Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я Занятия по развитию эмоций

2.2Структура занятий по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы проходит имеет три направления Миславский Ю.А. Психология: Учебник.-СпБ «Парус», 2005. - 304 с. :

Педагог-психолог - дети. Работа включает в себя следующее:

* проводиться диагностика, где выявляется уровень развития ребенка при поступление в дошкольное учреждение

* выявляется факторы риска в развитии детей

* индивидуально обследуется каждый дошкольник по просьбам воспитателей и родителей;

* реализуются коррекционно-развивающие работы в виде занятий.

Работа психолога с детьми, строится по специальным программам, учитывается возраст детей.

Педагог-психолог - родители:

1) Установление контактов с родителями

2) Проведение консультаций с родителями

3) Проведение клубов, собраний

4) Выход по дальнейшей работе с ребенком

5) Анкетирование для родителей Важно отметить, что на всех этапах работы, нужно учитывать индивидуальность родителя, культуру воспитания.

Педагог-психолог - педагоги группы

Работа заключается в следующих задачах:

*ознакомление педагога индивидуальностью эмоционального развития ребенка 5-7 лет;

* обучение способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

* помощь при создании условий, способствующих улучшению эмоционального развития ребенка, его положительные стороны. В работу психолога с педагогами входят такие формы, как индивидуальные консультации, семинары - практикумы, тренинги, с целью ознакомления с индивидуальными особенностями детей и выработки единой стратегии воспитания. Систематически для педагогов проводятся релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, используем различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации. Все это способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно влияет и на повышение чувства комфорта у детей.

Взаимодействие специалистов по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка. Согласно рекомендациям, полученным на каждого ребенка на ПМПк, разрабатывается программа работы с данным ребенком, цель занятий оказать помощь родителям, педагогам, детям помощи по предупреждению негативных последствий нарушений на эмоциональном уровне.

Работа в системе поможет ребенку осознать психические процессы как (ощущение, мышление, воображение и др.), их регуляция. В этом может помочь сенсорика, которая способна заставить ребенка полюбить мир прекрасного. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного аппаратов способствует эмоциональным проявлениям малыша.

В работе специалистам нужно также знать возрастные особенности сенситивность периодов.

Педагогическая работа идет поэтапно. Хотелось бы остановиться немного о таком виде деятельности как игра, в этом возрасте, да и в мире дошкольного возраста, она играет главную роль, Игра способствует позитивным умениям как в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, способна сформировать новые формы поведения». Игра благоприятно влияет на обстановку, отсюда происходят эмоциональные проявления, творческая самореализация. В ролевом перевоплощение ребенок 5-7 лет получает эмоциональный фон, который оформляется в экспрессивные действия. Сенсорные игры, помогают ребенку активизировать механизмы эмоционального отклика, и непосредственно приводят в действие эмоциональную сферу в целом Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник.- М.: «Академия Развития», -2007-315 с. . Нужно учесть, что данного вида игры требуют тщательной подготовки, и их положительная сторона в том, что они более привлекательны для детей этого возраста. Эмоционально-экспрессивные игры, их задача помочь раскрепостить мимику, моторику, жестикуляцию, создать благоприятную почву для проявления индивидуальности. Статистика показывает что, сейчас происходит увеличения детей с нарцшеннием эмоциональной, коммуникативной сферы, дети агрессивны, с низкой самооценкой, они пытаются показать, что у них все получается, но не могут поверить в свои сил, о сверстниками бойся общаться, стараются их избегать, а если не бояться, то часто бывают конфликты, у детей патологией речи, высокое эмоциональное напряжение, как в ожидании речевого общения, так и в процессе его. Поэтому с такими детьми нужно применять метод релаксации, который способствует снижению мышечного тонуса. Сделаем вывод в работе специалистов логопеда и психолога должна быть взаимосвязь, система работы, некий алгоритм, который поможет и позволит изменить уровень лексического развития и речевого общения детей, а также способствует преодолению общего недоразвития речи в целом. Эмоции проявляются не только в речи, но и движении, в этом помогает в образовательных учреждениях физическая культура, Здесь инструктор должен охватить всех детей, если есть малоподвижные, как можно больше удалять им внимания, при проведении игр давать таким детям роль ведущего.

Работа с родителями

Важнейшим компонентом эмоционального развитии - привязанность к родителям это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями. Специалисты советуют родителям каждое утро начинать с проведения эмоционально-стимулирующую гимнастики. Гимнастика позволит приобрести положительные эмоции и хороший тонус на целый день, обеспечить динамику в освоение движений. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поэтому педагогам рекомендуют проводить работу по профилактике психоэмоционального напряжения у малышей. Основные принципы, при планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения у детей:

1. ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка;

2. учет направленности его интересов;

3. обеспечение свободы выбора и волеизъявления;

4. безоценочный подход к детям.

При встречах с родителями педагог старается донести всю важность проблемы нарушений в эмоциональной сфере детей, объясняет причины возникновения данных проблем в поведении детей. Неблагополучные взаимоотношения между родителями являются причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в различных видах деятельности. Представлена такими деятельностями как театрализованная и изобразительная, давайте их, рассмотрим, Театрализованная деятельность это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, здесь формируются духовные ценности, которые развиваются эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым события. С этой целью в учреждениях проедят утренники, кружки, праздники, есть так называемая «театрализованная пятница». Ребенок как участник театрализованных представлений попадает в мир прекрасного, этим самым создается для него благоприятная атмосфера для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети, которые активно участвуют, показывают вое отношении в мире своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Изобразительная деятельность также помогает развитию эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. На занятиях по изобразительной деятельности нужно стараться удалять вниманию не на операционную стороны рисования, а на технику владения, то, как использует материал. Применив изобразительную деятельность в процесс работы с детьми 5-7 лет можно понять детские эмоции, их внутреннее состояние, положительную или отрицательную динамику, если есть нарушения вовремя их корректировать. Благодаря видам деятельности педагог может понять мир эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. Будущие педагоги должны научится понимать мир ребенка, который проходит через его эмоции, помочь если что-то не получилось

Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

В эксперименте, приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с № 190 «Журавушка». В эксперименте были использованы методики и тесты, по диагностике уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа нашего эксперимента заключается в определении уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)...

