Пример поглаживания в какой либо ситуации. Пять правил поглаживаний. Безусловные положительные поглаживания

Каюмова Анна Михайловна
Приемы персонально-личностного подхода

Персонально – личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы, таких, как : «Гейша» , «Расклад» , «Эмоциональное поглаживание» , «Заражение» , «Отвлечение» , «Научи меня, пожалуйста» , «Вместе» , «Подарки» , «Помоги» , «Гордость» , «День прошел» , «Эмоциональное обволакивание» , «Лестница» , «Даю шанс» , «Исповедь» и другие.

Применяя на практике технологию развития общения старших дошкольников, воспитатели могут использовать именно те приемы , которые наиболее эффективно способствуют реализации заявленных задач.

ПРИЕМ «ГЕЙША»

Цель : помочь воспитателю в осуществлении гуманизации общения с детьми.

Содержание : этот прием является основой общения воспитателя и детей на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Он заключает в себе «способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых». Он требует от педагога помимо появления творческого начала проявления педагогической доброты, любви, человечности, сочувствия ребенку.

ПРИЕМ «РАСКЛАД»

Цель : помогает осознать необходимость воспитателем знать положительные и отрицательные качества ребенка.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ»

Цель : помогает создать положительное эмоциональное состояние по отношению к ребенку.

Содержание : поглаживание – это лишь наиболее общий термин, который используется для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают…Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Следует называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека.

ПРИЕМ «ЗАРАЖЕНИЯ»

Цель : коррекция эмоционального состояния детей.

Содержание : заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида к другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Дети легко перенимают не только движения воспитателя, но и его настроение. Успех других детей также может быть заразительным для ребенка, он стремиться к успеху такому же и желает испытать такие же чувства.

ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ»

Цель : помочь ребенку отвлечься от переживаний, которые его тревожат.

Содержание : ребенка можно отвлечь от горестных переживаний веселой игрой, наблюдением за чем-то необычным. Часто ребенок отвлекается и на обычные вещи или события, если интонация взрослого становится привлекательной для него. Иными словами, воспитатель должен быть еще и артистом, и артистом хорошим, так как дети чувствуют остро любую фальшь в голосе или взгляде педагога.

ПРИЕМ «НАУЧИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Цель : помочь достичь педагогу и ребенку единого осмысления целей.

приема строится следующим образом :

1. Начать разговор с ребенком, когда он закончит какую-то работу.

2. Отметить, как хорошо это у него получилось.

3. Попросить научить делать так же.

4. Прилежно учиться, если ребенок согласился стать наставником воспитателя.

ПРИЕМ «ВСЕ ВМЕСТЕ»

Цель : помочь детям осознать свою значимость в своей деятельности.

Прием построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость, которое конкретизируется в мотивации общения в условии помощи взрослому.

Алгоритм действий :

1. Сообщаем детям, что собираемся заняться каким-то делом, коротко излагаем суть, говорим, что в одиночку будет сложно или неинтересно, и предлагаем всем желающим принять участие.

2. Даем каждому желающему посильное занятие, показываем или объясняем, как его выполнить, выражаем признательность каждому участнику.

3. Подчеркиваем, что достигнутый результат - практический или интеллектуальный - был получен путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

ПРИЕМ «ГОРДОСТЬ»

Цель : воспитать желание у ребенка чувствовать себя умеющим, гордым за достигнутое.

Прием основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным и частично на его личной заинтересованности. Тот факт, что он сделал игрушку сам, является очень значительным и очень приятным для ребенка. Дети искренне гордятся своими произведениями и охотно ими пользуются.

Алгоритм действий :

1. Показываем детям какой-либо предмет и спрашиваем, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, говорим, что они уже большие и смогут сами сделать себе такие вещи.

3. Изготовленная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Создаем условия для того, чтобы все получилось достаточно привлекательно и ребенок имел основание гордиться своим трудом.

ПРИЕМ «ПОМОГИ»

Цель : создать в группе атмосферу равных прав.

ПРИЕМ «ДЕНЬ ПРОШЕЛ»

Цель : помочь осознать детям значимость каждого дня в их жизни.

ПРИЕМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБВОЛАКИВАНИЕ»

Цель : помочь ребенку устанавливать положительные эмоциональные контакты с окружающими.

Содержание : прием используется для групп детей, чувствующих себя в коллективе сверстников «белой вороной» . Формулу приема можно представить следующим образом : обязательная встреча ребенка с улыбкой, плюс обязательно ласковый, добрый тон, плюс обязательные подбадривания в каждом начинании, плюс подбор соответствующих ролей, плюс публичное подчеркивание результатов, плюс обязательная помощь в выполнении поручений, в соблюдении режимных требований, плюс мажорный тон, выделение оптимистической перспективы при контактах с родителями, плюс выработка с ними единой линии эмоциональных реакций на успех и неудачи ребенка (по мере возможности) .

ПРИЕМ «ДАЮ ШАНС»

Цель : помочь ребенку реализовать свои возможности.

ПРИЕМ «ИСПОВЕДЬ»

(или когда педагог плачет)

Цель : развивать у детей гуманные чувства.

ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА»

Цель : коррекция настроения и эмоционального состояния детей.

Прием работает на создание «неожиданной радости» . Неожиданной она должна быть у ребенка, для педагога же она запрограммирована.

Алгоритм деятельности педагога при использовании данного приема строится следующим образом :

Шаг первый. «Психологическая атака» .

Суть его в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создать условия для вхождения в эмоциональный контакт.

Шаг второй. «Эмоциональная блокировка» .

Суть его состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки событий на оптимистическую : «неуспех – случаен, успех – закономерен» .

Шаг третий. «Выбор главного направления»

Смысл педагогического воздействия состоит в том, чтобы не только установить очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

Шаг четвертый. «Выбор равных возможностей» .

Суть заключена в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, для которого создается соответствующая ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению со сверстниками.

Поглаживания Анализ фиксированных эмоциональных установок, психологии советского и постсоветского человека показывает, что одной из наиболее часто встречающихся причин нарушений здоровья и неуспешности является заниженная самооценка и низкий уровень самоуважения. Более точно - неоправданно низкая самооценка и неоправданно низкий уровень самоуважения. Исследования в этой области показывают, что у большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. А кто не любит себя, вряд ли способен любить других.

Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг. На языке трансактного анализа единицу признания или просто узнавания называют поглаживанием.

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания. Мы называем поглаживаем такое взаимодействие, от которого человек испытывает позитивные, приятные чувства.

Взаимодействие, от которого человек испытывает негативные, неприятные чувства, мы называем пинком.

Можно уверенно сказать, что наша жизнь протекает в пинках и поглаживаниях. Именно они дают нам энергию для свершений. Именно они составляют наш банк поглаживаний и пинков. А этот банк во многом определяет нашу самооценку и самоуважение. Более того, наш внутренний потенциал и следовательно, возможность претендовать и действовать, во многом зависит от банка поглаживаний и пинков.

Одним людям больше энергии дают поглаживания, другим - пинки. И все же можно заключить, что ценность поглаживаний выше. Ведь мы много раз можем обращаться к поглаживанию, брать его энергию и укреплять само поглаживание и его энергетическое наполнение. Тогда как обратившись к пинку и взяв его энергию, мы своей успешной деятельностью растрачиваем, отреагируем эту отрицательную энергию и избавляемся от пинка. Освобождаться от отрицательной энергии и гнетущих эмоций пинков, а не накапливать их в себе - особое умение и искусство, которым важно владеть. Ибо оно позволяет избавляться от отрицательных эмоций и энергии. Итак, поглаживания важнее пинков. И важно специально заниматься поглаживаниями, поскольку жизнь в нашей стране сама по себе обеспечивает нам большое количество пинков.

Давайте остановимся на поглаживаниях. Поглаживания могут быть условными, когда они касаются того, что человек делает. Вам говорят: . Такое поглаживание подчеркивает результат человека.

Поглаживания могут быть безусловными. Это более важно, ведь они связано с тем, кем человек является. Вам говорят: .

Есть поддельные, фальшивые поглаживания. Внешне они как бы позитивны, а на самом деле оказываются пинками.

