Урок по основам православной культуры "пасха". Урок по ОПК на тему "Пасха - светлое Христово Воскресение" (9 класс) Модуля «основы православной культуры» курса орксэ

Технологическая карта

Ф.И.О.

Ерик Алла Александровна

Должность

Учитель начальных классов

Модуль

Основы православной культуры

УМК

А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»

Тип урока

Урок введения в новые знания.

Технология построения урока

Системно - деятельностный подход.

Тема урока

Пасха

Цель, задачи

В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

В области формирования УУД:

    познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

    регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

    коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

    В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

Основные термины, понятия

Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

Оборудование и инструментарий

Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

Планируемые результаты урока

Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

    Предметные умения :

Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

    Метапредметные умения

Познавательные УУД

Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

Регулятивные УУД

Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

Коммуникативные УУД

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

Формы работы :

Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
1. Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Каков порядок на столе,

Таков порядок в голове.

А мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Приветствие учителя .

Доклад дежурных о готовности класса к уроку.

Личностные :

проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Отрывок из стихотворения К. Роше : Слайд 2 .

Христос Воскрес! Он, Царь миров,
Царей могучих Повелитель,
Он – весь смиренье, весь – любовь,
За грешный мир святую кровь
Пролил как ангел – искупитель!

Учебные вопросы:

1. Какова главная мысль стихотворения?

2. Иисус Христос – кто он?

3.Каков Его поступок для человечества?

Дети отвечают на вопросы учителя

Ответы:

1.Христос воскрес.

2. Сын Божий.

3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие.

Метапредметные :

внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

Предметны е: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».

3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха» )

Верно – тема нашего урока: « Пасха»

Слайд 4

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Что вы знаете об этом празднике?

Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

- А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют .

Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока.

Метапредметные:

Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

Регулятивные:

Прогнозирование предстоящей работы.

Учиться выдвигать версию ответа;

Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

4. Открытие новых знаний.

Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая ) Верно!

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью . Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

( Прослушивание колокольного звона ) Слайд 5.

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы. )

Слайд 6

Внимательно слушают.

Работа в группах.

Выступления.

Заполнение таблицы.

Удерживать учебную задачу в процессе работы.

Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

Извлекать информацию из текстов.

5. Физкульт -минутка

Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!)

Коллективное выполнение

Эмоциональный настрой

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

2.Работа по вопросам: слайд 7

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть , и прежде умершим даровал жизнь).

Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

Крестный ход, открытие Царских Ворот

    Пасхальное приветствие :

«Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»

    Приветствие друг друга:

Три поцелуя в щёки.

    Пасхальное угощение:

Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

    7 дней каждый может…

Звонить в колокола.

Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31

Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

Познавательные:

выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

Предметные:

Личностные:

проявлять

Коммуникативные :

Слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

7.Самостоятельная работа

Слайд 10 - 13 . Тест « Найди верный вариант»

    С каким событием связан праздник Пасхи?

    • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

      Христос воскрес из мертвых

      С весенним праздником мая.

    Почему Христа называют Спасителем?

    • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

      Он спас израильтян от власти римлян

      Он спас людей от глобальных катастроф

    Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

    • Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

      Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

      Люди поняли, что о смерти не нужно думать

    Какой день недели называют малой Пасхой?

    Субботу

    Понедельник

    Воскресенье

Слайд 14

Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

Группировать предметы по существенным признакам.

Оценивать правильность выполнения задания,

Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

Умение выделять существенную информацию из различных источников.

формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

ориентироваться на развороте учебника

8. Итог урока

О чём узнали на уроке?

На какие вопросы вы получили ответы?

Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

Отвечают на вопросы учителя .

Личностные :

- проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

Уметь аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

Предметные:

актуализировать имеющиеся знания по теме.

9.Рефлексия учебной деятельности .

Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Оценивают своё участие в уроке.

Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

10. Домашнее задание

Слайд 16 .

1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

2.Творческое задание.

На выбор:

1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».

3. Пасхальные игры и развлечения.

4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

17 слайд.

Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня!

Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

Список использованной литературы:

    Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

    Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: , свободный.

    Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru

    1 группа.

    Пасха наступила –

    Радость охватила:

    Иисус любимый,

    Отстрадав, воскрес!

