Дарение в исламе. Время намаза Мужские и женские имена на буквы — Д

Всевышний повелевает нам хорошо относиться к представителям других религий, если они не причиняют вреда мусульманам и не воюют с ними.

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных»

Священный Коран. Сура 60 «Аль-Мумтахана» / «Испытуемая», аят 8

Мусульманину дозволено делать подарки неверующим и многобожникам с намерением смягчить их сердца и призвать их к исламу, особенно, если подарок делается близким или соседям.

Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, делал подарки Абу Суфьяну, когда тот был еще идолопоклонником, а также другим мушрикам. Также Пророк, мир ему и благословение, призывал правителей других стран к исламу, отправляя им письма и подарки, и принимал подарки от них.

Умар, да будет доволен им Аллах, в Мекке подарил своему брату-многобожнику одежду (хадис привел аль-Бухари). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, навещал своего заболевшего соседа иудея.

Мусульмане должны хорошо относиться к немусульманам и делать для них дуа, чтобы они обрели истинный путь. Также ислам приказывает поддерживать родственные связи, даже если родственники исповедуют разные религии.

Рассказывает Асма, да будет доволен ею Аллах: «Однажды моя мать, являвшаяся идолопоклонницей, пришла ко мне и принесла с собой сухой виноград и масло. И я не захотела принять ни ее саму, ни ее подарки. Придя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение, я спросила: «О, посланник Аллаха! Ко мне пришла моя мать с моим братом Харисом. Стоит ли мне проявить к ней уважение и принять ее?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ответил: «Да, прояви уважение к своей матери и прими ее». Этот хадис приводит Бухари в своем Сахихе, в главе «Дозволенность мусульманину дарить подарки немусульманам», в качестве доказательства дозволенности этого.

Имам Ибн Таймийах утверждал, что принимать подарки от немусульман в честь их праздников разрешается. Он также упомянул, что Али, да будет доволен им Аллах, принял подарок от немусульманина на праздник Навруз.

Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили по поводу подарков мусульманам от зороастрийцев в их праздники, и она сказала: «Что бы они ни закололи в этот день, не ешьте это, но ешьте то, что на их деревьях».

Таким образом, принимать подарки от немусульман является сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Дозволяется принимать подарок от немусульманина, если:

1) этот подарок не содержит мяса животного, которое было специально заколото ради этого дня

2) подарок не содержит предметов, которые содействуют уподоблению немусульманам в дни их праздников: свеч, яиц, куличей и прочего.
Если в подарке есть то, что мусульманин принять не может, следует отказаться и разъяснить причину. Например, можно сказать: «Мы не можем принять твой подарок, так как мясо животного, которое было заколото ради этого дня, нам употреблять не дозволено», или «Подобный подарок может принять только человек, который празднует этот день, а мы этот день не отмечаем, так как он не является праздником в нашей религии и содержит верования, которые в нашей религии считаются неверными». То есть можно выбрать фразу, которая бы служила призывом к исламу и разъясняла опасность неверия, в котором они пребывают.

3) приняв подарок, вы объясните своим детям о непричастности к празднику немусульман, чтобы этот подарок не зародил в них любовь к этому празднику и привязанность к человеку, сделавшему подарок

4) вы принимаете подарок с намерением призвать немусульманина к исламу и установить добрые отношения, но не проявляя к нему любовь и привязанность, ибо нам не следует брать неверующего близким другом и сподвижником. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам»

Священный Коран. Сура 60 «Аль-Мумтахана» / «Испытуемая», аят 1

«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!»

Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 118

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки»

Священный Коран. Сура 11 «Худ», аят 113

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 51

В этих и в других аятах содержится запрет брать неверующего близким другом и испытывать к нему привязанность или любовь.

Необходимо помнить, что даря подарки и принимая их, вы делаете это, чтобы смягчить сердца людей, но при этом и вам, и им должно быть ясно, что вы не отмечаете их праздники, особенно те, согласно которым Господь или какая-то Его часть были рождены (Пречист Он от того, что они приписывают Ему).

Мусульманин должен гордиться своей религией, соблюдать её установления, не отказываться от нее и не делать уступок из стыдливости и в угоду кому-либо. Ибо главная цель нашей жизни - довольство Аллаха, а не людей.


Всевышний Аллах знает лучше

Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки одним из его средств. Дарение подарков является сунной Нашего любимого пророка (мир ему), который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

В хадисе сказано: «Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу».

В исламе существует этикет дарения подарка и определенные правила относительно вручения и принятия подарков:

1. Истинная цель вручения подарка заключается в стремлении к довольству Аллаха посредством укрепления отношений и распространения мира, любви и дружбы. Поэтому, подарок должен выбираться так, чтобы доставить благие эмоции и, не коим образом, не оскорблять и причинять обиду.

2. Дарите подарки лично, наедине, а не на публике. Человек, которому вы подарили подарок, имеет право выбирать, когда и при каких обстоятельствах ему раскрыть подарок.

3. Сразу после принятия подарка, не подобает убирать его в сторону в присутствии человека, который вручил подарок, это может обидеть его. Подарок в сторону нужно убирать в отсутствии дарящего.

4. Стоит придерживаться умеренности в подарках, не стоит излишествовать (что может поставить человека в затруднительное положение) и также слишком скупиться (что может показать пренебрежение и обидеть). Но это не значит, что следует заострять свое внимание на цене, количестве подарка. Самая главная ценность в подарке – это искренность.

5. Если человек отказывается от подарка, следует уважительно спросить о причине отказа и иметь это ввиду на будущее. Если от подарка отказались из-за непонимания и безосновательных предположений, правильнее будет поставить все точки над и и разъяснить ситуацию.

6. Мотивом вручения подарка должны быть только любовь и уважение, а не стремление восполнить свои потребности и желания.

