Как изменять убеждения по свету. Работа с убеждениями, изменение убеждений - Самопознание: путь к просветлению. Как изменять свои убеждения? Основные методики

Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] Ковалев Сергей Викторович

Изменение убеждений

Изменение убеждений

Эта область психокоррекции «осколков» досоциального уровня, на деле, глобальная, прямо направлена на устранение всех тех, порой идиотских, правил и принципов. Их вы использовали в качестве костылей и подпорок своего неокрепшего Эго во время приобщения к реалиям общественных отношений, и которые теперь ну никак не позволят нам пройти далее, в мир фактов, логики и выгоды. Потому как полностью всему этому, почти научному, противоречат. Не все, но многие. Принципы эти (точнее - стоящие за ними убеждения) принято называть ограничивающими. Потому что они, не соответствуя логике жизни, буквально отворачивают вас от успеха, счастья и благополучия.

Самое любопытное здесь то, что эти нелогичные убеждения невозможно изменить логически. Ибо вера - это все о том, что за пределами логики. Но есть в нейропрограммировании масса психотехнологий (из коих приведу только две), позволяющих быстро и безболезненно либо и вовсе убрать все наши благоприобретенные благоглупости, либо, как минимум, заметно уменьшить их влияние, даровав взамен свободу. Свободу жить не так как надо, а, в общем-то, как стоит, а после и просто как хочется…

Из книги Каждую минуту рождается еще один покупатель автора Витале Джо

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Устойчивость убеждений «Мы слышим и принимаем только то, что уже наполовину знаем», - писал Генри Дэвид Торо. Исследования показывают, насколько прав быт поэт. В одном из экспериментов студентам, выступающим за и против смертной казни, предъявляли результаты двух

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

16. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ После работы со второй главой «Поиск автоматических мыслей», вы, скорее всего, определили несколько «горячих» мыслей, которые отражают некоторые из ваших глубинных убеждений. Глубинные убеждения уходят корнями в

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Из книги Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Роль убеждений Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Определение убеждений Попробуем теперь дать немного более точное определение тому, что такое убеждение. Во первых, убеждение не есть стратегия; оно не дает знать, «каким образом»; оно не является поведением. Убеждение - это обобщение какого-либо взаимоотношения между

Из книги Открой свой денежный поток. Практическое руководство автора Андреев Александр

Воздействие убеждений Убеждения оказывают огромное влияние на нашу жизнь и, соответственно, на наши цели, поскольку во многом предопределяют повседневный опыт. Рассмотрим для примера такое убеждение: «Все вокруг хотят подложить мне свинью». Если вы действительно

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Поиск ограничивающих убеждений через поиск места и времени возникновения убеждений Ты уже знаешь, что убеждения формируются во время очень сильных эмоций.Постарайся вспомнить максимальное количество ситуаций, связанных с деньгами, которые вызвали очень бурные эмоции

Из книги Психотерапия человеческой жизни [Основы интегрального нейропрограммирования] автора Ковалев Сергей Викторович

Значение убеждений Для начала подумай, во что ты веришь. Это сложно или нет? Для многих весьма талантливых людей это оказывается невероятно сложным. Начать можно с простого хода: поставь себя на место ответственного лица и прими за него решения, которые считаешь

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Изменение убеждений Эта область психокоррекции «осколков» досоциального уровня, на деле, глобальная, прямо направлена на устранение всех тех, порой идиотских, правил и принципов. Их вы использовали в качестве костылей и подпорок своего неокрепшего Эго во время

Из книги автора

Власть убеждений Влияние убеждений на нашу жизнь огромно. Помимо того, они почти не поддаются воздействию обычной логики или рационального мышления. Абрахам Маслоу любил рассказывать старую историю о человеке, который лечился у психиатра. Герой нашей истории

Из книги автора

Проверка убеждений Прием проверки с помощью соединительных слов можно использовать и для укрепления наших убеждений, создавая «убеждения относительно убеждений». Они могут служить дополнительными оправданиями и придавать уверенность в том или ином

Из книги автора

Изменение убеждений естественным путем Задача всех паттернов «Фокусов языка», которые мы рассматривали до сих пор, – сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в самих себя. Они также могут помочь провести рефрейминг негативных

Из книги автора

Изменение убеждений и внутренние состояния Стадии естественного изменения убеждений являются иллюстрацией того, как наше внутреннее состояние оказывает существенное влияние на этот процесс. Внутренние состояния во многом являются «вместилищами» наших убеждений.

