Конкурсно-игровая программа «Рождественская круговерть. Игры и конкурсы для дискотек и вечеринок Игровая программа рождественские забавы сценарий

Сценарий театрализованного праздника «Рождественские огоньки».

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования Рождества на Руси.

Задачи: расширить кругозор; способствовать развитию фантазии и воображения; сплотить коллектив.
Форма: театрализованная игровая программа.
Аудитория: младший школьный возраст.
Оборудование: ноутбук, колонки, световые эффекты.
Декорации: новогоднее оформление зала, елка, печь, стол, лавка, стул, скатерть.
Реквизит: поднос с пряниками и конфетами, зеркало – 2 шт, мешочек с предметами(сердечко, пуговица, ключик, колесико, денежка, билет), блюдце-5 шт (на блюдце перец, хлеб, монета, салфетка- по 1 шт). конфетти, зерно, мелочь, серебро, свиток, скакалка, снежки- 20 шт, ведро -2 шт, белые воздушные шары разных размеров (надутые) для лепки Снеговичков – 15 шт, двухсторонний скотч – 2 шт, ножницы – 2 шт., сосуд волшебный, бенгальские огни-4 шт, спички.
Фонограмма: фольклорная музыка, сказочные мелодии, цыганочка, барыня, веселая музыка на конкурсы, песня «Мы желаем счастья вам».
Действующие лица : ведущая, Звездочет, Веселуха (сестра Звездочета), ряженые, цыган, медведь.

Зал оформлен под избу в новогоднем убранстве, стоит елочка, печь, стол, лавка.
Звучит фонограмма, входят ведущие, у одной из них блюдо с пряниками.
Ведущая 1: ну что, сестрица, ты все пряники принесла, ничего в печке не оставила?
Ведущая 2: все принесла, надо бы еще пирожков испечь!
Ведущая 1: да вот уж и гости пришли, не успели мы с тобой управиться! Здравствуйте, ребята!
Ведущая 2: здравствуйте! Давно ли вы нас тут поджидаете?
Ведущая 1: большое спасибо, что пришли сегодня в нашу горницу. Скажите, а вы любите праздники?
Ведущая 2: а какой самый любимый?
Ведущая 1 : замечательно. А вы знаете, что после нового года начинается самое интересное: это Рождество, святочные посиделки и, конечно, гадания! Кстати, сейчас мы с вами и погадаем.
Ведущая 2: серьезно? А ты умеешь?
Ведущая 1: да что тут уметь? Нужно взять зеркало, сесть (вторая ведущая повторяет все за первой) и сказать такие слова: «Суженный мой, ряженный, приди ко мне поужинать». Повторяйте вместе с нами: : «Суженный мой, ряженный, приди ко мне поужинать».
Раздается громкое чихание, ведущие переглядываются.
Ведущая 2: что это?
Ведущая 1: послышалось, наверное.
Снова раздается чихание, ведущие с визгами прячутся за лавку.
Звучит фонограмма, из-за печи появляется Звездочет, отряхивается. Ведущая 1 встает и встречается с ним взглядом. Одновременно они кричат «ааа». И резко замолкают. Ведущая 2 пока еще остается за лавкой.
Звездочет: ты кто такая?
Ведущая 1: я,я..нет, уж это вы кто?
Звездочет: я, миленькая, Звездочет – звезды считаю, судьбу но ним предсказываю.
Выходит ведущая 2 со словами:
Ведущая 2 : а как это вы к нам попали?
Звездочет: ой, смешная какая. Нынче праздники какие?
Ведущая 2: новый год..
Ведущая 1: Рождество, святки-колядки..
Звездочет: так, и вы что, не знаете, что в новогодье случаются всякие чудеса? Могут в гости Лешие зайти. Бабки ежки, звездочеты в конце- концов!
Ведущая 1: вообще-то..
Ведущая 1 : мы уже взрослые. Поэтому в чудеса не верим!
Звездочет: ах, не верите? Ну тогда..тогда я обиделся!!!
Звездочет резко отворачивается. Ведущие переглядываются, с виноватым видом подходят к нему.
Ведущая 1: ну что вы, что вы!!
Ведущая 2 : мы пошутили.
Ведущая 1: в таком возрасте и так обидеться! Уверяем вас, это была шутка!
Звездочет: честно?
Ведущая 1: честно.
Звездочет: честно- пречестно?
Ведущая 2: конечно!
Звездочет : как приятно, когда тебя понимают. Нусс!! (хлопает в ладоши). Эй, сестрица-Веселуха, появись, здесь, рядом с нами, окажись!
Фонограмма, из-за печи, вертясь, как волчок, появляется Веселуха.
Веселуха: здравствуй, братец! Здравствуйте и вам! А какие ребята чудесные, хорошенькие.. сейчас я вам погадаю!
Фонограмма фоном.
Веселуха подходит к ребятам, просит достать из мешочка какой-нибудь предмет, звездочет говорит значение предмета (приложение № 1).
Веселуха: а теперь я приглашаю 5 очень любознательных ребят. Кто гадать не боится? Выходите сюда, а братец мой, да хозяйки нам помогут. (звездочет и ведущие выносят 5 блюдец, покрытых салфетками). Друзья мои, выберите себе любое блюдце и возьмите в руки. (затем Веселуха открывает каждое блюдечко и говорит значение, приложение № 2).
Ведущая 1: здорово, а можно узнать прогноз на год для всех?
Веселуха: можно, конечно!
Фонограмма фоном.
Веселуха: коли зима морозная –лето жаркое будет.
Звездочет : зимой въюга- летом ненастье.
Веселуха: зий иней-летом роса.
Звездочет: коли зимой частые снегопады, да метели- летом частые дожди.
Веселуха: ежели много сосулек в январе- хороший урожай будет.
Звездочет: зима без снегу – не быть хлебу.
Веселуха : много снега- много хлеба!
Ведущая 1: как интересно!!
Звездочет: а еще интересней хотите?
Ведущие: конечно!
Веселуха: тогда посмотрим, как в старину святки-колядки гуляли.
Звездочет: давайте все вместе закроем глаза и представим..
Затемнение, фонограмма.
Веселуха и звездочет уходят. Полный свет.