7. Подарок, врученный с целью извлечь какую-либо выгоду, не является подарком, это взятка.

8. Если намерением вручения подарка является обретение покаяния в мире вечном, то тогда это также не является подарком, это – милостыня (саадака).

9. Правильнее будет принимать подарки от таких людей, которым вы доверяете, от праведных и доброжелательных.

10. Не следует вручать подарок, наличие которого может поставить человека в затруднительное положение, подарок не должен причинять трудности.

11. Не стоит пренебрежительно относиться к врученному подарку. Но также и не следует кичиться и хвалиться полученным подарком. На подарок следует отвечать подарком. Если же человек не обладает средствами на ответный подарок, то ему, по крайней мере, следует поблагодарить его. Посланник Аллаха (мир ему) учил, что тот, кто не проявляет благодарности людям, не благодарит Всевышнего.

12. От подарка нельзя отказываться из-за низкой стоимости, не качественности или небольшого наличия.

13. От подарка нельзя отказываться из-за гордости или высокомерия.

14. При отправлении подарка с кем-либо, убедитесь, что человек через которого вы отправляете подарок, является надежным и доставит его до адресанта.

15. После вручения подарка не стоит обсуждать или спрашивать о его цене, количестве, качестве и т.д. в присутствии дарящего.

16. Подарок можно передарить или отдать его другому. После вручения подарка, хозяин вправе распоряжаться им, как пожелает.

Мы просим Аллаха принять наши благие деяния и намерения и даровать нам лучший из даров в этом и следующем мире.

Нет человека, которому бы не нравились подарки. Одни люди предпочитают их получать, другие же — дарить. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал верующим делать друг другу подарки, поскольку именно так проявляется любовь.

У мусульман принято дарить подарки во время больших праздников, например, на Уразу-байрам или Курбан-байрам. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Этикет дарения в исламе

Подарки представляют собой свидетельство особого отношения к человеку во всех культурах мира. Не является исключением и мусульманская умма, членам которой предписано. Дарение в этом смысле выступает прекрасным способом расположить к себе других людей и укрепить отношения внутри собственной общины.

У арабов для обозначения дарения используется слово «аль-хиба». Его можно перевести как «совершение пожертвования». Это слово позволяет рассматривать дарение не только сквозь призму личностных отношений в случае возникновения симпатии между людьми, но и как один из важных аспектов благотворительности, которая помогает решать острые социальные проблемы (борьба с бедностью, помощь тяжелобольным и так далее).

В исламском праве дарение определяется как безвозмездная передача права собственности от одного человека (дарителя) к другому (получателю дара).Что нельзя дарить мусульманину

В Священной Книге Аллах множество раз употребляет одно из Своих имён - Аль-Ваххаб («Дарующий). Например, обратим внимание на аят из суры «Сад»:

«Неужели у них есть сокровища милости Твоего Господина, Обладающего безграничным могуществом и Дарующего» (38:9)

То есть дарение разного рода благ – один из атрибутов Самого Всевышнего. Человек, радующий окружающих какими-то подарками, фактически демонстрирует щедрость, готовность помочь безвозмездно другим. Это, безусловно, благородные качества, актуальные для всех мусульман. Аят из суры «Хашр» об этом убедительно свидетельствует:

«Мусульмане Медины (ансары) … не являются скупыми и даруют переселившимся из Мекки единоверцам блага…» (59:9) .

Категорически запрещено требовать подарок назад. Ибн Аббас (радыяллаху анху) передавал слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который поедает собственные рвотные массы.(Бухари, Сахих, 53, 906, 1105). Представьте, сколь омерзительно желание взять назад то, что уже отдано другому.

Собственно, именно поэтому возвращение подарка считается не самым красивым поступком, который может расцениваться как признак скупости человека. Его можно совершить, если имеется взаимное согласие сторон либо если подобное решение было принято судебным органом. Тем не менее, в Шариате обговорены случаи, когда возврат подарка невозможен:

1) Получатель подарка в знак благодарности делает ответный жест, предоставляя дарителю вознаграждение.

2) Если одариваемый сумел прирастить изначальный подарок, то он не должен его возвращать. Например, человек получил какую-то ткань, из которой сшил себе рубашку. Эту рубашку даритель не имеет права требовать обратно.

3) Смерть дарителя. Его наследники не могут требовать у получателя подарок обратно, так как они не были причастны ни коим образом к договору дарения.

4) Получатель дара теряет право собственности на него после его продажи, дарения, уничтожения. Следовательно, даритель в этом случае будет не у дел.

5) Подарок супругов друг другу тоже не может быть потребован обратно.

Отметим также, что в исламе не принято одаривать верующих в честь дня рождения.

Хотя запретов не так много, но всё же следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются харамом. Многие знают, что не стоит покупать алкоголь или свинину, но эти ингредиенты не должны присутствовать в подарке даже в малом количестве. Например, бывает шоколад с ромом или торт со свиным желатином. Также, выбирая подарок мужчинам, стоит помнить, что Ислам не разрешает носить золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Воздержитесь от дарения картин с изображением живых существ, так как считается, что в такой дом не входят ангелы. По этой же причине не нужно покупать одежду с изображениями живых существ. Абсолютно неуместно дарить статуэтки, будь то ангелочки, распятия или талисманы для фэн-шуй.

1) не стоит дарить спиртные напитки и вообще любые вещи, содержащие спирт, к ним также относятся духи, одеколоны, сладости с алкоголем, например, шоколад с ромом или коньяком;

2) нельзя для дарения использовать мясо (сырое или обработанное) и какие-либо изображения свиньи, потому что это запрещено Кораном;

3) не выбирайте для мужчин золото и шелк в качестве презента, если хочется преподнести украшение, лучше выбрать серебро.