Из книги автора

Сцепление убеждений Конечная цель разнообразных паттернов «Фокусов языка» заключается в том, чтобы с помощью языковых средств помочь людям пройти через все стадии цикла изменения убеждений. Однако сам цикл как прием не требует обязательного использования языка. Можно

Из книги автора

Метаструктура убеждений В этой книге мы исследовали целый ряд измерений нашего опыта, которые находятся под воздействием убеждений и включены в процесс формирования и поддержания этих убеждений.Сенсорный опыт поставляет нам сырье, из которого мы строим свои «карты

Наши убеждения - очень мощная сила, которая определяет нашу жизнь. Опыт многих поколений доказывает: если кто-то убежден, что сумеет, сделает, одолеет, -- у него обязательно получится. И наоборот. Большинство людей признают, что их убеждения могут прямо или косвенно влиять на их здоровье. Люди, профессионально связанные с охраной здоровья, подтверждают: для выздоровления пациента нужно, чтобы он по-настоящему этого хотел.

Можно ли изменять убеждения - отвергать старые и принимать новые? Как это сделать? Нейро-лингвистическое программирование вооружило нас эффективными техниками, которые позволяют понимать скрытые механизмы действия убеждений и их систем, а затем изменять - с пользой для себя и окружающих.

Для психологов, психотерапевтов, студентов психологических факультетов, а также всех, кто интересуется миром НЛП.

«ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» РОБЕРТА ДИЛТСА

«Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Борис Пастернак

Мир НЛП, такой единый и понятный в своем единстве в момент возникновения, раскололся на острова, государства, карты и территории. Наряду с Джоном Гриндером, Ричардом Бендлером, Лесли Камерон-Бендлер и Джудит Делозьер, наверное, одним из самых известных имен-островов является имя Роберта Дилтса.

Начав как ученик и соратник, он выстроил несколько иное, «свое» НЛП. И если коротко охарактеризовать «НЛП по Дилтсу», то это прежде всего подход, уделяющий большое внимание ответам на вопросы «почему?» и «кто я?»

Задав вопрос «почему?», вы услышите в ответ убеждение человека. О том, кто он, что в мире бывает и чего не бывает, что хорошо или плохо, правильно или неправильно, возможно или невозможно и о многом другом. Это то, что нам помогает ориентироваться в мире, выбирать пути, действовать и запутываться в своих действиях….

Это та самая «суть»… И, наверное, надежда и стремление до нее дойти немного наивны и заранее обречены… Хотя, читая книгу, обнаруживаешь, что даже просто двигаясь в поисках этих ответов, можно многое узнать и изменить, помочь себе, своим родным и клиентам. В ней описаны техники, случаи из практики и, кроме того, прочитав ее, можно узнать многое про автора, который очень искренен.

«Убеждения» Р. Дилтса знаменуют смену периода развития НЛП, некогда отрицавшего другие методы психотерапии, на этап, в котором НЛП ищет сходства и признает себя членом семьи, где возможно учиться у старших, не отказываясь при этом от своей уникальности и своеобразия.

НЛП больше не метод трехминутного решения проблемы. Снимая это ограничение, книга открывает много новых, интересных и манящих дорог.

Наверное, именно это особенно актуально для русского читателя, для которого магия первых лет знакомства с НЛП, возможно, начала немного тускнеть при встрече с невротиком, никак не собирающимся вылечиваться за одну сессию.

Герои книги - прежде всего клиенты: «обычные невротики» и «шизофреники», которым Дилтс никогда не ставит диагноз, а просто помогает распутать клубок проблем. Это родные и близкие автора - его отец, умирающий и в то же время побеждающий смерть, мать, доверяющая сыну стать ее психотерапевтом и изменяющая свой семейный сценарий, раковый больной, Бог и задумавший понять его Божественный замысел Человек - Энштейн.

В книге, начинающейся с благодарности учителям и соратникам и завершающейся благодарностью слушателям и читателям, много надежды смирения и любви… И вместе с тем язык ее сухой и «техничный», и так легко споткнуться, читая «импринт», «репрезентация», «якорение», «кинестетика» и т.д. Мне кажется, для автора нет противоречия между алгеброй и гармонией. Безличность схем и формул никогда не приобретает отдельной власти. Она существует только «для», только «в применении к»… Мне это напоминает разговор доктора у постели больного про такие непоэтичные вещи, как пульс, дыхание, количество лейкоцитов. И при этом добрый, теплый, внимательный, поддерживающий взгляд.

