Мотивация сотрудников: цель, виды, способы и работающие советы. Виды мотивации персонала Как выявить мотивацию

Типы характеров, психотипы, акцентуации, принадлежность к поколению, – современный менеджмент не стоит на месте и стряпает бесчисленные классификации сотрудников. Социологи и психологи подпевают бэк-вокалом. У какого угодно руководителя пойдет кругом голова, сколько всего надо понять про подчиненного. А если подчиненных больше десяти? Или больше сорока?

И результаты многочисленные тестов, которые проходят сотрудники, пылятся в шкафах HR-менеджеров, не востребованные реальной жизнью. А руководители продолжают руководить так, как получается. Вроде и хочется как лучше, а получается как всегда.

Я проработала руководителем 14 лет, игралась и в психотипы, и в акцентуации, и в многое-многое другое. А реальную помощь мне оказало только умение слушать своих сотрудников и учитывать ценности каждого из них. Ведь абсолютно каждый человек большую часть времени говорит о себе. Нужно только научиться слушать и понимать его шутки, интерпретировать анекдоты, крылатые слова, образные обороты, которые он любит использовать, и читать между строк. Реально ничего сложного, нужно только захотеть.

А чем расскажут пословицы и поговорки

На собеседовании я всегда просила кандидата вспомнить три афоризма, пословицы или поговорки. Одну – обязательно про труд и работу. Наш мозг устроен таким образом, что человек, не готовый к таким вопросам, воспроизводит именно те изречения, которые мгновенно приходят в голову. И в результате озвучивает именно те ценности, которые он разделяет.

«Собрались подруги, а поговорить и не о чем, потому что собрались все пять», – ждите сплетен. «На работе я не гость, унесу хотя бы гвоздь», – я бы не доверила бонусы этому человеку. Слушайте и анализируйте.

Управлять с миллионами в кармане может любой. У среднестатистического руководителя нет возможности платить за каждый чих своему подчиненному. Да и не всегда это действует. Практика показывает, что рядом с деньгами стоят такие мотиваторы, как профессиональный рост, компания как самоценность и участие в управлении. Тестирование по Владимиру Герчикову , выявляющее тип мотивации, не всегда есть возможность пройти, а вот нащупать главную ценность в ежедневном общении с сотрудником можно и нужно. Давайте широкими мазками нарисуем портреты сотрудников по Герчикову и объединим их с ценностями.

1. Инструментальный тип

Работает за деньги. Если мотивация составлена грамотно , и у человека есть реальная возможность заработать, то будет он пахать не за страх, а за совесть. Ну, и за копеечку, конечно. Как его распознать? Дайте сложную задачку. И он спросит: «А что мне за это будет? А акция для продажников есть?». Если вы предусмотрели акцию для клиентов, а продажник получает за участие в ней голый оклад, результат будет несколько отличаться плана в сторону уменьшения. Если за успешное проведение акции продажникам обещаны бонусы, и они у вас инструменталы, результат также отличается от планов, но уже сторону увеличения. И при этом не путайте вопрос о бонусах с ответом «мне за это не платят». Так реагируют сотрудники совсем другого типа, люмпенизированного. Запомните: инструментальный тип всегда говорит о деньгах, всегда считает и обсуждает мотивацию, всегда предлагает варианты увеличения зарплаты. Это тип, который достигает цели ради денег. Он идеален для отдела продаж, при условии мотивации «без потолка».

2. Профессиональный тип

Работает ради карьеры, ради повышения профессионализма. Спросите у профессионала, что он выберет, рутину за большие деньги или заковыристую задачку за небольшие. Он выберет интересную заковыристую задачку. Это не значит, что вы можете ему не платить. Это значит: вы можете платить ему меньше, но обязаны обеспечить профессиональный рост, обучение , творческие и заковыристые задачки. Как его распознать? Дайте сложную задачку. И он не спросит о деньгах, у него загорятся глаза. Он скажет: «Я пока не знаю, как это сделать, но интересно узнать. Пойду спрошу знающих людей». Такие сотрудники идеальны для должностей с твердым окладом.

3. Патриотический тип

Работает за идею. Таких мало, чаще всего это либо молодые и увлеченные в розовых очках, либо тревожные и благодарные за долгое сотрудничество. Когда даешь такому человеку сложную задачу, его глаза загораются благодарностью за доверие. О деньгах с ним вообще лучше не говорить. Патриот работает только за идею. Деньги – штука второстепенная. Если вы с таким человеком работаете давно, и он вам благодарен за сотрудничество, вопрос о деньгах даже поставит его в неудобное положение и вызовет тревожные мысли. Просто давайте ему изредка премию, это повысит благодарность и ненадолго снимет тревожность. Если вы имеете дело с молодым и увлеченным патриотом, наблюдайте, в какую сторону его потянет, когда придется снять розовые очки. Этот тип идеален для любых бизнес-задач, но встречается все реже.

4. Хозяйский тип

Работает за участие в управлении. Самый сложновоспитуемый, но и самый ценный сотрудник в грамотных руках. И деньги, и профессионализм для него имеют большое значение. Но самый главный мотиватор – возможность прикоснуться к управлению компанией. Дайте сложную задачку и отойдите в сторону. Он кивнет так, словно он всегда знал, что только он способен справиться с этой задачей. Этот тип через полчаса, максимум через день, принесет вам алгоритм решения задачи с мониторингом, аналитикой и прочими управленческими приятностями. Риски: подсидит, так как рвется к власти. Если сможете держать в узде, то смело делегируйте самые сложные вещи. Идеален для управленца.

