Основные проблемы приемных детей. Какие проблемы возникают в приемных семьях Проблемы в социальном развитии

Автор книги "Когда я родился, тебя не было, мама!" усыновила мальчика из дома ребенка в конце 80-х. Спустя 15 лет она описала свой опыт, достижения и трудности, с которыми пришлось столкнуться. В то время психологическая помощь приемным родителям еще не была налажена, и многое приходилось познавать методом проб и ошибок.

Школьные проблемы приемного ребенка

Когда я оформляла документы на Алешку, мне предложили "убавить" один год, сказав, что так поступают многие приемные родители. Я отказалась, ответив, что мы быстро догоним сверстников — с интеллектом у Алешки было все в порядке. Увы! Мне не объяснили, что интеллект и психика — две большие разницы, и что отставание в общем развитии "ликвидировать" гораздо легче, чем отставание в развитии психологическом.

Сама я поняла это, только когда настала пора идти в школу. В 7 лет мой сын оставался пятилетним ребенком. Все тесты, положенные первоклашке, он проходил, подтверждая, что с развитием, памятью, вниманием, логикой у него нормально. Но вот отношение к занятиям, дисциплина, необходимость сидеть полчаса за партой и слушать учителя... Заставьте пятилетнего малыша высидеть урок: он будет вертеться, вставать, разговаривать. Именно так и вел себя Алешка. Ничего, кроме раздражения, он, естественно, у учительницы не вызывал. Нас не спасли ни его отличная память, ни развитое воображение — к концу первого класса мы прочно заняли место самого слабого "троечника".

Вот тут-то я и пожалела, что не изменила дату рождения — лишний год до школы нам бы очень не помешал. Еще пожалела, что не оставила Алешку еще на год в детском саду. Такой вариант предложила мне умная и опытная заведующая, видевшая, что к школе ребенок совершенно не готов. Алешка уперся: "Хочу в школу!" И я пошла у него на поводу. Ну, и получила по полной программе.

Все одиннадцать лет в школе я постоянно доказывала учителям, что ребенок у меня золото, только вот неусидчивый очень. Винила себя — вырос, мол, в творческой среде, вот и раскован не в меру. А проблема упиралась в то, что, запустив первоначальные знания, мы так и не догнали программу. Заставить Алешку делать уроки первые два-три года было практически невозможно. Выручали хорошая память и сообразительность, но когда начались математика, физика, химия — начались и "двойки".

Особенно тяжело пришлось с русским. Имея богатый словарный запас (у Алешки правильная речь, он не путает ударения, не употребляет слов-сорняков, легко каламбурит) и легко поддерживая разговор даже со взрослыми, он пишет с ужасным количеством ошибок. Не помогли ни наказания, ни тренировки по переписыванию текстов и домашние диктанты, ни занятия с репетиторами.

Преподаватель литературы и русского в 11-м классе объяснила мне, что скорее всего это дисграфия, которая может быть последствием каких-либо психологических травм (уж мне ли не знать — каких!), и что исправить подобную неграмотность можно лишь в начальных классах. Но в начальных классах мой ребенок вызывал стойкую аллергию своим поведением, и легче (а возможно, и приятнее) было ставить ему плохие оценки, чем пытаться помочь освоить грамоту.

С тем и идем по жизни. Когда Алешка писал первое в своей жизни заявление о приеме на работу (дело было в школьные каникулы), я просто ушла из кабинета — пусть сам краснеет! Одно утешает: есть масса профессий, где знание грамматики и орфографии не обязательно. В общем, трагедию из этого факта мы не делаем, пытаясь приспособиться к обстоятельствам (в частности, получить хоть какое-то образование). Но если бы мне кто-то умный объяснил в свое время, что к чему, я сэкономила бы массу времени, средств и сил, а также нервов — как своих, так и чужих.

Психологические проблемы

Вообще-то во всех нормальных странах с приемными родителями работают психологи. Их помощь просто незаменима, особенно в первое время. Хорошо, конечно, что я начиталась книг по психологии, что среди моих друзей есть многодетные мамы и папы и что у меня есть друзья — профессиональные педагоги и психологи. А если человеку не с кем посоветоваться, если его жизненный опыт невелик и если психологией он не увлекался и умных книг не читал? (Забегая вперед, скажу, что огромным шагом стало создание школ подготовки приемных родителей. Теперь кандидаты в родители проходят обязательную подготовку, а семьи, в которых уже есть приемные дети, могут получать консультации и проходить тренинги. Главное, не надо этого бояться и, что еще важнее, не надо закрывать на проблемы глаза. Сами по себе они не решатся.)

Я, например, виню себя в том, что ничего не делала, чтобы справиться с инфантильностью сына. Он очень долго был наивен, в том числе и в суждениях. В шестнадцать он обладал психологией четырнадцатилетнего подростка, в восемнадцать оставался в душе пятнадцатилетним! И как мне было объяснить это той же призывной комиссии? Какие справки собирать, чтобы ему дали отсрочку от армии? Мотив — "до повзросления"?