    Поздравляю с праздником,

    Чудом из чудес!

    Праздник Пасхи является переходящим . Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

    1.-Что значит «переходящий» праздник?

    2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

    2 группа.

    После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

    Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

    1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

    2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

    3.-Кому первому явился Иисус Христос?

    3 группа

    По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

    В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

    После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

    Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

    1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

    2.-Что символизирует крестный ход?

    4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

    5.-Что отвечает народ?

    4 группа

    Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

    Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

    1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

    5 группа

    Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

    Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

    1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

    2.В чём заключается пост?

    3.Назовите блюда пасхального стола.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

Что означает слово воскресение?

Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

- Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.(обобщение)

Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

Игра.

Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо (скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Проект учебного занятия

модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

ФИО (полностью)

Белянина Юлия Владимировна

Тема и номер урока в теме

Урок № 8 «Пасха»

Цель урока

Познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитать дружелюбие

Основные понятия

Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге

Оборудование

Учебник, тетради, рабочие листы, дневник самонаблюдений, проектор, компьютер

Ход урока:

I . Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

II . Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

III . Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

На Пасху всем разрешается звонить в колокола, колокольный звон звучит кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение или Христов день.

По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с расцветом добрых чувств – единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

Расскажите, ч то вы знаете о христианском обычае дарить на Пасху крашеные яйца

IV . Работа по теме урока.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятия Пасхи .

В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе (Приводится пример из учебника на странице 29).

Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха»

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Нарисуйте пасхальную открытку

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

В одно из весенних воскресений православные христиане особо торжественно отмечают Пасху Христову. Празднику предшествует почти двухмесячный пост. (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед Пасхой, подготовленное заранее).

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом .

Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.

Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича. Рассказать об услышанном на уроке.

VII . Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

VIII . Подведение итогов урока.

Учитель.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

IX . Рефлексия.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

X . Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

Выявите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Напишите рассказ о пасхальных традициях

Определите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Учитель начальных классовКузнецова Т.Г.МАОУ ЦО № 13 г. Тамбов Воскресение - день возобновления жизни. Иисус Христос своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд-ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, инакануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы. Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Страстная или Великая неделя: Великий ЧетвергСтрастная ПятницаВеликая Суббота Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками. Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки. Светлое Воскресение Христово.Праздничное богослужениеПасхальная полночь В Православных храмахзвучит благовест Пасхальный гимн. «Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Аполлон Николаевич Майков Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля,И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестьювбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Домашнее задание: Узнать у мам и бабушек, как они готовятся к празднику. Вспомните, какие праздничные лакомства они готовили.Узнай и запиши один рецепт пасхального блюда который традиционно готовят в твоей семье.

Методическая разработка урока по ОПК в 9 классе

учителя истории и краеведения МКОУ «Гончаровская СОШ»

Суджанского района Курской области Павлюковой Елены Николаевны.

Тема: ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ.

Слайд № 1 – Тема.

Слайд № 2 – Цели и задачи.

Цели :

    Сформировать знания об истории возникновения, обрядах, установления даты празднования Пасхи;

    Познакомить обучающихся с глубоким духовным смыслом празднования Пасхи Христовой; историей и теорией росписи пасхальных яиц;

    Объяснить духовный смысл и сюжетно-обрядовую основу праздника;

    Приобщить учащихся к утраченным традициям русских православных праздников путем знакомства с особенностями праздника Пасхи;

    Формировать толерантное отношение к религии;

    Объяснить понятия: Пасха, кулич, «писанка», «крашенка», «крапонка», Воскресение, «Нести свой крест»;

    Обучить элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой, формировать и развивать творческие способности и навыки коллективного труда у школьников;

    Формировать интерес и воспитывать уважение к русским народным традициям, русской духовной культуре.

Задачи:

    Узнать историю праздника, его значение в Христианстве;

    Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником;

    Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику;

    Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель;

    Развивать позитивное отношение к эстетике быта, устную связную речь.

Тип урока:

    обобщение и систематизация знаний.