5. Люмпенизированный тип

Работает за страх. Как распознать? Дайте сложную задачку. И он скажет: «А почему я должен? А кто решил, что это моя задача?» О деньгах говорит постоянно, но не так, как инструментал. Задача этого типа: где бы не работать, лишь бы не работать. Платить бессмысленно, все равно работать не будет. Обучать тоже смысла нет. «Все равно сия наука не пойдет мне, дурню, впрок», как в сказке у Леонида Филатова . Благодарность не знакома людям этого типам. А привлечение их к управлению приведет к печальным последствиям. Только кнут. Идеален для увольнения . Я не знаю мест, где бы пригодился такой сотруднику, так как управленческие затраты будут слишком велики.

Слушайте своих сотрудников. Истина всегда на поверхности. Управляйте ценностями, и вам не придется запоминать результаты многочисленных тестов.

Почему подававший надежды кандидат увольняется из компании, не пройдя испытательного срока? Какие факторы побуждают его сделать это? С подобными проблемами сталкиваются многие менеджеры по персоналу…

Одной из наиболее распространенных причин ухода нового сотрудника до окончания испытательного срока является неточная или ошибочная диагностика «мотиваторов» конкретного человека при приеме на работу. Между тем каждый эйчар понимает: хороший кандидат — это мотивированный кандидат, причем чем выше уровень мотивации новичка, тем скорее он приобретает необходимые на рабочем месте навыки.

Для прогноза «приживаемости» нового сотрудника менеджеру по персоналу следует рассматривать весь комплекс мотиваторов, не останавливаясь только на материальных стимулах. Кроме того, нужно помнить, что один и тот же фактор (деньги или доступ к интернету) удовлетворяет различные потребности разных людей. Поэтому важно уметь правильно определять (и использовать) особенности мотивации будущего работника. Кроме того, точная оценка мотиваторов — основа для планирования развития и карьерного продвижения человека.

Выявление доминирующих мотиваторов соискателя на ту или иную должность позволит эйчару сэкономить усилия и время при общении со многими кандидатами — и в результате принять на работу активного человека, ориентированного на достижение целей, не идущих вразрез с целями компании.

Конечным результатом работы эйчара по оценке мотиваторов кандидата при приеме на работу должны быть ясные ответы на следующие вопросы:

1. Каковы доминирующие мотивы (и, соответственно, — мотиваторы) этого человека?

2. Имеется ли у него мотивация развития?

3. Какие мотивы можно использовать для дальнейшего развития кандидата?

Методы оценки мотивации

Человеком движут его потребности и мотивы, именно они определяют поведение и являются основанием для принятия управленческих решений при работе с персоналом. Однако их влияние проявляется «нелинейно». Исследованиями процесса мотивации занимались многие ученые (в частности, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд и др.), но ни одна из теорий не дала исчерпывающего ответа на вопрос: «Как управлять человеческими мотивами?»

Чтобы понять систему оценки и управления мотивацией в рамках управления персоналом, необходимо разграничить понятия:

  • потребность;
  • мотив;
  • мотиватор;
  • внутренняя мотивация;
  • система мотивации персонала.

Потребность — испытываемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития.

Мотив — субъективное отражение потребности, побуждающее человека к деятельности.

Внутренняя мотивация — индивидуальный набор мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Мотиватор — фактор удовлетворенности трудом, влияющий на его эффективность. Изменение мотиватора повышает (либо снижает) удовлетворенность человека работой.

Система мотивации персонала — система управленческих воздействий на мотивы работников, направленных на достижение максимальной эффективности деятельности конкретной организации.

Одна из главных задач менеджера по персоналу при диагностике мотивации кандидата — выявление доминирующих в этот период его жизни мотивов (и, соответственно, мотиваторов). Полученная информация позволяет принять решение о приглашении человека на работу. В дальнейшем можно использовать ее для разработки плана развития будущего сотрудника.

Эйчару важно иметь четкое представление о стратегии развития бизнеса. Тогда он сможет:

Правильно построить «профиль мотиваторов компании», проведя разграничение использующихся мотивационных факторов;

Сравнивать «идеальный профиль мотиваторов организации» с профилем мотиваторов, которые важны для реального кандидата.

Нужно помнить: с течением времени меняются человеческие потребности и мотивы, а значит, изменяется и субъективная значимость мотиваторов. Поэтому нужно периодически проводить повторную оценку мотивов. В частности, такую ревизию можно проводить по окончании испытательного срока, когда кандидат особо чувствителен к влиянию разнообразных корпоративных факторов. Результатом оценки соискателя является карта мотиваторов, с помощью которой можно провести анализ соответствия этого человека требованиям должности и корпоративной культуры компании.

Рис. Схема мотивационного профиля кандидата

В качестве эталона (для сравнительного анализа) целесообразно использовать специально разработанную корпоративную карту мотиваторов. Она формируется на основе результатов диагностики ключевых сотрудников (на которых «держится» компания). При ее построении в расчет принимается не какой-либо один фактор-мотиватор, а вся их совокупность, соответствующим образом проранжированная. Например, я оцениваю кандидатов по следующим факторам:

  • принадлежность;
  • власть;
  • достижение успеха;
  • защищенность;
  • развитие;
  • избегание неудач.

Подобная карта мотиваторов поможет эйчару при подборе персонала в дальнейшем.

Очень важно также, чтобы HR-менеджер регулярно общался с руководителями структурных подразделений. Многие из них склонны приписывать сотрудникам свою собственную мотивацию, что приводит к управленческим ошибкам. Эйчару следует убедить линейных менеджеров в большой практической пользе, которую приносит прогностическая оценка мотивации, научить их определять ведущие мотивы кандидата во время проведения отборочного интервью и активно использовать эти знания в дальнейшей работе.

