Зависть у детей и как с этим бороться. Советы психолога. Как бороться с детской завистью Детская зависть в дошкольном возрасте

Всем людям свойственно испытывать чувство зависти, но оно может возникать или редко в период неудач и сомнений, или стать устойчивой эмоцией, которая будет сопровождать человека всю жизнь. Родителям важно воспитать ребенка так, чтобы зависть оставалась для него лишь кратковременным чувством, а не злейшим человеческим пороком, который отравляет жизнь и иногда толкает человека на нелицеприятные поступки.

Как предотвратить зависть?

Детская зависть чаще всего предсказуема, она проявляется при определенных жизненных обстоятельствах, особенно ярко из-за детской непосредственности. Дети завидуют друг другу если кто-то из них, скажем, оказался сильнее, лучше станцевал, прочитал стихотворение, дальше прыгнул, выиграл соревнование. Несправедливо, если другу купили новую игрушку или много сладостей, или модные кроссовки, а тебе нет. Конечно, малыш-обладатель всех этих благ становится «объектом» злости, ведь у него есть то, чего нет у сверстников. Завистнику кажется, что его обделили, что он недостаточно хорош. Он понимает, что кто-то обладает чем-то самым важным, что так необходимо и ему самому. Зависть всегда сопровождается негативными переживаниями.

Чувство зависти у детей проявляется в разных вариантах, это: имитация, практические действия, маскировка или игнорирование, критика. Под имитацией понимают стремление воссоздавать предмет зависти. Если вашей дочке понравилась новая кукла, которая появилась у соседки, она станет просить у мамы приобрести ей точно такую.

Практические действия мы наблюдаем, когда ребенок портит, уничтожает или отнимает какую-то вещь у других. Рассмотрим случай: какого-то ребенка похвалил воспитатель за то, что тот вылепил из пластилина красивую фигурку, ответные действия завистника – он сломает эту фигурку. Другой пример: если похвала взрослых адресована удачному рисунку определенного ребенка, тот, кто завидует похвале, испортит этот рисунок.

Еще один признак зависти – игнорирование, которое можно определить как «средство» защиты. Вот кто-то из ребят пришел в садик с новым конструктором, ребенок, который этому завидует, будет умышленно сторониться этой вещи, которая ему так понравилась. Совместной игры не получится, малыш будет намеренно избегать хозяина этого игрового набора, перестанет с ним общаться и найдет себе другую компанию.

Критику, как довольно распространенный механизм зависти, легко распознать в демонстративном преуменьшении значимости качеств предмета зависти (снижение его ценности). В частности ребенок заявляет, что новая игрушка его товарища имеет некие дефекты, вот у него дома игрушка намного лучше. Характерные черты критики – агрессия и желание унизить объект.

У более взрослых детей, в возрасте от 7 до 15 лет может проявляться белая зависть - маскировка зависти. Объяснить ее можно так - переживания завистника причиняют окружающим (порой несознательно) косвенный вред. Он избавляется от своего негатива, сбрасывая его на других. Это дает определенный результат, но не избавляет от зависти как таковой. Маленькие дети таким приемом еще не пользуются. Такой тип зависти распознать труднее всего. Детская зависть может и никак не проявляться, но при этом у ребенка все равно портится настроение.

Почему появляется зависть?

Причиной появления зависти - простая неудовлетворенность. Ребенок спокойно живет и доволен тем, что имеет, но однажды узнает, что у другого появилась такая хорошая вещь, которую он тоже захотел иметь. В основе зависти лежит сравнение. Завистника расстраивают свои и чужие успехи, не дает покоя популярность и признание окружающими заслуг товарища. Особенно ярко зависть начинает проявляться у ребенка, которого никто не замечает и на которого не обращают внимания, а ему хочется, чтобы его оценили по достоинству. Причиной проявления негативных эмоций чаще всего является заниженная самооценка. Ребенку кажется, что он всегда хуже остальных, ему ничего не остается, как завидовать. Предпринять какие-либо действия, чтобы стать лучше, ему мешает неуверенность в себе и своих способностях. В этом случае родители должны подумать, как сформировать у малыша адекватную самооценку.