Побывав в гостях на «планете людей» Роберта Дилтса, вам, возможно, захочется заглянуть к нему еще раз - его трехтомник «Стратегии гениев» скоро увидит свет в нашем издательстве. Только не идите в гости с пустыми руками. Вашим вопросам «почему?» и «кто?» будут очень рады.

Елена Виль-Вильямс

С глубочайшим уважением эта книга с посвящается людям Восточной Европы, которые показали всему миру действительную мощь и силу подлинного изменения убеждений.

БЛАГОДАРНОСТИ

Существует несколько элементов, на которые опирается процесс создания и развития любого подхода, техники, идеи или целой теории. Прежде всего в творчестве всегда присутствуют две стороны: концептуальная и операциональная. Концептуальные элементы служат теоретическим основанием. Операциональные должны помогать применению созданного на практике.

В концептуальном и операциональном развитии существуют основные принципиальные роли. Роль творца - это отправная точка в развитии. Кроме того, важны концептуальные и операциональные истоки, вклады других людей, а также роль последователей и тех, кто занимается дальнейшей разработкой подхода, его адаптацией и «очищением» материала.

Во время разработки материала, описанного в данной книге, я получал поддержку многих людей, которым хотел бы выразить благодарность.

Техники реимпринтинга имеют свою концептуальную и операциональную предысторию. Концептуально понятие реимпритинга во многом основано на разработках концепции импринтинга Конрада Лоренца, расширенного до понятия реимпринтинга Тимоти Лири. Нельзя не отметить вклад в эту концепцию идей Зигмунда Фрейда, выраженных в его работе «Изучение истерии», а также работ известного семейного терапевта Вирджинии Сатир. Операционально реимпритинг как техника связан с техникой изменения личностной истории, которая была предложена создателями НЛП Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.

Техника превращения неудачи в обратную связь с использованием глазных ключей доступа и стратегий мышления была разработана мною и моими коллегами в самом начале развития НЛП и описана в первом томе «Нейро-лингвистического программирования». На эту технику во многом повлияли работы Макса Вертмейера и его коллег гештальт-психологов.

Развитие техники интеграции убеждений во многом связано с комбинированием техник примирения конфликтных частей и рефрейминга. Концептуально они испытывают огромное влияние работ Фрица Перлза и Вирджинии Сатир.

Фундаментальная концепция идеи логических уровней и изменения убеждений сформулирована Грегори Бейтсоном в его работах по изучению систем и шизофрении. Огромное вдохновение при дальнейшей разработке этой идеи дали мне работы и наблюдение практики Милтона Эриксона.

Пространственное применение техники линии времени было разработано в серии семинаров «Синтакс», которые мы проводили с Джоном Гриндером. На этих семинарах мы наблюдали позитивный эффект от применения техник изменения позиций восприятия и Мета-зеркала.

Огромную поддержку оказал мой коллега Тодд Эпштейн, который первым «опробовал» мои изобретения и давал мне обратную связь, вникая в мои идеи.

Я хотел бы выразить огромную благодарность Луизе Беллер за подготовку рукописи данной книги, а также Алану Монарту и Анне Пирерд, спонсировавшим семинары, на которых основана эта книга.

ВВЕДЕНИЕ

Наши убеждения оказывают огромное влияние на наше поведение. Принято считать, что если человек по-настоящему верит, что он может что-либо совершить, то обязательно это совершит. Но если он убежден в невозможности этого, никаких сил не достаточно, чтобы убедить его в обратном. Такие убеждения, как «Уже слишком поздно», «Ничего не поделаешь, здесь я бессилен», «Я - жертва обстоятельств «, «Раз уж на мою долю выпало, никуда не денешься» - часто могут являться камнем преткновения, не позволяющим человеку в полной мере использовать весь потенциал своих естественных ресурсов и бессознательной компетенции (unconscious competence). Наши убеждения относительно самих себя и своих возможностей в окружающем мире неизменно и в значительной мере влияют на повседневную деятельность. У каждого есть убеждения, служащие ресурсом, и наряду с этим - убеждения, сдерживающие движение вперед.