К наиболее распространенным методам выявления мотивов кандидата можно отнести собеседование, тестирование и анкетирование.

Собеседование

В нашей компании собеседование с кандидатами проводится по методу S.T.A.R. (Situation. Task. Action. Result). В соответствии с этим подходом кандидату задаются открытые вопросы, ответы на которые помогают определить:

  • как человек понимает ситуацию?
  • какие задачи перед ним стоят?
  • какие действия он предпринимает?
  • какие результаты он получил?

При собеседовании также можно использовать вопросы-кейсы: кандидат должен рассказать, как он будет себя вести в предлагаемой ситуации, и предложить способ решения задачи. Основной упор при построении кейсов делается на прояснении мотивов, которые побуждают человека поступать определенным образом. Например:

  • «Вы нашли интересное предложение на рынке труда, прошли собеседование и приняли решение работать в этой компании. В тот же день вы получаете предложение от другого работодателя с более привлекательными условиями. Каковы ваши действия?»
  • «Вы получили несколько предложений от разных компаний. По каким критериям вы будете делать окончательный выбор?»

Нередко рекрутеры используют проективные вопросы, которые позволяют понять, как кандидат объясняет действия других людей (на основе своего жизненного опыта). Ответы на эти вопросы помогают соотнести ожидания соискателя с реальной ситуацией в компании и проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника.

Проективные вопросы должны быть открытыми (предполагающими развернутый ответ). Задавать их нужно в быстром темпе, группируя в тематические блоки. Правильная формулировка вопросов позволит избежать социально-желательных ответов. Например:

  • «Как вы думаете, что побуждает людей более эффективно работать?»
  • «Почему, по вашему мнению, люди выбирают ту или иную профессию?»
  • «Что побуждает людей сменить профессию?»

При составлении карты мотиваторов будущего сотрудника удобно использовать таблицу, в которой каждому мотивационному фактору сопоставлены соответствующие слова, которые может использовать кандидат (пример табл. 1).

Табл. 1. Соответствие ключевых слов и основных мотиваторов

Мотиваторы

Ключевые слова

Принадлежность

Люди, доверие, отношения на равных, взаимодействие, контакт, общение, хороший коллектив, хороший руководитель

Власть

Слава, почет, потребность в уважении, признание, карьера, статус, престиж, стремление оказывать влияние, материальный фактор, конкуренция

Защищенность

Порядок, своевременность, стабильность, удобство, спокойствие, размеренность, определенность

Развитие

Самореализация, мастерство, развитие, профессиональный рост, стремление к новому, творчество, свобода, креативность, активность, азарт, соревновательность

Отдельного внимания заслуживает выявление более общих характеристик личности, таких как направленность, например — стремление к достижению успеха или к избеганию неудач. В данном случае нужно выявить и оценить интенсивность проявления этих мотивов. Занимавшиеся изучением мотивов достижения/ избегания психологи Т. Эллерс, Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон пришли к выводу, что людям присущи оба мотива (но, как правило, один из них выражен более ярко). Чтобы понять истинные причины изменения места работы, следует задать кандидату следующие вопросы:

  • «Почему вы уволились с предыдущего места работы?»
  • «Почему вы выбрали нашу компанию?»
  • «Что для вас главное в работе?»

Чтобы выявить наиболее значимые для кандидата мотиваторы, на собеседовании можно использовать следующие блоки вопросов (табл. 2).

Табл. 2. Вопросы для интервью

Мотиваторы

Ключевые слова

Власть

Как вы думаете, зачем люди делают карьеру?
. Расскажите о своей карьере.
. Какие возможности для вертикального карьерного роста были у вас на предыдущих местах работы?
. Как вы считаете, каких соискателей охотнее берут на достойные должности?

Развитие

Что для вас означает карьерное развитие? (Важно отметить, о вертикальном или о горизонтальном росте говорит кандидат.)
. Что такое для вас «идеальная работа»?
. Что вам больше всего нравилось/ не нравилось на предыдущем месте работы?
. Что дает вам заряд энергии на работе?
. Как бы вы определили, каким должен быть успешный специалист вашего профиля?
. Какие профессиональные/ карьерные цели вы ставите перед собой на ближайшее время?
. Что, по вашему мнению, стимулирует людей работать более эффективно?
. Как вы думаете, что людям больше всего нравится в работе?
. Почему человек выбирает ту или иную профессию?
. Что нужно для того, чтобы успешно пройти испытательный срок?

Взаимодействие

Устраивали ли вас взаимоотношения в коллективе на прежнем месте работы?
. В каком коллективе вы хотели бы работать?
. Что вас устраивало/ не устраивало во взаимоотношениях с непосредственным руководителем на предыдущем месте работы?
. Какими качествами должен обладать хороший руководитель?
. С какими службами/ отделами вы взаимодействовали наиболее тесно? По каким вопросам?

Материальный фактор

Как изменялся размер вашей зарплаты на предыдущем месте работы?
. Как вы думаете, соответствовал ли ее рост увеличению количества обязанностей? Если нет, то насколько велик был разрыв?
. Какой компенсационный пакет вам предоставляли на предыдущем месте работы?
. Каким образом вы определяете минимальный и максимальный порог зарплаты?

