Самые красивые девушки из таджикистана. Самые красивые таджички Самый красивый девочка в таджиков

Таджики - народ численностью, по разным оценкам, 15-22 млн. человек, из которых лишь 6 миллионов проживают в Таджикистане, в то время как в Афганистане таджиков насчитывается 8-11 млн. чел.

Значительные таджикские диаспоры существуют также в Узбекистане (1,6 млн.), Пакистане (1 млн.), Иране, России.

Таджики (как и узбеки) - европеоиды, относятся к памиро-ферганской расе, у таджиков равнинных районов отмечается примесь монголоидных элементов.
В отличие от узбеков и других тюркоязычных народов Средней Азии, таджики говорят разных вариантах персидского языка (фарси): в Таджикистане - на таджикском фарси (таджикский язык), а Афганистане - на языке дари (фарси-кабули).

23 место. Сороджон Сабзалиева (род. 11 марта 1954) - советская и таджикская актриса, народная артистка Таджикистана.

22 место. Сталина Азаматова (род. 2 января 1940, Душанбе) - советская актриса, Народная артистка республики Таджикистан.

19 место. Нигина Назарова (род. 17 мая 1988, Нальчик, Россия) - Мисс Душанбе 2008. Рост 168 см., параметры фигуры 85-62-87.

18 место. Шабнам Сурайё (род. 14 октября 1981 года, Куляб, Таджикистан) - таджикистанская певица.

В 2007 году Нозия стала победительницей в конкурсе классического танца «Катак» в Индии.

16 место. Кадрия Крик (род. 8 июля 1982, Таджикистан) - журналист. В 2005-2007 гг. работала корреспондентом и редактором рубрики в программе «Москва: инструкция по применению». С 2007 по 2009 - корреспондент нескольких проектов телекомпании НТВ (медицинская программа «Дас ист фантастиш!», развлекательные шоу «Золотая утка» и «Ты не поверишь!»).

15 место. Гульбахар Бекназар - таджикская модель, представляла Таджикистан на конкурсе красоты «Queen of USSR Dubai 2016».

14 место. Мадина Тахер / Madina Taher - модель, представительница Германии на конкурсе «Мисс Вселенная 2008». Афганская таджичка.

13 место. Фатима Махмадулаева - таджикистанская модель, финалистка модельного конкурса «Face of Central Asia 2016».

12 место. Макнуна Ниязова - таджикистанский модельер.

11 место. Тахмина Ниязова (род. 14 февраля 1989, Душанбе) - таджикистанская певица, победительница конкурса «Пять звёзд. Интервидение» 2008 года.

10 место. Манижа Давлатова (род. 31 декабря 1982, Куляб, Таджикистан) - таджикистанская певица.

9 место. Тутинисо Аллаева (30 июня 1988) - победительница республиканского конкурса красоты «Мисс Ариана 2009». Рост 167 кг, параметры фигуры: грудь 95 см, талия 60 см, бёдра 95 см.

8 место. Мождах Джамалзадах / Mozhdah Jamalzadah - афгано-канадская певица, модель, телеведущая. По национальности - таджичка. Родилась 15 апреля 1982 года в Кабуле (Афганистан), в возрасте 15-ти лет переехала с родителями в Канаду, где стала успешной певицей. Неоднократно получала угрозы от движения Талибан с требованием прекратить свои выступления. После освобождения Афганистана от талибов вернулась на родину.

7 место. Мохираи Тохири - таджикистанская певица.

6 место. Мунира Мирзоева - цветовод-озеленитель из Душанбе, которая летом 2015 года стала известной по всему миру, благодаря тому, что румынский фотограф Михаэла Норок увидела её на улице, поначалу приняв за дворника из-за оранжевой робы, и сфотографировала для своего проекта The Atlas of Beauty (Атлас красоты). В последовавшем позже интервью Русской службе Би-би-си Мунира сказала, что не собирается кардинально менять свой образ жизни из-за свалившейся на нее популярности, а если и согласится поработать моделью, то только в закрытой одежде. Мунира призналась, что хотела бы быть врачом, но у нее нет денег на образование, т.к. она зарабатывает 680 сомони (около 100 долларов) в месяц, при этом отдавая все деньги своей семье.

