Экологическое воспитание дошкольников с икт. Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников. методическая разработка (старшая группа) на тему. Экологическое воспитание детей с использованием

Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников

Карпова Татьяна Александровна, воспитатель, МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка», Кемеровская область, г. Мариинск, 652190

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Здесь дети проявляют свой интерес к знаниям. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками.

Викторина позволяет ребенку разобраться в своих знаниях, развивает память.

Вне занятий мультмедийные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. В свободное время организуем игры с медиотехнологиями:

    Загадывание загадок.

    Пальчиковые игры.

Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений.

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевска)

Выступление на XIII территориальной ярмарке образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу»

г.Новокуйбышевск, 2016

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников.

Актуальность:

В данной работе раскрыта актуальная тема использования ИКТ в экологическом образовании дошкольников.

Так как компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и важнейшим средством обучения детей, бесспорным является вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО. Современные дети знакомятся с ИКТ еще до школы и зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательный процесс в детском саду имеет свою специфику: он должен быть эмоционально насыщен, с привлечением большого иллюстративного материала, с широким использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Такие возможности нам может предоставить только ИКТ. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Преимущества ИКТ:

Вызывает непроизвольный интерес, происходит активизация непроизвольного внимания.

Повышение качества знаний за счёт наглядной демонстрации образца деятельности

ИКТ – мощное средство развития детей, требующее тщательной подготовки и организации в соответствии с возрастом детей и требованиям САНПина.

Проблема:

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из главных проблем современного мира. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В данной работе описана система экологического воспитания дошкольников с 3 до 7 лет, направленная на развитие осознанности у детей своей связи с природой, формирование у них потребности в ее сохранении.

1. В презентации описывается электронная дидактическая игра «Живая и не живая природа». В процессе этой игры дети обобщают знания о живой и неживой природе, развивают интерес к экологии и расширяют представлений о связи живой и неживой природы. В результате формируется желание сохранять и оберегать природу.

На экране визуально представлена проблемная ситуация, связанная с экологией, требующая мыслительной операции классификация, с последующим подробным анализом причин распределения в ту или иную группу. Сложность материала для классификации варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

2. Следующей описывается электронная дидактическая игра «Назови одним словом». Целью данного пособия является развитие мыслительной операции обобщение, расширяющее представления о диких и домашних животных, птицах, насекомых с последующим обсуждением причин того или иного выбора (рефлексия). Сложность материала для обобщения варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

3. В заключении представлена электронная дидактическая игра «Что сначала, что потом». Целью данного пособия является развитие мыслительной операции – установление причинно-следственных связей. В результате дети изучают происхождение предметов окружающей действительности, а также материалов, из которых они изготавливаются. Сложность материала для установления причинно-следственных связей варьируется в зависимости от возраста детей (3-7 лет).

Результативность :

Многолетний опыт работы по данной системе доказал, что в результате у детей повышается познавательный интерес к окружающему миру, выражающийся (со слов родителей) в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах; повышении интереса к рассказам о животных взамен просмотра мультфильмов.

Дети стали более внимательными к живой природе (С удовольствием сажают цветы, овощи на огороде, поливают, наблюдают за ростом растений, ждут появления первых плодов.) задают вопросы…. Как из гусеницы появляется бабочка, почему некоторые овощи растут в земле, а некоторые на растениях, как помочь птенцу, выпавшему из гнезда? Какой транспорт не загрязняет воздух? Развивается любознательность, познавательная мотивация, развивается воображение, творческая активность.

Также, вместе с родителями дети начинают интересуются экологическими проблемами на земле, расширять свои представления об окружающем мире, вследствии чего у них формируется целостная картина мира, понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, в процессе взаимного влияния природы и человека.

Вывод

Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование ИКТ является неотъемлемой частью в образовательной деятельности.

Огромные возможности, увлекательная информация, обширная информация для того, чтобы получить результат, которые расширяют возможности педагогического воздействия на детей.

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Систематическая, целенаправленная, методически правильную организованную деятельность с использованием ИКТ, повышает познавательную активность, любознательность, интерес к природе, к окружающему миру.


Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

«Сделать учебную работу насколько

возможно интересной для ребёнка,

и не превратить эту работу

в забаву – одна из труднейших

и важнейших задач обучения»

К. Д. Ушинский

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольноеобразование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Грамотное использование современных информационных технологий изменяет традиционный характер образовательного процесса в ДОУ. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Это способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Сегодня использование ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать знаниями.

Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Освоив работу на компьютере, я поставила перед собой задачу сделать его своим помощником. Приоритетным направлением своей работы считаю «Использованиеинновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников».

Считаю, что для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками я использую специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет :

Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность : игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Отдаю предпочтение небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания.

«Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например : «Экскурсия в Африку» , «На Северный полюс» , «Экскурсия в библиотеку» . Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.

Использование интерактивной доски. Мне и моим воспитанникам нравится, что интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, что дополнительно привлекает к ней внимание, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее.

Использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации. На наши занятия по экологии к детям приходит электронный персонаж – Экошка. Он ведёт с детьми заранее записанный диалог, беседует с ними, загадывает загадки и т. д. Данный приём способствует формированию мотивации к деятельности, позволяет ребёнку почувствовать себя нужным, вселяет уверенность в свои силы.

Я не только использую материал из глобальной сети интернет, но и сама разрабатываю занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций,таких как : «Родной свой край люби и знай» , «Город мой любимый, город мой родной» , «Природа Кольского Севера» , «Животный мир Заполярья» , «Горы Хибины» , «Озеро Имандра» и другие.

Использование ИКТ позволило мне сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум моих воспитанников, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети стали активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия, проявляют живой интерес, заинтересованы и активны, что способствует хорошей результативности занятия.

Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя работу с родителями.

Также провожу «Ярмарки родительских идей» , «Парад семейных коллекций» , результатами которых являются сбор и оформление видеоматериалов, фотографий снятых родителями во время прогулок, путешествий с детьми, для создания электронных презентаций, слайдов.

Выпускаю для родителей своих воспитанников листовки, буклеты, папки – передвижки, ширмы, разработанные в программах Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher. В листовках лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т. д. Регулярно выпускаю тематические папки-передвижки, ширмы с экологическим содержанием, такие как «Прогулка с ребёнком» , «Воздух в вашей квартире» , «Азбука поведения в природе» , «Домашняя экология» , «Экологический бумеранг» , «Экология жилища» , которые направлены на повышение экологического сознания взрослых и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи.

Проявляется большой интерес родителей к информации в родительском уголке. В помощь родителям оформляется информационный стенд экологического содержания, где помещаются статьи, стихи, загадки, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Центром внимания остаются странички о прохождении в нашем учреждении экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет нам не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использованиякомпьютерных технологий в работе с дошкольниками:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная.

4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

6. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит : «Нужен ли компьютер в детском саду?» , я с полной ответственностью отвечу : «Да. Он просто необходим!»

Литература :

1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., Мозаика-Синтез М., 2011.

2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.

3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О. С. М.: Гелиос АРВ, 2000.

4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

5. Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольномобразовательном учреждении [Текст] // Педагогика : традиции и инновации : материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.) . - Челябинск : Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.


«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

X А.В.Гагарин

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ТЕХНОЛОГИЮ экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники для проведения занятий по экологическому воспитанию делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. При использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание

Знакомя детей с природой , надо использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиапроектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения, иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

2.Экранные материалы - это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

3.Мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

Например:

На занятиях, в процессе которых дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их

Возможность интегрирования занятий экологии с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

Просмотров