Достижение успеха/
избегание неудач

Насколько важно для вас достичь успеха в профессиональной сфере?
. Готовы ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленной цели? В чем это проявляется?
. Каких успехов вы достигли на предыдущем месте работы?
. Какие ваши способности важны для достижения успеха?
. Что помогло вам эффективно решать профессиональные задачи?
. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении профессиональных задач? Удалось ли их преодолеть? Если да, то как?

Тестирование и анкетирование

В среде специалистов по управлению персоналом постоянно ведутся дискуссии о целесообразности применения тестов. Что не вызывает сомнений — проводить тестирование должен профессиональный психолог, специалист в данной сфере. Если в штате компании такого специалиста нет, лучше прибегнуть к помощи сертифицированных организаций.

Вообще говоря, у опытного эйчара должна быть система критериев отбора кандидатов на каждую вакансию, и будет ли в нее включен тот или иной тест, зависит от его профессионализма. Конечно же, тестированием не стоит злоупотреблять. Подбирая людей на должность заведующего складом или программиста, вряд ли стоит углубляться в определение их личностных качеств, таких как открытость или сострадание. Лучше проверить их профессиональные знания и навыки.

Тестирование может помочь эйчару в том случае, когда нужно выбрать одного из нескольких кандидатов с примерно одинаковыми способностями. В отечественной практике при отборе кандидатов на вакансии чаще всего используются такие тесты:

  • методика оценки профессиональной направленности Смейкла — Кучеры;
  • методика «Якоря карьеры» Э. Шейна;
  • методика диагностики трудовых мотивов В. И. Герчикова;
  • методика диагностики мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина;
  • тест юмористических фраз А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой;
  • тест «Незаконченные предложения» Дж. М. Сакса и С. Леви (модификация А. М. Гуревич);
  • методика для измерения мотивации достижения А. А. Меграбяна;
  • методика оценки мотивации достижения успеха/ избегания неудач Т. Элерса;
  • методика оценки уровня притязаний В. К. Гербачевского;
  • методика диагностики источников мотивации Д. Барбуто и Р. Сколла.

Анкетирование предполагает более мягкие, «немедицинские» инструменты оценки мотивационной сферы кандидата. Например, предложить соискателю список факторов-мотиваторов и попросить их проранжировать (либо оценить по 10-балльной шкале). Таким образом, можно получить наглядную «иллюстрацию» мотивационных приоритетов человека в данный момент времени.

Степень заинтересованности кандидата в работе можно определить, задав вопрос о том, что ему известно о вашей организации. Если человек действительно хочет работать именно здесь, он мог предварительно навести справки о компании, поэтому такой вопрос не поставит его в неловкое положение.

Обратная связь

По результатам собеседования кандидату обязательно нужно дать обратную связь. Полезно подготовить «Бланк обратной связи», в который эйчар может заносить вопросы соискателя. Вопросы классифицируются в соответствии с картой мотиваторов. Пример заполненного бланка показан в таблице 3.

Таблица 3. Бланк обратной связи

Мотиваторы

Вопросы

Развитие

Меня интересует, есть ли программа повышения квалификации в вашей компании?
. Есть ли у вас обучающие программы?
. Какой уровень ответственности предполагает эта должность?

Власть

Как будет называться моя должность?
. Есть ли у вас градация соцпакета в зависимости от должности?
. Каковы перспективы моего карьерного роста?
. Могу ли я ознакомиться с полным перечнем моих функциональных обязанностей? Это описано в должностной инструкции?
. Есть ли какие-то принятые критерии оценки работы?

Материальный фактор

Как часто пересматривается зарплата?
. Каким образом я смогу зарабатывать больше?
. Что входит в компенсационный пакет?

Взаимодействие

Расскажите о корпоративной культуре вашей компании.
. Какие корпоративные праздники у вас отмечаются?
. Расскажите о непосредственном руководителе?
. Каковы традиции в вашем коллективе?

Защищенность

Нормирован ли рабочий день в компании?
. Какой график работы принят в вашей компании?
. Хорошо ли оборудовано мое будущее рабочее место?
. Каков порядок получения отпуска? От чего зависит его продолжительность?

Собеседование будет максимально информативным, если эйчар заранее приготовит бланки опросников, в которых по ходу общения с кандидатом будет фиксировать ответы и особенности реакции человека на поставленные вопросы.

Заключение

Проанализировав ответы кандидата, эйчар может выделить мотивационные приоритеты человека, а проранжировав их, — составить «мотивационный профиль».

При построении «мотивационного профиля» кандидата особенно важно выяснить:

  • Почему кандидат хочет работать именно в вашей компании?
  • Что побуждает его делать работу лучше или хуже?
  • При каких обстоятельствах он может уволиться?

Эти данные в последующем используются при планировании карьерного развития сотрудника.

В ходе собеседования следует выяснить как мотиваторы человека, так и факторы, влияющие на уровень его лояльности/ нелояльности работодателю. Важно понимать, что только комплексный подход при отборе дает достоверный результат и повышает эффективность управления персонала в целом.

__________________

1 Рютарю Хасимото — премьер-министр Японии в 1996-1998 годах. Занимал также посты министра здравоохранения и социального обеспечения, министра транспорта, министра финансов. Завоевал репутацию жесткого политика, в частности на переговорах с США по вопросу о военном присутствии на Окинаве.

2 Райнер Нирмайер (Rainer Niermeyer) — современный немецкий психолог, автор множества бизнес-изданий, в том числе книги «Мотивация», переведенной на русский язык.

http://www.hr-academy.ru/to_help_article.php?id=43

Мотивация – фактор, который практически невозможно изменить, но он чрезвычайно важен, особенно когда человека принимают на работу, а также в процессе управления группой людей. Чтобы данный материал был правильно понят, следует изучить основные моменты. Поговорим о мотивах личностей, их потребностях, ценностях. Ведь мотиваторы бывают не только материальные.

