Чем опасен Интернет и компьютерные игры? Опасные игры наших детей Какие опасные игры в интернете

Ориентировочное время чтения: 8 мин. Нет времени читать?

Какое отношение, казалось бы, могут иметь компьютерные игры к реальному миру, а уж тем более к политике. Самое что ни на есть обыкновенное, как в кинофильмах так и в компьютерных играх, нам могут предоставить некий сюжет, который мы посмотрим, или сами реализуем по ходу игры, а потом этот же сюжет будет реализован уже в реальном мире.

Просмотрев его в фильме, и проиграв в компьютерной игре, нам будет гораздо проще воспринять его в реальной жизни.

Jagged Alliance

Есть такая “прекрасная” серия игр под названием Jagged Alliance, это тактические стратегии, в которых нам отводиться роль командира небольшого отряда наемников из ЧВК (частных военных компаний), задача которых вторгнуться в маленькую страну и уничтожить “Кровавого Тирана”, который угнетает свой многострадальный народ.

Игра действительно хорошо сделана: тиран злой и кровожадный, наемники белые и пушистые, а обычные люди – отзывчивые, которые, видимо, всю свою жизнь ждали, когда же и к ним прилетят горячие ребята с Запада и начнут насаждать демократию.

В рамках игры нам нужно будет захватывать города и стратегически важные объекты, зарабатывать деньги, нанимать новых бойцов, тренировать тапочное ополчение из местных бедолаг и так далее.

Игрушка действительно интересна, как и экономической системой, так и принципом ведения тактического боя. Но суть не в этом, не так давно на рынок в продажу вышла уже третья часть этой игры, а сюжет по-прежнему остался неизменным, кровавый диктор тиранит свой народ, а мы управляя командой бравых молодцов его свергаем.

Соответственно люди, которые играли в эту игру и не увлекаются политикой, вполне спокойно могут отнестись к тому, что происходило в Ливии, или к тому, что сейчас происходит в Сирии. Для них, благодаря этой игре, вполне нормальным является, когда в какой-нибудь стране третьего мира есть какой-то условный диктатор, которого надо свергать.

Это своё рода подготовка сознания людей, к тому, с чем им придётся столкнуться в будущем.

Plague Inc

Вызывает интерес и игра Plague Inc, сюжет которой заставляет задуматься о том, какие цели преследовали ее создатели.

Plague Inc – стратегия и симулятор эпидемии в одной упаковке. Вот так выглядит описание к этой игре: “Сможете ли Вы уничтожить почти 7 миллиардов жителей Земли с помощью вирусов, бактерий и прочих недугов до того, как людишки изобретут лекарство против вашей болезни? Ответ вы получите только после того как заразите первого человека. Plague Inc – уникальное сочетание стратегии и ужасающе реалистичного симулятора от Ndemic Creations. Вы сможете заразить весь мир? Вашей болезнью заражается первый “Больной”. Вы должны положить конец человеческой истории путем развития смертоносности. Блестяще выполненный с инновационным геймплеем Plague Inc выводит стратегии на новый уровень. Вы или мир – выживет сильнейший! Мировой хит с более 70 тыс. 5-звездочных рейтингов со всего мира был отмечен в таких газетах, как The Economist, New York Post, Boston Herald, The Guardian и London Metro”.

Отметим, что если мировые газеты наподобие “The Guardian” рассказывают о чем-то на своих страницах, то это что-то автоматически получает огромную популярность.

Metro: Last Light

Другой показательный пример – это игра Metro: Last Light, сделанная по мотивам книги Дмитрий Глуховского “Метро 2033″. Сюжет игры демонстрирует постапокалиптическое будущее, в котором люди выжили только в метро, и разделились на четыре клана:

Четвертый Рейх – идеологические нацисты. Меряют людям головы, не попадающих в «таблицу» без затей уничтожают. Уничтожают массово, поточным методом без малейшей жалости.

Бандиты . Идеология банальна – грабь, убивай, насилуй. Без жалости и сомнений – женщин, детей, всех слабых унижай, топчи и издевайся. Разврат и животные инстинкты. Кто сильнее, тот и прав.

Ганза с идеологией всё ради наживы. С самого тяжелого горя ближнего надо нажиться. Ничего не может быть сделано без выгоды. Отбирай последнее, используй все возможности поставить соседей в жёсткую зависимость.

Красные – идеология коммунистов-марксистов. Всем всё поровну, без голодных, без нуждающихся, без богачей – все должны работать и не должны голодать. Всё ради выживания сообщества, пусть и в ущерб отдельному индивиду.

И кто же из этих основных группировок становится «врагом всего человечества»? Кто тот кровожадный упырь, который готов уничтожить всех выживших и утопить мир Метро в крови невинных и непричастных? Кто должен быть истреблён, дабы остальные выжили? Конечно, Красные!

Некоторые скажут – да какая разница? Это же всего лишь игра, что такого-то?

Ответ прост - любое художественное произведение влияет на внимающего ему и оставляет в человеке след. Вот играет неокрепший разумом подросток в такую игру про «красных упырей», и у него в голове откладывается, что красные хуже нацистов и бандитов. Про «массовые расстрелы». Про коммунистических предателей, потому как оба встреченные по сюжету игры предателя - красные. Про лагеря с невинно осужденными и кровожадных комиссаров.

Игра подразумевает два варианта концовки – «хорошую» и «плохую».

Для достижения «хорошей» можно брать, к примеру, нацистов «в плен», не убивая затравленных служителей Рейха. При этом красных солдат в плен брать не предлагают, да те и не сдаются – очевидно, дабы не вводить игрока в сомнения относительно своей кровожадности и тупости.

Кстати, «плохая» концовка подразумевает, что главный герой, героически жертвуя собой, спасает всё Метро. Т.е., самопожертвование - это «плохо», а «хорошо» - это если выжить любой ценой. По мнению авторов, вот так.

Дмитрий Глуховский, написавший книгу “Метро 2033″, на основе которой и была сделана игрушка, родился в Москве, в 1979 году, т. е. при поздней советской власти. Был этой властью бесчеловечно воспитан и коварно выучен в особой школе имени Поленова, где ему тоталитарно преподали углублённый курс французского. После чего уехал учиться в Израиль, после работать в Германию, Францию, снова в Израиль. Вернувшись на Родину, написал о ней, о её людях, ведь все персонажи – русские, вот такое великолепное произведение Метро 2033, за что получил, кстати, в Европе премию Еврокон 2007.

Company of Heroes 2

В 2013 году широкий общественный резонанс вызвала игра на тему Второй мировой войны Company of Heroes 2. Количество обмана и унижений имиджа советской армии в этой стратегии просто зашкаливает.

