Гадания колядки на святки. Дни зимнего солнцестояния, святки, колядки или волшебная неделя перед новым годом. Колядование в наши дни

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

У рождественских праздников есть не только религиозное значение. В русской культуре дни вокруг Рождества всегда были вязаны с множеством важных традиций: семейных, ярмарочных и мистических. Две недели в середине января во всех уголках страны было принято колядовать, гадать и праздновать. Сегодня большая часть старинных зимних забав и обычаев ушла в прошлое, но некоторые святочные традиции всегда сохранялись в семьях и передавались из поколения в поколение. Святки — это святые дни между Рождеством Христовым и Крещением. Они длятся 12 дней с 7 до 19 января. Так как даты главных зимних православных праздников фиксированные, святки всегда проходят в одно и то же время. Кроме того, святками иногда называют святые вечера — Сочельники накануне рождения и крещения Иисуса Христа.

У рождественских праздников есть не только религиозное значение. В русской культуре дни вокруг Рождества всегда были вязаны с множеством важных традиций: семейных, ярмарочных и мистических. Две недели в середине января во всех уголках страны было принято колядовать, гадать и праздновать. Сегодня большая часть старинных зимних забав и обычаев ушла в прошлое, но некоторые святочные традиции всегда сохранялись в семьях и передавались из поколения в поколение.

Что такое зимние святки и когда их отмечают в 2014 году?

Святки — это святые дни между Рождеством Христовым и Крещением. Они длятся 12 дней с 7 до 19 января. Так как даты главных зимних православных праздников фиксированные, святки всегда проходят в одно и то же время. Кроме того, святками иногда называют святые вечера — Сочельники накануне рождения и крещения Иисуса Христа.

В первые три века христианства в некоторых общинах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Когда же эти торжественные события были разделены, празднование распространилось на все дни между ними. Самое яркое описание святочных дней в мировой литературе принадлежит перу Гоголя — это "Вечера на хуторе близ Диканьки«.

Гадание на святки, святочные песни и обряды — часть славянской культуры

Сегодня святки ассоциируются, прежде всего, со знаменитыми гаданиями. Это одна из древнейших славянских традиций и, хотя церковь осуждает суеверия и магию, на Руси гадали всегда. Иногда к святочным обрядам относились как к игре, полной пения, смеха, надежды на счастье. Но существовали и серьёзные рождественские гадания, с которыми наши предки старались не шутить. С особенным трепетом гадали в деревнях.

На Руси полагали, что в дни святок на земле царит особая мистическая атмосфера — вокруг бродят души умерших и тёмные силы, которые могут как помочь в предсказании, так и навредить. Люди старались гадать в местах, где традиционно не вешают икон. Считалось, что нечистая сила скрывается в сараях, сенях, банях, на кладбищах и в заброшенных избах.

Святочные обряды традиционно считались женским делом, хотя участвовать в них могли и мужчины. Но именно любовь, замужество, семейная жизнь всегда были центральными мотивами гадания на Святки, чаще всего в эти таинственные вечера девушки мечтали увидеть суженого.

Один из самых простых и распространённых обрядов — гадание с обручальным кольцом. Стеклянный стакан нужно наполнить водой на три четверти, после чего положить на дно обручальное кольцо, которое можно одолжить для гадания у кого-нибудь из знакомых. Считается, что если долго всматриваться в центр кольца сквозь слой воды, там отобразится образ будущего супруга.

История языческого праздника Коляды у славян

Ещё до распространения на Руси христианства у наших предков был важный зимний праздник — Коляда. Он был связан с зимним солнцестоянием и отмечался 25 декабря, но позднее был приурочен к Рождеству и началу Святок. Языческие колядки обязательно сопровождались карнавальными элементами: переодеваниями с использованием шкур, масок и рогов, песнями, плясками, ярмарочными представлениями и играми.

Особенно весело праздник отмечали в сёлах. Ряженые ходили по домам, пели и собирали угощение. Песни — колядки — могли быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины или на частушки. С приходом христианства в них стали славить хозяев дома и поздравлять с Рождеством Христовым.

Колядки на Рождество, обрядовые песни для детей — сценарий фольклорного праздника

Коляда — один из самых занятных и весёлых способов познакомить детей со славянскими традициями. В школах, детских садах и клубах самодеятельности каждый год устраивают праздники «Пришла Коляда — отворяй ворота». Сценарии могут быть самые разные, но, как правило, они включают элементы фольклорных песен, загадок, частушек и игр. Среди действующих лиц могут быть смешные и страшные ряженые, добрая невидимая богиня Коляда, разнообразная безобидная нечисть, персонажи из русских сказок и былин.

Сегодняшние малыши могут выучить колядки, похожие на те, что пели их ровесники несколько веков назад:

Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим.

Печка-то топится!

Пирожка-то хочется!