Ну ладно — это не смертельно, есть даже категория вечных мужчин-детей. Но помощь психолога замещающим родителям нужна и по более серьезным поводам. Меня, например, умиляло, что Алешка всегда приходил после наказания просить прощения. А оказалось, что приемные дети всю жизнь живут с чувством вины в душе. Узнала об этом случайно, когда моя приятельница-психолог принесла почитать перевод отчета об исследованиях американских психотерапевтов. Они сделали вывод, что большинство приемных детей, даже став взрослыми, переживают свою отверженность. "Раз меня оставили, значит, я плохой" — с этим они идут по жизни! Неуверенность в себе, самокопательство, склонность к суицидам — вот чем это оборачивается.

Господи! Да знала бы я раньше, постоянно внушала бы сыну, что он самый хороший! А я? Накажу его, маленького, он проревется, как и все дети, а потом придет, сядет ко мне на колени, прижмется и, заглядывая с мольбой в глаза, начинает просить прощения. Правда, я его всегда успокаивала, начинала целовать, гладить по голове и объяснять, что мама наказала его за один, конкретный поступок, а на самом деле Алеша хороший, он будет слушаться маму...

Наверное, чисто интуитивно я понимала, что Алешке требуется большая, нежели его сверстникам, уверенность в себе, поэтому в детстве у нас была такая игра. Он устраивался у меня на коленях или подкатывался ко мне под бок, я прижимала его к себе и на ушко начинала перечислять все его достоинства. Вспоминала все: Алеша у меня очень веселый, хохотун, певун, очень ласковый, мамин помощник, главный дружок, звонкий петушок, кушает все-все-все, глазки моет каждое утро... Иногда достоинств набиралось не один десяток! И я говорила: "Вот какой у меня замечательный ребенок. Подумаешь, не слушается иногда — это с каждым бывает. А вот такого характера ни у кого нет. Повезло маме с тобой!"

В начальных классах эта игра превратилась в своего рода психологический тренинг. Замордовали Алешку основательно. Во втором классе, придя из школы, он начинал ходить за мной с выражением брошенного щенка на лице и, заглядывая с мольбой в глаза, то и дело спрашивал: "Мамочка, ты меня любишь?". Иногда, когда я сажала его к себе на колени и начинала рассказывать, какой он хороший и как много у него хороших качеств, он перебивал меня: "А в школе сказали, что я идиот", или: "А учительница меня дураком назвала".

Слава Богу, у меня хватило ума перевести его в другую школу — в третьем классе Алешка перестал комплексовать так сильно, и наших домашних "похвалушек" стало достаточно для того, чтобы он начал верить в себя. Но даже позднее, в старших классах, у него случались приступы самобичевания, и тогда я безудержно начинала хвалить его. А присказка: "Что бы я делала без тебя?!" — это сущая правда. И Алешка знает об этом, хоть и язвит: "Что — орать было бы не на кого?"

Наказания и другие способы воспитания

По поводу "ораний", наказаний и прочих воспитательных мер. Не знаю, правильно ли это с точки зрения психологии и педагогики, но ругать и наказывать Алешку я стала по принципу "как своего". Одна из моих приятельниц как-то сказала: "Вот вырастет он и скажет тебе, что ты наказывала его потому, что он — не родной". На что я ей ответила: "А я ему скажу, что никогда не чувствовала его неродным, потому и наказывала. Всех детей наказывают, чем он хуже?" Это действительно так. Я не хотела, чтобы Алешка вырос избалованным, эгоистичным, не уважающим общепринятые нормы поведения. К тому же у нас в доме не было "жесткой мужской руки", и мне приходилось быть и матерью, и отцом, то есть проявлять не только мягкость, но и твердость.

Что касается крика... Я эмоциональный человек, и громкий разнос — это скорее демонстрация обиды, недовольства, нежели наказание. Алешка это понял довольно рано, и для него гораздо большим наказанием было мое молчание. Когда я молча выходила из комнаты, он тут же чувствовал, что я обиделась, и бежал следом на кухню: "Мусечка, ну не сердись, сейчас все сделаю".

Думаю, что в наказании главное — адекватность. Нормальная мать не схватится за ремень, если ребенок разбил чашку. Если ребенок плохо ест, глупо ставить его в угол — он будет только рад, что его увели из-за стола. Я, например, просто молча снимала Алешку со стула: "Все, иди в комнату", — когда он начинал капризничать и говорить, что он это не будет есть. Не будешь? Не надо, оставайся голодным. Тут же бежал обратно: я передумал, я буду кашу, она вкусная. К слову, Алешка вырос совершенно не привередливым к еде, ест все что дадут, да еще и нахваливает.