Действие происходит в период Великой Отечественной войны, повествование ведётся от лица простого русского экс-офицера Льва Абрамовича Исаковича, ныне сидящего в заснеженном ГУЛАГе, осуждённого «за неправильное восприятие» военных действий. Антигероем в игре является некий энкавэдэшник. У русских солдат нет оружия, их гонят на баррикады подбадривающими выстрелами в спины, а когда свои солдаты русским мешают, собственные позиции русские просто поджигают. Сами солдаты демонстрируют на диво крепкую психику, поджигая зечем-то русские же дома со своими же мирными жителями.

Деваться игроку, кстати, некуда - иначе миссию не пройдёшь. Кроме того, наши командиры расстреливают своих солдат, когда те отходят с поста, чтобы спасти раненых, и предательски убивают бойцов Войска польского.

Посмотрите видеообзор на Company of Heroes 2, чтобы осознать, что компьютерные игры – это такой же инструмент информационной войны, как и все другие СМИ.


По материалам:

Популярность виртуальных игрушек делает их удобной средой для распространения скрытых месседжей. Одна из любимых тем пропагандистов - украинский Майдан.

Развитие цифрового рынка сделало компьютерные игры такой же привычной средой распространения пропагандистских сюжетов и месседжей, как литература, кино, медиа и реклама. И хотя далеко не всегда можно доказать факт наличия пропаганды и установить ее заказчика, многие государства запрещают продажу определенных игр, обвиняя их разработчиков в разжигании религиозной и межнациональной розни, насилия, сексуальных извращениях и тому подобное. Геймеры и эксперты не согласны с этим, считая, что пропагандистский характер игры является субъективным вопросом.

Военная пропаганда

2002 года в Соединенных Штатах вышла компьютерная игра America"s Army, известная также как Army Game Project. Чтобы поощрить приток рекрутов в ряды вооруженных сил, преподаватель Американской военной академии полковник Кейси Вардински предложил использовать популярные среди молодежи компьютерные игры для пропаганды положительного имиджа армии.

Перед боевыми действиями каждый игрок должен пройти специальную подготовку, имитирующий армейскую: он прыгает, ползает, стреляет, бросает гранаты и тому подобное. Этот проект развивался семь лет и был закрыт после выхода третьей части; он стал первым примером открытой государственной пропаганды в компьютерной игре.

Доцент кафедры коммуникаций и журналистики в университете Бостона Майкл Боуч считает, что пропаганду в компьютерных играх породил страх политиков перед общедоступностью информации в интернете. Чтобы отвлечь внимание людей от нежелательной информации, правительство пытается создать ощущение угрозы с помощью компьютерных игр. Иностранцы в играх всегда выглядят как варвары, готовящиеся к нападению на мирную страну.

Канадская игра Company of Heroes 2 запрещена в России как пропагандистская - россияне могут только приобрести ее у цифрового дистрибьютора Steam. Полемика вокруг этой игры началась после критического видеообзора блогера Евгения Баженова, известного как BadComedian.

Он усомнился в объективности фактов, отраженных в игре - например, сцен, в которых советские солдаты сжигают дома своих соотечественников, расстреливают женщин и тому подобное. Общественные активисты призвали к бойкоту Company of Heroes 2 и требовали запретить игру не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза. В частности, это требование поддерживала , однако результата не достигла - Company of Heroes 2 доступна на территории нашей страны.

Украинский Майдан

События в Украине конца 2013 - начале 2014 года вдохновили пропагандистов на новую серию игр с подтекстом. Российский издательский дом «Этногенез» в марта 2014 выпустил игру «Майдан.Ru», в описании которой указано:«УКРАИНА. 2017 ГОД. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Повсюду хаос и анархия. Больше нет президента, Верховной Рады и правительства.

Вам предстоит построить военную базу, превратить ваш батальон в сильную армию, противостоять войскам НАТО, объединиться с другими игроками в стратегические альянсы и политические союзы. Верните Украине былое величие и процветание!». Кроме мифических персонажей, в игре есть и такие герои, как , и другие реальные лица.

За первый день в этой игре зарегистрировались десять тысяч игроков. 20 марта 2014 года Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали пришла к выводу, что игра «Майдан.Ru» «относится к продукции, которая пропагандирует изменения путем насилия конституционного строя и территориальной целостности Украины, пропагандирует национальную вражду, производство и распространение которой запрещено на территории Украины согласно ст. 2 Закона Украины "О защите общественной морали"».

Интересно, что в то же время в Госдуме России был зарегистрирован законопроект о запрете компьютерных игр, пропагандирующих войну. К ним автор проекта, депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев, отнес и «Майдан.Ru». По словам политика, эта игра является скрыто русофобской и отстаивает «бандеровские ценности». Больше всего Михеева смутила первая фраза, звучащая при запуске игры: «Все на Майдан!». По его мнению, она пронизана ненавистью к России.

В марта 2014 года Madfatcat games запустила развлекательную игру «Майдан. Революция», доступную для скачивания только на территории Украины. Главный герой в этой игре обороняется от беркутовцев с помощью коктейлей Молотова.

Впоследствии к воспроизводству украинских событий в киберпространстве присоединилась бельгийская компания LuGus Studios. 22 марта 2015 года она запустила мобильную игру «Битва за Донецк». Разработчики уверяют, что эта игра является протестом против войны в Украине и пропагандирует мир. Победить в ней невозможно, а по завершении битвы на экран выводится количество погибших мирных граждан.

Игры в законе и вне закона

В Украине не запрещена ни одна компьютерная игра. Однако Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали, существование которой уже прекращено, отнесла целый ряд игр к категориям, нарушающих украинское законодательство. В частности, по мнению комиссии, пропаганду насилия и жестокости содержат игры Resident Evil Operetion Raccoon City, Evil Dead Regeneration, God of War III, Manhunt 2, Mortal Kombat, Soldier of Fortune 2 и The Darkness II.

Правда, механизмов, которые бы ограничивали распространение незаконных игр, не существует. Украинское законодательство не содержит определения компьютерной игры, поэтому комиссия в своих выводах проводит аналогии между компьютерной программой и «аудиовизуальным произведением».

Греческое правительство запретило публично играть в любые компьютерные и видеоигры. Речь идет не только об общественных местах, но и о частных владениях. Это решение было принято после того, как политики не смогли определить, какие именно игры имеют пропагандистский характер и негативно влияют на психическое здоровье людей. Из-за этого закона международные киберспортивные турниры, проводимые в Греции, были перенесены, а местные соревнования прекратились.

Зато в Великобритании большой авторитет имеют общественные организации, следящие за контентом игр. Обнаружив в них нарушения этических принципов, моральных ценностей и ориентиров, они обращаются к правительству с просьбой наложить запрет или установить возрастные ограничения для игры.

Помимо того, любой запрет компьютерных игр является условным, ведь их можно загружать с цифровых дистрибьюторов Steam и Orиgin, правда, на языке оригинала. Однако и здесь возможны ограничения: например, из-за санкций против России крымским пользователям закрыли доступ к дистрибьютору Battle.net, заблокировав их учетные записи.