Ведущая 1: а где они?
Ведущая 2: ничего не понимаю.
За дверью раздается шум, топот, появляется то рука, то нога. То голова.
Ведущая 1: кто там стучит, да шумит?
Ведущая 2: не знаю, может, ряженые пришли?
Фонограмма.
Входят ряженые, среди них цыган и медведь. Посыпают всех конфетти, зерном, поют.
Все: коляда- маляда, пришла коляда к вам в гости,
Пожелала коляда жить вам радостно!
Первый ряженый: здравствуйте, хозяюшки, здравствуйте, люди добрые!!
Ведущие: здравствуйте!
Второй ряженый: ярче, звездочки, светите, укажите нам пути!
Третий ряженый: разрешите, разрешите, разрешите в дом войти!
Четвертый ряженый: мы пришли к вам с хороводом, прямо к свежим пирогам!
Первый ряженый: поздравляем с новым годом, низко кланяемся вам!!!
Все: сеем, сеем, посеваем! С новым годом, да Рождеством поздравляем!
Фонограмма.
Ряженые встают полукругом, вперед выходит цыган и медведь.
Цыган: с праздником, дорогие люди, поздравляем! (медведь кланяется). Не один я к вам пришел, со мной и сам Михайло Иваныч!(кланяется). Ученый он, что хочешь, то и сделает. Всех гостей потешит! (кивает головой). А ну-ка, Мишенька Иваныч, родом боярыч, ходи, ну, похаживай! Говори –поговаривай! Да не гнись дугой, словно мешок тугой! Да ну, поворотись, добрым людям покажись (медведь мотает головой). Да что ж такое, не хочет плясать! Давайте-ка все вместе попросим сплясать Мишу! Миша, Миша, попляши, у тя ножки хороши! Еще раз, все вместе!
Фонограмма Барыня. Медведь пляшет.
Цыган: ай да молодец!! (медведь кланяется). А ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на праздники блины пекла, да угорела, головушка заболела (берется за голову, мотает). А вот как красные девки в зеркало глядятся (медведь показывает), а как люди в бане веничком парятся (показывает). Молодец, Миша! Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари всех людей за почет, за гляденье, за труды!
Фонограмма фоном. Медведь снимает шапку и проходит мимо ряженых.
Первый ряженый: а что за веселье без растяпы? Играем в растяпу! Приглашаем 11 человек, делайте хоровод. Идем друг за другом под музыку, приплясываем. Музыка смолкает- нужно взять за руку кого-нибудь так, чтобы образовалась пара. Кому пары не хватает – тот становится в круг.
Фонограмма.
Второй ряженый: а проигравшие теперь нам в кругу танцуют.
Третий ряженый: молодцы, присаживайтесь на свои места!
Четвертый ряженый: теперь игра –не развлечение, а с большим значением!
Первый ряженый: чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок.
Второй ряженый: прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!
Первый ряженый: мы приглашаем 8 ловкачей!
Четвертый ряженый: вставайте в круг, я буду крутить скакалку, а вы прыгайте, чтобы за нее не зацепиться!
Фонограмма.
Ведущая 1: ой, спасибо, посмешили, потешили вы нас!
Ведущая 2: получайте пироги да пряники! (протягивает им поднос).
Третий ряженый: спасибо! А вот вам, хозяюшки, да вам, ребята:
Второй ряженый: деньги медные, чтобы не были бедные! (бросают на пол)
Первый ряженый: серебро, чтобы было в доме добро! (дождиком мелким посыпают)
Четвертый ряженый: а вот вам еще волшебный свиток. Заглянете в него- нас вспомните! До свидания!
Все: счастья, здоровья! (с прибаутками уходят).
Ведущие: до свидания!!
Ведущая2: давай-ка посмотрим, что там в свитке написано!
Ведущая 1: а давай! (разворачивает). Ой, тут так много написано, наверное, сказка древняя. Вы знаете, что когда-то на этом самом месте стояли недалеко друг от друга 2 деревни. И каждый год в один из новогодних дней сходились на Красной горке юноши и девушки, чтобы выбрать лучших. Знаете, что такое Красная горка? Это место такое красивое: холм, покрытый лесом, река, птички,; а зимой- все снежное, белое. Потому место это и называли Красным, т.е. красивым! Красная горка! Вы и собрались на этом самом месте!
Ведущая 2 : да и не сказка это вовсе, а сказание какое-то!
Ведущая 1: верно. Читаем дальше. А знаете, кто вы? Вы и есть парни и девушки из этих деревень. И придется вам сразиться, чтобы выбрать лучших. Делайте 2 деревни- 2 команды «Мишино» и «Светланино». Кроме молодых жителей деревни на Красной горке присутствовали и старейшины. Они-то и принимали решение: какая из деревень самая веселая и задорная. Вот и старейшины (ими могут быть педагоги). Поприветствуем их! И ты, сестрица, иди к старейшинам. (ведущая 2 идет к старейшинам). А начнем мы с того, что попытаемся понравиться старейшинам. Каждой деревне нужно пригласить одного из старейшин. И рядом с ним так задорно танцевать, чтобы старейшина вместе с вами в пляс пустился!! В какой деревне это быстрее произойдет, та и победит в первой битве.
Фонограмма.
На протяжении данного игрового блока старейшины подводят итоги каждого конкурса, чтобы выявить победителя. Для этого необходимо заранее подготовить протоколы и определить бальную систему).
Ведущая 1: молодцы, проводите старейшин на места, итоги они запишут. Любимым занятием жителей обеих деревень было катание с гор. Горку поливали водой, и по льду съезжали. Причем, старались съехать а ногах, стоя. В какой деревне меньше народу упало, та и побеждала. Вот и вы сейчас будете с горки съезжать. Представим, что здесь все во льду, очень скользко. И вам танцевать нужно, да так, словно вы с горки катитесь. Это значит, что ноги от пола отрывать нельзя. Кто оторвет ногу от пола- считается, что упал, и выходит из игры. Готовы? Начинайте веселье!!
Фонограмма.
Ведущая 1: старейшины подводят итоги, а я хочу сказать, что на этом катание не закончилось! Сейчас продолжим. Но вместо горки ледяной будем кататься на санях. Жители деревень перед горкой вставали друг за другом и так, все вместе, съезжали. Был это санный поезд. Вставайте друг за другом, руки кладите друг другу на плечи и присядьте. Таким образом, вам нужно доехать до вон той лавочки и обратно. Следите, чтобы ваш поезд не расцепился, иначе проиграете.. готовы? Поехали!!
Фонограмма.
Ведущая 1: игры на Красной горке продолжались с утра до вечера. И была еще одна интересная забава: бой снежками. У нас с вами будет забава – снежки собрать. Кто больше в ведра наберет, тот и победит в этой битве. Вперед!!
Ведущая 1: стоп, замечательно, подсчитываем ваши трофеи… победитель… молодцы! А еще из снега снеговичков лепили: у кого лучше да забавней получится? Вот вам шарики, снежки для снеговичка, лепите!!
Фонограмма.
Ведущая 1: На горке вы покатались, на санях прокатились, снежки все собрали, можно и о результатах узнать. Совет старейшин, вы готовы? (слово жюри, подведение итогов). Мы поздравляем деревню_____с победой и вручаем призы. А вам, уважаемые участники, тоже замечательные призы и громкие аплодисменты! Присаживайтесь на свои места!
Ведущая 2: мне было так интересно, а откуда это ты знаешь про деревни и игры? В свитке написано?
Ведущая 1: нет, там только начало. Странно, чудеса!
Ведущая 2: а где же звездочет и Веселуха? Куда они пропали?
Ведущая 1: не знаю, но, думаю, это их рук дело. Они же нас обещали в старину отправить!! И я очень рада, ведь мы узнали много интересного!
Ведущая 2: Конечно!
Фонограмма.
Входят Звездочет и Веселуха.
Веселуха: а вот и мы!
Ведущая 2: где же вы были?
Звездочет: там, где и положено быть -на чердаке.
Ведущая 1: на чердаке? А что вы там делали?
Звездочет: мы, милая, на звезды смотрели, в книгу будущего заглядывали.
Ведущая 2: и что вы узнали? Расскажите нам!
Фонограмма фоном.
Веселуха: январь –месяц: году начало, зиме середка. Январь –батюшка год начинает, зиму величает. Месяц январь -зимы государь. Январь-тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
Звездочет: звезды сильно блестят – к морозу.
Веселуха: а сейчас загадайте свое самое заветное желание и повторяйте за нами.
Свет приглушить.
Фонограмма, Веселуха, Звездочет и ведущие ставят на стол свечи без огня (фонарики). В центре зала- волшебный сосуд.
Веселуха: и вот настал великий час – исполнить нужно обещанье, вам надо загадать желанье!
Все, кто меня услышит здесь, подумайте немного: желаний тайных нам не счесть, их очень, очень много!
Но оглянитесь все назад, на то, что уже было, будь ты хоть беден, хоть богат: везде ли все счастливы?
Подумайте, а я для вас немного поколдую щас.
Фонограмма громче, Веселуха манипулирует руками, колдует над сосудом. Ведущие и Звездочет зажигают бенгальские огни.
Веселуха: желанья ваши я возьму, в сосуд волшебный положу,
Надеюсь, что желанья эти помогут всем на белом свете!
Склоняют огни над сосудом, фонограмма громче.
Ведущая1: спасибо вам большое, Звездочет и Веселуха за это волшебство!
Ведущая 2: спасибо!
Звездочет: спасибо и вам! Пора нам идти снова звезды протирать, да считать!
Но прежде мы хотим пожелать вам: счастья и любви!
Веселуха: добра и взаимопонимания!
Звездочет: благополучия и достатка!
Веселуха: мира и удачи!
Звездочет: здоровья и хорошего настроения!!
Ведущая 1: спасибо!! И вам мы желаем всего самого хорошего!
Ведущая 2: пусть дом ваш будет полон друзьями!
Ведущая 2: удачи вам всегда и во всем!!
Вместе: до свидания!!!
Фонограмма «мы желаем счастья вам».