4) не нужно покупать мусульманам любые сувениры, подарки с изображениями живых существ. В Исламе считается, что в дом с изображением живности не могут войти ангелы.

Ответный подарок

Отвечать на подарок подарком является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А мы, будучи правоверными мусульманами должны следовать его сунне и стараться походить на него во всем.

Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отвечайте добром тому, кто проявил к вам добро. Если у вас нет, что можно ему подарить, то совершите за него дуа, дабы он знал, что вы ответили благом на его благое деяние» (Абу Дауд). По преданию от многих сахабов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда отвечал на подарки, подаренные им (Абу Дауд, Тирмизи).

Что подарить мусульманке?

Идеальный подарок для мусульманки. Как его выбрать?

Универсальный рецепт хорошего настроения вашей мамы, жены, сестры или дочки – сделать неожиданный, но очень приятный подарок. Каждая представительница прекрасной половины планеты подтвердит, что красивая коробочка с подарком заставляет нас испытывать особую детскую радость, а уж если после того, как, открыв заветный свёрток, мы увидели то, о чём давно мечтали, то в сердце поселяется радость и становится как-то светло и безмятежно.

Вывод: дарите своим женщинам подарки, не прогадаете! Вот несколько беспроигрышных вариантов:

1. Букет. Когда женщине вручают букет, она сразу расцветает на глазах, возможно, краснеет или робеет. Но даже принимая их как должное, у нее, как и у остальных красавиц, повышается уровень окситоцина в крови. Окситоцин в свою очередь вызывает чувство удовлетворения, снижения тревоги и чувство спокойствия рядом с партнером. Многие исследования доказали его связь в человеческих отношениях, в повышении доверия и уменьшения страха. Окситоцин может влиять на области мозга, ответственные за поведение, страх и тревогу. В свою очередь, у мужчин повышается уровень тестостерона, ведь они становятся более уверенными в себе, да и каждому нравится видеть счастливую вторую половинку.

2. Красивый хиджаб (шарф, платок, палантин). Для каждой мусульманки самый нужный подарок – это, конечно же, хиджаб. Новый платок полностью меняет образ, и наверняка тот, который подарит муж, будет самым любимым.

3. Аксессуары. Сумка, кошелек, ремень или часы – все это, казалось бы, обыденные вещи, но если они куплены, красиво упакованы и подарены с любовью, то непременно вызовут восторг и станут причиной хорошего настроения вашей женщины.

4. Украшения. Все женщины любят украшения: одни – золото, другие – серебро, а есть те, кто предпочитают оригинальную бижутерию. Если вы не уверены, что именно нравится вашей супруге, то, к примеру, лаконичный серебряный браслет и скромные серьги понравятся практически каждой даме.

5. Новый экземпляр Корана с подставкой для чтения. Такой подарок станет особым. Выбирая Священную Книгу, обратите внимание на шрифт – пусть он будет крупным и удобно читаемым.

6. Красивые чётки. Это прекрасный подарок для мусульманки, которая проводит много времени с чётками в руках.

7. Исламское произведение искусства. Это может быть шамаиль ручной работы, каллиграфия, гравюра. Женщин притягивают красивые вещи, и такой подарок будет украшать дом и долго радовать сердце супруги.

8. Фотосессия. Подарить впечатления – беспроигрышный вариант. Фотосессия – вполне оригинальный подарок. Само собой, выбирая фотографа для жены, надо найти профессионала женского пола.

9. Абонемент. Бассейн, фитнес, курс лечебного массажа – выберите то, что больше по душе вашей жене, и это станет для неё идеальным подарком.

10. Корзина с лакомствами. Корзина, полная фруктов и ягод. Чайная коллекция с разными сортами – белым, зелёным, пуэром, мате, каркаде, ягодным или фруктовым. Набор полезных изысканных лакомств в виде сухофруктов и тёмного шоколада – все эти варианты обрадуют каждую женщину.

Говорите с вашими женщинами, прислушивайтесь к ним и тогда, вы непременно сможете выбрать то, что так желанно им.



Подарок мусульманину

Вопрос подарков всегда ставит нас в тупик. Особенно когда речь идет о подарке мужчине. На самом деле вариантов может быть огромное множество – главное интересоваться тем, что нравится вашему мужчине. Обратите внимание чем он любит заниматься в свободное время, какими качествами он обладает и что вызывает у него блеск в глазах.

1. Коран. Бесспорно, самый лучший подарок для мусульман. Выбрать его не составит проблем. Очень достойный подарок - книги небольшого размера в кожаной обложке и на замке: такой Коран удобно брать с собой, при этом он хранится в чистоте и более долговечен. Также прекрасно подойдет в подарок Коран на цифровых носителях, например, ручки, читающие Коран.

2. Миски. Чаще всего миск применяется именно мужчинами-мусульманами. Суть миска в том, что он не содержит в составе спирта. Существует огромный выбор запахов, вы можете выбрать что-то на свой вкус – мужчине мусульманину обязательно понравится ваш подарок.

3. Коврики для совершения обряда намаза и четки . Этот подарок точно придётся по вкусу любому мусульманину. Коврик можно выбрать как дорожный, если ваш муж часто путешествует, так и для дома. Четки можно купить из благородных камней илиименной гравировкой.

4. Посуда, ваза, шкатулка. Посуда, изготовленная в арабских странах, отличается красивым и богатым внешним видом. На прилавках можно встретить всё разнообразие форм и размеров, цветов и узоров. Также удивительно прекрасным дизайном отличаются и шкатулки с вазами. Зачастую их щедро украшают камнями и узорами, часто умельцы расписывают вазы прекрасной арабской вязью. Если ваш мужчина ценит подобные вещи, то непременно обрадуется такому подарку.