Помогаем ребенку справиться с завистью

В первую очередь поддерживаем его личным примером. Ребенок всегда подражает маме и папе, поэтому, когда родители говорят о покупках своих соседей в негативном ключе, критикуют окружающих, не удивительно, что они воспитают высокомерного и заносчивого человека. Мало просто говорить ребенку о том, что зависть - это плохое и разрушающее чувство. Поддержите его, чтобы раскрыть его таланты и способности. Когда ребенок будет занят каким-нибудь увлекательным делом, у него не остается времени для зависти. Важно также научить ребенка понимать свои чувства и ощущения. Ребенок должен знать, что людям свойственно иногда сердиться, злиться, завидовать, поэтому ему не нужно стыдиться проявления своих эмоций. Главное не поддаваться негативным эмоциям, понимать и признавать, что появилась зависть – это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от этого чувства. Приведите малышу примеры отрицательных героев из мультфильмов и сказок, которые завидовали другим и чем это для них закончилось. Завистники, как правило, вмешиваются в жизнь других людей, разрушают их счастье, поэтому важно уметь бороться с завистью. Ребенок должен приобрести уверенность в себе, родители обязаны развить это чувство – хвалить малыша, выделять его положительные качества. В основном для этого достаточно лишь сместить акценты. Не принижайте достижения других ребят, лучше напомните своему, в чем он хорош и за что вы можете его похвалить. Ребенок должен расти в атмосфере заботы и любви, вместе вы можете сделать чувство зависти конструктивным - учите ребенка пользоваться им в качестве толчка к собственному развитию.

Маленьким детям не знакомо чувство зависти. Все, что нужно для счастья, у них есть и так: любящие родители, теплая кроватка, игрушки. Они не задумываются о том, что у кого-то жизнь может быть лучше, чем у них. Все меняется лет в пять-шесть. «Мам, а у Светки кукла красивее! Я тоже такую хочу!», «Мишка дурак и маму не слушается, а ему новый телефон купили. А вот я хорошо себя веду, но мне никто не купит!» Вот тут некоторые родители и задумываются, ?

Решая, как справиться с этой напастью, нужно принимать во внимание, что дети ведут себя так не потому, что относятся плохо к своим товарищам, считают их по-настоящему плохими. Так проявляется сильное желание обладать чем-то, что принадлежит другому человеку, и невозможность получить это. Сложные чувства, испытываемые ребенком, выливаются в неприязнь к хозяину желанной вещи, злость на него и несправедливость мира в целом.

Если зависть не чужда и родителям малыша, и они имеют привычку в его присутствии рассуждать о том, как «соседи-воры меняют в год по машине», а они, «честные труженики» пять лет на одной ездят. Если мама в компании подружек при маленькой дочке «брызжет ядом» по поводу общей знакомой, которой очередной любовник кольцо с бриллиантом подарил, то чего ждать от ребенка? Он быстро поймет, что те, у кого чего-то больше, – плохие люди, за это их можно не только ненавидеть, но и обижать.

Сегодня, к сожалению, учащаются случаи, когда школьников жестоко избивают их же сверстники за то, что они из более состоятельных семей, у них есть хорошая одежда, украшения, модные гаджеты. При этом задиры еще и предъявляют обвинения, что ребята, которых они обидели, чем-то их спровоцировали. Только не могут объяснить, чем. Не скажешь ведь, что своим везением или безбедной жизнью.

Вот несколько советов, как помочь ребенку ее преодолеть.

Как научиться не завидовать?

  • Разговаривая с ребенком, уходите от сравнений его с другими детьми. Часто детская зависть начинается с ревности: мама говорит о чужом мальчике или девочке лучше, чем обо мне
  • Не обсуждайте и не осуждайте при детях общих знакомых, избегайте сарказма и острой критики их материального благополучия, успешной карьеры и т.д. Понятно, что иногда бывают случаи, когда хочется «постервозничать» и позволить себе едкие замечания, но только не при детях
  • Не уставайте формировать у ребенка с раннего детства непреходящие ценности, которые нельзя приобрести за деньги, но можно накопить в своей душе: это взаимопонимание и любовь, радость возвращения домой, дружба, красота природы, величие музыки и искусства.

Однажды в школе дочке моих знакомых рассказали историю про смерть жены Рокфеллера.

Наследница несметного состояния умирала в окружении родственников, уже предвкушающих раздел богатств. Перед тем, как испустить последний вздох, она попросила принести ее любимое платье, густо усыпанное бриллиантами. Схватив двумя руками сверкающую ткань, женщина умерла, так и не выпустив ее из рук. Пришлось даже выстричь из платья два кусочка, которые остались в руках бывшей миллионерши. Это было все, что она унесла на тот свет из сокровищ Рокфеллеров.