5 место. Нигина Амонкулова (род. 30 января 1986, Пенджикент, Таджикистан) - таджикистанская певица.

4 место. Хаммаса Кохистани / Hammasa Kohistani - британская модель, Мисс Англия 2005 (первая мусульманка, победившая в этом конкурсе). Родилась в 1987 году в Ташкенте, куда из Афганистана бежали её родители-таджики. Потом семья Хаммасы вернулась в Кабул, однако после захвата города талибами семье вновь пришлось бежать, на этот раз в Лондон.

3 место. Пари (Парвина) Саидова - таджикистанская модель.

2 место. Саёра Сафари (род. 21 марта 1991, Душанбе, Таджикистан) - российская актриса. Её настоящая фамилия - Сафарова .

Самая красивая таджичка - таджикская модель Нодира Мазитова .

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

Таджикистан — прекрасное интересное государство. На его территории проживает около 7 миллионов таджиков — национального этноса страны. Интересно и то, что большая часть представителей народности живёт за пределами. Примерно 8 миллионов в Афганистане, ещё до 10 млн в Узбекистане и во многих других странах.

Что касается внешности таджиков, тут тоже все неоднозначно. Дело в том, что они относятся к европеоидной, а не монголоидной расе, как думают многие. В современном мире, конечно, очень трудно встретить хоть одного человека, который имеет чистое происхождение.

Обычно у таджиков светлый или немного смуглый цвет лица, широкие и густые брови, цвет волос варьируется от тёмно-каштанового до светлого (у представителей горного разветвления народа), глаза обычно карие, но также могут встречаться и светлые. Есть очень много симпатичных ярко выраженных красивых таджичек. Узбечки, стоит помнить, отличаются от них своим уклоном в более Поэтому стоит различать эти две национальности.

В Таджикистане много красавиц. Конечно, в основном это заслуга стиля и ухода за собой, а также некоторой доли известности. Ведь красивыми в интернете называют только тех, у кого есть определённые заслуги. Ниже в статье мы представили рейтинг девушек (но на самом деле их намного больше).

Кадрия Крик

Родилась в Таджикистане в 1982 году. По профессии она журналист, с 2005 года работала на российском телевидении. Вела передачи на НТВ.

Мождах Джамалзадах

Ещё одна известная и очень красивая таджичка по национальности. Родилась в Афганистане в 1982 году. Будучи подростком, она с родителями переехала в Канаду, где стала достаточно популярной певицей. В жизни Мождах были и тёмные моменты: ей угрожал Талибан, чтобы она перестала давать концерты. Когда в Афганистане обстановка с этим движением стала спокойнее, девушка переехала обратно на родину. Здесь она ведёт передачу «Мождах-Шоу», в которой затрагиваются порою очень острые политические темы.

Нодира Мазитова

Начинающая модель, но уже успела пленить сердца многих людей в Таджикистане, где и живёт, своей женственностью и огромными бездонными глазами.

Нигина Назарова

Ещё одна необычайно красивая девушка. И действительно: Нигина несколько раз участвовала в конкурсах красоты, а в 2008 году завоевала титул «Мисс Душанбе». Однако родилась она в России в 1988 году.

Мадина Тахер

Эта красивая таджичка по национальности является невероятно успешной моделью. В 2008 Мадина представляла Германию на конкурсе «Мисс Вселенная». Удивительно, неправда ли? Но как признавалась сама девушка, она душой принадлежит родине — Афганистану.

Хаммаса Кохистани

На самом деле, список самых красивых таджичек, которые живут не на родине, а в других странах, очень велик. Например, Хаммаса Кохистани родилась в Ташкенте в 1987 году, потому что её родители переехали туда из Афганистана. Семья вернулась в родную страну, однако Кабул захватило движение Талибан, и им пришлось эмигрировать в Лондон, где для девушки открылся путь необычайного успеха. Она получила звание «Мисс Англия» в 2005 году. И именно она стала первой мусульманкой, которая победила в таком конкурсе.