5. Часы, призывающие к молитве . Их ещё называют часами с азаном – призывом к совершению намаза. Как вы сами понимаете, подарок этот очень нужный и рациональный, и очень приятный для каждого мусульманина. Он сможет собственноручно настроить часы или воспользоваться уже готовой программой – и никогда не опоздать к намазу. Вы можете купить обычные часики, а можете заказать многофункциональный механизм, который не только позволит установить точный длительный график молитв, а сможет даже прочесть вам аяты и суры, когда вы сами этого захотите.

6. Оружие . Все мусульмане мужского рода испытывают большую тягу к оружию, особенно к холодному его виду. Например, какому мусульманину не придется по душе красивый нож или кортик, острая сабля или меч, лук со стрелами или старинный арбалет? Зайдя в любой оружейный магазин, вы сможете с легкостью выбрать что-то для своего парня. Кроме того, здесь же можно будет приобрести какие-нибудь красивые и необычные ножны или орудие для заточки холодного оружия.

7. Хофы, или кожаные носки . Такой подарок практичен: он прослужит долгую службу своему хозяину, так как хофы не предназначены для ежедневной носки.

8. Перстень . Не только женщинам свойственна тяга к аксессуарам, мужчине-мусульманину могут нравиться перстни, поэтому если вы знаете об этом пристрастии своего мужчины – можете смело отправляться в ювелирный магазин в поисках нужного кольца. Помните только одно: золото покупать нельзя ни в коем случае. Всё остальное подойдет.

9. Товары для здоровья. Для мусульман всегда актуальны товары для укрепления здоровья. Сейчас в продаже свободно можно приобрести семена и масло чёрного тмина. Согласно хадисам, это растение помогает от всех болезней. Также в Исламе много говорится о пользе мёда и оливкового масла, поэтому бутылочка масла первого отжима или баночка натурального мёда всегда будут кстати.

10. Мусульманские сувениры. Если вы ищете недорогой подарок для мусульман, то обратите внимание на сувениры с исламской тематикой. Можно купить наклейки, магниты на холодильник, закладки для книг, брелки или подвески в машину.

Маликова Эльвира
Исламский портал


Количество показов: 1586

ПОДАРКИ И РЕШЕНИЯ ПО ДАРЕНИЮ

Вопрос: Какова важность обмена подарками? Можно ли кому-то пользоваться подарком, подаренным другому человеку, или вернуть этот подарок обратно без его ведома?

Ответ: Подарок, становится имуществом того, кто получил подарок, без его ведома пользоваться нельзя. Подарок, говорит о симпатии к человеку. Приведем два хадис-и шарифа:

«Если любите брата по вере, то дайте ему об этом знать!» (Бухари)

«На пути Аллаха, тот, кто любит своего брата по вере скажет ему об этом, потому что это способствует дружественным отношениям, подарок делает привязанность сильнее.» (Ибни Аби-д-Дуния)

Поэтому дарить подарки является сунной. Нужно ввести в привычку дарить подарки, хотя бы незначительные! Приведем несколько хадисов:

«Обменивайтесь подарками, пусть ваша симпатия друг к другу станет сильнее!» (Табарани)

«Подарки укрепляют дружбу, гасят обиду.» (Абу Нуаим)

«Подарок - прекрасный ризк, посланный Аллахом. Тот, кто принял, тем самым принимает то, что послал Аллаху тааля. Тот, кто отверг, тем самым не принял посланное Аллахом.» (Рамуз)

«Принимайте то, что не ожидали! Это ризк, посланный Аллахом тааля.» (Байхаки)

«Вы тоже преподнесите подарок тому, кто вам сделал подарок! Если нет ничего, то сделайте за него дуа, подарок не должен остаться без ответа!» (Насаи)

Вопрос: В каких случаях подарок разрешен, в каких случаях противопоказан?

Ответ: В книгах сказано:

1 - Подарок или пожертвование - безвозмездное вручение существующего имущества. Можно также подарить подарок и взамен попросить что-нибудь определенное. Например, разрешено сделать подарок, а взамен поставить условие обязательного возвращения долга.

2 - Подарок с условием возмещения, не действителен пока не будет возмещения. Подарок и возмещение должны быть вручены до их расставания.

3 - «Если умрешь ты, то станет моим, если умру я, пусть станет твоим» - Предоставление дома с таким условием, считается недействительным.

4 - Если владелец дома, предложит кому-то: «пока ты жив, пусть мой дом будет твоим», то после смерти дом возвращается владельцу.

5 - «Бери, расходуй», деньги данные с такими словами где не было сказано что это подарок, считается данным в долг. Одежда которую дали со словами, «бери, носи» будет подарком.

6 - Тот кто собирается дать подарок может отказаться от своего действия. После вручения подарка, подарок может быть возвращен если стороны не против.

7 - Если чтец Корана, прочитает Коран ради Аллаха без предварительного согласования оплаты, то может взять подарок за чтение. Если скажет что подарка недостаточно много, тогда то что ему дадут сверх подарка будет для него харамом.

8 - Подарок от ребенка недействителен. Чтобы подарок ребенку стал действительным, нужно вручить ему на руки, стать его собственностью.

9 - Если бедняк взятую от богатого милостыню подарит богатому, то богатому разрешается взять.

10 - Если один скажет другому «Дарю тебе это имущество» и он возьмет, то подарок считается взятым.

11 - Покупатель может подарить другому свою покупку не приняв товар в руки от продавца.

12 - Если один из двоих умрет до вручения подарка, то подарок становится недействительным.

13 - Двое людей совместно владеющие домом, могут подарить дом третьему лицу. Не разрешается подарить один дом двум лицам. Потому что, не разрешается давать имущество которое может быть разделено, как неделимое.

14 - Подарок с условием «в начале следующего месяца подарю тебе вот это» будет недействительным.