Особенности детей из детских домов

Повторю: возможно, это неверно с точки зрения педагогики, но определенная твердость, даже жесткость в ограничениях на первых порах нужна непременно. Когда я дожидалась своей очереди на получение документов по усыновлению в органе опеки, рядом со мной оказалась супружеская пара, приехавшая оформлять еще одного малыша. Первый, мальчуган лет четырех, носился тут же по коридорам. Он был шумным и очень подвижным, совсем не слушал, что ему говорит мать, в общем, вел себя как избалованный и непослушный ребенок. Я тогда еще подумала, что его совершенно не воспитывают, вот и растет озорником. Как оказалось, дело не в этом.

Я на собственном опыте убедилась, что ребенок, взятый из дома ребенка не грудным, с уже сложившимся стереотипом поведения, трудно управляем. Он может бояться, но это не будет послушание и уж тем более понимание, что можно, а что нельзя. Его может остановить только страх перед наказанием. В самый первый день, дома, за обедом я протянула руку, чтобы погладить Алешку по голове — за то, что так аккуратно и с аппетитом кушает. А он моментально прикрыл голову руками и сжался. Его не гладили по голове, а били!

Страх жил в нем долго, но мои просьбы и простое слово "нельзя" он упорно игнорировал. Никто ведь не объяснял ему, что, к примеру, залезать на диван в грязной обуви нельзя — дивана в его жизни не было, поэтому он и не понимал, почему я сержусь. Или: почему нельзя бегать по салону трамвая, почему надо сидеть? Он вырывал руку, падал на пол, когда трамвай резко тормозил, я готова была его убить, потому что в детский сад мы приезжали грязными, — но общественный транспорт вошел в его жизнь слишком поздно, и Алешка не сразу понял, как надо себя вести.

А сколько игрушек он переломал, сколько книжек изорвал, прежде чем в его сознании утвердилось такое понятие, как "мое"! Это чужие вещи не жалко портить, свое же обычно берегут. Но у ребенка, знавшего только казенный дом и казенное имущество, бережное отношение к вещам напрочь отсутствовало. Если ты не захватишь игрушку, ее захватит другой. Кто-то другой будет играть и сломает твою любимую машинку. Так что ничего страшного, если ее сломал я — зато успел поиграть.

Он долго не мог поверить, что у него есть собственный дом, своя — только его! — мама. В детском саду, когда я приходила за ним, всем родителям и детям, что находились в тот момент в раздевалке, он с гордостью объяснял: "Моя мама!", "Это моя мама!". А дома подходил, например, к двери и спрашивал: "Это моя дверь?", "Это мой стул?". Его удивляло и радовало, что есть своя тарелка, чашка, тапки. "Мое! Мое!", — мог гордо демонстрировать он гостям ту или иную вещь. Но в промежутке между удивлением и осознанием он успел перепортить кучу всего. Небрежность к вещам, к слову, осталась и по сей день.

Да что там говорить! В три года Алешка не знал массу элементарных вещей! Сначала он называл мамой не только меня, но и моих подруг, воспитательницу в детском саду, даже чужих женщин, сидящих рядом с ним в транспорте. Смысла слова он просто не знал, видимо, полагая, что так надо обращаться ко всем тетям. Он не знал, что такое "пойти в гости". И что такое день рождения, Новый год. Кто такие Дед Мороз или Чебурашка. Вначале он спрашивал, показывая на картофелину: это яблоко? И свеклу тоже считал яблоком. Он смело бросался на проезжую часть, прямо под машины, потому что никогда раньше не видел их, не знал, что это опасно.

К книжкам приучала с большим трудом. Сначала научила смотреть картинки. Потом стала рассказывать, что на них нарисовано. И только спустя почти год он научился слушать чтение.

Он не умел даже целоваться! Его первая ласка была казенной, как и вся жизнь до этого: примерно неделю спустя после того, как он уже жил у меня, Алешка... погладил меня по голове. А первый поцелуй выглядел так: он ткнулся носом в мою щеку, потом еще и еще, но так и не догадался коснуться губами. Зато потом бабушка звала его не иначе, как "лизуля" — оказалось, что он очень ласковый, чуть что — лезет целоваться, любит, когда целуют его. Ту ласку, что недобрал в первые годы жизни, он добирал потом долго-долго.

Был у нас и другой "бзик". Алешке не довелось поездить в колясках, и потому он смотрел на них восторженными глазами и тут же цеплялся за ручки, помогал везти. Мамам я объясняла, что сын без ума от техники, не иначе — вырастет автомобилистом, но понимала, что дело в другом. Пару раз знакомые позволили ему залезть в коляску, но Алешка был уже большим, не помещался, ему было неудобно, и он постепенно охладел, стал относиться к коляскам спокойно. А вот на санках его возили даже классе в третьем, просил бабушку покатать его. Бабушка ворчала, что, мол, жених уже, однако катала.