В реальности, которой невозможно избежать, одинаковые факторы мотивации могут быть использованы неодинаково, что зависит от метода преподнесения. Каждый человек имеет различные моральные принципы, воспринимая индивидуально слова и действия окружающих. Они не идентичны даже для отдельной социальной группы, а тем более для всего штата организации. Поэтому важно научиться оперировать индивидуальными мотивами и потребностями своих сотрудников.

Зачастую руководители приписывают рабочим те же мотивы, которые имеют сами, что приводит к ошибкам в управленческой работе. В ходе предварительного опроса при приёме на работу данной проблемы можно избежать, составив карту мотиваторов для каждого сотрудника компании.

Мотивация меняется в течение жизни. Происходит это под воздействием внешних факторов и из-за изменений личности в ходе развития человека. Поэтому время от времени исследование мотивации сотрудников нужно повторять. Мотивация – совокупность факторов, которые способны повысить производительность сотрудника, если они присутствуют в его работе и соответствуют реальным неудовлетворённым потребностям.

Мотиватор — наилучшее слово для определения данного понятия.

Для конкретики. Есть люди, которые наиболее ценят процесс и стабильность в работе, а не результат или достижение поставленной цели. Таковые лучше работают в должности секретарей или бухгалтеров. Менеджером же должен быть человек, который любит достигать результатов. Уже на этапе приёма на работу следует выяснить и зафиксировать, кто чем дышит, а в последствии использовать индивидуальный подход ко всем.

У каждого человека присутствует несколько важных мотиваторов, которые располагаются в зависимости и связи между собой. Так, изучив их, можно составить карту мотиваторов сотрудника по их последовательности и приоритетности.

При оценке главных мотиваторов используют различные подходы. Например, при помощи анкеты с проективными вопросами.

Проективный вопрос , это просьба рассказать о своих действиях в той или иной ситуации. Он может не относиться к профессиональной деятельности сотрудника, а затрагивать любую жизненную сферу. Любите ли вы мыть посуду? И при получении ответа на вопрос мы обращаем внимание на то, какими словами оперирует собеседник, присутствует ли в его лексиконе выражение оптимизма, или пессимизма, больше отрицания или принятия, склонен ли человек преодолевать трудности или от всего устал. Даже проконтролировав интонации голоса, это можно увидеть. Мы можем определить таким образом, способен ли человек к командной игре, или он одиночка. Поймём, склонен он руководить остальными или предпочитает исполнять поручения.

Конечно, данная тема слишком обширна для одной статьи, но для руководителя компании очень важно её изучить. Имея разработанную карту мотиваторов всех своих сотрудников, он сможет наиболее успешно управлять ими для достижения наивысшей эффективности каждого.

Потребности и Способы удовлетворения

1. Потребность в стабильности

Наличие адекватной уровню жизни фиксированной части зарплаты
Медицинское и стоматологическое обслуживание
Страхование жизни, имущества
Оплата (частичная или полная) питания
Оплата компанией занятий спортом
Помощь в организации образования и досуга детей сотрудников
Материальная помощь
Кредитование
Оплата транспортных расходов
Машина компании
Сберегательные фонды, пенсии
Оплата (частичная или полная) аренды жилья
Оплата кулеров, кофемашин, оборудованные комнаты отдыха

2. Потребность в изменениях (все новое, что может получить сотрудник, не теряя при этом важной для него составляющей стабильности)

Обучение и повышение квалификации за счет компании

Оплата путевок
Билеты в театр, кино и т. д.
Кредитование
Предоставление услуг салона красоты
Корпоративные праздники, выезды
Спортивные состязания
Конкурсы и соревнования
Предоставление дополнительных выходных дней (как оплачиваемых, так и нет)

3. Потребность в значимости

Премирование сотрудников за достигнутые результаты
Материальное поощрение и подарки сотрудникам в связи с юбилеями и государственными праздниками
Публичное признание заслуг сотрудников
Конкурсы и соревнования (индивидуальная победа)
Дипломы и грамоты
Доски почета
Благодарственное письмо от генерального директора
Обед/ужин с генеральным директором/директором департамента
Поздравления с днем рождения, торжественными датами (свадьба, рождение ребенка) Поздравление с юбилеем работы в компании
Машина компании



Выбор в кадровый резерв компании

Наделение должностями (не продавец, а менеджер-консультант, ведущий специалист и пр.)
Самостоятельность в выполнении заданий

4. Потребность в любви/дружбе

Корпоративные праздники, выезды
Спортивные состязания
Командные конкурсы и соревнования
Организация «клубов по интересам» среди сотрудников
Привлечение к проектам (работа в команде)
Празднование дней рождения
Материальное поощрение и подарки сотрудникам в связи с юбилеями и государственными праздниками.
Социальные сети в интранете
Корпоративная премия, премия на отдел или за проект
Регулярная обратная связь от руководителя

5. Потребность в росте и развитии

Обучение и повышение квалификации за счет средств компании
Поощрение поиска нестандартных путей решения задач
Поручение функций наставника

Возможность смены рода деятельности внутри компании
Стажировки
Подписка на газеты и журналы, специализированные книги

Участие в профессиональных конкурсах
Регулярная обратная связь от руководителя

6. Потребность во вкладе

Поощрение поиска нестандартных путей решения задач
Поручение функций наставника
Привлечение к участию в проектах и разработке новых направлений (стратегии)
Возможность смены рода деятельности внутри компании
Обеспечение возможности профессионального и карьерного роста внутри компании
Предоставление большей самостоятельности и ответственности в работе
Регулярная обратная связь от руководителя
Расширение функций и постановка новых задач
Участие в опционных программах, в премиальных программах за достижение целей
Участие в благотворительности

Рабочий персонал является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью любой организации, именно он является непосредственным участником рабочего процесса и является гарантом высокого уровня успешности предприятия. Жизненный путь сотрудника внутри компании начинается с собеседования, а значит именно в этот момент складывается основа доверительных отношений между юридическим и физическим лицом.