Девочка, которая услышала от учителя эту историю, была под большим впечатлением. В этот момент она по-настоящему задумалась о том, что не только материальные ценности приносят счастье в мире.

  • , не лицемерьте, говоря, что материальное не имеет значения вообще. Напротив, ребенок должен знать, что все удобства в жизни, поездки, игрушки, которые ему дарят, приобретаются за деньги. И то, что есть у других ребят, тоже приобретено на деньги родителей. Объясните ребенку, что, развивая в себе нужные качества: интеллект, предприимчивость, обязательность – он сможет в будущем позволить себе многое
  • Не возводите зависть в ранг добродетели, считая, что так ребенок быстрее захочет за кем-то тянуться. Это разрушающее чувство: оно ничего не прибавляет тому, кто его испытывает, а лишь растрачивает энергию, которая могла бы быть направлена на созидание собственной жизни

Выбирая, как бороться с завистью у ребенка , отдавайте предпочтение терпеливому разъяснению, а не силовым методам. Поймите, самим детям дискомфортно в этом состоянии, поэтому они рады будут от него избавиться.

Зависть свойственна всем людям вне зависимости от их возраста. Однако, надо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни. Чтобы кратковременная зависть вашего ребенка не превратилась в настоящую проблему, «Я Родитель» делится советами, как этого избежать.

Как понять, что ребенок завидует?

Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо. Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.

Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.

Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.

Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.

Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.

Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.

Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.

Откуда берется зависть?

В корне детской зависти лежит обычная неудовлетворенность. Ребенок живет спокойно, всем доволен и вдруг обнаруживает у другого нечто, что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. И вот здесь появляется зависть – у него есть, а у меня нет.

Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.

В некоторых случаях именно низкая является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать. Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть. В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.

Как помочь ребенку справиться с завистью?

Лучший пример – личный. Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.

Научите малыша осознавать свои чувства. Объясните ему, что здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно не поддаться этому чувству, а понять и признать, что ты завидуешь - уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства.

Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.

На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит . Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.

Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.

Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:

    Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.

    Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.

    Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным. Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой. Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.

Виктория Котлярова

Как часто ваш ребенок закатывает истерику при виде яркой игрушки в руках у сверстника? Или, еще хуже, ломает чужую вещь и обзывает ее владельца нехорошими словами? Подобное поведение - это не каприз и не баловство. В большинстве случаев оно спровоцировано завистью.

Проявления зависти

Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.

Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»

Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.

«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.

Эмоции и чувства, которые дети и взрослые испытывают при зависти, одинаковы. Но внешние проявления при этом разные.

Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.

В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.

№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу

В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.

Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика.

Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.

Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.

№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению

Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.

Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.

Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»

Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.

Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.

Анастасия Мордкович, психолог-педагог, считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.

Взрослые могут завидовать материальному положению конкретного человека, но при этом относиться к нему хорошо. Ребенок же, завидуя игрушке сверстника, будет проявлять по отношению к нему агрессию.

Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности. Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко.

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Во-первых, поймите, что зависть — это нормальное чувство. Стыдить и ругать за него не нужно. Но и пускать все на самотек — не лучшая идея.

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло. И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает.

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой. Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут. Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт. Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.

Одним из самых неприятных для человека чувств является зависть. Она способна разъедать душу буквально изнутри, в том числе и у ребенка. Более того: именно в юном возрасте она наиболее опасна. Ведь если она войдет в привычку в 3-4 года, то с годами от нее избавиться будет все сложнее и сложнее…

Что такое зависть?

Зависти в той или иной мере подвержены, наверное, все: взрослые, подростки, дошкольники. И это на самом деле абсолютно естественно. Поскольку все хотят быть лучше, умнее, сильнее, успешнее, иметь то, чем сейчас не обладаешь. Но в данном вопросе важно, если говорить утрированно, чувство меры. Одно дело: видеть, как кто-то достигает новых вершин - и стараться повторить и превзойти их, работая над собой, совершенствуясь. В этом случае зависть выступает, по сути, этаким мотивирующим фактором и катализатором положительных изменений. И совсем другое дело: видя чужие успехи, желать, чтобы они исчезли, отрицать их серьезность и значимость, чувствовать себя ущемленным. Такая эмоция лишь мешает, человек злится, обижается на весь мир, комплексует, замыкается в себе - собственно, именно это и называют «черной завистью».