Творческие задания:

    историки - подготовка мини-сообщений о происхождении Праздника, об Иисусе Христе;

    фольклористы - подбор и изучение материала о приметах на Пасху,

    затейники – изучение детских пасхальных игр;

    искусствоведы – подбор материала и подготовка сообщений о яйцах фирмы К. Фаберже;

    артисты – исполнение песен, стихов.

    путешественники - поведают о том, как отмечают праздник Пасхи в других странах.

    рукодельницы – не только расскажут, но и покажут, на какие группы делятся разноцветные крашеные яйца.

Оборудование:

    мультимедийный комплекс;

    выставка книг о христианских праздниках на Руси, православных святынях;

    кулич, пасха, крашеные яйца;

    запись колокольного звона;

    репродукции картин и икон на тему распятие, воскресение и вознесение Иисуса Христа;

    термины новой темы.

План урока:

    История появления праздника и его духовный смысл;

    Обряд (ритуал) празднования Пасхи:

Церковные обряды, народные традиции, приметы, обычаи, игры;

    Символы Пасхи (кулич, яйцо, приветствие, пасха творожная);

    Заключение (вопросы, задания, чайнворд);

    Итог;

    Домашнее задание – выполнить несколько эскизов пасхальных яиц, согласно древнерусской символике.

Составить чайнворд.

Ход урока

    Организационный момент;

    Цель урока;

    План урока;

    Объяснение нового материала:

рассказ учителя,

творческие задания обучающихся,

стихи о празднике,

обрядовые традиции и игры;

    Закрепление;

    Подведение итогов;

    Домашнее задание.

Ход урока:

Слайды № 3 -7 ( Русские православные храмы).

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из главных православных праздников - светлым Христовым Воскресеньем.

По-другому он называется – ПАСХА.

Вы узнаете об истории возникновения этого праздника, об обрядах, традициях и играх, сопровождающих ПАСХУ.

Ваш словарный запас пополнится новыми терминами.

На дом вы получили задание: путем исследований выяснить историю возникновения праздника Пасхи, ответить на вопросы - где, когда и кем была установлена дата праздника, познакомиться с теорией росписи пасхальных яиц; узнать об утраченных традициях русских православных праздников, и о том, как встречают праздник Пасхи в других странах.

Для этого, мы обучались элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой, развивали творческие способности и навыки коллективного труда.

Поэтому класс был разделен на творческие группы. Начнут урок историки.

Слайд № 8.

Историки:

1. Нет в Христовой Церкви более великого праздника, большей радости, чем Воскресение Христово. В нем заложено уничтожение смерти, разрушение ада, начало новой вечной жизни.

Завершается Великий пост не в скорби о распятом Христе, а светлым воскресным утром, когда настает тот Великий день, который называется Пасхой - праздник праздников, торжество торжеств.

Слайд № 9.

2.День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В 2018 году Пасха – 8 апреля .

Слайд № 10.

3.Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение. Верующие одеты в светлые одежды, держат в руках свечи, это символ духовной радости праздника.

Слайд №11.

4. Всю ночь поют песни, которые заканчиваются «Христос воскресе!», а верующие отвечают «Воистину воскресе!».

5. Люди всегда радовались и радуются празднику Пасхи.

После Воскресной утрени и освящения кулича приходили дружно домой, обходили со свяченым дом, чтобы все исполнились благодати воскресения, и желают всего доброго своим близким и родным.

В этот день прощают своих врагов, недругов.

/Под звон колоколов/ Благовест - 1

Слайд № 12-13.

Учитель: В этот день в церквях колокола звонили особенно торжественно. Этот звон называется «пасхальный благовест».

Артисты:

1. Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

2. Храм Господний озарен

Солнцем золотистым

Льется колокольный звон

Звон пасхальный, чистый.

Зажигает лица он

Радостью сердечной.

Ведь поет пасхальный звон

Нам о жизни вечной.

Песня: «Все в этом мире».

Историки:

1.Празднование Пасхи - многовековая традиция, и мы расскажем о том, как на Руси издавна встречали Светлое Христово Воскресенье.

2.Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие люди воздерживаются от определенных видов пищи.

Семь дней перед Пасхой называют Страстной седмицей , то есть неделей. Каждый день Седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

3. А вы знаете, почему каждый из этих семи дней получил название «ВЕЛИКИЙ»?

Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с Учениками и народом.

4. В Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Иисуса Христа с учениками.

Слайд № 14

5.Великая Пятница - это скорбный день, ведь именно в этот день свершилось распятие и Крестная Смерть Спасителя.

Песня: «Крест твой».

6. Иисус был снят после смерти с креста и погребен в новой могиле, которую высекли в скале .

Великая Суббота - день пребывания тела Господа Иисуса во гробе.

Слайд № 15-16.

7. А в Воскресение разнеслась ликующая весть: "Христос воскрес!". Великое воскресение Христа празднуется как Великое деяние Бога.

Великое, потому что Жизнь побеждает смерть. Добро побеждает зло, Бог побеждает дьявола. В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской жизни.

Слайд № 17-18.

8.Священнослужители в светлых одеждах, с крестом и иконами проходят Крестным ходом вокруг церкви. Это происходит под колокольный звон. По древним поверьям, злые духи постоянно живут в могильной тишине и боятся шума. Вот почему всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола.

Слайд № 19.

9.В самом храме в этот день широко открыты Царские врата, что символизирует отсутствие преграды между небом и землей. Иконы, паникадила, подсвечники – все украшено цветами. Начиная с пасхального богослужения в течение сорока дней принято приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и отвечать: «Воистину воскресе!».

Слайд №20

10.В 12 часов – обряд ХРИСТОСОВАНИЯ . Слова «Христос воскрес» сопровождаются троекратным целованием. Этот обряд уходит своими корнями в глубокую старину, когда люди считали, что дыхание – это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, верили, что таким образом на них переносятся волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились, таким образом обменятся духом, таинственной силой, вошедшей в них во время пасхального богослужения.

Слайд №21

Учитель : А какой главный подарок этого праздника?

Правильно – пасхальное яйцо.
А кто мне скажет, почему на Пасху дарят яичко и почему оно красное?

Рукодельницы:

1. Существует несколько версий, почему символом Пасхи стало яйцо. Одна из них следующая: яйцо, родившись от птицы, дает птичке жизнь, сначала внутри себя, а потом производит ее на свет. Так и Иисус Христос, восстав из мертвых, дарует жизнь сначала духу, а по окончании времен воскресит и наши тела.

Слайд №22

2.Еще одно п редание г ласит , что появление крашеных яиц связано с Марией Магдалиной христианской святой, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Мария пришла во дворец к императору Тиберию (согласно Библии, именно в его правление был распят Иисус Христос) и рассказала императору о воскресении Христа. В те времена было принято посещая императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует об истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни.

Слайд №23

3 . С тех пор христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Яйца дарят родным, соседям, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Слайд №24

4. А знаете ли вы, что яйца называются в зависимости от способа окраски: Крашенки - от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Например, обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

5. Крапанки - от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.

Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Слайд №25

6. Драпанки - эти яйца варили и красили в любой темный цвет, затем узор наносили на скорлупу острым предметом.

7. Писанки - это искусно расписанные пасхальные яйца. Они настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.

Слайд №26.

8.По мнению ученых, символических рисунков в писанке свыше ста. Каждый из них - это знак - оберег, который защищал человека от всякого зла.

Слайд №27

9.Расписывали писанки во время Великого поста, преимущественно женщины и девушки, реже – юноши и мужчины.

Наиболее распространенными узорами являются:

сосна - долголетие и здоровье,

звезда - человеколюбие,

петушиный гребень - защита от нечисти,

дубовый лист - гармония,

сорочьи лапки - символ святых,

колесо - знак возрождения жизни, образ бесконечной Божьей любви,

крест - символ Вселенной, знак четырех сторон света,

солнце - символ света и жизни, символ Бога,

спираль - символ плодородия.

Слайд №28

10.И каждый цвет имел свое значение, который наносили на определенную часть яйца. Так, красный символизировал радость жизни, надежду и любовь; желтый - луну и звезды, урожай; голубой - чистое небо, воздух и здоровье; зеленый - весну, пробуждение природы.