«Игра - форма массового искусства, поэтому очевидно, что в играх будет пропаганда,- говорит эксперт по компьютерным играм Сергей Галенкин. - Она очень действенная, ведь игры включают игрока в процесс, а не только что-то рассказывают или показывают.

Попробовав пожить в виртуальном мире в роли бездомного, игрок будет внимательнее относиться к проблемам реальных бездомных». И доказать наличие пропаганды в игре очень трудно. Компании-производители всегда оправдываются, что игра не должна быть правдоподобной, поскольку создает альтернативную версию событий ради развлечения.

Итак, начинаем разбирать . Первым озвучивает свою темуtumbler73 , а тема как раз по специфики его журнала, слушаем: есть ли консольные или компьютерные игры,запрещенные в РФ законодательством?Других странах?

С каждым днём все больше набирают обороты компьютерные игры, которые весьма популярными являются для детского и подросткового круга. На первый взгляд нет в этом ничего криминального. Однако вундеркинды игровой индустрии создают новые экшн игры, с большей силой привлекающие свой круг поклонников. Однако при этом многих подростков завлекают не логические и игры-стратегии, а те которые развивают их, и так именуемые «стрелялки» либо с жанром «First Person Shooter». Здесь главным присутствующим фактором является насилие, это и повлекло введение ряда законодательных актов в некоторых странах, с запретом их продаж или же вообще запретить компьютерные игры.

Список запретов пополнился также и многими популярными играми, а также одной из знаменитых — Counter-Strike. Таким образом, в Бразилии, согласно решения суда, в 2008 г, принят был запрет в отношении продаж игр Counter-Strike и EverQuest. Трактовалась эта проблема следующим образом, в них отсутствуют человечески нормы, и выступают против общепринятых демократических моралей. Эксперты компьютерных игр сочли это решение абсурдным, поскольку данное действие стало влияющим критерием на всю игровую индустрию страны и Кибер Спорт, потому как в Бразилии существует множество команд Counter-Strike, выступают которые на мировой арене.

Помимо этого, ещё одной страной с запретом компьютерных игр явилась Греция. В результате чего в Греции полностью запрещены любые компьютерные игры в публичных местах. Так, за игру в шахматы на ноутбуке в парке можно на три месяца сесть в тюрьму или подвергнуться штрафу в размере до 10 тысяч долларов. Игровые автоматы и электронные приставки также попали под запрет. Самое забавное, что против компьютерных игр как таковых власти Греции ничего не имеют — первоначально планировалось запретить только азартные игры, однако вскоре выяснилось, что определение степени азартности той или иной игры греческим чиновникам не по плечу. Обнаружив своё бессилие в деле определения «законности» той или иной игры, греческое правительство решило рубануть с плеча и запретить сразу все компьютерные игры. Впрочем, чиновники во многих местах страдают отсутствием здравого смысла. Действуют они при этом, якобы, из лучших побуждений. Например, в июле этого года борьба с жестокими компьютерными играми была начата и у нас в Белгородской области. Специально для этой цели губернатор региона издал постановление о запрете распространения «продукции, пропагандирующей насилие, агрессию и антиобщественное поведение» в компьютерных салонах, а ответственным за выработку мер было назначено управление по делам молодежи областной администрации. Вот так вот, так что теперь даже в арканоид не поиграешь — разбивание кубиков стен при желании может быть приравнено к вандализму или, по крайней мере, трактоваться как призыв к совершению противоправных действий.

Спустя введения в действие такого запрета проводилось масса митингов, потому как многие гиганты сферы игромании потеряли целое государство, в которое поставляли компьютерные игры.

Следующей страной, является Германия, однако в ней только собираются ввести запрет на компьютерные игры имеющие характер насилия. К такому решению немецкие власти пришли после погрома одним из учащихся в школе, который сильно увлекался играми с характером насилия. Спустя проведения ряда действий немецким правительством в Германии отменились даже и проведение некоторых турниров. Если же так пойдёт далее, то вообще Кибер Спорт в стране (по развитию находящийся на втором месте) умрёт. Все популярные игры, также как и одна из популярных Кибер Спорта это Counter-Strike Steam , фактически станут вне закона Германии. Сейчас бытует мнение, что к сентябрю месяцу следующего года Германскими властями будет принят закон, который станет запрещать компьютерную индустрию.

У психического ребёнка, Сашко, совсем поехала крыша от компьютерной зависимости. Учащемуся младших классов было предложено проводить у компьютера не более 1 часа в день… матерная брань, истерики, ломка от зависимости и всё, что получилось из этого эксперимента — смотрите в ролике:

Вот например большой список запрещённых к продаже на территории Германии игр . Не подумайте что немцы в эти игры не играют, они просто не продаются на территории Германии и не имеют немецких версий. Хотя…стоит выехать в Швейцарию или Австрию и уже можно купить запретный плод.

Обычно игроки Германии покупают английские версии из Великобритании (там нет цензуры).

Следующие игры запрещены к продаже и не продаются:
50 Cent Bulletproof (Sierra)
300
Alpha Prime (Shape)
Beat Down – Fists of Vengeance (Capcom)
Cold Fear (Ubisoft)
Cold Winter
Crackdown (Realtime Worlds) для Xbox 360
El Matador (Plastic Reality) версия, показанная на Games-Convention.
Doom и Doom 2 (id Software) кроме версии для GBA. Старая история, тогда только начали появляться жестокие игры, думы были первыми козлами отпущения.
Duke Nukem 3D (3D Realms)
Gears of War (Epic Games) для Xbox 360 и PC. Теперь понимаете почему в Германии Xbox 360 так плохо продаётся? Потому что хвалёную игру не купишь!
GoldenEye 007 (Rare)
Hitman: Codename 47 (IO Interactive)
Killer Instinct (Rare)
Kingpin: Life of Crime (Xatrix Entertainment)
Max Payne (Remedy Entertainment)
Mortal Kombat Armageddon (Midway)
Mortal Kombat Shaolin Monks (Midway)
Narc (Midway)
Postal и Postal 2 (Running with Scissors, Inc.)
Painkiller (People Can Fly) в английской версии
Red Faction (Volition, Inc.)
Resident Evil 2 (Capcom)
Resident Evil 3: Nemesis (Capcom) в английской версии
Return to Castle Wolfenstein (id Software) немецкая и английская версия
Rise of the Triad (Apogee)
Shellshock Nam ’67 (Guerilla)
Silent Scope, Silent Scope Complete и Silent Scope 2 — Fatal Judgement (Konami)
Soldier of Fortune (Raven Software)
State of Emergency (Rockstar Games)
State of Emergency 2 (Codemasters)
The Punisher (Volition, Inc.)
The Warriors (Rockstar Games)
Total Overdose (Eidos)
True Crime: New York City (Activision)
Vivisector: Beast Within (Action Forms)

Следующие игры были допущены, только для взрослых и были стерилизованы. Это значит, что кровь полностью убрана или заменена зелёной. Фаталити не показываются (черный экран и повли), сценки обрезаны, приёмы вырезаны.