Приложение № 1
Значение предметов из мешочка:
Сердечко-любовь
ключик-новоселье
пуговка-обновка в одежде
колесико – автомобиль
цветок-красота
конфета – сладкая жизнь
копейка- денежный год
билетик – кругосветное путешествие

Приложение № 2
Значение предметов на блюдечках
Конфета – год сладкий
Перец – год с горчинкой
Хлеб- год сытый
Монета – год богатый
Пустое блюдце – год такой же, как и предыдущий

Конкурсно-развлекательная программа

«Рождественские посиделки». 2013г.

Составители: зав с\клубом, с/библиот.

1 Ведущий: Здравствуйте, красны девицы!

2 Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы!

1 ведущий: Ой, по глазам вижу, не привыкли вы к таким обращениям. Только сегодня день такой, что вспомним мы, как в те годы далёкие встречали праздник радостный, который Рождеством называется.

2 ведущий: Только, чур, уговор. Мы рассказывать, и объяснять будем, а вы нам помогать. В забавах старинных участвовать. Свою ловкость да смекалку показывать.

1 ведущий : И всё это у нас называться будет «Рождественские посиделки». Посиделки! Это, как вам я надеюсь, известно, когда собирались, красны девицы да добры молодцы в большой избе садились по лавкам, что вдоль стен поставлены, друг на дружку смотрели да беседы вели. Ну, вот совсем как сейчас.

2 ведущий: А ещё на посиделках молодцы да девицы всякие потехи да забавы придумывали. По - нынешнему это называется «конкурсы» или «соревнования». Кто в забаве побеждал, тот награды получал. Или – как сегодня говорят – приз. А раньше говорили – угощенье. Потому, что призы раньше были не как сейчас: фломастеры да картриджи всякие. Призы были съедобные. Кто выигрывал – тот получал мягкий, вкусный бублик. А кто проигрывал – сухую баранку. И в конце посиделок с этими баранками да бубликами все чай пили.

