Упражнения для сенсорного развития детей. Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию, используемые в коррекционной работе логопеда. «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-5 лет

Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий

Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева ООО «Издательство ГНОМ и Д»

Развивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию, адресованы детям 3-5-и лет (а также для детей с задержкой психического развития) и могут с одинаковым успехом использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных учреждениях.

Подборка игр и упражнений сделана по материалам программы "Развитие" и может служить пособием для педагогов, работающих по данной программе, а также по любой из программ, рекомендованных для дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что в пособии представлено описание игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей младших дошкольников.

Возраст 3-4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой - составляет фундамент общего умственного развития - развития мышления, памяти, воображения,

Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра); формы (пять геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); величины (три градации - большой, средний, маленький).

Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); геометрическими фигурами, градациями величины. Затем развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета по светлоте, вариантах геометрических фигур, сериационных рядах из предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин). Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения все более сложных глазомерных действий.

В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины,

Предлагаемые вашему вниманию задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений, рекомендации к их проведению, а также иллюстрированный материал в виде цветных таблиц к каждому занятию. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых)*.

Для успешного проведения занятий взрослому важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.

Надеемся, что предлагаемые игры и игровые упражнения понравятся и детям, и взрослым!

При проведении групповых занятий количество материла должно соответствовать числу детей. Некоторые игры, наиболее сложные для изготовления, содержат материал на подгруппу детей (игры: "Разноцветные комнаты", лото "Цвет", "Геометрическое лото", лото "Цвет и форма").

СПРЯЧЬ МЫШКУ

Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.

Материал.

Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы, мягкая игрушка - кошка.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.

Когда все дверцы закрыты, приходит кошка - «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.

Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.

Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.

В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Цель. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.

Материал.

Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.

Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.

Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой - по одной фигуре каждой формы.

АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК-«ЧЕЛОВЕЧКОВ»

Цель. Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.

Материал.

Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»;

у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой - с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую - прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.

КТО ГДЕ СПИТ Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Материал.

Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);

у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» - один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.

Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем взрослый предлагает поиграть с маленькими фи-гурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ

Цель . Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

Материал.

Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.

Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки, в синюю - все синие и т. д.).

Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».

Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».

ПОСТРОИМ БАШНЮ

Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".

Материал.

Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький);

у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).

Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу - самый большой квадрат, затем - поменьше, затем - самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где - лисе (чуть повыше), а где - мышке (на самом верху).

После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.

ЛОТО «ЦВЕТ»

Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.

I вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.

Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.

II вариант.

Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.

Материал. Тот же.

Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.

Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.

ГОСТИ

Цель. Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.

Материал.

Картонные круг и овал с нарисованными лицами - фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала - «домики» фигурок- « человечков »;

у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров - по 3-4 шт.

Взрослый предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал - вытянутый).

Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы - на листе с контуром овала.

Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).

АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»

Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.

Материал.

Образец аппликации елочки;

у ребенка - по 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).

НАКОРМИМ МИШЕК

Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.

Материал. Картинка с изображением 6-8 мишек, стоящих по росту, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6-8 мисочек убывающей величины.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке - самую большую миску, тому, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, - выбирать самую большую из оставшихся.

Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.

ОКРАСКА ВОДЫ

Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».

Материал. 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть;

у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.

Взрослый предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», - набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.

Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков - светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.

Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.

ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР

Цель . Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.

Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала).

у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка.

Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.

Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.

После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО

Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).

Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):

круглой - часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной - коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной - дыня, слива, лист, жук, яйцо;

прямоугольной - портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной - елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой - мяч, яблоко, квадратной - коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.

Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2-3 раза с новыми фигурами.

СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ

Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.

Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.;

у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.

Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.

Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.

ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ

Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Материал. У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины - «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка - лиса.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.

Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.

ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА

Цель. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте.

Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.

Взрослый показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом - потемнее, затем - самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного синей краски, можно сделать светло-синий цвет, добавив побольше синего - цвет потемнее.

Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый - светло-синий, второй - более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.

Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).

ИГРА С МЯЧОМ

Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.

Материал. Мяч, 5-6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф - его не достать с пола, то низко - мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.

Игра повторяется несколько раз.

В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.

Материал. Картинка с изображением радуги;

у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот.

Ни одну, ни две, ни три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

Взрослый обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.

АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ »

Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.

Материал. Образец орнамента: в центре - зеленый квадрат, по углам - красные круги;

у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.

Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие - по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.

Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.

ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»

Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.

В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается - фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.

Примечание. В начале ребенку даются 1 -2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться.


Разделы: Работа с дошкольниками

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Движения (в том числе речь и письмо) - главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт - внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.

Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus - чувство, ощущение) - психический процесс; моторика - двигательная активность.

Психомоторное развитие создает потенциал для познавательной деятельности ребенка. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций - эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, математическими знаниями, письмом.

Сенсомоторные координации начинают функционировать с рождения. В дошкольном возрасте необходима их постоянная тренировка.

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, показали важность создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов.

Цели работы в этом направлении: развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики, познавательной деятельности;формирование пространственных представлений; развитие умений инавыков, организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей, которые реализуются в нескольких задачах:

1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.

2. Развитие сенсорных процессов;

3. развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;

4. Освоение мелких движений;

5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений

6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль 7.отработка навыка мышечного расслабления;

8. развитие сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга;

Методы, используемые в работе:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)

Рассматривание рисунков, предметов;

Свободное и тематическое рисование;

Упражнения подражательного, творческого характера;

Конструирование; лепка; изготовление аппликаций из различных материалов;

Схематическое изображение предметов;

Игровые ситуации; создание проблемных ситуаций

Обсуждение прочитанного; заучивание стихотворений.

Коррекционно-развивающая работа проводится педагогом-психологом по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование, критичности, оценки и самооценки.

В занятия включаются:

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. (повышающие энергетический потенциал: самомассаж ушных раковин, стоп , перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и др.)

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

массаж кистей рук, работа с пальцами рук (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

"Путешествие по телу" я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,
на руках - запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!

Массаж биологически активных зон "Снеговик" (для профилактики простудных заболеваний).

Раз - рука, два - рука. (Вытянуть вперед одну руку, потом - другую)
Лепим мы снеговика. (Имитировать лепку снежков.)
Три - четыре, три-четыре, (Погладить ладонями шею.)
Нарисуем рот пошире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (Кулачками растереть крылья носа.)
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас. (Приставить ладони ко лбу "козырьком" и растереть лоб.)
Семь и восемь, семь и восемь -
Мы плясать его попросим. (Погладить колени ладошками.)

Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и особенностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации, равновесия).

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

"Улыбка"- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Хоботок" - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

"Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

"Кулак - ребро - ладонь" - На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

"Лезгинка" - Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

Дыхательные упражнения: (упражнения, содержащие равные по времени вдох-задержка-выдох-задержка) Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

"Подуем на снежинку" - вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.

"Облако дыхания" - исходное положение - стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. Соединение дыхания и движения для концентрации внимания.

Упражнения по оптимизации тонуса и обучение необходимым приёмам релаксации.

Упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, снятию напряжения. Нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость):

"Снеговик" - представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Обучение приёмам сохранения зрительного анализатора. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма, снимают напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

"Глаз - путешественник" - Развесить в разных углах и по группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Упражнения по развитию представлений о пространстве и времени, умению ориентироваться в пространстве. Ориентация в пространстве и собственном теле - активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

Упражнения на развитие формы, цвета, величины.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это делает работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости) и др..

Предложенные занятия позволяют научить детей:

а) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении мелких и крупных движений, выполнять целенаправленные действия руками;

б) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;

в) узнавать и называть эталоны, выделять эталон из множества;

г) соотносить эталон с признаком предмета;

д) определять последовательность событий;

е) ориентироваться в пространстве и др:..

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические работы.. Во время занятий мы создаем для детей игровые ситуации, что повышает их мотивацию. Например, мы кладем рисунок под прозрачную пленку, и ребенок обводит существующий рисунок и раскрашивает его через пленку. Затем мы достаем "оригинал", ребенок видит, что он сделал, и это доставляет ему большое удовольствие.

Тем самым достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки - это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, активизируется имеющийся словарный запас.

Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости. Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия в средней группе. Приложение 1

Литература.

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 349 с.
  2. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  3. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. - 94 с.
  4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
  5. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с
  6. . М. Ю. Картушина "Быть здоровыми хотим". Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.
  7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.

