Деловая игра для воспитателей взаимодействие с родителями. Деловая игра «Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей. Упражнение «Манипуляции. Колобок и Лисица»


1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение 2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 3. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера




Все педагоги считают необходимым тесно сотрудничать с семьей для успешного воспитания. Все педагоги стремятся учитывать в своей работе пожелания родителей. Большинство педагогов считают, что делают все возможное для достижения сотрудничества с родителями. Педагоги детского сада используют следующие методы и формы работы с родителями: - родительские собрания - консультации - индивидуальные беседы - анкетирование - посещение семей на дому - совместное творчество - праздники - рекомендации - мастер класс - выставки - общение в интернете - проводят семинары - размещают печатные материалы в уголках для родителей Все педагоги считают данные формы работы с родителями – эффективными. Все педагоги стараются повысить свою компетентность в сфере общения с родителями, через: изучение литературы - советы с психологом - Телепередачи - курсы повышения квалификации - интернет


В процессе общения, возникают трудности следующего характера: - родители не проявляют интереса к сотрудничеству. - избегают контакта с педагогами - не активны в жизни группы - проявляется непонимание со стороны родителей - наблюдается безответственное отношение к собственным детям - нехватка времени для взаимодействия с родителями - проявление скрытности в разговоре - не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.




Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...


Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.


Игра-инсценировка «Как поступить?» Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).


«Кто эта маска?» Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом. Предлагаю командам разыграть образы родителей: «Рубаха парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.




Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.



Деловая игра для родителей «Гармония общения»

Пляскина Елена Прокопьевна

педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 28»,

Психолого-педагогический центр «Лад»

г. Чита

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми .

Игра-разминка . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".

Давайте вспомним функции родительства.

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

Обеспечение безопасности

Обеспечение адаптации к жизни

Воспитание ребенка

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.

Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.

Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.

Например:

Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.

А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.

Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Упражнение «Список правил»

1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.

2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.

3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей?

Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.

Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

то, что мы хотели сказать,

что сказали,

что услышал собеседник,

что он понял,

что хотел сказать в ответ,

что сказал,

что мы услышали

и как его поняли .

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.

Как мы слушаем детей и разговариваем с ними - целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.

Игра «Передай другому».

Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

Притча о понимании.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать

Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача - определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки -все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».

Освоение техники «я-высказывания»

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!

Ирина Луговская
Деловая игра «Педагог-родители: проблемы общения»

Одной из основных идей реформирования дошкольного образования на современном этапе является идея гуманизации, что означает правление высокой культуры общения , отношение к ребенку как к личности, уважение его прав и достоинств. А достичь этого можно, если между педагогом и семьей установлены отношения партнерства и сотрудничества, что предполагает равенство сторон, взаимопонимание, доброжелательность, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении этого сотрудничества.

Установление отношений взаимодействия и сотрудничества зависит в первую очередь от воспитателя, его стремление найти путь к сердцу родителей. Вот почему наиболее актуальной в настоящий момент является проблема взаимодействия «педагог - родители » .

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимообщение - именно они составляют одно целое - ОБЩЕНИЕ .

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения » (Антуан де Сент Экзюпери) .

Общение - это искусство . Общение - это не только способность вступать в контакт, но и умение внимательно и активно слушать, понимать и принимать себя и других, изменять друг друга в процессе этого общения . Ведь, как важно понимать кого то, добиваться того, чего хочешь, не унижая и не обижая другого человека.

Проблема общения педагога с родителями может решаться успешно лишь при условии высокой доверительности и взаимного уважения одной и другой стороны. А достичь этого не всегда просто : для этого необходимо терпение и заинтересованность, обаяние и авторитет личности воспитателя.

И сегодня наши родители и воспитатели будут путешествовать по сложной, но интересной и увлекательной стране общения . Игры, моделирующие жизненные ситуации общения , помогут нам.

Условия коллективной мыслительной деятельности.

1. Уважай мнение каждого.

2. Четко формулируй мысли.

3. Принимай мысль другого без искажений.

4. Если мысль принята - развивай.

5. Не согласен - возражай.

6. Возражаешь - предлагай.

7. Кто не согласен с мнением группы, имеет право высказать свое.

8. Соблюдай регламент.

Ход ИГРЫ:

I. Сообщение целей и задач

ЦЕЛИ : 1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме .

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,

Возражение, -дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме .

ЗАДАЧИ : подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач , упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта , умения убедить.

II. Деление на группы по ролям.

III. Определение экспертной группы.

1. Игра-разминка «Скажи другому комплимент»

Цель : всем участникам предлагается по очереди передавать в руки друг друга розу и говорить что-нибудь приятное. Это может касаться личных качеств, внешности, манер и т. д.

2, Обсуждение вопросов участниками двух команд

Какими бы вы хотели видеть сегодня взаимоотношения педагогов и родителей ?

Какого человека хотели бы Вы, чтобы видели в Вас родители

(воспитатели-коллеги?

общении друг с другом ?

(воспитатель) не прав?