Особенности познавательного развития детей раннего возраста

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным...

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

При помощи различных игр, таких как ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет, однако нужно учесть следующие правила Гордеев О.С. Педагогика детства: Учебник.-М.: «Альянс», 2009.-278 с...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе

Название программы: программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1). Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста...

Психологические особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Эмоции являются особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, придающим им целевую характеристику и побуждающим субъекта к решению задач о способах достижения предмета потребности. Из этого следует...

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

1. «ЛЕСЕНКА» ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)...

Развитие художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики

За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности...

Разделы: Школьная психологическая служба

Тема: Мир эмоций

Цели:

  • Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
  • Классификация эмоций.
  • Формирование саморегуляции поведения.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме.
  • Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
  • Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.
  • Научить анализировать художественное произведение с точки зрения эмоционального
  • восприятия.
  • Способствовать обогащению эмоциональной речи ребёнка через синонимы.
  • Моделирование эмоций.

Оснащение:

Набор пиктограмм эмоций, техническое оснащение, музыка спокойная для релаксации, коврик, текст сказки «Три медведя» на диске и карточках для каждого участника, карандаши, фломастеры, бумага, «Цветок» настроения, экран настроения, природный материал для моделирования (камушки среднего размера, веточки, макаронные изделия, крупа…) и ёмкость для них, набор фото-эмоций детей, ёмкость с водой, мягкая игрушка, зеркало каждому ребёнку, «волшебный» мешочек, цветные шнурки, досочки с отверстиями, скотч, кусочек краски или глины.

Продолжительность занятия: 40 минут

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ритуал приветствия «Цветок»

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте.

Психолог: Хорошо, а теперь начнём наше занятие по традиции с определения нашего настроения.

У меня в руке цветок,
Он красивый такой.
Выбирайте лепесток
Всё равно, какой.

(Дети выбирают лепесток, прикрепляют его на экран настроения, садятся на место)

Психолог: Возьмите в руку мягкую игрушку, передавайте ее по кругу, расскажите о своём настроении и какому цвету оно соответствует.
– Спасибо!

II. Закрепление пройденного материала

Демонстрация слайдов с фото (Приложение 1 )

Психолог: Давайте посмотрим на фото и попробуем определить настроение и эмоцию людей.

III. Разминка «Угадай по лицу» (игра малой подвижности)

Цель: учимся контролировать свои эмоции, развитие произвольности.

Ход: Дети встают в один рядок, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.

IV. Дидактическая игра «Весёлая шнуровка» (Приложение 2 )

Психолог: Любую эмоциюможно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам вот такие дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

  • радость – счастье
  • грусть печаль
  • удивление – восхищение
  • страх – тревога
  • горе – печаль
  • злоба – недовольство
  • ярость – гнев
  • радость – веселье
  • испуг – страх и т.п.

(Ведущий раздаёт дидактический материал и показывает, как с ним работать. Желательно раздать наборы различающиеся по содержанию.)

Обсуждение результатов.

V. Анализ сказки «Три медведя» (раздать детям карточки с текстом сказки)

Психолог: Ребята, я принесла вам этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки, подчёркивая цветным карандашом.
Звучит сказка, дети работают на листочках: радость, гнев, страх, грусть, удивление .

Обсуждение результатов.

Психолог: Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.

VI. Исследовательская игра «Вода»

Психолог: Ребята, у меня в мешочке осталась ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на неё изображено. Это – спокойствие.
– Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя. (Когда Маша спит…)
– Покажите с помощью зеркала спокойствие. (Работа с зеркалом)
– Сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойна. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет. Настроение испортилось.

VII. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. (Звучит спокойная музыка)

Ложитесь на коврик, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко... (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.)

VIII. Рефлексия в рисунке. Моделирование

Дети усаживаются на свои стульчики.

Психолог:

У меня в руке ведро,
Вот: волшебное оно.
В нём каменья непростые.
В нём каменья озорные.
Опусти в него ладошку
И возьми себе немножко. (Авторское)

– С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложи из камушек и веточек личико. (Дети могут работать в паре)
– Расскажи, что у тебя получилось.
– Какое настроение у вас бывает чаще всего.
– Какое задание тебе понравилось больше всего.
– Какое задание вызвало затруднение.

IX. Ритуал прощания «Цветок»

Психолог: В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно. Передаём мягкую игрушку по кругу. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроения. (Приложение 3 )

– Молодцы! До свиданья!

Литература :

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.

Цель занятия:

Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

Научить понимать свои чувства и чувства других людей;

Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Я люблю»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

class="eliadunit">

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Словарь терминов

Эмоция –это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость –это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5 слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка) .
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9 слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача (10 слайд).

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые) – 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается) – 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) – 15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. (16 слайд).

Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»

– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).

Игра «Волшебный мешочек»

– Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19 слайд).

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание (20 слайд). Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась (21 слайд).

Упражнение «Башня радости»

– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22 слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).

– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?

– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.

Список литературы:

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина . – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

Просмотров