Человек, в силу своих природных и ментальных особенностей, чаще всего действует в зависимости от своих желаний и потребностей. Если говорить о персонале, речь идёт о силе мотивации на достижение наилучшего результата для получения необходимых ему благ. У руководителей в арсенале существует 2 вида мотивации персонала – материальная (kpi, премии, бонусы за выслугу лет и т.д.) и нематериальная (признание, присутствие на доске почёта, получение личного кабинета и т.д.). Обходить вопрос мотивации персонала нельзя – вовремя не выявленные и не устраненные причины демотивированности сотрудника могут привести к потере ценных кадров, что несомненно пагубно скажется на производительности компании и внутренней атмосфере.

Руководитель без проблем владеет знанием скрытых потребностей сотрудников, которые работают в организации более года, однако каким образом можно получить эту информацию от только что пришедших специалистов?

В крупных компаниях существуют отделы, которые непосредственно занимаются изучением и применением на практике способов повышения уровня мотивации персонала. Однако, это доступно не всем: такого рода процессы влекут за собой ощутимые денежные затраты, которые есть далеко не у всех. В таком случае не нужно «изобретать велосипед» и платить большие деньги профессионалам со стороны, достаточно лишь открыть учебники по обществознанию.

Классическими и основными для изучения и анализа являются труды Маслоу. Согласно А. Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу описал все потребности человека как врождённые и организованные в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней:

А.Маслоу считал, что потребности одного уровня должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет актуальной. Особенностью человека, по ему мнению, является еще и то, что он, достигнув удовлетворения простых потребностей, начинает тянуться к потребностям более высокого порядка. Однако, великий учёный не отрицал наличие исключений: у некоторых людей потребности могут изменить порядок вследствие неблагоприятных внешних обстоятельств и внутреннего душевного дисбаланса.

Чем может помочь казалось бы уже давно устаревшее учение? В соответствии с пирамидой специалист по подбору персонала может без проблем определить, на каком именно уровне находится сотрудник и предугадать его потребности как на рассматриваемый период, так и на перспективу.

Необходимо выстраивать дальнейшие деловые отношения и рабочий процесс в соответствии с данной информацией, акцентировать внимание и прилагать максимальные усилия на удовлетворение именно тех потребностей человека, которые для него важнее всего на данный период времени. Без индивидуального подхода к каждому участнику жизни организации сложно выстроить единую систему, которая будет работать без перебоев и каких-либо проблем.

В практике HR-специалистов существует несколько вопросов, которые направлены на формирование объективного понимания системы мотиваций и приоритетов сотрудника на этапе собеседования:

Вопрос о компании

Как ни странно, одним из первых и самых показательных вопросов, раскрывающих степень замотивированности кандидата, является вопрос о компании, которая и пригласила его на собеседование. Если человек и правда серьёзно настроен на получение предлагаемой должности и заинтересован в этом, он детально изучит информацию в открытом доступе: как давно компания на рынке, чем она занимается, с какими партнёрами взаимодействует и т.д. Если же кандидат не может сказать ни слова о компании, пригласившей его, значит, скорее всего, эта должность для него не так уж и важна.х.

Вопрос о должности

Какой кандидат видит для себя идеальное место работы и должность?

Этот вопрос позволяет определить основные потребности, которые человек собирается удовлетворить с помощью предлагаемой должности. Например, если основу ответа строят вопросы финансовые и не упоминаются ни сфера деятельности, ни желаемые должностные обязанности – значит, и будущие деловые отношения с большой долей вероятности будут строиться исключительно на деньгах. Для удержания такого сотрудника и поддержания эффективности его работы придется найти дополнительные факторы заинтересованности, так как финансовая мотивация является самой ненадежной.

Вопрос о предыдущем месте работы

Основой для составления портрета кандидата и его мотивационных особенностей может служить информация о его профессиональном опыте. Ответ на вопрос о том, что устраивало на старом месте работы, а что нет, что было причиной продолжительного пребывания на нём и что заставило покинуть рабочее место, поможет сформировать представление о факторах, мотивирующих сотрудника. Проанализировав эту информацию можно определить, подойдет ли соискателю предлагаемая должность, а также подойдет ли на эту должность он.

Требования к рассматриваемому месту работы

Какие основные требования выдвигает кандидат к компании, которую он рассматривает как наилучшее место для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности? Какие факторы являются важнейшими в процессе принятия решения? Получив ответ на представленные вопросы, можно смело составлять портрет предполагаемого сотрудника и определять степень его соответствия ожиданиям руководства. Бывает такое, что компания не может предложить то, что от него требует соискатель – в таком случае необходимо соотносить желаемое с фактическим на объективной основе, в противном случае есть риск неплодотворного и непродолжительного сотрудничества, которое не принесёт ничего кроме впустую потраченного времени.