1 ведущий: А вы как! От чая с бубликами, да с мёдом, да с вареньем не откажетесь?

Тогда разделимся на две артели, или команды. Добры молодцы у нас одной командой будут. А красны девицы – другой. Кстати, и названия для команд вполне подходящие: «Красны девицы» и «Добры молодцы». Вы не против таких названий? (деление на команды по половому признаку не обязательно)

2 ведущий: А теперь услышать от команд я хочу! Ну как готовы вы по-старинному Рождество встретить? Готовы в посиделках поучаствовать? Готовы в забавах посоревноваться?

Раз готовы, тогда вот вам по лукошку: одно красным девицам, другое добрым молодцам. В эти лукошки вы баранки да бублики будете складывать. А после всего мы посчитаем, у кого чего больше оказалось. Узнаем, кто в забавах проворнее да сообразительнее был.

1 ведущий: Ох, вижу я, кому-то уже не сидится, не терпится посоревноваться да бублики заработать. Что же, раз не сидится, устроим мы для начала пересаживание! Это и будет первая забава.

Первая игра. «Пересадка» А правила у неё такие. Вот сейчас вы сидите, как сели, А сели вы, кому с кем захотелось, или где место было. Сейчас я трижды в ладоши хлопну, и вы начнёте пересадку. Первым будут те, кто родился в январе, ближе всех к Новому году. За ними февральские сядут, потом – мартовские, и так далее по порядку. Последними места займут, кто в декабре родился. Той команде, которая быстрее справится, я бублик вручу. А ещё один бублик – той команде, которая выполнит правильнее, которая меньше ошибок допустит. Всё ли понятно? Тогда приготовьтесь, я в ладоши хлопаю. Раз. Два. Три! (Команды получают два бублика – за скорость и за правильность выполнения задания. И утешительный приз баранки получает проигравшая команда).

2 ведущий : Вот первые бублики да баранки оказались в лукошках. Кому достались баранки, не отчаивайтесь. Ведь это только зачин был. Или разминка. Все главные потехи впереди. А как вы думаете, что раньше в забавах использовалось, какие предметы? Может быть, ракетки теннисные или кегли? Конечно же, нет! На посиделках в старину с тем забавы устраивали, что под рукой было. Или под ногой. Вот сейчас что у вас на ногах? Как эта обувь называется? А раньше как обувь называлась, в которой зимой в праздники рождественские ходили? Правильно, в стужу декабрьскую да январскую валенки надевали.

1 ведущий : А знаете, сколько всяких затей можно с валенками учинить? Вот вы что-нибудь про «зимние городки» слышали? От летних они тем отличаются, что вместо биты в них валенок использовался. И его не рукой кидали, а с ноги спинывали. Кто мётче. Или ещё одна забава была, она на нынешний хоккей похожа. Это когда все валенки в руки брали, как сегодня хоккеисты клюшки брали, и старались ими клубок под скамейку закатить, по-нынешнему, значит в ворота попасть.

2 ведущий : Только я вам другую забаву с валенками предлагаю. Такую, чтоб со скамеек можно было вставать. Вот есть у меня два валенка. Как видите, размер у них такой, что кое-кто и обе ноги в него поместить может.

Вторая игра. «Валенки да валенки»

Один валенок я одной артели – команде дам, а другой – второй. И проведём мы такую, как сейчас говорят, эстафету. По моему хлопку первый человек в команде должен в валенок сперва одну ногу засунуть. При этом надо ещё и обувь снять. Когда ваша пятка дна валенка достигнет, вы должны тут же вторую ногу сунуть в валенок. А первую ногу можно обратно доставать. Когда вторая нога целиком в валенке будет, вы этот валенок легонько к соседу пододвиньте. Потому, что теперь и сосед должен одной ногой в валенок ступить. И получится у нас, что двое в одном валенке греются. И в этот момент, когда 2-е чужих ноги в одном валенке окажутся, эта парочка должна со скамейки встать и сказать громко: «С Рождеством!» А дальше вам, уже, наверное, всё понятно. Двое в одном валенке обратно на скамейку садятся. Первый свою ногу достаёт, второй же, наоборот, и вторую ногу засовывает; а потом всё повторяется, пока валенок не достигнет крайней ноги крайнего игрока на скамейке. Так, что вот вам валенки потренируйтесь чуток, а через минуту и приступим.

1 ведущий: Третья игра. «Снежинка»

Ну вот, с одной рождественской забавой вы познакомились, а теперь я про другую расскажу. Есть у меня две снежинки, раньше такие из бересты вырезали. И устраивали с этими снежинками игру, с виду простую, а на самом деле требующую ловкости изрядной. Посудите сами. Сначала сожмём кулак, так, будто в нём свечка зажата. Положим на него снежинку. А теперь накроем снежинку вторым кулаком. Сожмём её крепко между кулаками и руки быстро перевернём. Первый кулак я тихонечко подниму. Как видите, снежинка лежит на втором кулаку, никуда не улетела, не упала. Казалось бы всё просто. А только вы попробуйте таким вот образом снежинку от первого до последнего человека через всю команду – артель передать. Своими – то руками снежинку легко удержать. А вот когда на ваш кулачок свой кулак сверху опустит да когда вы вместе с ним должны руки разом перевернуть, вот, тут сноровка и согласованность ой как требуются. И при этом пальцами помогать нельзя, они сжаты, должны быть. И ронять снежинку не желательно. Ну, а уж коль снежинка упадёт, придётся её вновь на тот кулак, положить, с которого она соскользнула, и дальше эстафету продолжить. А кто первый снежинку от начала до конца передаст, той команде я, конечно, бублик вручу. Всё ли понятно? Тогда приступаем по моему хлопку.

2 ведущий : Эй, а не засиделись ли вы? Что-то мне кажется, пора пересадку устроить. Только на сей раз расположится надо не по месяцам: с января по декабрь.