15 - Если дарят или отдают дом с условием что будут содержать и помогать до самой смерти, и принявший начнет выполнять условия, то дом обратно взять не может.

Пусть и является нарушением продавать дом с условием жить пока не умрут, но разрешается подарить и после того как вручили, обратно взять не может. (Маджалла 855.)

16 - Присутствие подарка при вручений обязательно, условием не является то что подарок не готов.

17 - Подарок взятый силой недействителен. Например если муж требует «Пока не подаришь мне назначенный мной махр, не пойдешь в дом отца» а жена соглашается и дарит, то такой подарок не будет действительным. Потому что подарок который дали не имея на то желания недействителен.

Пока точно не выясниться что заработок из харама, все подарки от таких людей будет дозволенным.

19 - Смертельно больной может подарить одну треть своего имущества другим кроме наследников.

20 - Тот кто подарил должнику его долг не может отказаться от содеянного. Если скажет «Мне не должны», то долга больше нет.

21 - С теми кто имеет сомнительный заработок, нужно обмениваться подарками и брать в долг!

22 - Разрешается дарить скот с условием что заберет приплод который родится. Приплод тоже может быть подарком.

23 - Никях (обряд бракосочетания) с условием без махра будет действительным. Но позже махр (свадебный подарок невесте) все же нужно будет дать.

24 - Сделка требующая от покупателя никому более не продавать товар, или же покупка товара с условием никому более не продавать товар будет действительным, но все эти условия ничего не значат, так не делается.

ЗАБРАТЬ ПОДАРОК ОБРАТНО

Вопрос: Разрешается ли подарок потребовать обратно?

Ответ: Подарок, дать какое-либо существующее имущество без возмещения. Можно дать подарок и попросив что-нибудь взамен. Подарок нельзя требовать обратно если не возникла вынужденная ситуация.

Не разрешается забирать обратно подарок данный бедняку, потому что подарок бедняку это садака. Забирать обратно садака не разрешается. Подарок подаренный богатому разрешается взять обратно если возникла в нем нужда, но это некрасиво, потому что в хадис-и шарифе сказано: «Тот кто обратно просит подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

Просить обратно свой подарок пусть и похоже на вылизывание блевотины, но если есть причина или если даже нет, тот кто дал подарок может попросить подарок обратно. Если есть один из семи случаев, обратно требовать свой подарок не может:

1 - Если подарок стал лучше: подаренную книгу красиво переплели, подаренный скот принес приплод, сделали ремонт в подаренном доме чем сделали его лучше, в подаренном участке земли посадили деревья, на подаренный пиджак пришили подкладку, т.е. подарок стал более ценен, то подаривший не может требовать подарок обратно. Если подаренный нож наточили, то подаривший не может требовать обратно. Если подаренную одежду покрасили от чего оно стало еще ценнее то требовать обратно не могут. Если одежда от покраски не стала лучше или потеряла стоимость то подаривший может попросить обратно свой подарок. Если подаренного барана зарезали на курбан, и после этого подаривший попросит обратно свой подарок, то может взять уже зарезанное животное. Но тот кто совершил курбан выполнил свой долг, его курбан будет принят.

2 - Смерть одной из сторон:

В случае смерти дающего или принимающего подарок, обратно уже не требуют. Если умер тот кто дал, то его наследники не могут просить обратно подарок. Если умер получивший подарок, с его наследников подарок обратно не требуют.

3 - Дать дарителю компенсацию подарка:

Подарок нельзя потребовать обратно если в ответ на подаренный велосипед подарили обычный простой карандаш. Тот кто подарил карандаш тоже не может потребовать обратно свой подарок. Если ответный подарок дали не как ответ для велосипеда, а просто как подарок, то и велосипед можно потребовать обратно также как и карандаш. Если в подарке обнаружится какой-нибудь значительный недостаток, то могут вернуть а то что сами подарили попросить обратно не смогут. Например если в велосипеде не работают тормоза, порваны шины, то не могут сказать «забирай велосипед, возвращай карандаш.»

4 - Подарок уже перестал быть имуществом получателя:

Если подарок продан, пропал или передарен другому, то требовать обратно нельзя.

5 - Брак между дарителем и получателем:

Семейная пара не может подаренные друг другу подарки требовать обратно. Если муж мусульманин а жена неверующая ахл-и китаб, даже будучи разведенными не могут требовать обратно подаренное. Если мужчина делает подарок чужой женщине и если после этого они поженятся то может попросить вернуть подарок, т.к. подарок был сделан до никяха. В наши дни это происходит весьма часто. После сватовства, жених дарит будущей невесте подарки, после никяха разводятся и могут потребовать обратно подарки сделанные до женитьбы. Подарки сделанные в то время когда были семьей, требовать не имеют права.

6 - Родственники, брак между которыми навсегда запрещен брак:

Усуль и фуру, т.е. дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и того старше, родители, дети внуки и правнуки и еще меньшие, братья, дети братьев, дядья с обеих сторон, тети с обоих сторон не могут требовать вернуть подаренное. В этом случае равны все родственники, и верующие и неверующие.

7 - Подарок изменился:

Подаренное зерно смололи в муку, испекли хлеб, из подаренного молока сделали сыр, масло. После подобного, подарок обратно взять не могут.

Если один дарит другому тысячу рублей, после этого первый просит у второго в долг тысячу рублей, второй дает первому в долг тысячу рублей, то тот кто взял в долг, не может сказать «Эту тысячу рублей подарил тебе я и возвращать не буду.»

Если человек прощает свой долг, то не может потребовать вернуть то что простил.

Если подаренное было продано, затем покупатель вернул обнаружив недостаток, то подаривший уже не может потребовать вернуть подарок.

Когда подарок отдан то подаривший уже не может потребовать обратно, получивший не может вернуть. Не важно кто сделал подарок; родственник или посторонний.