Кстати, и на коленях сидел, что называется, до упора. Последний раз забрался ко мне на колени классе в восьмом. Сложился, словно перочинный ножик, и все равно не поместился. Я рассмеялась: "Все, Алешка, кончилась лафа". И что? Стоит мне теперь сесть на диван, как ребенок тут как тут, голову на колени и требует: "Гладь меня". Жмурится как кот, только что не мурлычет. Еще любит положить голову ко мне на колени, и чтобы я гладила ему спину. Успокаивающий массаж, объяснила мне подруга-врач. И поглаживание, столь необходимое ему, и сосание пальца — признак внутренней, скрытой тревоги. На подсознательном уровне у него не проходит мысль о том, что его бросили.

"Господи! Да знала бы я раньше, постоянно внушала бы сыну, что он самый хороший! А я? Накажу его, маленького, он проревется, как и все дети, а потом придет, сядет ко мне на колени, прижмется и, заглядывая с мольбой в глаза, начинает просить прощения." А как ещё должны поступать нормальный ребенок и нормальный родитель? Один делать вид, что не баловался и всё путем, а другой ещё и нахваливать его при этом? При чем здесь приемность? А разве она не внушала ему всё это, перечисляя его достоинства и говоря, что любит его? Знаю много кровных детей у друзей, которые один в один, как этот мальчик Алешка. Это чем объяснить? А тем, что у одного, например, родители с "врожденной неграмотностью" и в одном слове пять ошибок делают... У другого папа учился со мной в школе и был просто "шило в попе", невнимательный и шалопай. С третьим тоже многое становится понятно, глядя на его родственников. Не надо всё сваливать на приемность, не все наши детки такие!
"К тому же у нас в доме не было "жесткой мужской руки"" А вот это как раз, могло повлиять на характер мальчика в будущем, точно так же, как и у своерожденных детей, растущих в неполной семье. Вот как то так...

Спасибо, очень хорошая статья!

не очень. По мне так масса возрастных приколов списана на приемность. Особенно в ступор ввели поломаные игрушки и порванные книжки. Обычное поведение ребенка, нормальное.

Спасибо за статью! Очень честная и позитивная!
И вызывающая большую симпатию к мальчику Алешке...)))

В новой семье;
- наследственность;
- здоровье ребенка.

Адаптация усыновленного ребенка в новой семье

Усыновляемый ребенок практически в любом возрасте имеет за плечами не самый радужный опыт. И даже если сразу окружить его максимальной заботой и любовью пережитые душевные травмы в первое время будут так или иначе, но проявляться. Это может быть беспокойство или расстройство сна, отсутствие аппетита, нестандартные реакции на то, что делают родители. На первом этапе ошибочно полагать, что тепло, забота, уютный дом и разнообразные игрушки сразу же изменят ребенка. У него часто возникают вопросы, почему его бросили, почему оставили, почему раньше никто не заботился о нем и не любил. К таким проблемам нужно подготовиться заранее и в случае необходимости оказать ребенку психологическую поддержку. Не нужно пугаться, если ребенок начинает замыкаться или, наоборот, выплескивать накопившиеся эмоции наружу.

Иногда ребенок может начать отвергать родителей, причем самыми разными способами: материться, плохо себя вести, придумывать проделки, вызывающие негативную реакцию со стороны взрослых. Эти проблемы разрешимы, главное правильно к ним подойти и в случае необходимости обратиться к психологу.

Часто возникает обратная ситуация. Ребенок, не получивший достаточного объема любви в прошлом, пытается восполнить этот пробел и очень сильно привязывается к тем, кто о нем заботится, это могут быть не только родители, а любой человек, проявляющий к ребенку внимание и заботу. В подобной ситуации у ребенка появляется несколько объектов обожания, но фактически это приводит к тому, что ребенок ни к кому не привязан по-настоящему. Он пассивен и доверчив, что является определенного рода проблемой для установления нормальных отношений и контактов с окружающими и в первую очередь с родителями.

В процессе воспитания случается такое, что родители, не находя контакта с ребенком, начинают винить не только себя, но и его в том, что он их не ценит, не пытается наладить отношения, вызывает конфликты и ссоры. Но в этом случае родители просто забывают, что подобное поведение это просто защита со стороны ребенка, чаще всего это зашита на подсознательном уровне на все то, что пережил малыш ранее. Не нужно в этом случае отказываться от ребенка (а такое часто встречается), нужно посоветоваться со специалистами и с их помощью разрешить все проблемы. При правильном подходе уже через короткий промежуток времени ребенок изменит поведение и будет не только счастлив сам, но и сделает счастливыми своих приемных родителей.

Наследственность

Многие приемные родители панически боятся наследственности, и это зачастую становится одной из проблем в воспитании. Боязнь наследственности появляется не просто так, а из-за многолетних утверждений, что яблоко от яблони не далеко падает, и ребенок алкоголика, наркомана, неблагополучного человека также не сможет стать хорошим и полноценным членом общества. Но подобное мнение – пережиток прошлого, генетики уже не раз доказывали, что наследственность хоть и влияет на развитие личности, но не является доминирующей. Только воспитание способно сформировать личность ребенка и только от него будет зависеть то, каким он вырастет.