Blood и Blood 2 (Monolith Productions); Blood на данный момент снова разрешена, распространяется как Freeware
BloodRayne и BloodRayne 2 (Terminal Reality) стерилизованы
Carmageddon (SCi Entertainment) стерилизована
Carmageddon II: Carpocalypse Now (SCi Entertainment) стерилизована
Command & Conquer: Generals (EA Pacific) стерилизована
Condemned: Criminal Origins (Monolith Productions) стерилизована
Doom 3: Resurrection of Evil (id Software) стерилизована
Far Cry (Crytek) стерилизована
F.E.A.R. (Monolith Productions) стерилизована
Grand Theft Auto: Vice City (Rockstar North) стерилизована
GUN (Activision) стерилизована
Half-Life (Valve Software) стерилизована
Medal of Honor и Medal of Honor Underground (Electronic Arts) стерилизованы
Mortal Kombat 4 (кроме версии для Game-Boy), Mortal Kombat Mythologies Sub-Zero и Mortal Kombat Trilogy (Midway Games) стерилизованы
Quake, Quake II, Quake III Arena и Quake IV (в американской версии) (id Software) стерилизованы
Resident Evil — Code: Veronica (X) (Capcom) стерилизована
Saints Row (THQ) стерилизована
Scarface: The World Is Yours (Sierra) стерилизована
SiN (Ritual Entertainment) стерилизована
Stranglehold (Midway Games) стерилизована
The Darkness (2K Games) стерилизована
The House of the Dead и The House of the Dead 2 (Sega) стерилизованы
Unreal Tournament, Unreal Tournament 2003 и Unreal Tournament 2004 in der englischen Fassung (Epic Games) стерилизованы

Австралийские цензоры продолжают отравлять жизнь местных любителей электронных развлечений. На этот раз жертвой их высокой морали и нравственности пал шутер F.E.A.R. 2: Project Origin.
Австралийская организация по классификации фильмов и литературы (OFLC) отказалась присваивать какой-либо возрастной рейтинг постапокалиптической игре Fallout 3, тем самым фактически запретив ее продажу в стране. Об этом сообщает Gamespot.
Как удалось узнать журналистам, причиной запрета стала возможность главного героя принимать наркотики для достижения различных положительных эффектов. В Fallout 3 есть шприцы, таблетки, бутылочки с пилюлями, а также специальное устройство для инъекций, присоединенное к руке главного героя.

Австралийское рейтинговое агентство OFLC (Office of Film and Literature Classification) запретило продажи на территории Зеленого континента шутера от первого лица Soldier of Fortune: Pay Back, разрабатывается который для РС, Xbox 360 и PlayStation 3 студией Claudron. Как объясняют представители агенства, игра не поддается никакой классификации из-за своей жестокости.

Проект Silent Hill: Homecoming (PC, Xbox 360, PS3) от Double Helix не пустили в Австралию. Эту игру нельзя будет приобрести в стране, где в своё время запретили Postal и много других жестоких интерактивных развлечений.

После недавних новостей о запрете Fallout 3 для продаж в Австралии в связи с тем, что в ней упоминаются наркотики, настала очередь Dead Space. Эта игра запрещена к продаже в Китае, Японии, и, что удивительно, в Германии.

Иранский национальный фонд компьютерных игр и Корпус стражей исламской революции выступили против продажи на территории Исламской республики еще не выпущенного военного симулятора Arma 3 . Такую реакцию вызвали эпизоды в игре, в которых войска НАТО сражаются с ближневосточной армией во главе с Ираном.

В последнее время иранские игроки все чаще становятся невольными жертвами противостояния Ирана с западным миром. Так, некоторое время назад местные фанаты World of Warcraft начали жаловаться на форумах, что не могут подключиться к игре. Сперва подозрения также пали на власти страны, но очень скоро выяснилось, что истинным виновником проблем была разработавшая игру компания Blizzard и санкции, введенные против Ирана Соединенными Штатами. Ни в чем не повинных игроков заблокировали из-за того, что американским компаниям запрещено иметь какие-либо деловые контакты с гражданами республики.

Преследуют в последнее время скандалы и Arma 3 . И тоже - все больше международного масштаба. Недавно двух сотрудников студии Bohemia Interactive арестовали во время поездки на греческий остров Лемнос, так как те якобы фотографировали военную базу. Разработчиков обвинили в шпионаже и отправили в кутузку до выяснения обстоятельств, а Bohemia даже вынуждена была специально заявить, что ее сотрудники были в Греции в отпуске и никаких поручений снимать секретные объекты им никто не давал.

А что же в России?

В России из-за «русского Брейвика» (расстрелял людей в офисе Москвы), который оказался большим поклонником Manhunt, могут запретить жестокие компьютерные игры. В Государственную Дума внесено предложение о создании межведомственной комиссии, которая будет осуществлять надзор за реализацией видеоигр. Как считают представители различных фракций, подобные игры могут стать катализатором жестоких преступлений. В частности, депутаты от партии «Единая Россия» планируют сделать запрос в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о запрете продаж Manhunt в России, так как если эта программа предназначена для взрослой аудитории, но распространяется в интернете без ограничений, и ей могут пользоваться дети, то это противозаконно.

Manhunt уже запрещена в Австралии, Германии, Канаде и Новой Зеландии. В частности, в роли «катализатора» жестоких убийств ее уже рассматривали при расследовании одного из громких дел в Великобритании, однако там эта игра (пока) не запрещена.

Однако на настоящий момент законодательно никакие игры в России не запрещены. Но местные власти принимают свои меры. Вот например в компьютерных салонах и Интернет-кафе Белгорода и области, по распоряжению губернатора Евгения Савченко, запрещено распространение любых видов продукции, пропагандирующих насилие, агрессию и антиобщественное поведение. Всостав проверяющих комиссий войдут представители районных комитетов по делам молодежи и образования, СЭС и милиции, психологи. Каждый владелец салона получит разработанную инструкцию, чтобы знать, детям какого возраста какие игры предпочтительнее. Игровой репертуар салонов отныне не должен содержать военизированных и так называемых аркадных игр. Вообще под это определение можно подогнать чуть ли не любые компьютерные игры как западного, так и российского производства. Элементы насилия в той или иной степени содержатся в большинстве компьютерных игр. Первыми жертвами распоряжения падут игры жанра 3D-Action, вроде сериалов Quake, Doom, Half-Life или Counter Strike, а также, вполне вероятно, всякие файтинги в духе Tekken, Mortal Combat, Virtua Fighter и real-time-стратегии семейства Warcraft, Starcraft и Command&Conquer. Хотя, по каким именно критериям в Белгородской области будут оценивать насильственность игр, не уточняется. Целью всех этих мероприятий объявлена борьба с молодежной агрессивностью и пропагандой насилия. Подобные действия уже пытались предпринимать власти Германии, после того как сумасшедший фанат трехмерных стрелялок взял в руки настоящее оружие, уложил 16 человек и покончил с собой. Эти события аукнулись и на Украине, где в срочном порядке было принято аналогичное белгородскому постановление о борьбе с пропагандой насилия, и представители правоохранительных органов бросились в многострадальные компьютерные клубы изымать жестокие компьютерные игры. В Белоруссии также обеспокоены этой проблемой. Так, отдел образования горисполкома города Молодечно взял под постоянный контроль работу компьютерных клубов в городе. В компьютерных клубах Молодечно запрещено использование игры Армагеддон с любыми опциями и утвержден список игр с заблокированным доступом к опциям с негативными эпизодами. К подобным играм относятся Квейк-3, Унреал-Тоурнамент, Контр-страйк, Хайф-лайф, Диабло, Ответный удар, Алиса, Красный скорпион и другие. Всвязи с этим членам комиссии разрешено в присутствии сотрудников ГРОВД конфисковать дискеты с играми, запрещенными для использования несовершеннолетними, либо с открытым доступом к опциям с эпизодами насилия, ужасов, изнасилований, порнографии и сквернословия.