Четвёртая игра. «Пересадка по отчеству»

Теперь сядем по первой букве отчества. Отчество то своё все помнят? Вот и хорошо. У кого отчество на «А» начинается, те первые места займут. Ну-ка приготовились. Начали!

1 ведущий : Что же, дорогие мои, местами мы поменялись можно и посиделки продолжать. Вы, я надеюсь, не забыли, что они у нас рождественские. А в рождество принято было наряжаться да украшаться. Конечно, украшали себя красны девицы. Приходили они на посиделки в бусах покупных да колечках литых. А парни из озорства предлагали с этими колечками да бусами разными забавы устаивать. А знаете, сколько с одним лишь кольцом можно придумать всяких затей! Его и по столу катать можно. И на нитке крутить. И на ёлки средь ветвей прятать. А я предлагаю передавать его словно, как сейчас говорят, эстафетную палочку.

Пятая игра. «Передай колечко»

Только не подумайте, что передавать колечки мы будем из ладони в ладонь. Это слишком просто и не интересно. Гораздо потешней передавать их с пальца на палец. Есть у меня два колечка. Как по учёному выражаются, диаметр у них большой. Ни на один ваш палец в пору не будут. Да это и не надо. Надо как раз наоборот: чтобы, свободно, по пальцу колечко скользило. И наденем мы их на самый крохотный пальчик, на мизинец. Вот и попробуйте передать это колечко друг дружке, с мизинца на мизинец. Ни другой рукой, ни другими пальцами не помогайте. Чья команда первой колечко передаст, той и награда. Готовы? Тогда я в ладоши три раза хлопаю.

2 ведущий : Да с колечками – то вы быстро управились. А вот как скоро у нас дело пойдёт с ещё одним украшением – с бусами?

Шестая игра. «Передай бусы»

Их мы тоже будем предавать от соседа к соседу. Да вот только ни за что не догадаетесь, чем мы их будем передавать. А передавать мы их будем не руками, не ногами, не пальцами не губами.… Передавать их надо с уха на ухо! Вот есть у меня пара ниток с бусами! Я их на правое ухо первым артельщикам вешаю. Ну, и предлагаю потренироваться передавать их друг другу. А сейчас довольно! Пора и взаправду посоревноваться! Соберитесь! По хлопку начнём!

1 ведущий : Хочу вас спросить, никто ещё не устал? Силы ещё есть, чтобы забавы рождественские продолжать? Впрочем, даже если кто и устал, дело поправимое. Потому, что на всяких посиделках принято было и закусывать и жажду утолять. Вот мы сейчас и подкрепимся. Не бойтесь бублики, и баранки из лукошка доставать не будем, иначе как победителя определим? Да и современные сладости тоже не станем пробовать. А попотчуемся мы самой старинной едой – пряником. И будет их у нас, уж не обессудьте, по одному на команду. И угощаться мы ими будем так, как на посиделках принято. То есть с чудинкой какой-то.

Седьмая игра. «Угостись пряничком»

И значит это, что все вы сейчас руки за спину спрячете. Я первым из вас пряники дам. Вы их зубами прикусите, но совсем не кусайте. Откусить вам их удастся, когда вы зубами соседу пряник передадите. Он его тоже прикусит, вот тогда вы свой кусок и откусывайте. А потом прожёвывайте не спеша. А тем временем второй сосед таким же образом пряник третьему передаст. И так до последнего. Вот такая у нас будет вкусная забава! Правила запомнили? Руки спрятали! Начали! А помощники будут держать поднос перед игроками, чтобы пряник на пол не упал.

Восьмая игра «Кто быстрее выпьет воду»

2 ведущий : Я думаю, вы со мной согласитесь, если мы теперь пряники чем-нибудь запьём. Что же это за трапеза всухомятку? А кстати, вы знаете, какие, раньше, напитки в почёте были? Сейчас-то всё больше чай, да кофе, да воды газированные пьют. А раньше больше уважали квас да молоко. А ещё лучше – простая родниковая вода. И выносили гостям напитки не в бутылках пластиковых, как теперь, а в кувшинах, или в крынках, или ковшах. А когда хотели забаву, какую с питьём учинить, то пили через соломинку. И не такую как сегодня пластмассовую, а через настоящую из соломки. Ну, да мы не будем в точности, как раньше, повторять. Соломинки будут современные, каждому по штуке. А вот сосуд будет один на каждую команду. И тоже не старинный, а нынешняя бутылка. А в ней, кстати, вода не родниковая, а газированная. Вот вам стаканы, вот бутылка с водой! Посмотрим, какая команда, её быстрее осушит. Приготовились! Начали!

1 ведущий : Как вы думаете, что кроме игр и угощения украшает любые посиделки? Правильно! Песня. Только ведь не все петь умеют. Вот я и предлагаю. Слушать мелодии угадывать их и подпевать, а кто слов не знает, я подскажу универсальные слова. Которые можно петь с любой мелодией. Это слова: ла-ла-ла-ла! Сможете?

Девятая игра. «Споемте, друзья!»

Тогда слушайте отрывки мелодий песен, угадывайте, как они называются, и отвечайте на мои вопросы. Итак! Внимание: первый отрывок!

2 ведущий: Десятая игра «Рождественская свеча»

Ой, как время – то бежит. Смеркаться уже начало. А значит и посиделкам конец подходит. Да уж ладно. Ещё одну забаву устроим. Самую рождественскую. Есть одна вещь, без которой не одно рождество не обходится. А уж в давние времена без неё на посиделках совсем никак было. Я про обычную свечу говорю. Она ведь и свет в старину давала. С ней и гадания всякие рождественские можно провести. И, конечно, забавы устроить. Вот мы самую простую из забав проведём. Мы сейчас зажжённую свечу от первого до последнего передадим. Как бы осветим и поприветствуем наш праздник – Рождество! Да только передавать её будем двумя лишь пальцами. И пальцы эти – большой и мизинец. А в тот момент, как свечу соседу вручать будете, не забудьте желание рождественское сказать. Такая вот простая забава. Вот вам по свечке зажжённой. С Рождеством поздравляю, счастья радости желаю! Начали!