Не нужно бояться наследственности, не нужно бояться того, что родители ребенка заложили в него что-то плохое. Нужно в первую очередь думать о том, как сделать так, чтобы ваш подход к воспитанию не спровоцировал негативных последствий.

Здоровье

Здоровье усыновленного ребенка пугает родителей не меньше, чем наследственность. Опасения оправданны, поскольку зачастую воспитание ребенка в детском доме не позволяет вплотную заняться его здоровьем, но это не должно пугать будущих родителей. Уровень развития медицины сейчас настолько высок, что все имеющиеся проблемы со здоровьем легко решаются. Да и болезни зачастую не настолько серьезны, чтобы себя ими запугивать. Тем более существует вероятность, что даже у самого здорового ребенка проблемы со здоровьем иногда проявляются с возрастом, но от подобной ситуации не застрахован абсолютно никто.

Если вы решились на очень серьезный и ответственный шаг, взвесьте все «за» и «против», чтобы не совершить ошибку и не причинить вреда ни ребенку, ни себе. Проблемы всегда будут, но при правильном подходе они будут разрешаться практически моментально. При воспитании приемного ребенка нужно обдумывать каждый шаг и поступок, поскольку только от вас будет зависеть то, каким вырастет ребенок, и как он будет относиться к вам и к окружающим. В большинстве случаев в приемных семьях счастливы и дети, и родители, и зачастую невозможно предположить, что ребенок неродной.

Видео по теме

Принимая к себе приемного ребенка, семья может столкнуться с различными сложностями в воспитании. Как вести себя с приемным ребенком?

Инструкция

Не стоит требовать от ребенка благодарности. Часто родители приемных детей ждут, что ребенок будет всячески выражать к ним это чувство, за то, что новые родители пригрели его и дали шанс на лучшее будущее. Дети всегда чувствуют благодарность к людям, которые приняли их в новую семью, но возможно, их просто никто не научил правильно показывать это, или вообще, выражать чувства. Поэтому время, воспитание, правильный подход обязательно все изменит.

Бывает, что приемный ребенок в новой семье чувствует себя потерянным, особенно если в семье есть еще дети. Он не может понять, каково его место в семье и что с ним будет происходить дальше. Такие дети часто плохо себя ведут. Родителям следует сразу обратить на это внимание и принять меры. Воспитание должно проходить так, чтоб у ребенка не возникало подобных чувств. Сделайте так, чтоб он сразу почувствовал себя полноправным членом семьи, любимым и нужным человеком. Если ребенку тяжело адаптироваться, можно обратиться к социальным работникам и психологам.

После того как ребенок переселился из , не стоит давать ему много свободы. Его воспитывали в довольно строгих условиях, поэтому это является нормой для него. Конечно, сразу хочется показать ребенку другую жизнь, окружить его заботой и любовью, чуть побаловать, но будьте осторожны, такое поведение родителей может привести к вседозволенности, ребенка станет тяжелей контролировать. Поэтому не бойтесь быть с ним строже. Только со временем, постепенно проявляйте к ребенку все больше и больше мягкости.

Дети из детдома могут принести с собой в новую семью плохие привычки. Например, умение нецензурно выражаться. Не стоит сразу кричать, наказывать, или выбивать плохие манеры. Постепенно, спокойно объясняйте и отучайте ребенка от употребления грубостей, на своем примере показывайте как правильно себя вести. Попав в другое окружение, дети способны быстро перевоспитываться.

Не стоит ждать, что ребенок быстро привяжется к вам эмоционально. Наберитесь терпения, возможно пройдет немало времени, пока эта связь возникнет. При хорошем правильном обращении, ребенок полюбит вас как родных родителей и весь труд, потраченное время, все переживания, будут полностью вознаграждены.

Совет 3: Какие трудности подстерегают приемных родителей

Семья, у которой не получается завести ребенка, рано или поздно задумывается об усыновлении. Но приемный ребенок – не игрушка и не подопытный для эксперимента. Собираясь взять ребенка из детского дома, будьте готовы к некоторым трудностям.

Камнем преткновения на начальном этапе усыновления зачастую становится сбор необходимых документов. Многие пары отказываются от своего решения о приемном ребенке, не желая тратить нервы на бумажную волокиту.


Запаситесь терпением и не переставайте думать о намеченной цели. Чтобы усыновить ребенка, вы должны подтвердить свою дееспособность как родитель: заполнить анкету, представить свидетельство о браке (предпочтение отдается семейной паре, нежели одиноким родителям), справки о наличии жилья, работы и стабильного заработка, отсутствии судимости и тяжелых заболеваний.


Одной из проблем может оказаться форма принятия ребенка в семью. Существуют две формы: опека и усыновление. Если официальных свидетельств об отсутствии родителей нет (постановление о лишении родительских прав, свидетельство о смерти), то забота о ребенке может быть временной – опекунство.