А вообще , которые в них запрещены

Эксперты (некие) выделили современные худшие, а главное –запрещенные компьютерные игры для детей .

  • Игра Dead Space (Мертвый Космос) . В нее играют дети, но она рекомендована от 18 лет и старше. Геймер проходит ужасные бои за собственную жизнь. Он сражается с мерзкими монстрами с помощью современного оружия. Главная задача – избегать и убивать своих врагов в виде ужасающих существ.
  • Игра Naughty Bear. Под этим безобидным названием скрывается игра для тех, кому все-таки больше 18 лет. Это далеко не милые игры плюшевого медвежонка. Naughty Bear стала одной из самых жестоких и тревожных игр года. Медвежонок имеет все характеристики социопата, который душит других, отрывает им головы дверьми, пугает и доводит их до самоубийства. Крови в игре нет, что и усложняет наложение цензуры. Но это игра о творческом подходе к убийству, что никак не позволительно для психики детей.
  • Игра Mortal Kombat – это целая серия игр-файтингов. Эти игры также имеют пометку от 18 лет, которая, к сожалению, не принимается во внимание. Mortal Kombat создана по франшизе очень популярного бренда среди жестоких видео игр. Графика очень реалистичная, и многое превосходит ожидания геймера. Последняя версия игры отличается еще более идеальной графикой и совершенным мультиплеером функциональности. Поднялся и уровень смертельного оружия, жестокости сцен расправы.
  • Игра Mafia II. Допустима только для тех, кому более 18 лет. Бандиты, наркотики, алкоголь, жестокое обращение с женщинами – игра насыщена ими. «Захватывающая» жизнь мафиози не должна стать частью детской жизни.
  • Игра Call of Duty: Black Ops. Это уже 7-я часть игры Call of Duty. Она так же предназначена для тех, кому исполнилось 18 лет. Считается одной из самых реалистичных игр. Жанр игры – шутер. Геймеры становятся бойцами, которые участвуют в вооруженных конфликтах в разных странах (в СССР, Вьетнаме и др.) во время холодной войны в конце 60-х гг. XX в. В игре содержатся одни из самых неистовых, интенсивных боев из всех созданных видеоигр. Тела и части тел реалистично падают при ранении, одежда пропитывается кровью и т.п. Психологи подтверждают, что игра вызывает настоящее привыкание.
  • Игра Kane and Lynch 2: Dog Days. Также рассчитана на совершеннолетних геймеров. Эта игра не зря включает два самых аморальных персонажа: психопата Линча и закоренелого преступника Кейна. Их правонарушения корыстны, включают шокирующие акты насилия, а кровопролитие до ужаса реалистично.
  • Игра Medal of Honor (Медаль за отвагу). Рекомендованная категория для игры: от 18 лет. В основе игры – реальные военные события. Психологи считают эту игру слишком насильственной для детей. Гиперреалистичная графика воссоздает современные военные территории в Афганистане. Расстрелы, достоверное изображение крови, самых разных солдатских ранений, ненормативная лексика – вряд ли это допустимо для детей.
  • Игра Castlevania: Lords of Shadow. Игра рассчитана на взрослых геймеров. Кстати, многие молоды папы могли вырасти на более ранних версиях этой игры. Но теперь она в 3D, и в ней шокирующие правдоподобные кровавые сцены. Герой игры – член братства святых воинов. Враги разрываются на части с фонтанами крови. А феи – это завораживающие фантазию женщины-топлесс.
  • Игра Assassin’s Creed: Brotherhood. До 18 лет крайне не рекомендована. Игроки оказываются в XV веке и берут на себя роль наемных убийц. Рим отображен очень реалистично. В игре участвуют и компьютерные персонажи. Мечи и бои выглядят очень реалистично. В голову противника метаются топоры. Взрослые темы, диалоги и экстремальный характер насилия недопустимы для детей.
  • Игра Fallout: New Vegas. Также стоит в категории «18+». По жанру игра объединяет шутер и ролевую игру. Игроки могут задействовать не только между собой, но и с заданными компьютерными персонажами. Беседа может принимать грубый и сексуальный характер. Выстрелы и ранения с оторванными конечностями воспроизводится в замедленной съемке. Игра откровенно мрачная.
  • Игра Dead Rising 2 (Восстание мертвецов). Эта зомби-игра насыщена развлечениями для взрослых. Герой для восстановления сил пьет и его рвет обратно, если он выпивает слишком много. В городе ему встречаются не до конца одетые официантки и объявления сексуального характера. Жестокость представлена на пике. Один из примеров оружия – на ручке мотоциклов бензопилы, которые расчленяют персонажей.

Вот события 2012 года:

В Санкт-Петербурге 17-летний Максим, нигде не работающий и не учащийся, зарезал свою мать за то, что она запретила ему играть в компьютерные игры. Об этом 9 июня 2012 года, сообщает пресс-служба местного Следственного комитета (СК) РФ.

По данным правоохранительных органов, 8 июня подросток в квартире, расположенной в одном из домов на Октябрьской набережной, поссорился со своей 35-летней матерью, которая, сделав замечание сыну за постоянное времяпрепровождение за компьютерными играми, выключила системный блок, а самого Максима выгнала из комнаты.

В ответ на это подросток взломал дверь и нанес матери несколько ударов ножом, после чего включил компьютер и продолжил игру. Женщина самостоятельно добралась до телефона и вызвала скорую помощь. Во время проведения медицинских процедур она скончалась, в то время как ее сын продолжал играть.

В настоящее время в отношении Максима заведено уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ («Убийство»). Если подростка признают виновным, ему может грозить до 15 лет тюрьмы.

