Упражнения для мнемотехники тренировка. Мнемотехника: упражнения для развития памяти для взрослых и детей. Метод ключевых слов

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Ольга Староверова
Мнемотехника - эффективный способ развития памяти дошкольника.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

Он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

Память - это процесс , выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития , под влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять.

Методика обучения дошкольников на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память , внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Особое значение, которое с древних времён придавалось памяти , можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти - Мнемосина слыла матерью муз , покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехническая система .

Слова «мнемотехника » и «мнемоника » обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .

Мнемотаблицы мы встречаем везде . Дорожные знаки – символы правил - это яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием . В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод .

Основной «секрет» мнемотехники хорошо известен . Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить» .

Мозг запоминает взаимосвязь между ними. При необходимости по одному из образов этой группы он воспроизводит все ранее соединенные образы. Операция «соединение образов» - своеобразный выключатель механизма запоминания.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Различают два рода ассоциаций : простые и сложные. К простым ассоциациям относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля) :

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления и каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

4. Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны : часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Общие условия успешного запоминания :

1. Когда материал интересен для запоминающего. Играя с образами в шифровальщиков, дошкольник воспринимает задание с интересом и желанием.

2. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации. Прикрепление к слову или картинке собственного аналогичного образа заставляет ребенка невольно обобщать или, напротив, ввести заданное в какой либо класс.

3. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти . Информацию для запоминания часто подается дошкольнику на фоне цветового , зрительного тактильного или слухового восприятия.

4. Эффект запоминания увеличивается, если в запоминании зрительного или слухового материала участвуют несколько чувств. Хороший эффект возникает при запоминании в движении, особенно у детей – кинестетиков и у детей с гиперактивностью.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память , и запоминание носит в основном непроизвольный характер : дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Память может быть развита с помощью соответствующих упражнений. При этом необходимо учитывать и особенности индивидуальности репрезентативных систем восприятия – визуальной, аудиальной и кинетической.

В своей работе над развитием памяти методами мнемотехники мы опираемся на ассоциативное запоминание и развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) . Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли.

Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяются специальные упражнения мнемотехники , такие, как прием кодировки или набор знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства, качества и связи предметов, основан на двух простых принципах.

Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе.

Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов» .

Необходимо соблюдать четкую последовательность работы по развитию памяти дошкольников методами мнемотехники :

1. «Знак – слово» - Упражнение «Что это?» - детям предлагаются различные отдельные таблички с геометрическими или иными знаками и предлагают расшифровать картинку – например – круг. Это может быть и мяч и солнце. Так мы опираясь на опыт детей показываем им как можно с помощью знака закодировать слово. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо слово или предмет. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

1. «Слово-знак» - Упражнение «Зашифруй слово» - детям предлагают готовые карточки со знаками и пустые карточки, на которых они сами могут нарисовать знак для заданного слова. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

2. «Парочки» - детям предлагают 6-10 картинок соединить в пары и обозначить их одним знаком.

3. «Соединим картинки в рассказ» . Детям предлагают от 3 до 5 картинок (в дальнейшем до 10) и предлагают соединить их сюжетом.

4. «Зашифруй стихотворение» . Детям предлагают зашифровать короткое стихотворение. А потом вспомнить его по своим рисункам.

5. Для кинестетиков – «Запомни стишок по движениям!» . Ребенку читают стихи и показывают одновременно движения. Затем только демонстрируют движения и просят вспомнить строчку стихотворения.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Человек, лишенный памяти , как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться , ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает , сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Данных, которые основываются на специфике человеческой психологии и правилах запоминания.

Изучение и применение приёмов мнемоники помогает лучше усваивать информацию различного характера:

  • цифры, даты;
  • специфические тексты;
  • терминологию;
  • личные данные;
  • иностранную лексику.

Основным принципом любых мнемонических методик считается подмена абстрактных объектов теми понятиями, которые имеют визуальное или чувственное представление.

Как действует мнемотехника?

К 18 годам в мозге человека образовывают миллионы нервных клеток и путей, помогающие в оптимальные сроки обрабатывать входящие данные, находить решения задач и выполнять стандартные действия при минимальных затратах умственной деятельности. Однако если постоянно использовать только проверенные навыки, мозг перестанет развиваться. Поэтому периодическая встряска для мозга очень важна.

Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.

Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации.

Для того чтобы память хранила длительное время полученные данные, следует произвести замену факты на представления, которые имеют кинстическую, визуальную и аудиальную форму. То есть, заменить сухой факт на яркий образ.