3. Произнесите фразы с различными оттенками голоса :

«Прошу Вас» «Извините»

задумчиво,

требовательно,

виновато,

радостно,

с мольбой.

печально,

с сожалением,

заикаясь,

с удовольствием,

с мольбой,

вопросительно,

задумчиво,

4. Анализ педагогических ситуаций

«Телефон доверия» - отвечают воспитатели.

а) - Меня поразил вчера наш сын. Ему 5 лет. В автобусе он толкнул пожилую женщину. Мы, конечно, отругали его за это. Но, как нам воспитывать ребенка дальше? Каков ваш ответ родителям?

б) - Наш ребенок дома отказывается выполнять ту работу, которую он охотно выполняет в д/с. Посоветуйте, что нам делать?

Что вы ответите родителям?

5. Упражнение - откровение «Назовите 5 самых»

Ведущий громко произносит фразу : «Назовите 5 самых.»

а) «родители» и «воспитатели» сразу отвечают по очереди (упражнение проводится в виде соревнования. Побеждает та группа, которая дала более ответов).

НАЗОВИТЕ 5 САМЫХ

1. близких вам людей,

2. ласковых слов ребенку,

3. лучших слов выражения благодарности родителям,

4. веселых событий в жизни вашей семьи,

5. удачных слов-приветствий родителям,

6. главных дел,

7. дорогих мест,

8. хороших качеств личности вашего ребенка,

9. презираемых качеств человека,

10. несчастных явлений в жизни,

11. типичных замечаний детям,

12. вежливых слов, часто употребляемых в вашей семье,

13. ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя,

14. одобряющих ребенка высказываний воспитателя,

15. ценных качеств личности родителя, ; !f

16. обсуждающих ребенка высказываний воспитателя.

6. Решение конфликтных ситуаций

а) для родителей.

Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети сами одеваются, а воспитатель со стороны наблюдает за этим, высказала свое мнение : «Конечно, вам нет дела до того, как дети выйдут на прогулку. И шарфы не завязаны, и пуговицы не застегнуты, а потом они у вас болеют.»

Раздраженная Нина Яковлевна, проработавшая день без няни, ответила, что она за детьми не смотрит, на прогулку они выходят одетыми. «А вот Лена ваша до сих пор одеваться не научилась, хотя уже большая, ей 5 лет!» - парировала она. Слово за слово - и взрослые поссорились на глазах у детей.

1. В чем вы видите суть конфликта?

2. Найдите пути погашения конфликта.

3. Как вы думаете, кто в этой ситуации прав?

б) для воспитателей.

Воспитателей беспокоило поведение Светы : девочка не играла с детьми , на занятиях не отвечала на вопросы, была пассивна. Своими наблюдениями они поделились с мамой Светы, дали ей советы, как

(воспитатели-коллеги?

Какого человека хотели бы вы, чтобы видели в вас родители (воспитатели - коллеги?

Какие правила должны соблюдать воспитатели и родители в общении друг с другом ?

Что вы будете делать, когда увидите, что родитель (воспитатель) не прав?

задумчиво,

Правила поведения в конфликтной ситуации

1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.

2. Уметь поставить себя на место другого.

3. Дать возможность родителю высказаться.

4. Стараться говорить просто и по-существу.

5. Не расширять предмет конфликта, если надо - извинитесь, принято решение - примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.

6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.

7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.

8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.

9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.

10. После конфликта не избегать общения с родителями , а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним :

«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»

11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.

12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта - не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос :

«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»

Ведущий педагог дополняет ответы в случае необходимости. Зачитывает «5 способов поведения человека в конфликтной ситуации» .

*5 способов поведения человека - в условиях конфликта

1. «Уход» от возникшего противоречия, несогласия (перевод разговора в другое русло) .

2. «Сглаживание» один из способов погасить конфликт :

(один из собеседников либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на минуту («Да, я сегодня раскричался что-то» ).

3. «Компромисс» - конфликтующие стороны приходят к среднему решению («Позвоните попозже, это не срочный договор.» )

4. «Конфронтация» - самый неблагоприятный, когда никто не принимает во внимание позицию собеседника, его мнение. На примирение нет и намека.

5. «Принуждение» - собеседник, пользуясь своим нравом, запрещает даже разговаривать на тему, вызвавшую страшный спор.

Экспертная группа подводит итоги и определяет победителей.

Всех участников игры награждают цветами «Радость общения » и желают им не забывать золотое правило этики :

Относитесь к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Анастасия Полежаева
Деловая игра «Формы работы с родителями» с применением презентации

Подготовила:

Старший воспитатель Полежаева А. В.

Место проведения: музыкальный зал ОДО

Це ль: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями

План проведения:

Теоретическая часть «Что такое работа с родителями» (презентация)

Практическая часть – деловая игра «Формы работы с родителями»

Раздаточный материал памятки на каждую группу.

Подведение итога: обсуждение методических рекомендаций по взаимодействию воспитателей с семьей

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования

Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:

Задачи информативного плана

Задачи обучающего плана

Решение группы задач обучающего плана невозможно без того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть его развитие, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию называют «психологией доверия».