Слайд № 29

11. Наши пращуры верили в магическую силу писанки. Много легенд и пересказов существует в народе о писанке. Одна из них говорит о том, что мир наш будет существовать до тех пор, пока пишутся на земле писанки.

Учитель: О пасхальных приметах и суевериях, связанных с пасхальными яйцами нам расскажутфольклористы.

Слайд № 30-31

Фольклористы:

1. Пасхальное яйцо знаменует собой мир, обагренный кровью Христа.

Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей Святой Седмицы сам Христос с апостолами в нищенских рубашках ходит по земле, и по неосторожности в него может попасть скорлупой.

2.Ходит Христос с целью наблюдать, хорошо ли православные исполняют его завет оделять нищую братию; награждает щедрых, наказывает скупых.

3.Если яйцо получено при Христосовании от священника, то хранить его можно до 12 лет. А стоит съесть такое яйцо тяжелобольному - всю хворь как рукой снимет.

4.Освященному яйцу приписываются магические свойства. Помогает оно при тушении пожара: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами "Христос Воскрес", то огонь утихнет, а затем прекратится.

5.Чудодейственную силу приписывают и скорлупе освященного яйца. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в "чистый" четверг, использовалась для посола кушаний, которые готовились к Пасхе.

Слайд № 32

Учитель: Кроме писанок и крашенок существуют и другие - золотые, в прямом значении этого слова. О них нам поведаютискусствоведы.

Искусствоведы: (Рассказ о яйцах фирмы К. Фаберже).

Слайд № 33-34

1.Да, такие яйца изготовлялись к празднику Пасхи для императорской семьи.

2.В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех пор пасхальный императорский заказ стал традиционным. Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом.

3.Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году, прячется модель крейсера “Память Азова” на зеленоватой пластине из аквамарина.

4. А в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. На вагонах - крошечные таблички с надписями “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”.

Указаны класс вагона и количество мест.

5.Выполненное в 1902 году яйцо “Клевер” предназначалось для императрицы Александры Федоровны. Внутри находился золотой четырехлистник с бриллиантами. Поверье говорит о том, что нашедший такой четырехлистник клевера обретает счастье.

Слайд № 35

6.Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.

Учитель: О чем нам могут рассказать путешественники?

Слайд № 36

Путешественники:

1. А знаете ли вы, что в далекой Канаде, в городе Вегревиль, в 1981 г. создан памятник в виде 12-метровой писанки, которая по размерам равна трехэтажному дому. Этот памятник, как и сама писанка, является еще одним из чудес мира.

А в городке Коломыя на Ивано-Франковщине существует первый в мире Музей писанки. Это уникальное архитектурное произведение, основой которого является яйцо высотой 12 метров. Коллекция музея насчитывает около 3 тыс. писанок со всего мира.

Слайд № 37

2.А вот как отмечают праздник Пасхи в других странах.

По болгарской традиции на Пасху много крашенных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в Росси, болгары играют в «битка» и желают при этом друг другу удачи.

3.Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками. В своих домах жители повсюду устанавливают жёлтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут конфеты.

4.Во Франции на Пасху принято выезжать на пикник. Главное пасхальное блюдо – омлет, а обязательный подарок – красное яйцо.

5. В Англии каждый к этому дню должен приготовить новый праздничный наряд. Если нет денег или желания покупать одежду, необходимы хотя бы новые перчатки.

Слайд № 38

Учитель: Как видите, главное в празднике Пасхи не количество денег, затраченных на него, а добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос. А какие традиционные блюда ставили на Пасхальный стол?

Слайд № 39

1.В этот день главное место на столе занимают:

В центре - кулич. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни.

Слайд № 40

2.Пасха - это особое творожное блюдо, которое готовится только один раз в году. Пасхи делают 2-х видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго хранить нельзя, то пасху из него делают небольшую, а вареная пасха может храниться всю пасхальную неделю.

Слайд № 41

3.Разноцветные яйца.

Учитель : Кто нам расскажет, к акими суевериями, обычаями, приметами сопровождался Праздник Пасхи?

Слайд № 42

Фольклористы:

1. Посещение кладбища в этот день не рекомендуется. Мы узнали, что обычай ходить на кладбище в Пасху не слишком древний и не очень правильный. Такой обычай противоречит духу праздника: даже в течение всей Святой седмицы (целая неделя) в церквах не читают поминовения усопших: в дни Христова Воскресения не должно быть места скорби.