Приемы мнемотехники довольно разнообразны, но каждый из них обладает конкретными критериями:

  • Новое. Не имеет значение, какое задание выбрана и насколько оно тяжело – если оно новое, то и польза от него будет большая. Главная цель приема – выйти из привычной и обыденной зоны.
  • Уровень сложности. В качестве заданий необходимо выбрать то упражнение, которое требует умственного усилия, а, следовательно, дает знания. К примеру, можно учить язык или осваивать музыкальный инструмент.
  • Интерес. Чем больше увлекается человек новым занятием, тем выше шанс, что это увлечение надолго. Помните, что уровень сложности тренировок должен быть высокий, но не настолько, чтобы признать свою недееспособность. Необходимо выбирать занятия по нарастанию.

Приемы мнемотехники при регулярных тренировках дают эффективный результат. Можно запоминать все контакты из телефонной книги, легко вникать в правила грамматики английского языка, воспроизводить конспекты и многое другое.

Приёмы запоминания

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами или благодаря системе Шед. Согласно данному подходу, даты из истории или номера домов, можно запомнить, если составить фразу, состоящую из слов, располагающихся в определённом порядке. При этом буква в таком слове будет соответствовать некой цифре. К примеру, чтобы не забыть число 896 через мнемотехники, то нужно составить фразу, в которой первое слово будет иметь строго 8 букв, второе – состоит из 9-ти и так далее.

Со специфическими текстами, которые никак не поддаются обычным методам заучивания или зазубривания, также помогут мнемонические приёмы.

Особенно метод ассоциаций. Поиск ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией, может стать не только полезным, но и увлекательным занятием. Даже тексты подобного плана можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры.

Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие. Много слов из научной терминологии имеют созвучные «аналоги» в более простом варианте языка.

Проблема с запоминанием лиц и имён. Что делать?

Для того чтобы зафиксировать в памяти личные данные о новом человеке и привязать их к нему, можно связать его с другим человеком, который является «тёзкой» (родителями, знакомыми, друзьями, политиками, актёрами и другими личностями).

Чтобы запомнить фамилию, можно использовать мнемонические приёмы, основанные на визуальных ассоциациях. Начните с изучением возможности замены или подборки аналога новой фамилии. Кроме того, вам может помочь какая-то примечательная черта человека, которую можно связать с ассоциацией.

Презентация: "Узнай самого себя. Что ты знаешь о своей памяти?"

Самым простым из мнемотехнических методов, которые помогут закрепить нужное имя, является сочетание таких приёмов: выказать интерес к человеку,

  • отметить его достижение или высказать комплимент,
  • повторить имя ещё раз;
  • ассоциировать полученную информацию с конкретной персоной.

Приемы мнемоники в изучении языков

Возьмите на вооружение метод фонетических ассоциаций, который появился из-за того, что в каждом языке мира можно найти слова или составные части словосочетаний, которые будут звучать примерно одинаково. Кроме того, в разных языках можно обнаружить слова, которые имеют общее происхождение. К примеру, слово constantly (наречие, постоянно) можно запомнить, если проассоциировать его со схожим словом из русского языка «константа».

Метод взаимодействия разных ощущений является мнемоническим подходом, который будет полезен тем, кто нацелен на беглую речь и хочет общаться на иностранном языке.

Согласно подобному подходу запоминания, нужно заучивать иностранное слово не как перевод с родного языка, а как ассоциацию с единицей иностранной лексики. В таком случае запоминается ещё и нужное понятие. К примеру, чтобы заучить слово из трёх букв «cat» нужно представить хвост и лапы, и, удерживая подобный образ в сознании, пару раз сказать (вслух) «cat», стараясь не думать о слове «кошка».

Важно: все шпаргалки следует создавать самостоятельно. Таким образом, информация лучше усваивается мозгом. Но если есть проблемы с фантазией или временем, можно применять готовые техники и шаблоны.

Как запомнить исторические факты при помощи мнемотехник?

Каждый человек помнит как сложно было готовиться к экзаменам по истории, ведь запомнить все даны и события довольно сложно. Но это только потому, что не пользоваться приемами мнемоники для подготовки к текстам. В данном случае мы предлагаем объединить несколько методик.

Первое, что следует сделать, это осознать, что история, это не только сухие даты, а определенная последовательность событий. Для того чтобы запомнить их в нужном порядке, следует составить ассоциативный ряд.

Рассмотрим на примере дату падения Византии – 1453г.

  1. Составим код из цифр и букв, т.е. каждая цифра – это буква. Например, 1 – с, 4 – т, 5 – о, 3 – г. придумайте слово из этих букв. Брать можно любые обозначения и слова.
  2. Затем мы закодируем слово по звуку, т.е. к «Византии» больше подходит визит.
  3. Упоминание о великой империи ассоциируется с королем.
  4. Свяжите эти элементы в мозгу. К примеру, король нанес визит столу и тот пал.

После нескольких тренировок и составления последовательных ассоциаций историю любой империи можно выучить и воспроизвести довольно легко. Все дело в практике.

Мнемоника работает

Большинство людей едва взглянув на предложение составить вышеупомянутую ассоциацию не станут этого делать, т.к. посчитают это сложным. Ведь чтобы запомнить одну дату нужно придумать историю.