Посмотрим на одну из версий самых жестоких компьютерных игра:

Топ-10: Celebrity Deathmatch

Открывает наш список пародийная пластилиновая игра 2003 года под названием «Смертельные бои знаменитостей», основанная на одноимённом шоу с телеканала MTV и вышедшая на всех популярных платформах. Игроку доступны 27 реальных актёров, певцов и персонажей из фильмов, таких как Джастин Тимберлейк, Кармен Электра, Мумия и других. Жестокость проявляется с первых секунд противостояния. Так, в ход легко идут бензопилы и прочие подручные средства, позволяющие «оттяпать» что-нибудь важное своему оппоненту. Хотя Мэрлин Мэнсон, например, даже после лишения конечностей может продолжать драться с использованием того, что от них осталось. Также в его распоряжении имеется кукла-вуду, с помощью которой он может доставлять тонны боли своим оппонентам. Но это лишь малая часть из того «веселья», которое доступно в двух режимах: против компьютера и друг против друга. Убедиться воочию можно, посмотрев видео-ролик.

Топ-9: Grand Theft Auto (San Andreas)

На девятом месте, как и следовало ожидать, находится полюбившийся многим GTA. Этот так называемый симулятор реальной жизни ещё в начале двухтысячных поразил воображение геймеров по всему миру разнообразием игровых ситуаций и боевого арсенала, в котором можно было найти всё, что кровожадной душе угодно: от рукопашного боя до бензопил и гранатомётов. Свой рейтинг «только для взрослых», тем не менее игра заслужила не столько жестокостью, сколько вырезанной впоследствии откровенной сценой сексуального характера, которую любой желающий мог разблокировать специальным скриптом.

Топ-8: Left 4 Dead 2

Следующим пунктом в нашем жестоком списке идут (бегут?) полчища инфицированных зомби из второй части знаменитой Left 4 Dead от компании VALVe, вышедшей два года назад на ПК и Xbox. Доказательством того, что эта игра неспроста присутствует в топе, является хотя бы факт запрета на её выпуск в ряде стран (в том числе, в Австралии) из-за чрезмерной жестокости в виде обильной и слишком реалистичной «расчленёнки», возможной благодаря наличию различных видов оружия ближнего боя: топора, самурайского меча, бензопилы и другого «инвентаря», позволяющего в мельчайших деталях рассмотреть внутренности врагов.

Жанр: кооперативный шутер с элементами survival horror

Топ-7: Dead Space 2

На седьмой строчке — достойный продолжатель серии «Мёртвого космоса», в котором отчаянный инженер по имени Айзек Кларк ищет спасения от орды инопланетных тварей всех видов и мастей под общим названием «некроморфы». Присутствие этой игры в списке обусловлено обильно забрызганными кровью локациями, а также крупными планами сцен, в которых в ход идут колюще-режущие предметы, вонзающиеся в лица героев (хотя арсенал главного персонажа гораздо шире: от огнемётов до плазменных пушек). Сопровождается всё это дело леденящими криками боли и ужаса, а также запредельным литражом крови на квадратный метр. Игра вышла на ПК, PlayStation и Xbox в этом году.

Жанр: шутер от третьего лица с элементами survival horror

Топ-6: MadWorld

Довольно необычная игра. И вот почему. Во-первых, всё действие происходит в чёрно-белых тонах и только кровь с ошмётками имеют ярко-выраженный красный цвет, что особенно хорошо подчёркивает всю жестокость происходящего. Ну а во-вторых, что касается самой жестокости, то здесь вам и насаживание на арматуру фонарных столбов и дорожных знаков, и классическое разрезание бензопилой напополам, а также опрокидывание врагов на стену с острыми шипами, обезглавливание клюшками для гольфа, забрасывание туши врага в турбину двигателя и многое, многое другое. Добавьте к этому приправу из издевательских комментариев, как в случае с Celebrity Deathmatch, (ведь игра сделана по типу шоу в реальном времени) и получите MadWorld. Ещё одной особенностью этой игры является то, что вышла она только для консолей Wii в однопользовательском и многопользовательском режимах.

Топ-5: Fallout 3

А это, считайте, классика. Пятая позиция и знакомый многим с детства Fallout, коронной фишкой третьей части которого стало трамплинно-пружинное отлетание вражеских конечностей (особенно головы) в результате малейшего соприкосновения с пулями или другим оружием главного героя. Но самое «вкусное» в другом: игроку предоставляется возможность самостоятельно выбирать почти любую часть вражеской тушки, которую он хотел бы тому «оттяпать», можно даже в режиме замедленного времени. И хотя для многих сюжет ближайшего будущего с различными видами биологических угроз здесь отходит на второй план, стоит отметить, что в нём присутствуют квесты, по заданию которых необходимо зарезать ножом членов семьи и животных, например. Ну а мы, как видите, постепенно подбираемся к играм, в которых жестокость проявляется в отношении не каких-то там мифических инопланетян и рисованных зомби, а вполне себе обыкновенных людей, таких как мы с вами. Что, ещё не страшно?

Топ-4: Mortal Kombat (2011)

Но перед тем, как приступить к тройке призёров, разрешите представить вам ту самую «Смертельную битву», которая прославилась своей жестокостью, прежде всего, благодаря легендарным «добиваниям» оппонента, также известным как Fatality. В новой версии игры, датированной апрелем этого года, вниманию кровожадного геймера предлагается целый ряд различных по своей суровости и жестокости персонажей, боевых приёмов и, конечно же, завершающих убийств. Но едва ли стоит описывать их словами, лучше один раз увидеть. Но только один раз!

Топ-3: Postal 2

Как говорит один известный своими усами шоу-мен, первая тройка игроков — в студию! Действительно, мы добрались наконец до трёх самых жестоких игр всех времён и народов, а начнём, пожалуй, с вышедшего в далёком 2003 году, «Постала», который до сих пор удерживает лидирующие позиции по уровню и концентрации жестокости. Любопытная деталь: практически любое задание в игре можно пройти относительно мирным путём, но нет же — все вокруг так и норовят заставить нашего Чувака прибегнуть к использованию лопаты, напалма и тяжёлой артиллерии, что он с радостью и делает, не забыв при этом насадить кота в качестве глушителя на автомат или дробовик.

Топ-1: Manhunt 2

Разработчики серии игр Manhunt торжественно приговариваются нами к первому месту за особую жестокость в отношении персонажей своих продуктов. Несколько фактов, чтобы вы осознали всю серьёзность отягчающих их «вину» обстоятельств: убийства в игре совершаются, как правило, из засады (из-за спины жертвы) и классифицируются как «казни». Также они делятся на три уровня: быстрые, жестокие и ужасные. Приправлено это всё общей атмосферой психиатрической больницы с соответствующим сюжетом. Про перевод самого названия игры и вовсе промолчим.

Жанр: stealth-action, survival horror

Помните приспособление мы с вами обсуждали - А Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В Мариуполе 15-летняя девочка выпрыгнула с 13 этажа - по рассказам друзей, она была подписана на «группу смерти» в социальной сети и выполняла задания модератора, который и приказал ей шагнуть с высоты.