Нынче Ангел к нам спустился

и пропел: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

А вас — с праздником поздравить!

ПРИШЛА КОЛЯДА - ОТВОРЯЙ ВОРОТА! (Святки и колядки в живописи Часть 1)

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Константин Трутовский Колядки в Малороссии 1864 г.

Владимир Чумаков–Орлеанский Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Николай Пимоненко Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1867 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые. 1872 г.

Леонид Соломаткин Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Ефим Честняков Коляда (фрагмент).

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Федот Сычков Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Анастасия Швецова Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Гавриил Горелов Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I .
«Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим. (Пушкин. Евгений Онегин)

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ЗИМНИЕ СВЯТКИ КОЛЯДКИ

РОЖДЕСТВО, НОВЫЙ ГОД

В святки мальчишечки и подростки и девочки до пятнадцати лет, которые победнее, подходят в селе к каждому дому и под окном поют коляде следующую песню:

Каледа, каледа!
Выходила каледа
Из Новагорода,
Как искала каледа
Государева двора!
Нашла каледа
Государев двор.
Государев двор
Не мал, не велик,
Не мал, не велик,
На семидесят столбах,
На семидесят столбах,
На семидесят верстах;
На всяком столбе
По жемчужинке горит.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкою!
На полице есть пирог –
Ты не режь, не ломай,
Ты не режь, не ломай,
Лучше весь отдавай!
Кто подаст пирога,
Тому двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста бы коров;
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили.
А как на пролуб пойдут,
Пусть поигрывают;
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
Здравствуй же, хозяин с хозяюшкою
И со всеми твоими малютками!

После этой песни хозяин или хозяйка выносит всему хору целый пирог, или половину пирога, или только конец, смотря по усердию. Кто ничего не подаст, по скупости или потому, что не терпит этой песни, тому прибавляют следующий куплет:

Не подашь пирога,
Так и нет живота;
Хоть и есть, так не в честь:
Пусть дегтем же доят
И смолой вам цедят!

Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне рождества –
С маслицом, с молочком.
У хозяина полон двор живота,
А сусеки полны жита.
На полице-то пирог лежит –
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.

Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.

В селе Новодевичье Сенгилеевского уезда Симбирской губернии до сего времени существует следующий обычай Накануне Нового года маленькие крестьянские девочки ходят по домам к знакомым и поют в честь хозяина и хозяйки следующую колядную песню.

В бору стоит сосенка,
На сосенке – павынька.
Павынька летала,
Перышки роняла.
«Кому эти перышки?» –
«Михаиле Иванычу
Перышки брати». –
«Зачем ему перышки?» –
«Шапочку пушити,
Шурьев-то дарить.
Шурья-то спесивы, –
У них кони сивы, –
На двор не въезжают,
Шапок не снимают».
Коляда! Коляда!
Ходила коляда
Вкруг сударева двора;
Сударев-то двор
Посередь Москвы:
Ворота пестры,
Подворотенки –
Позолотенки (позолочены)
Не браните коляду!
Не журите коляду!
Пышки, лепешки,
Свиныя-то ножки,
Все в печи сидели
Да нас глядели,
Поесть захотели,
В кузов полетели.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С праздником!

***
Кишка, лепешка,
Свиная ножка
В печи сидела,
На нас глядела,
В кошель хотела!
Тетка, тетка,
Подай лепешку!

***
«Коледа, маледа,
Где была?» –
«Коней пасла!» –
«Что выпасла?» –
«Коня в золотой узде». –
«Где твой конь?» –
«За воротами стоит». –
«Где ворота?» –
«Водой снесло». –
«Где вода?»
«Быки выпили». –
«Где быки?» –
«За гору ушли». –
«Где гора?» –
«Черви выточили». –
«Где черви?» –
«Гуси выклевали». –
«Где гуси?» –
«Гуси съедены».

***
В Новограде зеленоем
У Ивана кудри завились,
В три ряда завивались,
Четвертый ряд
Ровно заря горит.
В Москве бояре дивовались:
«Тебя, молодец, не мать родила,
Не отец выкормил,
Вскормил, вспоил светел месяц,
Вознесли часты звезды,
Воскачала легка лодочка!»

Вечером, на рождественский сочельник, крестьянские дети в деревне встречают наступление святок пением так; называемой коляды. Для этого они, одетые в лучшее платье, у кого какое есть, собираются группами и ходят по дворам распевая, с позволения хозяев, коляду:

«Коляда, коляда,
Каракуля-коляда,
Где была?» –
«За воротами». –
«Где вороты-то?» –
«Сурой снесло». –
«Где Сура-то?» –
«Быки выпили». –
«Где быки-то?» –
«В тростник ушли». –
«Где тростник-то?» –
«Девки выломали». –
«Где девки-то?» –
«За мужья ушли». –
«Где их мужья-то?» –
«Все померли». –
«Где их могилки?» –
«Травой заросли». – -
«Где трава-то?» –
«Гуси выщипали». –
«Где гуси-то?» –
«Улетели за горы, за долы,
За темны за леса,
За высоки дерева».