2. Тем не менее, на Руси появился обычай как бы христосоваться с умершими родственниками: на кладбище приносят куличи и яйца, но неосвещенные.

3.Освещенные должны быть в доме для спасения от напастей и болезней, а не растаскиваться птицами, собаками, гнить под дождем. Попрание святыни – тяжкий грех.

4. На Пасху старики расчёсывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

5. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Слайд № 43-44

6.Рассылалось огромное количество открыток с поздравлениями и пожеланиями:

Примите поздравления

С Пасхальным воскресеньем!

Пусть дети и родители

Разделят разговенье!

Живите в добром здравии,

Любите и дружите,

Дарите понимание

И близких берегите!

7. Еще у наших предков на Пасху был хороший и добрый обычай – заниматься благотворительностью. Даже русские цари на Пасху посещали тюрьмы, больницы, богодельни, наделяли арестантов, больных одеждой, едой, деньгами. Ничто не красит этот день как ознаменование его христианской любовью, заботой, помощью больным, бедным и несчастным.

Слайд № 45

Учитель : Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня, (а Пасху праздновали и течение Светлой недели), начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.

Слайд № 46-47

Затейники:

1. И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели нас познакомят затейники.

2. Светлое Воскресение Христово у нашего народа издревле связано с солнцем. Крестьяне верили, что на Пасху "солнце играет". И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновенья игры солнца, для этого мужики и парни залезали на крышу.

3. А дети обращались к солнцу с говорилками:

Солнышко, ведрышко, Гори, солнце, ярче -
Выгляни в окошко, Лето будет жарче
Солнышко, покажись, красное, нарядись.

4. А вот еще один обычай:

Во время богослужения девушки тихонько шептали:

Воскресение Христово!

Пошли мне жениха холостого, в чулочках да в порточках!”

5. “Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами,

не на корове, а на лошади.

6.Пасхи не бывало без общественных качелей. Возводились они на площади. Возле них толпились все: бабы с ребятишками, мужики с гармошками.

Но в первую очередь катались на качелях девушки с парнями:

На Святой неделюшке повесили качелюшки.

Сначала покачаешься, потом и повенчаешся!

Учитель: И какой праздник без игр!

Пасхальные обряды и игры на Руси.

(Игры могут проводиться самими детьми или учителем).

Сбей приз.

Ведущий: Приглашаю всех желающих. Сейчас вы по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет.

Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Все желающие, по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы.

Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель - забирает крашенки остальных.

Кто победит?

Ведущий: А теперь соревнующиеся пусть сядут напротив друг друга и катают крашенки.

Крашенки будут сталкиваться: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Волчок

Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.

(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)

Цоканье яйцами.

Эстафета с яйцами.

(2 команды). Каждый участник с яйцом в ложке добирается до финиша и возвращается назад, можно держать ложку не в руках, а во рту.

Артисты:

1. «Христос воскрес! Христос воскрес!»

В блистающих одеждах Иисус Христос глядит с небес

И дарит нам надежду и Веру в то, что смерти нет!

Свершиться воскресение,

Божественный прольется свет, даруя нам спасение!

Радостно сияет храм, золотится крест.

Благовестит ангел нам: «Иисус воскрес!»

Дети (хором ): «Воистину воскрес!»

2.Сегодня самый лучший в мире праздник,
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,

Весь мир на разных языках поет-

О торжестве Христова воскресенья

И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею

Многоголосым эхом до небес.

И на приветствие звучит святое
Один ответ:

(все вместе ) :«Воистину Воскрес!»
А.Вельк.

Песня: «Достигайте любви».

/Под звон колоколов/ Благовест - 2

Слайд № 48

Заключение:

Учитель : Играет и льется солнечный свет,

В душе раздается с утра благовест!

Тот чудный день - Христово Воскресенье

Минул давно, но в череде веков несет он драгоценное спасенье

И вечное прощение грехов.

Слайд № 49

И каждому, в котором есть стремленье к любви и миру, правде и добру,

Дает Спаситель тоже Воскресенье, их к царству сопричислив Своему.