Конечно, этот процесс вначале кажется трудоемким, ведь требуется напрягать фантазию, которую в повседневном ритме человек редко применяется. Однако после 2-3 таких заданий, упражнение не кажется уже таким сложным.

Цепочки мнемотехники работают. И вызвано это тем, что память не хранит сухие даты и факты, а вот образы, наполненные эмоциями – сохраняет надолго. Это научно доказанный факт.

В древнем Египте жрецы обладали тайным знанием о науке образности. Они бережно ее хранили от обычного населения. Отчего была такая важность?

Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится.

Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что оно было известно на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.

Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.

Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. В дальнейшем мнемоника постоянно связывалась с риторикой, и известны другие сочинения Цицерона и Квинтилиана (De Oratore; Institutio oratoria), посвященные этой теме. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.

Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.

Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Вот далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти: Сенека, Августин, Семонид Кеосский, Мерциан из Карфаген, Альберт Великий и Фома Аквинский, Джакопо Рагоне, Ромберх, Джулио Камилл, Раймонд Луллий, Джордано Бруно, Петр Рамус, Перкинс, Кампанелла, Ламберт Шенкель, Адам Бруксий, Лейбниц, Бэкон, Декарт. Кроме того, мнемотехника преподавалась во всех крупных университетах Европы.

После изобретения книгопечатания Гутенбергом в 1445 году интерес к мнемотехнике значительно ослаб. И только в начале 19 века искусство запоминания “возродилось”. В нашей стране мнемотехнику вводили даже в школьное образование. Так, до сих пор многим известна система Рефентлова, введенная в 1838 году. Результаты этой системы превзошли все ожидания. Дети усваивали правила мнемотехники с большим интересом и применяли их с таким успехом, что могли быстро запоминать хронологические данные, цифры из географии, истории и т.п.

Вот слова директора одного учебного заведения:

1. “Методы Рефентлова совершенно сообразно с природой памяти и как бы скопирована с отправлений этой духовной силы; она приводит в порядок, и подправила то, что память делала бессознательно.

2. Изложенные методы удобопонятны даже для детей, не достигших десятилетнего возраста.

3. Метода эта может быть употреблена с пользой для удержания в памяти большого количества имен, чисел, иностранных слов и прочее.

4. Полезно, как занимающая духовная сила, и как приятное время препровождения для молодых людей. Дети очень охотно принимались за эту методу, и она укрепляла и укрепляла природную их память.

“Все читанное и слышанное нами об искусстве Рефентлова доказывает, что оно ни есть действие сильной памяти от природы, но более следствие его методы; и мы полагаем, что и лица не одаренные большой памятью, при надлежащем упражнении могут достигнуть тех же самых результатов”. (Г.И. Челпанов, 1900 г.)

К сожалению, только в конце прошлого века в нашей стране вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания. С одной мнемонической системой «Суперпамять» вы познакомитесь в этой книге.

В чем же “секрет” мнемотехники?

Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация , т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации, что просто не возможно сделать обычными методами. Область применения мнемотехники довольно обширна, т.к. точную информацию и различные последовательности приходится запоминать практически каждый день. Без специальных приемов не обойтись и при запоминании плана дел на каждый день , и при запоминании и, что самое важное, при вспоминании любой учебной или другой важной информации. Поэтому мнемотехника сейчас уже не является “искусством избранных”, она уже давно находится на службе у студентов и школьников, менеджеров и руководителей разного ранга, политиков и ораторов.

Очевидные достоинства мнемотехники не вызывают ни у кого сомнений, однако очень часто встречаешь неприятие этих методов среди взрослых. Как правило, их отпугивает “несерьезность” методов запоминания, развивающая воображение и ассоциативное мышление. Уж очень они привыкли мыслить штампами. И как говорил философ Витгенштейн, “всегда трудно принимать простые решения сложных проблем”. А вот школьники и студенты с большим удовольствием включаются в “увлекательную игру – запоминание” и очень быстро показывают “чудеса памяти”, запоминая (и вспоминая!) за одно занятие сотни иностранных слов, цифр, терминов, исторических дат, формул и т.п. И это не фантастика, это реальность! Никакая другая система не позволяет в короткие сроки добиться таких феноменальных результатов, как мнемотехника. Поэтому мы призываем вас, сразу не отказываться от предлагаемых приемов и методов, а принять их и немного потренироваться. Как говорится: “Без труда …”. Еще одной “не замечаемой трудностью” является желание добиться быстрых результатов. Не торопитесь, “все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать”. Так что в добрый час!

Алгоритм запоминания точной информации

(с помощью мнемотехники)

1 этап – группирование иструктурирование информации;

2 этап - перевод каждой единицы информации в конкретный образ;

3 этап – формирование “ключа” к информации;

4 этап – запоминание всей информации;

5 этап - контрольное припоминание.

Просмотров