Предполагаемый карьерный рост

На этапе собеседования важно выяснить, каким именно кандидат видит свой карьерный рост, чем он хочет заниматься в будущем и к чему стремится. Если он через несколько лет планирует кардинально сменить область деятельности, маловероятно, что его уровень мотивации сможет обеспечить достаточный уровень эффективности даже на эти несколько лет.

Проработанные и заранее подготовленные правильные вопросы, задаваемые предполагаемым сотрудникам на собеседовании, а также адекватная интерпретация ответов позволяет определить уровень мотивации кандидатов и выбрать на вакантную должность человека, который останется в компании надолго и принесет максимум пользы.

Специалисты кадрового агентства «Триумф» имеют большой опыт работы с различного рода организациями и с высокой долей профессионализма осуществят разработку мотивационных программ для сотрудников в соответствии с индивидуальным для каждой компании планом. Кратчайшие сроки и высокий уровень эффективности – «Триумф» бережёт свою репутацию и ценит каждого клиента.

Кадровый центр «ТРИУМФ»

Доктор Эдгар Шейн (Edgar Schein) разработал эффективный подход, позволяющий определить, что является мотивацией для людей в их профессиональной карьере. Подход Шейна, позволяющего рассматривать сотрудников с точки зрения их карьерных якорей и соответственно формировать для них источники мотивации, можно использовать как фильтр, сквозь который руководитель может рассматривать своих подчиненных. Важно помнить, что руководитель должен задействовать такие стратегии мотивации, которые отражают общую тенденцию.

Шейн считает, что личностные ценности влияют на нашу способность радоваться различным задачам, которые мы должны решать на работе, и успешно решать эти задачи. Чем лучше мы понимаем, каковы наши ценности в определенных сферах, тем большее удовлетворение мы можем получить от работы. Из этого можно сделать вывод о том, что наша мотивация к выполнению работы будет самой сильной, когда мы выполняем задания и функции, согласующиеся с нашими ценностями.

Руководитель может использовать концепцию карьерных якорей для идентификации источников мотивации без дополнительного тестирования или серии опросов сотрудников. В большинстве ситуаций руководитель может самостоятельно задать сотрудникам вопросы о том, какие виды деятельности или «якоря» являются для них побудительным мотивом, опираясь на предложенное нами описание концепции «карьерных якорей».

Проведенные исследования позволили Шейну выделить восемь таких ценностей, которые он назвал «карьерными якорями» - при этом слово «якорь» относится к собственному представлению человека о том, что представляется ему важным, учитывая совокупность его знаний и навыков, мотивов и ценностей.

1. Технико-функциональный якорь

Специалист, которому очень нравится его профессия и который чрезвычайно заинтересован в том, чтобы быть хорошим специалистом в этой профессии, является примером человека с технико-функциональным якорем или ценностью. Такой человек будет мало интересоваться работой, предполагающей общее руководство, если только у него не будет возможности подробно изучить специальность. Человек технико-функциональной направленности обычно испытывает острую потребность в ощущении своей принадлежности к профессиональной ассоциации, и гордится тем, что он - умелый специалист-практик в своей области. Чтобы заинтересовать сотрудника, отличающегося технико-функциональной направленностью, руководитель обязательно должен:

    создавать для этого человека возможности, реализация которых обеспечит ему признание со стороны его коллег по профессии;

    постоянно обеспечивать ему возможности решения профессиональных задач по его специальности;

    продвигать этого человека по пути развития его карьеры, связанной с совершенствованием профессионального или технического мастерства, или предлагать ему вознаграждение, связанное с развитием именно такой карьеры, а не карьеры, связанной с общим руководством или лидерством.

2. Общее руководство

В отличие от специалиста технико-функциональной направленности, у сотрудника, имеющего склонность к общему руководству, сильная мотивация будет возникать в таких ситуациях, где он может выполнять функции, связанные с общим руководством. У такого человека потребность в принадлежности к своей исходной профессии, например, инженера-электротехника или специалиста по разработке компьютерных программ, практически отсутствует. Такой человек скорее стремится подниматься на все более высокие уровни организационного контроля и руководства.

Например, будучи членом команды проекта, такой человек может заинтересоваться:

    возможностью управлять каким-либо аспектом проекта;

    возможностью внести в работу команды систему и порядок;

    конкретными формами признания, такими, как денежное вознаграждение, статус и звания, а также признанием менеджеров высшего звена, которое рассматривается специалистом как признак возможного продвижения по служебной лестнице в будущем.

3. Самостоятельность и независимость

Сотрудник, движимый стремлением к независимости - это тот специалист, который всегда пытается все делать по-своему, в своем стиле и манере. Такой человек не нуждается во внешних структурных рамках помимо оценки того, достиг ли он поставленных целей и удалось ли ему при этом соблюсти поставленные сроки. Такой человек может испытывать трудности, работая в команде, поскольку он обычно предпочитает подходить к работе по-своему, и его часто считают игроком, неспособным играть в команде.

Наилучшим способом сформировать мотивацию у человека, движимого стремлением к автономии, будет:

    дать ему задание, которое позволит ему действовать независимо при минимальном контроле;

    предложить ему такую работу, на которой он будет нести большую ответственность и сможет вести данный проект с начала и до конца;

    не назначать этого человека на выполнение таких функций, которые предполагают постоянное принятие групповых решений, а также на роли, предполагающие функции общего управления.