Коляда, коляда
В печи сидит,
На нас глядит.
Кто даст – золотой глаз,
Кто не даст – коровий глаз.

За пение коляды дети получают сочни или тонкие пресные лепешки.

Новый год встречают пением т(ак) н(азываемой) таусени. Накануне Нового года крестьянские дети, в лучших одеждах, ходят по домам и поют:
Таусень!
Как Иван-то Петрович-господин,
Он за охотою ходил.
Таусень, таусень!
Он за охотою ходил,
Золот перстень упустил.
Таусень! Таусень!
Золот перстень упустил,
Он три окуня поймал –
Как и первый окунечек
Во сто рублей,
А другой-то окунечек
Во тысячу.
Таусень! Таусень!
А третий окунечек –
И цены-то ему нет.
Таусень! Таусень!
Набивали ему цену
У сударя во дворце.
Таусень! Таусень!
Вот светел месяц,
Свет Иван Петрович-господин.
Таусень! Таусень!
Вот часты звезды,
Милы детушки его.
Таусень! Таусень!

Если в семействе имеется взрослый, неженатый парень и девица-невеста, то в честь их особо поют:

Тут и ехали, наехали
Бояре-купцы.
Таусень! Таусень!
Срубили они рябинушку
Под самый корешок.
Таусень! Таусень!
Они тесали, повытесали
Рябиновы доски.
Таусень! Таусень!
Они делали, поделали
Звончаты гусли.
Таусень! Таусень!
Да кому в эти гусли
Играть будет?
Таусень! Таусень!
Что играть ли, не играть ли
Братцу Николаю Ивановичу.
Таусень! Таусень!
Что плясать ли, не плясать ли
Сестре Анне Ивановне.
Таусень! Таусень!
Как у молода месяца
Крутые рога,
Таусень! Таусень!
А у нашего Николая Ивановича
Таусень! Таусень!
Вот кудрява голова,
Кудри в три ряда.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала
Сестра его свет Анна Ивановна.
Таусень! Таусень!
Завивала, заплетала, приговаривала:
Когда реки разольются,
Тогда кудри разовьются.
Таусень! Таусень!

***
Коляда молода!
Летел сокол,
Коляда молода!
Через батюшкин дворок,
Уронил сапожок.
«Катерина, подыми!» –
«Недосуг поднять:
Я головушку чешу,
Я русу косу плету,
Я к обедне спешу,
Я коровушку дою,
Я лепешки пеку».

***
Как ходила коляда Накануне Рожества,
Приходила коляда
Из Нова Города.
Как искала коляда
Государева села,
Что Иванова двора.
У хозяина двор
Осушен, омощён,
Чисто выметен,
Ворота красны,
Вереи пестры,
Они точеные,
Позолоченные;
Как Иванов двор –
Он тыном затынен,
На семи верстах,
На восьми столбах,
Что тычинушка –
Ко тычинушке,
На тычинушке
По жемчужинке;
Круг Иванова двора
Все шелковая трава,
Зеленая мурава;
На шелковой на траве
Все лазоревы цветы;
Середи его двора
Три высоких терема,
О двенадцати венцах,
Золотых верхах;
Как во первом терему
Светел месяц во окне;
Во другом-то терему
Красно солнышко;
А во третьем терему
Часты звездушки,
Румяные зорюшки.
Светел месяц во окне
Сам Иванушка;
Красно солнушко –
Хозяюшка;
Часты звездушки –
Их робятушки;
Румяные зорюшки –
Хозяйские дочушки.
А хозяин во дому,
Словно царь во раю;
А хозяйка во дому,
Как кутья на меду;
Малы детушки,
Как оладушки.

***
Дедка свинушку убил,
Свинку серенькую,
Спинку пегинькую:
Аи да божья коляда,
Прилетай к нам с высока,
Один раз в годок,
Полюбуйся часок!

1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и прочее и говорят:

Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную –
Зароди, боже,
Жита-пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме – добро,
В поле – зерно.
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Васильева мать
Пошла шендровать –
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте,
Богу свечку ставьте,
А нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С Новым годом,
С новым счастьем,
С новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

***
«Овсень, овсень,
Подай брусень!» –
«На что брусень?» –
«Косу точить». –
«На что косу?» –
«Траву косить». –
«На что траву?» –
«Коров кормить». –
«На что коров?» –
«Молоко доить». –
«На что молоко?» –
«Ребят кормить». –
«На что ребят?» –
«А им пашню пахать,
Переложка ломать».

По материалам книги: "Потешки, считалки, небылицы." А. Н. Мартынова

Просмотров