Большинство людей признают, например, что их система убеждений может как прямо, так и косвенно влиять на их здоровье. Чаще всего бывает совсем несложно выявить отрицательные убеждения, ведущие к таким неприятным для общего состояния здоровья последствиям, как развитие вредных привычек, повышенная утомляемость, ослабление иммунной системы организма и стрессовые состояния. Как же в таком случае следует поступать, чтобы вместо отрицательных убеждений обрести убеждения, благотворно влияющие на общее состояние здоровья человека?

Почти каждый, кто профессионально связан с заботой о здоровье человека, признает, что общий моральный настрой пациента является наиболее влиятельным фактором в процессе выздоровления. И тем не менее, существует весьма ограниченное число основательных или надежных методов, способных помочь человеку преодолеть одолевающий его страх или апатию и обрести конгруэнтное «позитивное душевное состояние».

На протяжении всей истории медицинских исследований неоднократно подтверждалось, что средства, обладающие лишь плацебо-эффектом, могут быть столь же действенны, как и самые сильные лекарства. Вместе с тем, причина этого явления до сих пор оставалась загадкой. Многие исследователи даже полагают, что возможно «обратное действие плацебо», приводящее к возникновению многих заболеваний. Но возможно ли непосредственно прибегнуть к этому источнику жизненной силы и обратить его на пользу человеку, ищущему исцеления?

Даже те убеждения, что сложились по отношению к нам у других людей, могут возыметь на нас свое действие. Это было продемонстрировано в одном весьма оригинальном исследовании, в ходе которого группа детей с уровнем умственного развития, аттестованным как средний, была совершенно произвольным образом разделена на две равные подгруппы. Одна из них была вверена одному учителю как группа «одаренных» детей. Вторая - другому учителю, но уже как группа «отстающих». Год спустя обе подгруппы были вновь аттестованы на уровень умственного развития. И вовсе не удивительно, что большинство детей, произвольно записанных в «одаренные», получили гораздо более высокий балл, чем на предыдущей аттестации, в то время как большинство тех, кого определили в «отстающие», показали значительно более низкий результат! Убеждения учителей относительно способностей своих учеников повлияли на обучаемость последних.

Наши убеждения могут формировать, изменять и даже определять уровень наших умственных способностей, состояние здоровья, социальные связи, творческие способности и даже степень личного счастья и жизненного успеха. При этом если убеждения и в самом деле являются столь могучим фактором нашей жизни, каким образом можно научиться управлять ими так, чтобы они не начали управлять нами? Многие из наших убеждений были получены нами в детстве от наших родителей, учителей, социального окружения и средств массовой информации еще до того, как мы могли осознать оказываемое ими влияние или сделать выбор по своему усмотрению. Возможно ли перестроить, изменить или разучиться верить в свои старые ограничивающие убеждения и взять на вооружение другие, способные вывести нас за пределы старых ограничений, на новые орбиты, превосходящие наши самые смелые предположения? И если такое возможно, то каким образом мы можем это осуществить?

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) предоставляет в наше распоряжение весьма действенную и многообещающую модель разума и набор поведенческих инструментов, способных «отомкнуть» некоторые скрытые механизмы, лежащие в основе убеждений и систем убеждений. С помощью НЛП убеждения, - а наряду с этим как нейро-лингвистические, так и физические элементы, влияющие на эти убеждения, - могут быть изучены и на них можно оказывать влияние вполне понятным и практически полезным образом.

ПРИРОДА УБЕЖДЕНИЯ

Мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации, в результате которых мы способны выходить на различные уровни мышления и бытия. Стараясь создать модель для понимания деятельности

мозга или изменения поведения, мы обращаемся к этим уровням - как если бы хотели разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка, предприятия, фирмы и т.д.), в которой существуют различные уровни организации.

С психологической точки зрения, можно говорить о пяти основных уровнях.

Базовым уровнем является наше внешнее окружение, наши внешние сдерживающие факторы.

Мы взаимодействуем с внешним окружением с помощью нашего поведения.

Наше поведение направляется нашей моделью мира и нашими стратегиями, которые определяют наши способности.

Эти способности организуются посредством систем убеждении, непосредственно являющихся предметом данного исследования.

Сами убеждения организуются через идентичность (identity).

Таким образом, когда человек испытывает какое-либо затруднение, то нам следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста или причина в том, что данный человек не обладает особым типом поведения, для того чтобы справиться с контекстом. Или причина в том, что он не разработал подходящей стратегии или модели мира, позволяющих выработать это поведение? Не происходит ли это оттого, что у него отсутствует убеждение или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата? И, наконец, не связана ли причина затруднения с уровнем идентичности, влияющем на всю систему в целом?