При наличии документов разрешено усыновление, то есть ребенок становится полноправным членом семьи. Иногда опека может перейти в усыновление, если появится официальная информация о несостоятельности или смерти настоящих родителей.


Основные трудности приходят в период, когда ребенок растет и развивается. Могут обнаружиться тяжелые болезни, которые невозможно было выявить на этапе младенчества. Подумайте, готовы ли вы будете тратить все силы и финансы в случае обнаружения проблем со здоровьем приемного ребенка.


Также у ребенка проявляется характер и свое мнение. Заметив дурные привычки приемного чада, родители в ужасе начинают думать: «Ах, он весь в свою мать-наркоманку!» и т.д. Однако любые привычки можно искоренить, если правильно ребенка воспитывать.


При усыновлении детей старше 2 лет могут возникнуть проблемы с адаптацией. Ребенок, насмотревшийся на насилие и скандалы в своей настоящей семье, может пугаться любого шороха, изменения голосовой интонации и т.д. Однако искренне любящие своих истинных родителей (какими бы те не были), дети порой не могут привыкнуть называть чужих людей «мамой» и «папой». Не требуйте безоговорочного признания вас родителями сразу же, на это может уйти несколько месяце или даже лет.


Помните, что повторный отказ и возвращение может нанести детской психике серьезную травму. Ваше терпение, любовь, забота и готовность к тяготам семейной жизни станут крепким фундаментом, на котором вы вместе построите счастливую семью.

Источники:

  • Оплата труда приемных родителей

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель.

Семья Елены Фортуны

— С какими проблемами сталкиваются приемные родители, взяв ребенка из детдома? В чем им прежде всего должно помогать государство, психологи и другие специалисты?

— По своему опыту и опыту очень многих семей, в которых появились приёмные дети, могу сказать: основные проблемы в этот период - психологические. Как ни готовься, а адаптация в том или ином виде будет все равно, как бы каждый из будущих родителей ни был готов отдать всю любовь и нежность новому ребенку. А найти психолога, который разбирался бы в такой специфической теме, и в столице не очень легко - специалистов наперечёт, и все они загружены.

В адаптации же бывают очень острые моменты, которые не терпят даже недели ожидания приёма у психолога, не говоря уж о более долгом сроке. В идеале - хорошо бы, чтобы к каждой семье был хотя бы в течение первого года после принятия ребёнка прикреплён специалист (или даже не один), которые «вел» бы её, знал бы хорошо историю ребёнка и текущую ситуацию.

Что касается помощи государства, хорошо было бы дать новым родителям больше возможностей для проведения качественного медицинского обследования, а также для устройства ребёнка в детский сад или школу.

По последнему пункту льготы есть, устройство в учреждения внеочередное, но на практике детям часто нужен не массовый садик или ближайшая школа по месту жительства, а особый подход - скажем, логопедический детсад, или класс с небольшим количеством учеников. Однако эти особенности никто никогда не учитывает, и часто ситуация оборачивается так, что маме приходится уходить с работы, чтобы сидеть с ребенком дома - то он в садике никак не адаптируется, то в школе требуют забрать ребёнка на домашнее обучение, потому что у него проблемы с поведением.

— Как вы оцениваете поведение приемных родителей, которые не усыновляют ребенка из материальных соображений, а оформляют его в приемную семью (чтобы получать пособие, чтобы сохранить ему жилье и так далее)?

Я не думаю, что кто-то из нас вправе давать оценки другим людям. Если наша семья выбрала усыновление - это наш выбор. Если другая семья выбрала опеку, обычную или возмездную - это ее выбор. Все мы руководствуемся интересами наших детей.

Скажем, мы не считаем, что наличие собственного жилья в 18 лет - это необходимое условие для счастливой жизни. Мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и дать им всё, чтобы они смогли в дальнейшем построить свою жизнь так, как они захотят. Наш старший сын в течение года был под опекой (мы привезли его из другого города, а спустя год собирались еще усыновлять - и объяснили ему, что оформим и его усыновление через год), и все это время подписывался только нашей фамилией, и очень боялся, что мы передумаем. Для него это было важно, хотя наше отношение, конечно, не поменялось от перемены формы устройства. Да и пособие не поменялось - в Москве ежемесячная выплата усыновителям равна сумме пособия на ребёнка, выделяемого при опеке.

О такой форме устройства, как возмездная опека (приёмная семья), мне кажется, нужно думать в том случае, когда речь идет о приёме в семью сразу нескольких детей, или ребёнка со сложными проблемами по здоровью - в этом случае один из родителей может уйти с работы и посвятить себя ребёнку.

Ну и еще не надо забывать, что любая форма опеки предполагает более глубокое вмешательство в дела семьи со стороны органов опеки и попечительства, чем усыновление, а также то, что по закону, если это не противоречит интересам ребенка, нужно поддерживать отношения с его биологическими родственниками. Так что форма устройства как таковая не является поводом для оценки поведения родителей, но меня коробит, когда ребёнка оформляют в приемную семью, а пытаются при этом получить преимущества усыновления - право на тайну, например.