И маленькие дети, даже в возрасте 2-3 лет, подвержены ей в полном объеме. У них это выглядит следующим образом. Например, у друга по детской площадке появился новый, красивый и дорогой ? И я себе такой же хочу, хоть мне и купили совсем недавно похожий, но попроще! Или, допустим, в детском садике похвалили другую девочку за успехи в ? Не хочу идти в садик, там плохие воспитатели, а с этой «подружкой» общаться никогда не буду. Старшему брату уже разрешают есть , а мне только одну дольку выделяют? Не брат он мне, а вы мне не родители (здесь, впрочем, к зависти подмешивается еще и , с которой нужно бороться отдельно)!

У детей зависть вообще порой принимает удивительные формы, при этом иногда в них даже сложно узнать именно это чувство. Потому, если вы заметили какой-то из следующих принципов поведения малыша, задумайтесь о его причинах:

порча: забрать или тем более сломать чужую столь желанную , испортить красиво слепленную из другим ребенком фигурку - все это помогает ребенку физически избавиться от объекта своей зависти;

повторение: чтобы не чувствовать себя хуже других, это нужно получить любым удобным способом - в том числе и уговорами родителей, показными , капризами, слезами, ;

критика: обесценивание достижений другого помогает самоутвердиться, убедить себя и всех окружающих, что быстрые или умение ничего не стоят, а сам ребенок, мол, может не хуже, а его санки еще круче;

игнорирование: убрать объект зависти малыш может его исключением из своей жизни - он не замечает «бывшего» друга, не допускает к совместной игре, не восхищается его игрушками или успехами.

Для маленьких детей зависть особенно тяжела из-за сочетания двух моментов. Первый: ребенок в этом возрасте по своей природе эгоцентричен, он находится в центре вселенной - и поэтому, по его мнению, должен иметь все лучшее и быть любимчиком всех окружающих. Второй момент: малыш не понимает, что купить все и быть лучше всех во всем-всем - тоже невозможно. Этот диссонанс рождает глубокую обиду.

Что делать?

Перво-наперво нужно усвоить, что рассчитывать, будто зависть сама пройдет - нельзя. Да, чувство, направленное против конкретного «конкурента», когда-то да ослабнет, успокоится. Но его место займет другое, причем пусть чуточку, но более сильное. А затем снова и снова - и высока вероятность, что из вашего ребенка вырастет завистливый человек, который не сможет радоваться успехам других (даже близких людей), спокойно наблюдать их достижения и покупки. И поэтому пускать на самотек не стоит, чем раньше вы вмешаетесь в ситуацию, тем лучше. Но, как и в других ситуациях, связанных с воспитанием детей, нельзя включать метод кнута в виде запретов и наказаний и рассчитывать, что проблему удастся решить быстро. Запаситесь терпением!

Чтобы справиться с детской завистью, на ситуацию нужно влиять комплексно - только в таком случае можно скорректировать развитие характера. Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

подавайте пример: если папа или мама допускают фразы из серии «Какую машину дядя Коля купил, на такую не заработать честным путем!», глупо ожидать, что малыш будет вести себя иначе - если не можете обойтись без этого, старайтесь не выражать подобные мысли вслух при детях;

не сравнивайте: мы все разные, кто-то силен в одном, кто-то успешнее в другом, поэтому причесывание всех «под одну гребенку» не дает видеть реальные достижения малыша - и слова о том, что кто-то другой лучше его или у другого дороже, правильнее не произносить;

хвалите: ребенку, недополучившему , комплименты в адрес другого (даже не вами произнесенные) кажутся несправедливыми («я же не хуже, а ценят только его») - а справедливо отмеченные достижения чада придадут ему уверенности, он будет меньше обращать внимания на других;

мотивируйте: если малышу нравится, как его товарищ быстро бегает или хорошо читает стихи, подчеркните, что он наверняка сможет не хуже, если будет прилагать усилия в работе над самим собой - это научит его, что ничего не бывает просто так и все нужно заработать, оно имеет свою цену;

учите самоуважению: ребенок должен понимать, что быть лучшим во всем нельзя, но при этом и четко знать, в чем он силен - тогда он будет спокойно воспринимать, что кто-то хорошо катается на , а он зато лучше освоил , на что и нужно обращать больше внимания;

загружайте: дети, у которых полная впечатлений жизнь, менее подвержены зависти - им некогда, у них каждый день расписан садиком, и секциями, увлекательными походами с родителями, где они получают серьезный опыт из достижений и неудач;

обсуждайте: маленькому ребенку нередко сложно выразить свои эмоции в силу ограниченности словарного запаса и непонимания своих ощущений, что усугубляет его переживания, - разговоры о том, что такое зависть и как вы сами с ней справлялись в прошлом, помогут ему лучше понять себя;