Дарение действительно если дают подарок с условием принятия обратно в случае обнаружения недостатка. А условие обратного принятия подарка недействительно, потому что подарок это подношение для которого нет подобных условий.

(все приведенное выше взято из книг ""Ихтияр"", ""Радд-уль мухтар"" и ""Хиндия"")

Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить махр мужу, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействительно. (""Фатафа-и Баззазийа"")

Если тот кому должны, подарит долг своему заимщику или кому-либо другому, то уже не сможет отказаться от своего подарка. Покупатель может подарить свою покупку кому-нибудь другому до того как станет владельцем покупки. Нельзя сказать что преподнесет в подарок некую вещь в начале следующего месяца. Если человек скажет, сделаю подарок если рассчитаюсь с долгом, то по расчету с долгом, нужно будет сделать подарок. Если еще не выплатил долг, может отказаться от дарения подарка. Подарок при дарений должен существовать, то что еще не приготовлено, не является обязательным условием. Если подарок принесенный на свадьбу неизвестно чей, то поступают так как принято в данной местности. (Маджалла)

Если жених утверждает что присланое было махром а невеста говорит что подарок, то съедобное считают как подарок а другие подарки засчитывают как махр. (Саадати Абадийа)

Подарок достается тому кому был подарен. Если оставлен дому, то общие вещи достаются мужчине, если это вещи женские, то жене. Тоже самое и с подарками на свадьбу. Если подарки характерно женские, то достаются женщине а общие вещи берет себе мужчина. Например такие вещи как шарф, браслет, колье достаются жене, а галстук, кастрюля, блюдо достаются мужчине. Тоже самое и с подарками которые преподнесли мальчику на обрезание. Если преподнесли в качестве подарка шарф, то достается матери, если это галстук, отцу. Если это игрушка, детский велосипед то достается ребенку. Если кастрюля, блюдо, то будет принадлежать отцу.

Вопрос: Подарки благочестивым сыну и дочери должны быть равными?

Ответ: Да. В хадис-и шарифе сказано: «Когда делаете детям подарки, обратите внимание чтобы подарки были равноценными!» (Табарани)

Ребенку грешнику не нужно оказывать помощь больше чем его нафака!

Вопрос: Можно ли брать подарки от кафира, дарить ему подарки?

Ответ: Разрешено если возникает необходимость. (Хадика)

Вопрос: Если деньги на банковском счету или акции подарю своему отцу со словами «Отец дарю их тебе» то будет ли считаться что подарил их, станет ли его имуществом?

Ответ: В книге ""Фатава-и Баззазийа"" сказано: «Можно сказать ""Дарю тебе деньги которые мне должен тот или этот, возьми их у него.» Значит, дарит можно, но не станет его имуществом сразу как сказали об этом. Необходимо чтобы подарок перешел в руки, т.е. деньги в банке должны быть переведены на счет отца. В ""Ибни Абидине"" сказано: «Долг может быть подарен только должнику. Чтобы подарить другому, его нужно уполномочить для этого.» Деньги станут его имуществом только после того как его сделают представителем и он переведет деньги на свой счет.

Вопрос: Если подарок мне сделают при людях, то те кто были рядом тоже будут владеть этим подарком, я буду вынужден поделить подарок с теми кто был в это время рядом?

Вопрос: Есть ли разница, между подарком в виде хорошей книги по нашей религий или же это будет килограммом конфет?

Ответ: В обоих случаях ждет большой саваб. Но за книгу саваб будет продолжаться даже после смерти. В хадиси шарифе сказано: «Саваб за полученные и распространенные знания будут продолжаться и после смерти.» (Ибни Маджа)

Вопрос: Мой двоюродный брат забирает поносить мою одежду, а свое оставляет у меня. Знает что я не стану возражать, и некоторые из вещей мне и не жалко, пусть носит и вернуть обратно я не прошу. Но после, я уже и не могу вспомнить что же я не хотел вернуть обратно. Пока не произнесу устно что вещь его, станет ли одежда принадлежать ему эта?

Ответ: То что отдавали не требуя денег, отдавая сказали «бери, пользуйся» становится подарком. То что уносит надев на себя, забирает оставляя вместо них свою одежду, не считается подарком. И то что внутри себя соглашались что это подарок не делает это подарком. Станет подарком если устно скажут «дарю свою одежду которая находится у тебя».

ПОДАРОК НЕ ТРЕБУЮТ СИЛОЙ

Вопрос: Когда прошу мужа сходить куда-нибудь, или сделать что-нибудь, он говорит ""пока не подаришь свой махр не будет этого"". Можно ли согласится устно но не соглашаться в сердце?

Ответ: При дарений подарка значение имеет устное слово. Даже если подарили в шутку, это будет считаться подарком. Но не будет подарком если этого требовали силой, насильно. Т.е. подарок отобранный под угрозой не действителен. В будущем жене нужно потребовать свой махр. Потому что в книгах фетв говорится:

«Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить мужу махр, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействителен. (""Фатафа-и Баззазийа"")

СЛУЧАИ КОГДА ДЕЙСТВУЮТ СЛОВА

Вопрос: Судя потому что во второй части ""Маджалла"" в одном месте сказано: «Какая была цель так и выносятся решение», то в Исламе имеет значение намерение, а не слово?