1 ведущий : Вот и всё! Это была наша последняя забава. Теперь добры молодцы да красны девицы, считайте баранки да бублики в своих лукошках. Будем победителя выявлять.

2 ведущий: Что ж, победить в рождественских потехах большой почёт. Да только и проиграть – невелика потеря. Тем более что сейчас устроим мы примирительное чаепитие. Так всегда на посиделках было. Все баранки и бублики высыпались в одно большое блюдо, и каждый, кто хотел, лакомился ими, чай прихлёбывая. Да и не только баранками да бубликами. На стол ставили и другие лакомства: пряники, пироги, те же ватрушки. Вот и мы сейчас стол накроем, угощения выставим, самовар согреем. И будем чай пить да с праздником Рождества Христова друг друга поздравлять. А после и рождественские гадания устроим.

Чаепитие.

1 Ведущий : Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Слушали, кормили Счетным курицу зерном, Ярый воск топили.

2 ведущий : Клали перстень золотой, Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. ;
1 ведущий : Первый день Рождества начинают с разговенья: поросенок, свиная голова, выпечки - непременное угощение. Рождество совпадает со временем зимнего солнцестояния. Поворот солнца к лету начинается с Рождества.

2 ведущий : Если в Рождество лежит густой иней или идет снег хлопьями - лето будет хорошим и принесет богатый урожай хлеба. Хороший санный путь предвещает урожай гречи. Если на Рождество будет метель - хорошо будут роиться пчелы. Если Рождественская ночь будет звездной - значит будет холодно.

1 ведущий: А еще, ребятки, погадаем, кому что выпадет на святках.

Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января , по Крещение, празднуемое 19 января . Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми и своими корнями уходят во времена языческой Руси.

2 ведущий : Во время святочных и рождественских гаданий можно искать во всех предсказаниях только хороший смысл. Дурным знамениям не стоит придавать большого значения, иначе вы заранее настроите себя на неудачу в новом году .

1 ведущий : Сегодня мы постарались собрать для вас наиболее интересные и надежные рождественские гадания, которые, как помогут вам приоткрыть тайны будущего.

2 ведущий: О некоторых гаданиях мы вам расскажем, а некоторые сейчас и устроим. Послушайте про Гадание на воске и молоке.

Налить молоко в блюдце и поставить на порог. Взять огарки восковых свечей, положить в металлическую посуду и растопить на огне, приговаривая: «Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска».
Произнеся последнее слово заклинания, вылить воск в молоко и внимательно рассмотреть получившуюся при этом фигуру.
Толкование фигур





1 ведущий: Рассказ «Гадание по волосам» В полночь налить в миску воду и добавить в нее щепотку золы, щепотку сахара и щепотку соли. Воду тщательно перемешать, а когда она «успокоится», бросить в нее два волоса: один - свой, а другой - любимого человека. Миску оставить до утра.
Если наутро волосы переплелись между собой, то свадьба не за горами. Если же волосы находятся на некотором расстоянии друг от друга, значит, близок час разлуки.
Утонувший же волос предрекает тяжелую болезнь, а возможно, и смерть того, кому он принадлежит.
Рождественское гадание по кольцу Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками (без рисунка и шлифовки), налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо, предварительно почищенное. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, можно увидеть суженого. Только чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо надо довольно долго.

2 ведущий: А сейчас приглашаем желающих на Рождественское гадание на свечах.

Взять огарки восковых или парафиновых свечей белого цвета (праздничные цветные свечи для гадания не подходят), сложить в металлическую посуду, расплавить на огне и сразу же влить в емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура и будет предсказывать то будущее, которое ожидает гадающую особу.
Толкование фигур
Дом - в скором времени обзаведение новым хозяйством; для девушки это связано в первую очередь с ее замужеством.
Бесформенные развалины - несчастье в ближайшем будущем.
Яма, небольшая пещера или грот - самая нежелательная фигура, поскольку она символизирует место погребения и предрекает тяжелую болезнь или близкую смерть.
Деревья - их можно толковать по-разному: направленные вверх ветви дерева обещают скорую радость, поникшие - печаль, тоску и скуку.
Кольцо или свеча однозначно предрекают скорую свадьбу.
Блин, осевший на дно, наоборот, сулит долгое девичество.

Крест - болезнь; если его очертания нечеткие, то в скором времени следует готовиться к череде мелких неприятностей, которые затронут все стороны жизни.
Распускающийся цветок - свадьба через год.
Животное - в близком окружении появился недоброжелатель.
Россыпь мелких звездочек - удача в делах.
Полоски с размытыми краями - поездка, командировка, переезд, путешествие.
Человеческая фигура - скорое появление нового друга.

1 ведущий: Гадание по полену
Толкование гадания
Полено ровное, с гладкой тонкой корой - муж красивый и молодой.
Кора толстая шероховатая - муж некрасивый.
Кора на полене местами ободрана или вовсе отсутствует - муж бедный.
Растрескавшееся полено - муж попадется старый, рябой, с физическим недостатком.
Большое полено - сильный, крепкий муж.
Сучковатое полено - семья будет большая: каждый сучок - это будущий ребенок.

2 ведущий: Гадание по валенку Снять с левой ноги валенок и через плечо бросить его вперед носком. Куда носок повернется, оттуда и надо ждать сватов. Если же носок смотрит в сторону хозяйки туфли, то в следующем году свадьбы ей ждать не стоит.

1 ведущий: Гадание по скорлупе ореха

Налить в таз воды. По краям таза прикрепить полоски бумаги, на которых написаны мужские (или женские)имена. Взять половинку скорлупы грецкого ореха и закрепить в ней огарок церковной свечи. Свечу зажечь и подтолкнуть «кораблик» к середине таза. Оттуда скорлупа должна сама подплыть к одной из записок. Но загаданное сбудется только в том случае, если бумага при контакте с «корабликом» загорится от пламени свечи.