Десять эффективных сенсорных упражнений

Новый , полученный в игровой форме под руководством взрослого, может помочь здоровому развитию ребенка. Предлагаем вашему вниманию десять интересных и занятных упражнений, которые помогут укрепить здоровье вашего малыша.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Учимся ораторству (зона рта)
Покажите малышу эти звуки, артикулируя нарочито избыточно. Попросите ребенка повторить за вами.

  • Гудим как пчела
  • Щелкаем языком
  • Вытягиваем губы и громко чмокаем ими
  • Широко открываем рот и говорим: «А-А-А-А-А-А-А-А»
  • Крепко смыкаем губы и говорим: «М-М-М-М-М-М-М-М»
  • Надуваем щеки, будто это шарики, и шлепаем по ним ладонями, спуская шарик
  • Вытягиваем язык так далеко, как только можем
  • Корчим рожи - чем смешнее, тем лучше
УПРАЖНЕНИЕ 2: Полет по приборам (слух)
Ведущий намечает простой, безопасный курс. Ведомый становится в пункт отправления, ему завязывают глаза. Ведущий дает словесные команды, например: сделай три шага вперед и поверни направо.

По мере роста контакта между участниками, маршрут может становиться сложнее, в игру можно вводить препятствия, которые нужно обойти. За игрой должен присматривать взрослый, чтобы она была еще веселее и увлекательнее, можно записывать попытки игроков на видео и затем просматривать для поиска и исправления ошибок.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Копируем рисунок (зрение)
Вырезаем картинки из журналов или используем фотографии. Используем стираемые сухие фломастеры и полупрозрачный пластиковый лист: просим ребенка перерисовать контуры какого-то предмета с фото на лист так, чтобы все детали совпадали.

Затем мы помещаем лист поверх картинки и смотрим, насколько линии соответствуют друг другу. Стираем неудавшиеся черточки и наводим вместо них правильные. Когда малыш набьет руку, можно предложит ему от простых объектов (мяч, чашка) перейти к более сложным - мебель, игрушки, люди.

УПРАЖНЕНИЕ 4: На ощупь и на запах (обоняние)
Для этого упражнения вам понадобятся пустые контейнеры, ватные шарики, аромомасла и кусочки ягод и фруктов. На ватный шарик мы капаем одну или две капли масла. Если малыш еще мал, начинайте с запахов, которые ему хорошо знакомы: апельсина, малины или лимона.

Помещаем каждый шарик в отдельный контейнер и кладем съедобные кусочки перед малышом. Завязываем ему глаза. Даем контейнер с шариком, просим вдохнуть аромат и наощупь найти съедобный аналог.

УПРАЖНЕНИЕ 5: Настройка на ритм (слух)
Стучим на столе простой ритм и просим ребенка повторить за вами. Меняемся ролями: малыш задает образец, а вы - копируете. Начинаем с нескольких ударов и делаем мелодию все сложнее и длинней. Не ограничивайтесь только ладонями и костяшками пальцев! Самодельную перкуссию можно соорудить из таких подручных инструментов, как:

УПРАЖНЕНИЕ 6: Лягание ослика (вестибулярный аппарат)
Занимаем вертикальное положение. Нагибаемся и кладем обе ладони на пол. Проверяем, что за нами никто не стоит, и подпрыгиваем, опираясь лишь на руки и лягая воздух ногами.

УПРАЖНЕНИЕ 7: Горячая лава (проприоцепция)
Разбрасываем по полу . Пол - это расплавленная лава, а - безопасные островки. Нужно прыгать с на , уворачиваясь от папы (ему отдана роль лавового дракона). Завершить веселье можно боем с , который так любят многие дети!

УПРАЖНЕНИЕ 8: Революционная техника рисунка (проприоцепция)
Нам понадобятся легко смываемые темперные краски, большой лист бумаги и вкладыши от жвачки в больших количествах. Выдавливаем на лист точки или небольшие полоски краски и кладем поверх них вкладыши. Предлагаем ребенку стать босыми ногами на вкладыши и совершить как можно больше прыжков по всей поверхности листа. Моем ноги, отдираем вкладыши и наслаждаемся получившимся шедевром живописи!

УПРАЖНЕНИЕ 9: Отражение (зрение)
Это - парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Для ребят постарше упражнение можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

УПРАЖНЕНИЕ 10: Пальчиковые краски без мытья рук (осязание)
Если вашему малышу неприятны ощущения от краски на пальцах, но вы хотели бы, чтобы он пробовал рисовать, поступите следующим образом. Налейте в прозрачный полиэтиленовый пакет несколько капель разных видов краски и заклейте свободный конец скотчем. Все тем же скотчем прикрепляем пакет поверх белого листа и предлагаем ребенку стать художником.