Ответ: Этот выражение имеет отношение к решению по хадису «Дела судятся по намерению.» В Исламе есть моменты когда силу имеет только намерение а устное слово не имеет значение, а также есть положения когда необходимо действовать только лишь по произнесенному вслух слову а намерение не имеет никакой силы. Например в таких случаях как; никях, таляк, адак (обещание), освобождение раба, клятва, купля-продажа, подарок и совершение греха, значение имеет слово а не намерение. Приведем несколько примеров:

1 - В шутку или исполняя роль, поженившиеся при двух свидетелях, становят женатыми на самом деле. Намерение не действительно. Или же муж в шутку или с целью запугать жену скажет «Развожусь с тобой», то его жена становится свободной от брака. В двух хадиси шарифах сказано:

«Если в шутку поженились или развелись, то действительны и никях и таляк (развод).» (Табарани)

«В трех случаях действительны сказанное и в шутку и всерьез, никях, таляк и отказ от таляка.» (Тирмизи)

2 - Если давая клятвенное обещание (адак) не было намерения, было произнесено между разговором, то адак становится действительным. Потому что при адаке сказанное пусть в шутку пусть случайно, не задумываясь, все равно что произнесенное серьезно. Даже если вместо того чтобы сказать «Буду поститься один день» вырвется «… один месяц» то нужно будет поститься один месяц. Действует слово, намерение нет.

3 - Если неверующая девушка предлагает «согреши со мной и я стану мусульманкой», то не разрешается грешить думая «Дела судятся по намерениям». В подобной ситуации намерения недействительны, действителен совершаемый грех.

4 - Если после торгового действия одна из сторон скажет «Это была шутка, отказываюсь от сделки», то это уже не будет иметь силы.

5 - Если кредитор сначала сообщил что подарил свой долг а затем говорит: «это была шутка» то от своего подарка не может отказаться. Намерение недействительно, действительно слово.

Как можем видеть, в некоторых случаях берут за основу произнесенное, на намерение внимание не уделяется. Вторая часть ""Маджалла"", неприменима к тому что приведено здесь.

НАМЕРЕНИЕ ПРИ ДАРЕНИЙ

Вопрос: Если с намерением пошутить было сказано, дарю тебе этот дом, а противоположная сторона скажет, принимаю, то станет ли действительной предложение дарителя и согласие принимающей стороны и станет ли принадлежать ему дом?

Ответ: Да, дом станет его. При дарений за основу берется не намерение а сказанное слово. «Дарю тебе дом» это предложение (Иджаб), «Принимаю» это согласие (Кабул). В книге ""Саадати Абадийа"" сказано:

Иджаб (предложение) то что должно быть сказано, дают понять противоположной стороне; продаю, отдаю, дарю, а кабул (согласие) должно быть сказано в прошедшем времени; беру, согласен, доволен, принимаю. И предложение и согласие могут быть выражены так как это принято в данной местности и в прошедшем времени, то намерение делать не нужно. (раздел Купля-Продажа)

А это значит что намерение недействительно.

ПРАВА СОЗЕРЦАЮЩЕГО

Вопрос: Когда мы едим и пьем то должны ли предложить тем кто находиться рядом?

Ответ: Будет лучше. Это называют правом того кто невольно видит происходящее. В таком случае предложить пусть и не является обязательным условием, но не предложить, неэтично, нечто неподобающее среди людей. При людях лучше не есть, или же нужно предложить.

Вопрос: Мне подарили носки со словами «чтобы ты надевал на намаз». Не станет ли харамом если буду носить вне намаза?

Ответ: Нет, это не будет харамом. Подарок действительный, подобное условие недействительно. Можете вовсе не надевать на намаз и даже можете передарить другому. Т.е. вещь теперь ваша, может использовать как вам угодно.

Вопрос: Кто-то говорит «подарок нельзя передаривать», а кто-то утверждает «передаривать подарок, сунна». Чтооо из этого правильно?

Ответ: Передаривать подарок можно.

Вопрос: Насколько правильно бесплатно использовать труд человека, просить с человека подарок?

Ответ: Это неправильно. В хадис-и шарифе сказано: «Тот кто жалуется на свою нужду, никогда от них не избавится. Избавится от них если раскроет их Аллаху.» (Хаким)

ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА

Вопрос: Можно ли взять предлагаемый в подарок духи и цветы?

Ответ: Нужно брать любой подарок. Подарок не отвергается. Нужно понюхать подаренные духи и цвети. Понюхав цветы нужно произнести салават-и шариф, потому что пот Расулюллаха (алейхиссалям) пахли цветами. В хадис-и шарифе сказано: «Три вещи укрепляют организм: хороший запах, одежда из мягкой ткани и употребление в пищу меда.» (Шира)

ОБЩИЕ ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Вопрос: Можно ли дарить третьему лицу плоды с общего сада и огорода?

Ответ: Часть того что может быть поделено, такие как плоды на дереве или огороде, могут быть подарены только после того как поделено.

ДАРЕНИЕ ДОМА

Вопрос: Могу ли подарить дом с условием оставаться в нем до своей смерти, своей жене или детям?

Ответ: Да, можно.

ПРОКЛЯТИЕ ПОДАРКА

Вопрос: Если дарят в подарок съедобное, которую приняли и съели, а затем между людьми происходит какой-то разлад, и подаривший скажет «пусть станет для тебя харамом мой подарок» то станет ли харамом подарок?

Ответ: Нет харамом не станет. Если подаривший пожелает свой подарок обратно, а подарок съеден или же в подарке произошли какие-то изменения, то возвращать не нужно. Если подарок не поменялся и еще присутствует, то требовать обратно подарок очень некрасиво. В хадис-и шарифе сказано: «Требующий обратно свой подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

ДАРЕНИЕ ДЕРЕВА

Вопрос: Может ли человек подарить растущее в саду дерево?

Ответ: Нет, не может. Можно подарить растущие на дереве плоды. Нельзя преподнести блюдо с едой и сказать «дарю само блюдо, еда в нем не является подарком». Можно сказать наоборот, т.е. дать блюдо с едой и сказать что подарком является еда, а блюдо попросить вернуть. Потому что еда это то что можно отделить от посуды. Точно также нельзя подарить барана и сказать что шерсть с нее не является подарком. Дариться вместе с шерстью. Дерево растущее в саду не входит в это правило. Т.е. растущее в саду дерево не дается в подарок, потому что дерево произрастает и находится в саду. Оно не сможет жить без своего сада. Разве только можно срубить и отдать как подарок. Пока растет в саду не может быть подарено.