Журналисты ИА «Вчасно» выяснили, каким образом соцсети заманивают подростков в смертельные игры.

В социальной сети «ВКонтакте» мы без труда нашли более тысячи пабликов на суицидальную тематику. Открытых, которые может читать каждый желающий, и закрытых. Далеко не все они популярны - одни имеют всего несколько сотен подписчиков, другие - тысячи и даже десятки тысяч. Но все они пишут об одиночестве, безнадежности, отчаянии, бессмысленности жизни.

Любимый символ большинства таких пабликов - киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, в постах. Китами называют себя и участники этих групп. Киты выбраны не случайно - эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя.

«Знаете, отчего киты выбрасываются на берег? От отчаянья», - сообщает одна из групп. «Как ни странно, когда больно - болит», - вторит ей другой паблик.

Многие паблики содержат в названии цифры 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Некоторые из групп начинают общение именно в 4:20 утра. Звучит невероятно, но некоторые эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра. Если ребенок в это время сидит в интернете, это может оказаться признаком того, что он попал под влияние суицидальных групп.

Впрочем, откровенных призывов к суициду группы не содержат. Если верить информации Роскомнадзора, все паблики, непрекрыто пропагандирующие добровольный уход из жизни - заблокированы. Теперь «поиграть» в смерть необходимо, чтобы на тебя вышли «инструкторы» - подростки размещают на своей странице заявление о готовности вступить в игру и соответствующие хештеги. После этого с ребенком связывается «куратор» и дает задания.

Технология смертельной игры

«Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» - подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов - девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

«Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, - написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. - Ты уверен, что хочешь умереть?».

После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание - вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

«Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, - заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. - Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

«Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

«Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.




«Квест пройден, - написала девушка на своей страничке. - Остался один шаг».

Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа - эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России - незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

«8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины.

Кто и зачем толкает детей на смерть?

Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть - заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег - около 130.

И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов - тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

Кто это делает и зачем - ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

«У подростков нет понимания, что смерть — это финал», — психолог

«Для подростков представление о конечности бытия слишком сложная конструкция, у них нет понимания того, что смерть — это финал, из которого обратного пути нет, - рассказал журналисту ИА «Вчасно» клинический психолог и гештальт-терапевт Кристина Фомина. - Также в этом возрасте смерть часто крайне романтизируется.

Вспомните культуры эмо и готов, популярные книги и сериалы про вампиров, где уже умершие герои наделены сверхспособностями, и описывается какая-то загробная запредельная любовь. Помимо этого, у подростков еще не до конца сформирована, не устоялась эмоционально-волевая сфера, они реагируют на происходящее быстрее, чем успевают это осознавать.

Часто имеет место и акцентуация характера, акцентуация темперамента, когда у детей ярко выражены те или иные черты, еще не сформированные в окончательный характер. Все эти составляющие делают их легко уязвимыми - несчастная любовь, поссорился с мамой, провалил экзамен - и это становится концом света».

- Поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп, как то меняется? На что нужно обратить внимание родителям?

При суицидальном состоянии люди всегда дают какие-то позывные во внешний мир. Подросток практически всегда идет на суицид для привлечения внимания. Ребенок в такой ситуации может стать замкнутым, скрытным, у него могут появиться новые знакомые или увлечения, о которых он не хочет рассказывать. Или может стать вспыльчивым, раздражительным, может говорить на тему смерти, самоубийства. Делать записи, рисунки такого рода.

Только внимание на подростка нужно обращать не тогда, когда он уже закрылся и режет вены, а каждый день.

Что делать родителям?

У участников «групп смерти» на странице в соцсети могут появляться фотографии с китами — предвестниками смерти.

Некоторые из «групп смерти» начинают общение именно в 4:20 утра. Эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра.

Проверяйте запястье ребенка. Первым заданием в «группах смерти» бывают надрезы на руках F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.

Интересуйтесь событиями из жизни ребенка: есть ли у него конфликты и проблемы общения с другими детьми, не находится ли на данный момент ребенок в состоянии депрессии. Говорите больше с ребенком о том, что происходит в его жизни.


Будучи элементом культуры — как кино или книги — игры содержат в себе весьма важный фактор, которого иные выразительные средства лишены: высокую степень субъективного погружения. При прочтении книги читатель тоже вполне может ассоциировать себя с некоторым её персонажем (более того, авторы таких персонажей создают вполне осознано), однако он не может управлять персонажем в процессе повествования.

В игре же игрок не просто может, он в некотором смысле обязан им управлять — игровая история просто не пойдёт дальше, если этого не делать. В сколь бы узкие рамки сюжет игры ни загонял бы игровой процесс, но человеческое восприятие так устроено, что даже минимальная причастность к управлению событиями (пусть даже на уровне «вовремя нажать на кнопку» или «выбрать один вариант из двух») многократно усиливает эффект отождествления. Там, где читатель пассивно следит за развитием событий, игроку кажется, что он их направляет. И в целом ряде случаев даже так и есть: действия игрока могут значительно изменить игровое положение вещей.

Эффект этого столь радикален, что большинство игроков никогда не говорит «мой персонаж», они всегда скажут «я». Это я бежал, стрелял, покупал, говорил. Но в случае с книгой в Ленского стрелял однозначно Онегин, а никак не читатель.

Ситуация при этом двояка. С одной стороны, игрок действительно решает сам, с другой стороны, сам он всё равно решает лишь отчасти, поскольку игра своими выразительными средствами подталкивает его к решению. Правильному решению. Правильному — с точки зрения создателей игры. Однако иллюзия того, что «я додумался до такого своим умом, меня никто не неволил», в этом случае столь сильна, что может обмануть даже бывалых.

Одно дело прочитать о решении персонажа, и совсем другое — «принять» его от его лица. Здесь возможности для пропаганды просто огромны: игрок желает продолжить игру, и потому совершает то, чего от него хотели сценаристы. И таким образом не просто на словах соглашается с их установками, но на деле подтверждает своё согласие. Естественно, пропагандистское влияние в этом случае куда более сурово, чем от книг или фильмов.

В качестве наглядного примера пропаганды, передаваемой через игры вышеописанным способом, мне вспоминается аддон к игре «Operation Flashpoint» (тут я не совсем помню, какой из, поскольку давно это было, но важно не столько название, сколько сам пример).

Смысл сюжета в игре сводился к тому, что в конфликт в некоторой недавно ещё социалистической стране вмешивается Советский Союз. Один из советских военнослужащих (от лица которого и ведётся игра) сначала участвует в означенной войсковой операции, однако через несколько миссий переходит на сторону партизан и дальше воюет уже против советской армии. При этом в сюжете игроку как бы даётся выбор — он может перейти на сторону «защитников свободы» уже в первой миссии, а может упорно выполнять присягу, которую он, конечно, в реальном мире не давал, но по игровым условностям — видимо, да.