Вот пример: Это пинки, подслащенные фальшивыми поглаживаниями Пять правил поглаживаний Каждый человек, независимо от пола и возраста, нуждается в поглаживаниях Поглаживания необходимы человеку для сохранения и развития здоровья Энергию для активности и деятельности человек также часто черпает в поглаживаниях. Особенно в поглаживаниях нуждаются дети и старики Самая острая потребность в поглаживаниях в подростковом возрасте. Это первое правило Чем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на психологические поглаживания. Маленьких детей мы охотно обнимаем, прижимаем к себе, целуем, пощипываем, похлопываем, дуем в пупок и попку, покусываем, щекочем, потираем. . Да мало ли еще какие другие поглаживания могут быть проделаны. И все они воспринимаются ребенком радостно, как знаки признания. Ребенок растет. Он все больше удаляется от нас Мы все меньше касаемся его, а наши поглаживания все больше носят психологический характер. И уж совсем никому в голову не придет проделать вышеперечисленные поглаживания, адресованные малым детям, со взрослыми или пожилыми людьми Зато наши психологические поглаживания могут становиться все более дифференцированными и изощренными. Это второе правило Третье правило гласит, что поглаживания подкрепляют поведение, ведущее к поглаживаниям. Человек, получающий поглаживания, бессознательно, да и осознанно стремится к тому, чтобы вновь их получать Мы получаем поглаживания от окружающих нас людей, от себя самого, от комфорта окружающей среды И некоторые люди так сильно стремятся к поглаживаниям, так сильно зависят от них, что они как бы находятся в паутине поглаживаний и ведомы ею по жизни Человек способен накапливать в себе поглаживания Такая способность у каждого человека различна и может развиваться путем психологического тренинга. Собрание поглаживаний каждого человека называется его банком поглаживаний. У одного этот банк обширен и заполнен безусловными поглаживаниями Такой человек больше зависит от себя, собственного мнения. У него обширный банк поглаживаний, который обеспечивает ему значительную автономию. У другого он мал. Такой человек зависим от поглаживаний извне Он влеком паутиной поглаживаний. Это четвертое правило Пятое правило гласит, что поглаживания и пинки находятся в обратной зависимости. Чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает пинков Чем больше человек принимает пинков, тем меньше отдает поглаживаний.

Советский и постсоветский человек неохотно отдает поглаживания и зачастую просто мало обучен принимать поглаживания от других. Когда просишь такого человека посмотреть внимательно на другого человека и искренне, от души отдать поглаживания, то это иногда удается. И значительно сложнее, когда просишь расправить плечи, увидеть, услышать и почувствовать человека, передающего вам поглаживание. И так прочувствовать само поглаживание, полностью принимая его, чтобы мурашки по спине побежали от осознания приятных переживаний, и это поглаживание надолго, на многие годы оставалось с вами. Обучение умению принимать поглаживания значительно сложнее, чем обучение умению отдавать их Поглаживания столь важны в нашей жизни, что, исходя из представлений о них, можно всех людей, вслед за Э. Берном, подразделить на настоящих> податливых. Настоящие люди располагают достаточным банком поглаживаний и часто сами принимают решения. Податливые люди зависят от поглаживаний и пинков окружающих и часто подпадают под влияние, оказываются потерпевшими неудачу, проигравшими.

ласковое воспитание или важность психологических поглаживаний.

Уже доказано, что в жизни любого человека психологические поглаживания очень важны, как то: улыбка, комплимент, одобрение, похвала, внимание. Если человек недополучает это поглаживание, он начинает испытвать в этом "голод" и всячески искать его, становясь уязвимым и подверженными чужому влиянию. Для детей поглаживания более необходимы, но родители так заняты мыслями насущными, что порой единственной мыслью вечером является мысль, рухнуть в постель побыстрее и уснуть.