ПОДАРЕННАЯ ОДЕЖДА

Вопрос: Мой друг перед намазом попросил меня встать имамом и и дал свой пиджак. Пиджак оказался как по мне. Я спросил «Ты отдал мне, теперь это мое?» Он сказал «Да, дал тебе». После намаза потребовал пиджак обратно. Я напомнил ему что он отдал мне пиджак. «Я сам испытываю тяжелые времена, так что подарить не смогу», ответил он и забрал пиджак. Это уже будет грабеж?

Ответ: И иджаб и кабул, были произнесены принятыми в местности выражениями и в прошедшем времени, то намерение не нужно. (Саадати Абадийа)

Судя по тому что тут случился и иджаб и кабул, даже если и не было намерения подарить, пиджак ваш. Не отдать, не может. Если вы не считаетесь нищим по нормам Ислама, и если нет условий при котором можно вытребовать обратно пиджак, и даже если дозволяется попросить вернуть обратно подарок, требовать вернуть подарок обратно не совсем по-человечески, вам нужно поступить по-мужски и подарить пиджак обратно, чем помогли бы ему выйти с достоинством из данной ситуаций.

Община мусульман! Тема, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию на первый взгляд кажется вроде бы и незначительной, но она очень важна для сплочения общины, для сближения сердец верующих, для того, чтобы мы не забывали близких нам людей.

Речь пойдет о подарках, которые мы дарим друг другу в разное время, и по разным поводам. К этому нас призывал и наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Значит, дарение подарков – это немаловажное дело.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Обменивайтесь подарками, и вы полюбите друг друга!». (Бухарий в книги «аль-Адаб аль-Муфрад»).И это очевидно, что дарение подарков служит именно этой цели.

Сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дарил людям подарки, а если ему дарили что-нибудь, он принимал дар и радовался ему. Этим же путем следовали и правоверные сахабы, и те, кто были после них. И в наши дни все люди доброй воли придерживаются этого красивого обычая.

Из преданий явствует, что когда сахабы возвращались из дальних странствий, они обязательно привозили своим домочадцам какие-то подарки. В крайнем случае, они привозили с собой сивак для чистки зубов.

В рассказах о табиинов мы находим сведения о том, что посылая подарок своему брату, они сопровождали его словами: «Мы знаем, что ты не нуждаешься в этом, но посылаем тебе как свидетельство того, что мы помним о тебе, и чтобы ты для нас важен!».

Кадий Шурейхь (да будет милость Аллаха над ним) когда его угощали чем-нибудь, как правило, клал на тарелку в ответ какой-то гостинец.

Примеров, свидетельствующих о таком красивом обычае, множество . Но для того чтобы такое похвальное дело было полным и сам подарок лучшим образом выражал благородную цель, заложенную в самом факте дарения, следует обратить внимание на некоторые моменты:

Во-первых следует подчеркнуть: ценность подарка заключается не в его цене, а в том душевном тепле, которое ты вкладываешь в него, посредством этого подарка ты показываешь свое внимание к своему близкому человеку.

Об этом как раз и говорится в хадисе. Обращаясь к женщинам мусульманкам наш благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идет всего лишь об) овечьем копыте! ». (Бухарий).

Ибн Хьаджар написал по этому поводу: «Хадис этот призывает к тому, что не следует отказываться от малого в качестве подарка, потому что не всегда выпадает возможность делать большие подарки, а малые подарки притом условии, что дарят их регулярно, увеличиваются… кроме этого, они далеки от неискренности!».

Эти слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращены и к мужчинам, но, по мнению ученых богословов здесь женщины названы по той причине, что они подаркам придают большее значение, чем мужчины; и чаще пренебрегают малым подношениям.

И поистине, некоторые стесняются делать маленькие или недорогие подарки, а на большие и дорогие подарки не имеют средств. И не сосчитать, какое количество благ они теряют при этом, сколько друзей забывают друг друга, сколько родственных связей обрывается!

Даже при наличии средств не следует допускать расточительства при выборе подарка, особенно если малообеспеченные люди будут чувствовать себя неловко, глядя на твои излишества.

Кроме этого, следует обратить внимание на то, что подарок не обязательно должен быть новой вещью, это может быть предметом одежды или утварью, которой ты пользовался долгое время, и, возможно, что они будут представлять большую ценность, чем новая вещь, только что купленная в магазине.

Цель и ценность подарка наиболее полно раскрывается при нанесении на предмет поздравительных надписей – они должны быть искренними, от сердца, или сопроводить подарок текстом, написанным на чем-то. Это хороший обычай, у нас он сегодня используется мало, но заслуживает особого внимания.

Община мусульман! Несмотря на то, что сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас к этому и что подарки имеют такую высокую ценность – многие из нас не отдают должного внимания этому обычаю. Более того одним из недостатков, в котором нассегодня,молодых мусульман,упрекают является то, что мы знаем, что положено принимать приглашение, и не хотим знать, что некрасиво приходить в дом, с пустыми руками.

И не обязательно, как говорилось выше, приносить дорогой подарок или денежную сумму, а можно отнести в дар любую вещь, исходя из своих возможностей, которая будет свидетельствовать о вашем неравнодушном отношении к близкому вам человеку.

Пусть услышанное слово принесет нам пользу по воле Аллаха! Пусть исполнятся наши благие намерения, Пусть Аллах по милости своей приблизит нас к делам, которые послужат нашему сближению и сплочению, и пусть Он отдалит нас от всего, что может помешать этому!

Просмотров