Сталина Азаматова

А тут уже речь пойдёт о красавице прошлых лет. Сталина Азаматова — заслуженная (1968) и народная (2005) артистка Таджикистана. Родилась в 1940 году. Окончила хореографическое училище и с тех пор была артисткой балета, исполняла ведущие партии и снималась в кино. Известна была также как балетмейстер и преподаватель танцев.

Хадия Таджик

Девушка с громкой фамилией тоже яркий представитель таджичек, но её родители переехали из Пакистана в Норвегию, где она и родилась. В отличие от большого количества красивых таджикских моделей и актрис, Хадия — успешный норвежский политик и представитель рабочей партии.

Мунира Мирзоева

Михаэла Норок отправилась в путешествие по миру, чтобы фотографировать девушек из разных уголков земли для своего проекта «Атлас красоты», куда попали красавицы совершенно разных национальностей.

Прогуливаясь по улицам Душанбе, Михаэла встретила девушку, работающую озеленителем. И вот таким образом фотографии Муниры распространились в сети.

Саера Сафари

Девушка родилась в 1991 году в Таджикистане, но является актрисой российского кино. Как так получилось? Совершенно случайно: в родной город приехал «Мосфильм», чтобы провести кастинг. Саёра пошла с сестрой, чтобы её поддержать. Как признавалась сама красавица, у неё не было цели на тот момент становиться актрисой. Но вышло так, что она все же решила попробовать. И в итоге прошла кастинг, покинула родной город, чтобы учиться на актрису.

Впоследствии она снималась во многих кинокартинах. Многосерийный сериал «Гульчатай», где Саёра сыграла главную женскую роль, принёс ей известность.

Фатима Махмадулаева

Ещё одна самая красивая таджичка — девушка, покорившая многих своей яркой роковой внешностью. Фатима стала финалисткой конкурса Face of Central Asia в 2016 году.

Шабнами Сурайе

Девочка росла в очень творческой семье, поэтому у неё выработались определённые планы на жизнь, вкусы и также сам талант. Шабнами стала популярной певицей, которая славится ещё и своими благими деяниями: является послом ООН и принимает участие в некоторых его программах.

Макнуна Ниёзова

Известный модельер, а также просто очень красивая девушка из Таджикистана. Известна тем, что делает национальную таджикскую стильную одежду для женщин.

Мехринигори Рустам

Юная звёздочка родилась в 1994 году, но уже в 5 лет начала заниматься музыкой, а в 9 лет участвовала в своём первом музыкальном конкурсе для детей, в котором получила гран-при. С тех пор получала в основном призовые и первые места.

На данный момент Мехринигори часто поёт на концертах, исполняя народные и различные другие песни. Также она умеет играть на скрипке и пианино.

Манижа Давлатова

Известная таджикская эстрадная певица родилась в 1982 году в Таджикистане. Училась в ВУЗе на факультете иностранных языков, но потом перевелась на журналистику. Затем Манижа занималась только эстрадным пением и стала популярной за пределами родной страны. К сожалению, певица уже несколько лет как ушла со сцены. Объясняет она это тем, что эстрада сильно портится, и что не хочет выступать среди этого. Также Манижна — религиозный человек, что тоже является одной из причин ухода.

Тутинисо Аллаева

Родилась в 1988 году. Участвовала во многих конкурсах красоты. Например, «Мисс Ариана», в котором в 2009 году победила.

Вместо заключения

Существует очень много красавиц с таджикскими корнями. Кто-то остался на своей родине, а многим их красота проложила путь к успеху в других государствах. Некоторые даже представляли другие страны на конкурсах красоты. И есть даже женщины-политики.

Однозначно можно сказать одно: все девушки красивы по-своему. Это лишь небольшой список наиболее известных из них. Обычно всех таджичек отличает их внешность: яркая, запоминающаяся.

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.

Просмотров