По замыслу сценаристов игрок переметнётся к партизанам уже в конце первой миссии: с одной стороны ведь тоталитарный совок, а с другой — борцы за свободу, выбор, таким образом, очевиден. Но если уж вдруг попадётся кто-то упорный, то фиг с ним, пусть посопротивляется — дальнейший сюжет по-любому всё направит куда надо.

Правда, этот, казалось бы, беспроигрышный вариант давал сбои: многие игроки (особенно родом из СССР) упорно не желали делать того, что им рекомендовали сценаристы. В общем случае можно было бы, разумеется, развить оба варианта сюжета до конца и позволить игроку дослужить весь положенный срок, не перемётываясь к врагу (или к другу — по версии авторов игры), но этого разработчики не сделали: при некотором небольшом количестве отказов игрока просто расстреливал без суда и следствия некий советский офицер (или даже генерал — я не помню). Расстреливал, что характерно, как раз при выбранном варианте, означавшем, что на сторону «борцов за свободу» солдат не переходит, а сохраняет верность присяге. Полный бред, да. Можно было бы хитрее.

Но так зато получилось нагляднее в плане раскрытия описываемого в данной статье психологического эффекта: при наличии иллюзии свободы условия, задаваемые игрой, на самом деле весьма жёсткие.

Если бы советская армия по игре творила бы полный беспредел — всё можно было бы списать на игровую условность. Моральные установки ведь никто не отменял, поэтому присяга присягой, но возмущение объективным беспределом могло бы её «перевесить». В игре же вместо этого подразумевалось, что переметнуться следует практически просто потому, что это — советская армия. Как может порядочный человек в ней состоять?

Они тебя сами без причины укокошат или ты сам возмутишься их бесчинствам, но в любом случае ты будешь прав, если уйдёшь от них к нам. По всем человеческим понятиям прав. Никто же не осудит солдата гитлеровской армии за то, что он из неё сбежит и даже пойдёт после этого против неё сражаться, — не участвовать же ему в массовых убийствах гражданских, включая детей. Так вот, с советской армией всё так же. Ты сделал правильный выбор.

Хотя на самом деле за тебя его сделали сценаристы. Бесчинства на самом деле творит не СССР, не советская армия, не коммунисты, не русские, а какие-то нарисованные ублюдки, которых тебе показали в игре. Просто сценаристы по собственному произволу назвали их «коммис», «совьетс» или «рашнс».

Принимая решение — после созерцания ли нарисованных преступлений или потому, что иначе игра не продолжится, — ты машинально примерял произвол сценаристов на реальность. То, что они «коммис», — условность, но стрелял в них ты уже гораздо менее условно.

Оружие было ненастоящим, но на кнопку всё равно нажимал ты. Это не значит, что ты ровно так же нажал бы и на спусковой крючок пистолета — нарисованный пистолет мозг без проблем отличает от настоящего. Но вот в идеологическом плане ты в этот момент как бы для себя принял, что реальные «коммис» отчасти именно такие, как показаны в игре. Это не абстрактные «синие» или «красные» и даже не абстрактные «русские» или «американцы», как две идентичные противоборствующие стороны в сетевом шутере. Нет, тут уже это те самые «рашнс», поскольку у этой игры есть сюжет. Ассоциации в этом случае у тебя всё-таки останутся.

Если в какой-то компьютерной стратегии у «России» есть игровой национальный бонус «заваливание трупами», то и это ты тоже чуть-чуть запомнишь. Страна-то нарисованная, но название у неё — настоящее. Национальный бонус — как бы для оживляжа, но он накладывает отпечаток на игрока: тот, конечно, волен не пользоваться бонусом, но ведь бонус преимущества таки даёт, а потому «играя за Россию, надо заваливать врагов трупами», «зерг-раш — вот русский метод», «совьетс не жалеют ни чужих, ни своих».

Тут, впрочем, надо оговориться: не следует воспринимать вышесказанное как указание на то, что создатели вообще каждой игры сознательно проталкивают определённую идеологию в широкие массы через своё творение. Как и в случае с фильмами, это далеко не всегда так. Авторы большинства произведений не состоят в спецслужбах и не контролируются ими. Однако даже в случае полного отсутствия контроля со стороны «сил зла», они всё равно выступают трансляторами собственного мировоззрения. Которое, в свою очередь, сформировано средой, в которой они живут. Если в этой среде есть антисоветизм, русофобия или что-то подобное, чисто статистически большинство авторов будут транслировать именно их, даже не отдавая себе в этом отчёта.

Им мог никто не говорить напрямую: «в своей игре изображайте коммунизм строго в чёрных тонах!» — они это делают просто потому, что таково наиболее распространённое в их стране мнение. Сформированное в том числе целенаправленной пропагандой. Более того, они могут быть даже уверены, что «всегда сражались на стороне добра». Но они вот так видят обстоятельства: через призму былой холодной войны, антисоветской и русофобской пропаганды. Там — зло, поэтому мы наделим его характерными чертами зла, как мы его себе видим. Пусть совьетс расстреливают своих без причины. А ещё у них в Сибири живут бесчисленные орды отморозков, которых «рашн коммис» волной, не считая, гонят на пулемёты.

Чисто машинально в целом ряде игр мы выступаем в роли этого самого «они же зла». Нам, нашей истории, нашей стране приписывают те черты, которых у нас никогда не было. И не только нашим — любым, которые находятся в некоторой оппозиции к родине авторов игры. Машинально ли, по чьему-то наущению ли, но в игровую концепцию закладываются некие представления о «не своих».

За границей далеко не все люди — сволочи, поэтому многие разработчики пытаются «быть объективными». Но по причине того, что противостояние всё-таки присутствует, даже то, что казалось им добросовестной объективностью, будет немного смещено. Чуть-чуть в пользу их и чуть-чуть против пользы им чужих.

Наложит ли это отпечаток на сознание? Безусловно. Не так, чтобы превратить русофила в русофоба, но наложит. Чуть-чуть. Но общее отношение складывается как раз и суммы таких «чуть-чуть» в самых разных сферах. Особую роль сыграют те сферы, где воздействие на сознание особо сильно́ — в частности, компьютерные игры.

Некоторые, не исключено, подумают, что смысл данного текста в том, чтобы подвести читателя к мысли «иностранные компьютерные игры надо запретить», но нет. В настоящее время крайне вредно запрещать иностранную культуру. И одновременно с этим невозможно её запретить.

Надо не её запретить, а свою усилить. В культурном поле, включающем в себя и компьютерные игры, должен быть паритет, а не абсолютное доминирование одной стороны над другой. Паритет позволяет, с одной стороны, предоставить годную альтернативу тому, что при доминировании заявляется без альтернатив, а с другой стороны, не вызвать у граждан впечатление «они от нас всё скрывают!». «Скрывают Правду!».

Запретом такого паритета добиться невозможно — только наращиванием выпуска своего. Не лубочно-халтурного, а в современных формах выражающего взгляд на себя и на человечество в целом, на историю и на отношения между людьми.

Просмотров