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)

Формы работы с родителями:

Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей

Традиционные

Нетрадиционные

Индивидуальные формы

Беседы, консультации

Наглядно-информационные информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Помощь отдельным семьям в воспитании с общественными организациями родителей (родительский комитет)

Обратить внимание хочу на 4 пункт: Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения. Главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис

Портрет современного родителя

Демократичные родители.

Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

Требуют от ребенка бесприкословного подчинения и не считают, что должны ему обеспечивать причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.

Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к школе, педагогам.

Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.

Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу, не хотят участвовать в воспитательном процессе.

Впрочем, родители бывают разными, и иногда их методы воспитания заставляют детей страдать либо превращаться в эгоистов. О том, что в общении с собственными чадами папам и мамам нужно находить «золотую середину», рассказал в своем ироничном и очень актуальном стихотворении «Какие вы родители?» поэт и сатирик Михаил Шварц, подчеркнув, что в вопросах воспитания детей никогда не стоит перегибать палку, иначе результаты могут оказаться весьма плачевными.

Сценарий деловой игры «Формы работы с родителями»

Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.

Необходимо разделиться на две команды.

Первый конкурс «Разминка»: вставь пропущенное слово. Сначала задания для одной команды, затем для другой.

Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу)

Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

Один из приемов активизации родителей. (Игра).

… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

Второй конкурс «Верно ли утверждение»

1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)

2. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)

3. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)

5. Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)

6. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).

Третий конкурс «Фразы для начала беседы с родителями»

Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.

Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «нежелательные» смысловые пары.

ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы:1,5,10,13,15.

«Нежелательные»- «Желательные» фразы: 2-8,3-17,6-4,7-9,12-16,14-11.

Четвертый конкурс «Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

Как Вы начнёте беседу?

2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. - Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Пятый конкурс «Назови три самых…» ласковых слов ребенку лучших слов выражения благодарности родителям типичных замечаний детям ценных качеств личности родителя удачных слов-приветствий родителям хороших качеств личности ребенка ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя одобряющих ребенка высказываний воспитателя.

Шестой конкурс «Аукцион педагогических идей»

Командам дается 5 минут, чтобы записать на листке как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей педагогов и детей.

Седьмой конкурс «Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки»

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»в) «По способу пешего хожденья»

Блиц – опрос: каждый педагог отвечает на один вопрос на выбор, называя номер вопроса.

Примерные вопросы:

Сколько раз в год проводятся общее родительское собрание? (2)

Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (3)

Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателей (День открытых дверей).

Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (Консультация)

Заочное консультирование – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная)

Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки-передвижки, плакаты)

Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду (Памятки, присутствие родителей в группе, анкетирование родителей)

Назвать метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: наблюдение; беседа; анкетирование; интервью с родителями; лабораторный эксперимент.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Внешний вид: подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда аккуратная прическа, чистые волосы. Туфли, а не тапки и шлепанцы. Проявление персонального внимания каждому ребенку: во время утреннего приема спросить: «Что ты увидел интересного по дороге в детский сад?», «Какое у тебя настроение?»

Трансляция родителям положительного образа ребенка. Педагог старается никогда не жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ващ ребенок лучше всех!»

Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д. при этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется

Если родитель поделился с воспитателем проблемами семьи, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться даже с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.

Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.

К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту.

Реализация инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.

Деловая игра с педагогами «Взаимодействие с родителями дошкольников».

Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашей деловой игре Взаимодействие с родителями дошкольников». Для проведения игры вам педагоги надо будет разделится на 2 команды (тренинг на раскрепощение педагогов: построиться по росту с закрытыми глазами, разделиться на команды по цвету волос, разделиться на тройки, разделиться на пятерки – это команды, оставшиеся- члены жюри, за каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Начинается игра с названия команд. (Предложить на листе нарисовать смайлик настроения до начала игры.)

Ведущий: Итак, 1 часть - разминка. Вопросы задавать буду всем участникам, ответы приниматься по очереди. Если участник затрудняется с ответом, просит поддержку у команды. Начиная свою просьбу со слов: «Друзья, помогите!»

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

3. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

4. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

5. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

6. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

7. Перечислите формы работы с родителями.

8. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны.

9. По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

10. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

Ведущий: 2 часть нашей игры - Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2. Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3. Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

4. «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

Ведущий: Последняя часть нашей игры – обучающая.

Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Родителей мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность дошкольной организации. Наша задача определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки:

1. Педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

Формы:

2. Включение родителей в деятельность дошкольной организации.

Задачи:

Формы:

Первое упражнение: «Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей». Чтобы лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Самый проблемный ребенок в группе…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

(в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

Следующее родительское собрание будет на тему….

Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

Второе упражнение: В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 4 мин).

Третье упражнение: «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

«Работу я свою люблю

И в ней я счастье нахожу!

Но…»

*На работу, рано собираясь,

Глаз накрасить не могу никак…»

(Предложить педагогам нарисовать смайлик настроения)

Работа жюри. Подведение итогов.

Рефлексия


Просмотров