поясняйте: детям нужно объяснять, все купить нельзя (даже если много), ими нужно распоряжаться с умом, тратя на то, что необходимо и будет использоваться (если ваш ребенок в принципе не любит рисовать, приобретать «как у подружки» особого же смысла нет?);

уделяйте внимание: будьте вовлечены в жизнь малыша, интересуйтесь его делами за день, успехами, поражениями - как бы ни были загружены, вы должны находить хоть полчаса в день для таких бесед, чтобы ребенок понимал, что вы его цените, уважаете, любите;

не задаривайте: занятые родители нередко засыпают малыша подарками, что обесценивает их, он перестает ценить свои игрушки, они теряет для него смысл игры - важна становится только новизна, потому чужие игрушки и вызывают такую зависть («у меня ж такой до сих пор нет!»);

учите ценить: человек, довольный тем, что имеет, не знаком с завистью в принципе - и этому надо научить ребенка, подчеркивая, что то, что у него есть (игрушки, одежда, ), в полной мере покрывает его реальные потребности, и нужда в новых минимальна;

подчеркивайте лишения: ребенку нужно показывать, что многие лишены и того, что есть у него - при правильном подходе это не только научит его ценить имеющееся, но и помогать тем, кто в этом нуждается, что поможет привить ему навыки в будущем;

балуйте: но и перегибать не стоит, ребенок должен испытывать радость от «случайных» подарков не ко или , а купленных «просто так» - они лишь должны быть действительно нужными и желанными, а не приобретенными без особой задумки;

не экономьте: дешевые игрушки позволяют сэкономить, но они наверняка быстро выйдут из строя - поэтому лучше купите меньше, но качественные вещи, которые и работать будут долго, и не вызовут в малыше чувства ущербности на фоне других детей;

творите: практика показывает, что созданные в единственном экземпляре игрушки (например, сшитые своими руками), да еще к появлению которых причастен сам малыш,ценятся детьми особенно высоко - обладая такими, сложно завидовать другим (у самого как минимум не хуже, если не лучше!);

не шантажируйте: обещание купить что-то в обмен на достижения малыша кажется хорошим мотивирующим фактором, но в случае поражения может сыграть злую шутку - ребенок будет думать, что не оправдал ожиданий, что он плохой, и из-за этого ему не приобретут долгожданную игрушку;

отучите от хвастовства: это тема для отдельного разговора, но любовь к хвастовству своими игрушками или навыками, с одной стороны, порождает зависть других детей (а это прямой путь к отсутствию друзей), с другой же, становится благоприятной почвой для развития зависти к другим;

прививайте уважение: к чужим чувствам, успехам и собственности - дети должны понимать, что кто-то серьезно трудился, чтобы достичь своей цели, что есть свое, а есть чужое, причем трогать чужое без спросу нельзя, а вот со своим можно делать то, что считаешь нужным;

разрешайте ошибаться: не ругайте ребенка, если он обменял дорогую игрушку на безделицу - их ценность для него по эмоциональному заряду схожая, но спустя время, когда он захочет поиграть «потерянной» игрушкой, приведите обмен в пример, он научит чувствовать ответственность за свое;

учите обмену: большинство игрушек увлекает ребенка на недолгое время, потому вместо покупки «как у товарища» лучше предложить им поменяться - попросите этого друга дать на пару дней желанную забаву, а ваш на такое же время отдаст какую-то из своих, на которую обратит внимание товарищ;

доверяйте: больше самостоятельности в принятии всех решений (будь то покупка игрушки, выбор или подбора в детскую) поможет ребенку разделить бремя ответственности - он будет чувствовать, что все, что он имеет, выбирал сам, а потому будет это больше ценить.

И больше разговаривайте! В идеале каждое ограничение вам нужно объяснять на понятном для ребенка языке. У его товарища по площадке игрушек больше и они лучше? Прекрасно, но чтобы купить их, его родители работают почти все время - и практически не играют с ребенком: ты же не хочешь такого? Или, к примеру, любимой подруге разрешают есть конфеты сколько душе угодно? Хорошо, но, видимо, и она, и ее мама еще просто не знают, что это опасно для . Чем больше примеров, сравнений, уточнений, тем лучше малыш поймет вашу мысль. И тогда перестанет обращать внимание на других, а станет жить исключительно своей жизнью - яркой, насыщенной, интересной! А вы ему в этом поможете.

4 39057
Оставить комментарии 1

Просмотров