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Другие публикации по теме данной статьи:

В этой статье мне бы хотелось раскрыть тему сенсорной интеграции немного подробнее. Вы найдете подбору из 12 простых упражнений сенсорной интеграции, направленных на коррекцию трудностей в развитии ребенка.

  • Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции
  • 12 упражнений для сенсорной интеграции
  • On line сопровождение ребенка в школе развития речи «Круг общения»

Немного о сенсорной интеграции

Нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Расстройство сенсорной интеграции описывает ситуацию, когда этот процесс работает неправильно. Нарушение сенсорной интеграции — это состояние, при котором мозг испытывает проблемы с получением и реагированием на информацию, поступающую через органы чувств.

Некоторые люди могут быть сверхчувствительными к обычным, казалось бы, вещам в окружающей среде. Обычные звуки могут быть болезненными или излишне громкими для них, легкое прикосновение ткани может раздражать кожу. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции может казаться неловким, неуклюжим, иметь трудности с координацией движения. Таким детям сложно общаться, участвовать в разговоре или играть.

Дети с расстройством сенсорной интеграции испытавют значительные проблемы с обучением и если им не помочь, то их способность к успеху в учебе будет существенна снижена этими нарушениями. Кроме того, стресс, вызванный таким состоянием, может привести к тревоге, депрессии или проблемам с поведением. Проблемы сенсорной интеграции чаще выявляются у детей. Но они могут также повлиять на взрослых.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции, терапия методом сенсорной интеграции

Нарушение сенсорной интеграции может повлиять на одно или несколько из органов чувств, например, слух, осязание или вкус, человек может быть чрезмерно или недостаточно чувствительным в тех сферах, с которыми у них есть сложности.

Кому-то шорох карандаша по бумаге может причинить значительный дискомфорт, заставить кричать или закрывать уши. Другой может избегать прикосновения, либо носить одежду только определенных цветов, либо из определенных материалов и т.д.

Кто-то не ест красное (борщ, свеклу, помидоры), а кто-то ест только хрустящее – чипсы, сухари, печенье.

Кто-то излишне чувствительный, а кто-то наоборот не обращает внимание ни на что вокруг.

Такие дети могут не реагировать на сильную жару, холод или даже боль.Многие с расстройством сенсорной интеграции в детстве страдают недостатком внимания из-за сложности сосредоточения. Они становятся тревожными по мере взросления. Эти дети часто плохо переносят перемены – новые места, новые правила. .

Терапия методом сенсорной интеграции

Терапия зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Но в целом, задача помочь детям научиться использовать свои сенсорные системы для ежедневного взаимодействия. Которое они обычно не очень хорошо переносят и помогает им привыкнуть к предметам или явлениям, которые они не могут терпеть.

Лечение проблем сенсорной обработки называется сенсорной терапией. Цель сенсорной терапии состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку в веселой, игровой форме, чтобы он или она могли научиться адекватно реагировать на изменения в окружающей среде.

Более подробную информацию о том, как самостоятельно проводить занятия по развитию активной речи ребенка дома, Вы можете прочитать в статье . А далее представлены примеры упражнений для сенсорной интеграции.

12 упражнений для сенсорной интеграции

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

2. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

3. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

  • аппараты, производящие звуки природы;
  • аппараты белого шума;
  • ароматические лампы;
  • ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
  • расслабляющая музыка;
  • утяжеленные одеяла;
  • физические нагрузки перед отходом ко сну;
  • вибрирующие матрасы и подушки;
  • спальные мешки.

4. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

5. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия

Ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

7. Массажеры, вибрирующие игрушки

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • Массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щётки.

8. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

9. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

10. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

12. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
Ароматические приспособления (диффузеры, лампы)
Мягкие подушки и одеяла
Пузырьковые трубы
Кресла-мешки
Массжаные кресла и маты
Расслабляющая музыка
Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

Тактильные маты и мячи
Кресла-качалки, гамаки, качели
Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
Интерактивные пузырьковые трубы
Прожекторы жидкого света
Машины для мыльных пузырей
Утяжеленные одеяла и игрушки
Тактильные игрушки
Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты

Игры подобраны по материалам:
http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html
Перевод: Дейнега Екатерина

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда.

Просмотров