Сценарий праздника Рождество для младших школьников, для начальной школы.

Действующие лица : Ведущий, Ангелы, Леший, Кикимора.

Звучит спокойная тихая музыка, звенят бубенчики.

Ведущий. Вы слышите? Бубенчики возвещают о рождении Христа. Тысячи лет назад в Вифлееме родился Спаситель. И этот день стал праздником для всей Земли.

Рождество — это праздник, который стирает временные границы, который превращает взрослых, солидных людей в озорных мальчишек и девчонок. Это один из любимейших праздников всей детворы. Он несет свет, радость, добро и, конечно же, чудеса.

Давайте сейчас все вместе оставим свои огорчения и обиды и мысленно перенесемся в пещеру, где лежит в яслях маленький Христос, и вместе с ангелами прославим Спасителя.

Ангелы поют песни прославления Иисуса Христа.

Ведущий . Весь мир замер. Тихая радость разливается по горам, лесам, долинам, городам и селам. Покой великой ночи озаряет яркая звезда.

Но, что это? Посмотрите, елочка грустит. Грустит она потому, что не знает, чем ей порадовать младенца. Луговые цветы подарят малышу свою красоту и нежный аромат. Огонь согреет его, а вода утолит жажду. А что может она, елочка? Ведь, кроме колючих иголок, у нее ничего нет.

Звучат бубенчики.

Ведущий. Посмотрите, это ангелы летят к елочке.

Ангелы танцуют и украшают елку игрушками. Зажигаются гирлянды.

Ведущий . Как преобразилась наша елочка! Из скромной лесной красавицы она превратилась в царицу праздника. Теперь-то уж она точно порадует не только младенца Иисуса, но и всех нас.

Я приглашаю вас водить хоровод вокруг елочки.

Участники праздника водят хороводы вокруг елочки. Через некоторое время хоровод прерывается задорной музыкой. Появляются Леший и Кикимора.

Леший. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Кикимора. Здравствуйте, дяди и тети! Как вы без нас тут живете?

Ведущий . Здравствуйте, гости нежданные! Как вы сюда попали? Рождество не ваш праздник.

Леший . Попали, вот, не пропали!

Кикимора . За Рождеством идут Святки. Вот и отгадка к вашей загадке!

Ведущий . Действительно, Святки следуют за Рождеством. И я думаю, всем знакомы святочные забавы: колядки, гадания. На Руси очень любят это время и отмечают его шумно и весело.

Леший. Вот мы сейчас и позабавимся!

Кикимора . Поиграем?!

Кикимора и Леший проводят игры.

Игры на празднике Рождества

Игра «Замиралки»

Под веселую музыку участникам игры предлагается танцевать. Во время танца ведущий дает команды. Например, «Правая рука, замри!» или «Левая нога, замри!». И так до тех пор, пока не «замрут» все части тела. Игроки могут танцевать только «незамершими» частями, даже глазами и языком.

Игра «Художники»

Участники делятся на команды. Ведущий предлагает игрокам, поочередно соединяя точки, нарисовать какой-либо рисунок. Рисунок заранее задуман ведущим, и расположение точек должно соответствовать задумке. Побеждает та команда, которой удастся разгадать замысел ведущего.

Игра «Эстафета мяча»

В игре участвуют две команды. Каждая команда получает мяч. По команде ведущего первый игрок передает мяч над головой игроку, w стоящему сзади. Последний игрок, получив мяч, передает его впереди стоящему игроку между ног. Побеждает та команда, у которой мяч окажется у первого игрока быстрее.

Викторина

Для викторины можно выбрать вопросы, связанные с Рождеством, временем года, учебным процессом, сказками или шуточные вопросы.

Каково название города, в котором родился Христос? (Вифлеем)

В какой сказке в середине зимы распустились подснежники? («12 месяцев»)

Как называются святочные песни? (Колядки)

Ведущий. Что ж, все мы молодцы, вдоволь наигрались, показали, какие мы ловкие и умные, и заслужили награду. Я приглашаю вас за праздничный рождественский стол.

Чтобы понять смысл Рождества, ребятам предстоит превратиться сначала в зрителей, затем – в мастеров и художников, актеров и декораторов. Чтобы было интересней, наряду со спокойными играми проводятся подвижные конкурсы.

В конце мероприятия детям предлагается попробовать рождественское угощение.

Цель: познакомить с праздником, помочь понять его смысл.

Оформление: Наряженная ёлка, мишура, дождик, рождественские венки, фигурки ангелов, иллюстрации из рождественских рассказов.

Необходимые атрибуты:

  • Куклы и сцена для инсценировки рождественского представления;
  • Колокольчики для детей;
  • Материал для изготовления поделки «Ангел»;
  • Кормушка для птиц и зерно;
  • Украшения для снеговика;
  • Санки для снежных забав;
  • Материал для изготовления рождественской открытки;
  • Одинаковые комплекты одежды для каждого ребенка: футболка, штанишки, варежки, шапка, носки и другие необходимые атрибуты;
  • Угощения для детей;
  • Крылья;
  • Ватман, снежинки, тучки, желтый круг и лучи для эстафеты;
  • Игрушечная звезда.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Вы знаете, какой сегодня праздник? Какое радостное событие люди празднуют в этот день? Сегодня ! Давайте совершим небольшое путешествие в этот замечательный праздник, чтобы понять, зачем он нужен. И начнем мы с очень интересной истории. Сейчас мы превращаемся в зрителей. Представьте, что вы находитесь в кукольном театре. Посмотрите представление актеров внимательно, а затем скажите, чему именно мы в этот день радуемся.

Ведущий устраивает рождественский вертеп для детей, чтобы в игровой и доступной форме объяснить детям суть праздника.

Ведущий: Что же произошло в этот день много-много лет назад? Правильно, родился младенец Иисус, который спас все человечество от гибели. В некоторых странах Христа приветствовали веселым колокольным звоном. Сейчас мы превратимся в звонарей! Скажите, что нам нужно для выполнения нашей работы?

Дети: Колокола.