— Насколько важна для приемных родителей Школа приемных родителей? Действительно ли стоит ее посещать? Или всему можно научиться в процессе общения с ребенком, уже взяв его?

— Школа приёмных родителей важна и нужна. При условии, что её ведут опытные, знающие специалисты. Когда я усыновляла первого ребенка, это случилось так быстро, что ШПР я пройти не успела. И потом очень об это жалела.

Конечно, защититься от всех будущих проблем она не поможет, но во многих ситуациях поможет найти объяснение как своим собственным реакциям на происходящее, так и необычному поведению ребенка.

Кроме того, если в школе хорошо раскрыта юридическая часть процесса - это облегчает многим будущим родителям все процедуры, связанные со сбором документов, поиском ребёнка и его «легализацией» после усыновления или установления опеки. А учиться в процессе общения с ребёнком всё равно придётся очень многому. Это ведь будет совершенно новая, незнакомая вселенная, которая принесет много открытий родителям.

— В каких ситуациях приемные родители чаще всего возвращают детей в детдома? Что это за люди? Есть ли в них что-то общее или истории могут быть совершенно разными?

Думаю, что в корне большинства ранних возвратов (когда ребенок успевает пожить в семье не больше года-полутора) лежит «разлад мечты с действительностью». Принятие ребёнка - это очень эмоциональное мероприятие, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения… А когда дома появляется реальный ребёнок - выясняется, что он совсем другой. Тот, намечтанный, уже стал своим и родным - а этот, реальный, пока чужой-чужой. Не лучше, не хуже - просто чужой. Готов ли человек принять чужого как своего? Не всегда. Эта чужеродность раздражает даже в том случае, если ни о каком возврате речи не идет. Но уж если у человека изначально есть в голове такая опция — «если что, можно вернуть обратно» — если он вообще допускает такую вероятность, то в особо тяжелые моменты адаптации такие мысли часто выглядят спасительными. Я никого не осуждаю - часто люди не справляются со взятыми на себя обязательствами, не рассчитывают свой ресурс или ноша оказывается тяжелее, чем предполагалось.

Но детей всегда жалко безумно. Потому что если в личном деле ребенка указано, что его уже вернула одна (или не одна) семья, то многие последующие кандидаты даже не пойдут с ним знакомиться.

Есть также случаи возвратов, когда выясняется, что ребенок был недообследован в учреждении и у него явное психиатрическое заболевание, делающее жизнь семьи небезопасной - но они все-таки не так распространены, как банальное «я больше не могу». Очень часто возвращают подростков - даже после 10-12 лет жизни в семье. Почему-то их родителям кажется, что именно из-за приёмности они такие невыносимые, что это «полезли гены» и так далее. Я, честно говоря, не понимаю. Для меня такой возврат равносилен тому, чтобы отдать в детдом собственного, рожденного и выращенного до подростка ребенка.

— Существует точка зрения, что приемные родители ощущают глубокое одиночество в своих проблемах и нередко возвращают детей только потому, что в критический момент эти проблемы было не с кем обсудить. Неужели их проблемы столь уникальны, что их не могут понять им подобные? Между приемными родителями мало пространства для диалога? Нет профессиональных психологов, к которым можно с этим пойти?

— Если есть пространство для диалога - то, как раз, проблемы приёмные родители обсуждают друг с другом открыто и охотно. Не боясь, что о них или их детях подумают что-то не то - как они часто боятся в повседневной жизни, особенно когда ребенок очень отличается от сверстников уровнем развития, поведением, привычками. Но вот пространства этого, пожалуй, не хватает. Когда живешь в большом городе и с хорошим интернетом, то этой проблемы не существует, ты легко находишь себе и виртуальных, и реальных «коллег».

А вот если ты один усыновитель на весь поселок, а ближайший психолог - в областном центре, и клуб родителей там же, а хорошего интернета нет ближе райцентра, то возможностей для общения не так много, как и доступа к специалистам. Когда мы создавали журнал, мы как раз и задумали его как некую площадку для общения родителей друг с другом и специалистами.

Они могут быть за тысячу километров друг от друга, но вот мы пишем, скажем, об адаптации - и уже прошедшие этот этап делятся своим опытом. Тогда у читателя, который только-только вступил на этот путь, возникает ощущение, что он не только побывал на консультации у хорошего психолога, который все по полочкам разложил (в роли психолога у нас его статья), но и пообщался, его успокоили, и он дочитал статью с мыслью, что «все справились и я справлюсь». При этом каждый читатель может присылать свои вопросы нашим специалистам - неважно, является ли он подписчиком или случайно взял журнал в опеке. А нас консультируют лучшие специалисты в нашей теме. Просто лучшие.

— Выпуская журнал, вы столкнулись с огромными трудностями: отсутствие спонсоров, окупаемости журнала, необходимость много работать, автомобильная авария… Почему в определенный момент вы не бросили все это?

