие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, матери-альное обеспечение, отношения с родными и т.д.).

По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровожде-ния, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данно-го выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов.

В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной системати-ческой работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить це-лостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает поло-жительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем.

Просмотров