Ведущий: Все верно. Но так как вы еще маленькие, то и колокола у вас будут небольшими (раздает колокольчики). Давайте вместе порадуемся рождению Иисуса.

Дети звенят в колокольчики.

Ведущий: Ребята, вспомните, кто предсказал рождение будущего спасителя?

Дети:

Ведущий: Молодцы! Вы знаете, что ангел-хранитель есть у каждого человека?

А чтобы об этом не забывать, давайте изготовим собственного ангелочка. Для этого нам сейчас необходимо превратиться в мастеров и пройти в мастерскую.

Проходят к столику, на котором расположен нужный материал для изготовления ангелочков (картон, ножницы, нитки, клей). Ведущий проводит мастер-класс по созданию ангелочков.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у вас красивые ангелы получились. Теперь можно их повесить на елочку, чтобы все видели ваши работы. Сейчас мы с вами станем декораторами, которые занимаются украшениями.

Дети проходят к елке, вешают получившиеся фигурки ангелов.

Ведущий: Ребята, не только люди радуются тому, что появился Христос. Все живые существа в этот день стараются делить радость друг с другом. Мы не должны забывать и о братьях наших меньших – птичках и собачках. У них сегодня также должен быть праздник, чтобы в доме было весело. Вы помните, чем нужно птичек кормить?

Дети: Хлебом, пшеницей.

Ведущий: Давайте приготовим нашим птичкам богатый стол.

В заранее подготовленную кормушку дети понемногу насыпают зерна, одеваются, выходят на улицу, помогают ведущему устанавливать кормушку.

Затем проводятся рождественские игры

и конкурсы на улице:

  • «Лепим рождественского снеговика» — дети лепят снеговика, украшают его мишурой, дождиком, елочными игрушками.
  • «Саня в санях» — малыши катают друг друга по очереди на санках, обходят препятствия.
  • «Ангелочки» — дети делают фигуры ангелов на снегу (ложатся на снег, машут руками, «рисуя» таким образом крылья).
  • «Снежные салочки» — чтобы засалить, нужно попасть снежком в товарища.

После снежных забав дети заходят в дом.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что поздравлять других можно не только словами. Как вы думаете, каким образом можно еще это сделать?

Дети: Сделать открытку!

Ведущий: Верно, и сейчас мы побудем художниками. Будем изготавливать свою собственную открытку. Нам опять нужно пройти в мастерскую.

Дети проходят к столику, на котором находятся необходимые атрибуты: белый картон и карандаши или фломастеры, и готовая открытка-раскраска. Сначала проводится беседа на тему, что можно нарисовать на открытке, а затем уже дети приступают к работе.

Ведущий: Ну, вот, сделали мы очень красивые открытки. Теперь будем друг друга поздравлять. Давайте вручим открытки на память друг другу. Ребята, а кто разносит открытки и письма нужным адресатам?

Дети: Почтальон!

Ведущий: Верно. И сейчас мы поиграем в почтальонов.

Дети садятся на стулья, образуя круг. Один ребенок – водящий. Водящий называет имена двух детей. Те, кого он назвал, должны быстро поменяться местами. Водящий в это время старается занять место одного из них. Тот ребенок, который не успел занять место, становится водящим. После игры дети обмениваются открытками. Ведущий должен проконтролировать, чтобы каждому ребенку досталась открытка.

Ведущий: В Рождественский вечер люди переодеваются в разные костюмы и идут колядовать, желать счастья и добра. А в ответ хозяева, которым подарили поздравления, дарят различные подарки. Давайте тоже поколядуем. Но сначала нужно переодеться.

Для детей заранее подготавливается яркая одежда большего или меньшего размера: футболки, шапки, варежки, носки и так далее. Каждому ребенку дается одинаковое количество одежды. По команде они должны все вещи надеть на себя – кто справится с заданием быстрее?

Ведущий: Вот мы и принарядились! Теперь можно и поколядовать! А вы хоть какую-нибудь колядку знаете? Нет? Придется разучить. Значит, сейчас мы будем актерами. Мы должны будем так поздравить хозяев, чтобы они не сомневались в нашей искренности!

Ведущий по строчке читает колядку, дети за ним повторяют слова и движения.

Ведущий: Теперь можно идти колядовать!

Дети подходят к родителям, поют им колядку. За это получают угощения.

Ведущий: Ну а сейчас – рождественская сказка. Угадайте, какую роль вам сейчас нужно сыграть?

Дети: Роль слушателей.

Ведущий: Все верно. В Рождество может случиться чудо. Даже если кажется, что помощи ждать неоткуда, она все равно приходит оттуда, откуда вовсе не ждали. Вот об этом рассказывается в рождественской сказке. Готовы слушать? Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте.

Ведущий читает рождественскую сказку. Задает вопросы по содержанию, осмыслению произведения.

Ведущий: Ребята, вспомните, кого мы делали сегодня в самом начале праздника?

Дети: Ангелочков.

Ведущий: Хотите ненадолго стать ангелочками? Что вам для этого нужно?

Дети: Крылья!

Ведущий раздает детям крылышки и проводит эстафету ангелов:

  • «Пролететь» нужное расстояние.
  • Собрать снежинки, упавшие на пол.
  • Осветить все вокруг – приклеить к желтому кругу как можно больше лучей, чтобы получилось пышное солнышко.
  • Убрать все тучки с небес: на лист ватмана прикрепляются тучки и изготовленное в предыдущем конкурсе солнышко, дети по очереди подбегают и убирают по одной тучке.
  • Закончить картину – приклеить на ватман красивые снежинки, которые собирали.

Ведущий: Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и вам уже пора на землю. Снимайте крылышки и превращайтесь в детей!

Дети снимают крылья. Присаживаются на стульчики.

Ведущий: Ребята, вы помните, кто указал путь мудрецам к младенцу Иисусу?

Дети: Звезда!

Ведущий: Верно. И сейчас мы с вами такую звездочку попробуем найти в комнате. Внимательно-внимательно осмотрите комнату и попробуйте определить, где же она находится!

Просмотров