4. Чувство безопасности и стабильность

В сегодняшнем постоянно меняющемся и непредсказуемом мире формирование мотивации у такого человека может оказаться проблемой для менеджера, поскольку этот член команды испытывает потребность в непрерывной и стабильной работе. Для такого сотрудника сохранение данного рабочего места на длительный срок часто является главной целью. Обычно такие специалисты стремятся работать в составе команды в правительственном секторе. Решение проблем, работа в новой роли и новаторские решения их не интересуют. При формировании мотивации у таких членов команды следует делать упор на:

    назначение их на более традиционные и менее рискованные роли;

    назначение их на такие задания, которые они также смогут выполнять в новых проектах после завершения текущего проекта;

    участие в долгосрочных проектах, которые могли бы дать им возможность чувствовать себя «пристроенными» на достаточно долгий срок.

Можно ожидать, что такой член команды будет испытывать тревогу, когда проект будет близиться к своему завершению из-за неопределенности следующего назначения. Руководитель должен попытаться помочь ему в этой ситуации, активно работая с этим человеком для того, чтобы определить, каким будет его следующее назначение, и, если это возможно, показать ему, как его новое назначение будет связано со старым.

5. Предпринимательская жилка

В зависимости от характера деятельности, член команды с предпринимательской жилкой может быть для руководителя источником большой радости либо большой головной боли. Такой человек будет стремиться создавать новые деловые предприятия и искать такую ситуацию, в которой вероятность разработать свое видение дела и затем воплотить его в реальность была бы достаточно высокой.

В ситуации командной работы такие люди работают наиболее эффективно, когда они могут применить рационализаторский и творческий подход. Они начинают испытывать беспокойство, выполняя рутинные или предсказуемые задания. Сотрудникам с предпринимательской жилкой подходят проекты, предполагающие создание новых продуктов вместе с другими участниками, или проекты, требующие творческого подхода к созданию союза с другим отделом или другими компаниями.

Наилучший способ сформировать мотивацию у такого человека будет заключаться в следующем:

    активно привлекайте этого члена команды к разработке общей картины проекта, а также к работе на стадии запуска проекта;

    не назначайте его на такую работу, которая ограничивает поле его работы и деятельности слишком узкими рамками;

    быстро переводите его на работу, связанную с запуском новых проектов и предприятий, по мере наступления стадии завершения текущего проекта, поскольку такой член команды вряд ли сможет эффективно выполнять функции, связанные с завершением дела.

6. Стремление быть полезным и преданность делу

Такой человек стремится быть полезным в профессиональной деятельности, которая имеет для него личное значение и ценность. Люди с такими склонностями часто выбирают себе «помогающие» профессии, такие, как медицина, обучение и консультирование. Независимо от выбора профессии, такой человек стремится быть полезным или помогать другим.

Чтобы сформировать мотивацию у такого члена команды, его следует назначить на такую работу, где он сможет:

    оказывать услуги типа «обслуживания покупателей» другим членам команды или участникам проекта;

    в ситуациях, когда клиент предъявляет жалобы и необходим такой человек, который хотел бы помочь и быть полезным;

    выполнять задания, которые они считают необходимыми для того, чтобы улучшить чью-то жизнь или помочь кому-то лучше исполнять свою работу или свой долг.

7. Испытание сил в чистом виде

Мотивировать такого сотрудника будет несложно. Внутреннее стремление такого человека состоит в том, чтобы решать такие задачи и выполнять такие обязанности, которые позволяют ему «размять мышцы» и оценить свои силы. Это - классический пример человека с высоким уровнем внутренней мотивации, постоянно стремящегося испытывать себя, решая новые для себя профессиональные (и личностные) проблемы.

Сотрудник с сильной потребностью в испытании сил может оказаться весьма неоднозначным «благом» для руководителя. Руководитель безусловно будет ценить человека, стремящегося решать сложные проблемы, в ситуациях, когда требуется доброволец, готовый взять на себя трудновыполнимую и рискованную задачу, которые встречаются в любых делах. С другой стороны, когда такому сотруднику предлагают выполнить более «земные», рутинные задания, это может оказаться проблемой для руководителя, поскольку этот член команды может утратить мотивацию и даже проявлять свое недовольство.

Что необходимо учитывать, принимая решение о том, как заинтересовать таких сотрудников:

    предлагать им как можно более разнообразные и, по возможности, новые назначения;

    изначально вести с ними беседы с целью определить, за какую еще работу они хотели бы взяться, которая могла бы стать для них пробой сил;

    помнить о том, что их можно использовать в критических ситуациях, когда необходим «герой» для того, чтобы спасти положение.

8. Стиль жизни

Эта ценность не противоречит активному участию в профессиональной работе, однако она говорит о том, что для такого сотрудника главный жизненный приоритет будет состоять в том, чтобы жить в соответствии с тем, что он считает идеальным стилем жизни. Эта концентрация на стиле жизни может говорить о том, что для них ценно их личное время и что выполнение профессиональных обязанностей не должно отнимать у них время, которое они считают личным.

Для такого человека главное - это баланс между работой и личной жизнью. Такой человек будет высоко ценить организационную гибкость работы, т.е. гибкий рабочий день или использование средств телекоммуникации для получения и отправки работы.

Формирование мотивации у такого человека - это простая задача, для этого нужно обеспечить ему возможность:

    выполнять такие здания, у которых есть четкие начало и конец и которые не будут регулярно занимать его личное время;

    участвовать в выполнении таких функций, которые не требуют частых и/или длительных командировок или переезда в другие географические области;

    работать неполный рабочий день, что будет давать ему возможность сочетать работу со своими личными увлечениями.

Стивен Фланнес (Steven Flannes), психолог и консультант по управлению с 20-летним стажем, Center for Executive Options университета Дж. Вашингтона. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Просмотров