— Потому что трудности были предсказуемы и мы были к ним в какой-то степени готовы. Плюс было большое вдохновение и желание сделать что-то, чего никто не делал. Журналы про усыновление были и есть, конечно - а вот именно семейного, теплого и качественного журнала, который интересно было бы читать не только усыновителям и опекунам, но и другим родителям, а также новоиспеченным бабушкам-дедушкам, учителям и воспитателям, а также психологам - не было. И нам с самого начала очень нравилось, каким он получается, как его принимают читатели, как ждут, как хранят его подшивки с самых первых номеров на полках с книгами, какие письма нам пишут. Как это можно бросить?

Трудности никуда не делись, журнал не окупается даже близко - хотя сейчас потихоньку прирастает платная подписка, случаются и небольшие пожертвования, до момента, когда можно на тему выживаемости успокоиться, еще далеко. Но вот есть внутреннее ощущение, что это - дело жизни, и что все идет правильно, потому что если бы было неправильно - мы бы и года не протянули, а тут уже три прошло.

Усталость накопилась, конечно. Но мыслей бросить - не было. Это как ребенка обратно в детдом вернуть…

Проблемы приемных родителей и детей Взрослые, задумавшие взять в свою семью приемного ребенка, начинают заранее рисовать себе идиллические картинки, как они будут гулять с малышом, играть в прятки, поведут ребенка в первый раз в детский сад или в школу. И во всех фантазиях малыш, особенно если в семье до него детей не было, рисуется этаким ангелоподобным созданием. Некоторые ударяются в другую крайность: начинают копаться в предках ребенка до седьмого колена, разыскивая различные отклонения в поведении или здоровье. Кто из них прав?

Ваше решение взять в свой дом сироту, несомненно, заслуживает высокой оценки, ведь вы возвращаете семью, любовь и заботу брошенному ребенку. С другой стороны, ребенок – всегда проблема, а ребенок из детдома – проблема во много раз большая, особенно если он помнит о своем прошлом.

При усыновлении можно обследовать ребенка у врачей, чтобы убедиться, что в состоянии здоровья нет серьезных отклонений, а как предусмотреть отклонения в поведении? Как угадать, как отнесутся к выбранному вами ребенку ваши родители или родители супруга? А если у вас есть собственные дети, как они отнесутся к малышу и примут ли нового члена семьи? И сможете ли вы полюбить приемного малыша, как родного?

Психологи, работающие с приемными семьями, рассказывают о множестве проблем, возникающих при усыновлении детей. Ведь в детдоме редко можно найти абсолютного здорового и с хорошими генами ребенка. Кроме того, ребенок, прошедший через детский дом или приют, брошенный родителями или потерявший их, прошедший через испытания голодом, насилием, получает сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызвать нежелательные изменения в поведении.

К примеру, семья М., после того, как выросла и вышла замуж родная дочь, взяли из детдома десятилетнего мальчика Алешу, имевшего хорошие характеристики, успешно учившегося в школе. Месяц, который он провел с ними как гость, показал ребенка с хорошей стороны, и семья оформила усыновление. Но этот месяц был последним спокойным в их жизни. Мальчик начал лгать родителями по любому поводу, красть деньги из карманов и кошельков, грубить учителям в школе, драться с одноклассниками, приставать к девочкам. На него жаловались учителя, соседи по дому.

Беседы и наказания не приводили к положительному результату. Супруги М. отдавали ребенку все свободное время, окружая его заботой, лаской, стараясь смягчить характер ребенка. Поняв, что сами не справляются, обратились к психологам, а потом и психиатру. В течение года мальчика пытались привести в чувство специалисты и родители, но ничего не менялось. С душевной болью и чувством вины супруги вернули ребенка в детский дом. А мальчик на это никак не прореагировал.

Или вот еще случай, которых достаточно много.

Семья В. взяла из детского дома сестренок 7 и 10 лет. Девочки радовались, попав в семью, сразу начали называть родителей мамой и папой, хорошо учились и первое время не доставляли особых проблем. Освоившись в семье, почувствовав, что их любят, старшая, Лена, вдруг начала учиться хуже, откровенно хамить. Однажды отца вызвали в отделение полиции.

Девочку поймали на воровстве в магазине. Затем вызовы следовали один за другим. Родители повели ребенка на обследование к психологу, который выяснил, что у девочки наследственное заболевание – клептомания, которое раньше себя никак не проявляло. Родители вынуждены были вернуть детей в детдом.

Проблемы воспитания приемных детей бывают и не такими сложными, но в любом случае, решив взять из детдома ребенка, нужно быть готовым к трудностям, набираться терпения и любви.

Стоит заметить, что приемные дети могут привнести не только проблемы воспитания. Есть еще , которые не предполагаются при принятии решения, но затем могут выйти на первый план.

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста. Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей. Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

А именно многодетные приемные семьи могли бы решить проблему сирот и детей, лишившихся родительской заботы по разным причинам.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Просмотров