Все это - важные различия, полезные для любого, кто работает в области обучения, общения или совершенствования.

ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ

Логические уровни отдельного человека

Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена. Учитель может сказать ему: «Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена».

Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.

Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: «Ты плохо себя проявил на этом экзамене». В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.

Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: «Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты». Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.

На уровне ценностей учитель может сказать: «Ну что ж, в общем-то это не так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться».

Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.

На уровне идентичности учитель может сказать: «И никудышный же ты ученик, однако»; или «Ты не способен к обучению»; или «Да, ты не Лобачевский». Это затрагивает все существо ребенка.

Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое - полным тупицей.

Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между тем, когда человек говорит: «Если я пью, то не способен себя контролировать» и заявлением: «Я горький пьяница и таким навек останусь».

Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.

Логические уровни компании

Уровни, работающие у отдельного человека, будут справедливы и для организаций и групп.

Вот только один пример. В начале 80-х годов Джон Гриндер, Ричард Бэндлер и я давали ряд консультаций фирме «Ксерокс». Если представить себе идентичность и метапрограмму «Ксерокса» (см. перечень составляющих метапрограммы в приложении 1), то ее можно выразить словами: «Каким образом я могу изготовить лучшую копию?»

В этом заключается соответствие положительному в прошлом: компания изготавливает копировальные машины.

Однако и у нее возникли проблемы. Один из сотрудников исследовательского сектора посетил центральный офис газеты «Лос-Анджелес Таймс» и обнаружил, что бумага в нем полностью отсутствует. В крупнейшей газете все работали на компьютерах и пользовались электронной почтой.

В результате компания «Ксерокс» начала заниматься непривычным для себя делом: постаралась заглянуть в будущее и начала искать соответствия отрицательному в будущем: что прикажете делать компании, которая получает свой доход за счет тех, кому нужно делать копии, а через десять лет в офисах не останется никакой бумаги?

Таким образом, компания «Ксерокс» начала действовать, исходя из «отрицательного в будущем» и приняла решение переключиться на персональные компьютеры.

Но проблема в том, что при слове «Ксерокс» мы представляем себе копировальные машины, а отнюдь не персональные компьютеры. Компания попыталась заняться разработкой компьютеров, но компьютеры не вписывались в рамки ее идентичности; не вписывались они ни в систему убеждений, ни даже в текущие способности корпорации. Компания была способна проводить исследования и новые разработки, но не в области персональных компьютеров.

Мы объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой скачок, поскольку речь шла о создании практически нового «я», а это неизбежно приводит к конфликту - со старой идентичностью и старыми ценностями. Именно это и произошло с «Ксероксом», - компания выпустила-таки свой компьютер, но о нем мало кому известно.

Как все это происходило, довольно интересно, поскольку ситуация зримо продемонстрировала, насколько сильны данные уровни убеждений и идентичности метапрограмм и как они проявляют себя в компаниях.

Вот лишь два примера:

1. Для презентации сотрудникам компании этого персонального компьютера было решено нарядить кого-нибудь изобретателем первой копировальной машины «Ксерокс», который уже пятнадцать лет как умер, и «воскрешение его из мертвых» придало всему мероприятию некоторый оттенок поминовения усопших. Он представлял компьютер как новейшую и самую лучшую модель «Ксерокса», говоря при этом: «Это улучшенная версия того, что я пытался сделать».

2. Главным персонажем рекламы этого компьютера был монах! Согласитесь, что образ монаха как-то не слишком вяжется с высокими технологиями. Чем вообще может заниматься монах? Помимо всего прочего, он переписывает рукописи. Таким образом, «Ксерокс» оказался в ловушке своей метапрограммы, поскольку никто вовремя не заметил, что она не соответствует тому внешнему окружению, в которое компания пытается внедриться.

Новое направление началось с идеи на уровне способности исследования и разработки и первое время никому не внушало опасений, как некая мелкая затея в исследовательском центре. Многие его сотрудники имели привычку носить джинсы и длинные волосы, поскольку в те времена, особенно в исследовательской среде, было принято считать, что тот, кто не носит длинных волос и бороды, вряд ли способен полностью осознать, чем он вообще занимается. А уж если он гладко выбрился и повязал галстук, то его способность работать с компьютерами и вовсе оказывалась под большим сомнением.