Идите же воскресшие сегодня. Идите, расскажите всей земле

О том, как Иисус воскрес из мертвых,

Как люди воскресают во ХРИСТЕ!!!

Пусть благовест, праздничный звон колокола, будит в нас самые чистые и светлые чувства. Пусть все плохое, под стать скорлупе на крашенках, отстанет от вас, пусть добро и свет придут к вам с первыми кусочками пасхальных пирогов!

Закрепление:

Задание № 1.

чайнворд

по горизонтали:

1.Еврейское слово,которое в переводе означает «переход».(5 букв);

2.Второе наиболее распространенное название слову «пасха».(11 букв);

3.Как называют разукрашенное яйцо.(7 букв);

4.Он предшествует Пасхе (семинедельный).(4 буквы);

5Символ христианства.(5 букв);

6.Каждый день недели перед Пасхой зовется …(7 букв);

7.А вся неделя называется …(7 букв);

8.Праздник, 40 день после Пасхи (10 букв);

9.Пасхальный хлеб, особой формы (5 букв);

10.Благовест иначе, или колокольный (4 буквы).

по вертикали:

Как называют человека, который верит в Иисуса Христа?

Слайд № 50

Задание № 2.

Учитель: распределите слова на три группы:

икона, пасха, христосование, крестный ход,

яйца, кулич, свеча, церковная служба.

Слайд № 51 (ответ)

христосование, крестный ход,

церковная служба.

пасха.

Задание № 3.

Учитель: объясните понятия этих слов:

Воскресенье

Великий Пост

Страстная Седмица

Писанка

Крашенка

Христосоваться

Кулич

Прощенное Воскресенье

Благовест

Светлая Седмица

Задание № 4.

Учитель: ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. 1) Что означает праздник Пасхи?

    наступление весны;

    воскресение Иисуса Христа;

    вход господень в Иерусалим.

2) Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная Седмица).

    1) В какой день недели празднуется Пасха?

  • воскресенье.

2) Назовите разновидности пасхальных яиц:

3) Ваше пасхальное поздравление или пожелание:

    1) Что является основными блюдами праздничного стола?

    яйца, куличи, рыба;

    яйца, пасха, куличи;

    пасха, курица, куличи.

2) Что предшествует празднику Пасхи? (Великий Пост);

    1)Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?

2) Как называется Праздник Пасхи иначе? (Воскресенье);

    1) Каким было первое пасхальное яйцо?

2) Как называется пасхальный колокольный звон? (Благовест).

6. 1) Как называется каждый день Пасхальной недели?

2) Назовите последний день Масленицы? (Прощенное Воскресенье).

Учитель: Традиционными были и подарки на Пасху . В некоторых местностях был обычай прятать подарки в саду, а дети их сами находили. Я тоже приготовила вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.

Слайд № 52

За неделю до Пасхи 13апреля был праздник, иначе называемый Вербным воскресением - праздник Входа Господня в Иерусалим.

Слайд № 53

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учитель :

    Из новых понятий, терминов составить ЧАЙНВОРД.

    Выполнить несколько эскизов росписи пасхальных яиц, согласно древнерусской символике.

Урок окончен. Спасибо вам всем за работу.

Слайд № 54

Используемая литература :

    В.И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / - М.: Эксмо; Форум, 2007. -288с.:ил.;

    Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.256с.:ил.;

    Терещенко А.В. История культуры русского народа. /М.: Эксмо, 2007. – 736.:ил.;

    Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.-336с.;

    Щеголева Е. Православный храм. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -239с.:ил.-(Православные святыни);

    Танкеев И. “Обычаи и традиции русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.-542с.;

    Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т./Гл.ред. С.А.Токарев.-М.:”Большая энциклопедия”, 1997.- Т.1 А-К.-671с.:ил.;

    Православие. Полная энциклопедия- С-П: «Весь»,2007.437с. ил.;

    Православные праздники- ООО Изд. «АСТ»,2006 .- 239с. цв. ил.;

    Праздник праздников, торжество торжеств (пасхальный сборник), Кострома, 1998.- 175с..


Просмотров