Вчера гуляем с Лерой на площадке, увидели знакомую девочку, Яну. Лерка побежала на горку, а Яна ко мне прижимается и льнет. Обняла ее по матерински и спрашиваю, по маме скучаешь? Она, голову вниз опустила и говорит,: "Она придет сегодня, как всегда поздно, в 8 вечера" Погладила я Яну по головке, несколько минуточек подержала руку, поговорили об учебе, о том, что завтра она идет на день рождение, та свой "голод" удовлетворила и побежала на горку тоже резвится. Жалко мне стало девочку, не стоит того ни одна работа, чтобы ребенок испытывал дефицит общения с близкими людьми. Детство не возвращается! Самое большое, что мы можем дать нашим детям-ЛЮБОВЬ! Но многие считают, что любовью сыт не будешь. А без любви даже растения не растут, это факт!

_______________________________________________________________________________________

"Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет, кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.

В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

Из чего состоит "ласковое" воспитание.

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".

Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в "эмоциональные" игры.

Поиск мягких игрушек (с двух лет)
Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом - будет еще веселее.

"Дотронься до..." (с 4-5 лет)
В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

Игровой массаж
Можно испечь пирог (см. статью "Самооценка"). Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.

Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

Лечение любовью
Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. "Вечно ты копаешься", "Катя у нас- жадина", "Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты бледненькая!", "Давай я сам, все равно не сможешь" - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты здоровый и сильный", "У тебя все получится", " Я в тебя верю"...

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: "Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь", "Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать", " Ты станешь меньше плакать и капризничать"... Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными. Таким образом Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить такие "сеансы любви" регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Slide title Click to add Title 4 Click to add Title 1 Click to add Title 2 Click to add Title 3 Click to add Title 5

3 слайд

Описание слайда:

Потребность в получении социального признания Э. Берн называет специальным термином "поглаживание". "Поглаживанием" можно назвать любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека, поэтому оно является одной из основных единиц социального действия. Обмен "поглаживаниями" составляет трансакцию, которая определяется как единица общения.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

6 слайд

Описание слайда:

Состояние Я Родителя - это объединение установок и образцов поведения всех эмоционально значимых людей, которые служат для личности родительскими фигурами. Люди, которых мы знаем хуже всего, - это наши родители. Зависимое положение детей делает практически невозможным объективное восприятие родителей. Родитель - это передатчик культурных и семейных сценариев. 1. Состояние Я Родителя.

7 слайд

Описание слайда:

Личность, которая реагирует так, как это делает ребенок, - с любопытством, нежностью, эгоистично, подло, игриво, находчиво - откликается из своего состояния Я Ребенка. В каждом из нас находится маленький мальчик или девочка. Когда Вы ведете себя или чувствуете подобно тому, как это было с вами в детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка. Ребенок - это основа представления личности о себе. Ваши ощущения, вероятно, происходят из Вашего состояния Я Ребенка. 2. Состояние Я Ребенка.

8 слайд

Описание слайда:

Состояние Я Взрослого может использоваться для того, чтобы размышлять, вычислять вероятности, собирать, перерабатывать информацию и сохранять ее для использования в будущем. Оно дает возможность быть более независимым и разборчивым в своих реакциях. Иначе говоря, Ваш Взрослый хочет сказать: “Ты должен делать только самостоятельные объективные оценки ситуации и без предубеждений обдумывать все проблемы, которые обнаружил, или решения, к которым должен прийти”. Качество решений будет зависеть от того, насколько хорошо информирован Взрослый и насколько хорошо Взрослый умеет отбирать и использовать информацию от Родителя и Ребенка. Тем не менее решения, даже принятые с учетом фактов, не обязательно будут “правильными”, так как мы, как и все смертные, порой вынуждены принимать решения на основе неполных данных и можем приходить к неверным заключениям. 3. Состояние Я Взрослого.

9 слайд

Описание слайда:

Различные проблемы границ Я могут оказывать воздействие на спонтанное использование личностью своих возможностей. Если границы Я слишком слабые, психическая энергия личности беспорядочно скользит из одного состояния Я другое, заставляя личность вести себя непредсказуемым образом. Если границы Я слишком жесткие, то психическая энергия “запирается" в одном состоянии, исключая другие. Эта проблема ясно видна, когда личность постоянно использует только одно состояние Я и предпочитает действовать почти исключительно в состоянии Я Родителя, Взрослого или Ребенка. Когда личность получает травму или накапливает отрицательные переживания, границам Я наносится повреждение.

Просмотров