Чем больше средств вкладывал «Ксерокс» в данное направление, подходя с позиций отрицательного в будущем, тем больше пропагандировалась идея, что оно необходимо для выживания компании в целом и тем больше прилагалось усилий к тому, чтобы сделать его частью идентичности компании.

Когда эта тенденция набрала силу, сотрудникам исследовательского центра было предложено постричься, сбрить бороды и повязать галстуки, дабы соответствовать общему облику («идентичности») компании.

Оказалось, что исследователи по своим метапрограммам не соответствовали настоящему, которым они пренебрегали в пользу перспективы соответствовать положительному в будущем, желая сохранить неизменной свою идентичность, а не превратиться в незначительную часть чужой идентичности. Они хотели стать главной частью идентичности компании. Таким образом, назрел конфликт двух разных идентичностей, который завершился полным разрывом.

Все это говорит о том, что даже в бизнесе существуют различные уровни и различные типы реакций и откликов при переходе с одного уровня на другой.

Мы рекомендовали «Ксероксу» заниматься тем, чем они занимались всегда: не посягать на область персональных компьютеров, а продолжать подстраиваться и действовать в своем ключе, то есть начать разработку компьютеризированных модулей для своих копировальных машин. Если вы обеспокоены тем, что в будущем никто не будет пользоваться бумагой, то начните разрабатывать сканеры, способные оцифровывать текст и сохранять его в компьютере, вместо того, чтобы тратить деньги на разработку персональных компьютеров. Разрабатывайте технологию, которая наилучшим образом соответствуют тому, чем вы занимаетесь в настоящее время.

Похоже, что «Ксерокс» прислушался к нашим советам. В своей рекламе он вместо монаха начал использовать образ Леонардо да Винчи, в большей мере символизирующий творчество: метапрограммы требуют изменений вместе с изменением продукта.

Логические уровни в семейных системах

То, что произошло в фирме «Ксерокс», происходит в каждой семье, где есть подросток. Семья обладает своей идентичностью и на первых порах ребенок так или иначе является частью внешнего окружения. Когда он начинает ходить и проявлять самостоятельность, совершая различные поступки, пора приступать к развитию его способностей: учить его, как управлять этими поступками, как двигаться, не разбивая все на своем пути. Разумеется, в школе у него развивается гораздо больше способностей.

У родителей проблемы возникают, когда у ребенка начинают развиваться свои собственные убеждения. А когда начинает формироваться «я», конфликт разгорается уже по-настоящему. Часто детям хочется быть самостоятельной личностью, а не только частью семьи, быть самими собой и не делать то, что от них требуют родители или то, что нужно их семье. Они хотят делать то, что сами решили делать, а не то, что, по мнению других, было бы лучше всего.

Если вдуматься, то в этом есть настоящий вызов.

«Уверены ли вы в том, что делаете нечто из-за того, что вам действительно хочется делать? Уверены ли вы в том, что не находитесь под влиянием того, что вам говорят другие, или под влиянием того, что заслужите наказание, если не будете этого делать?»

Один путь - это делать то, за что вы неизбежно заслужите наказание и что вам никто, не советует делать. Очевидно, что вы сделаете это, поскольку будете единственным, кто принимает решение. Если все советуют вам не делать чего-то, за что вас неизбежно ждут неприятности, а вы все-таки решили это сделать, то это роднили вы сами, а не кто-то другой.

Другой путь познания своей идентичности - через то, что человек не может изменить: «Если я не могу это изменить, значит это часть меня самого, значит это я сам». Иными словами, я готов принять это как себя самого, если я не знаю, что нужно, чтобы сделать это другим и если я не могу это сделать другим. То, что остается неизменным, со всей очевидностью становится наиболее общей нитью, связывающей воедино весь мой опыт.

Позднее мы еще вернемся к вопросу об идентичности, а сейчас продолжим основную тему книги - убеждения.

Роль убеждений

Помимо всего прочего, убеждения интересны и тем, что в силу своего нахождения на ином уровне, чем поведение или способности, не изменяются в соответствии с теми же самыми правилами.

Если у человека есть какое-либо убеждение, то доказательства, полученные от внешнего окружения или поведения, не смогут изменить это убеждение, поскольку оно не касается действительности. Убеждения заменяют вам знание реальности и касаются тех вещей, которые невозможно наблюдать в действительности. Тог, кто неизлечимо болен, не знает, пойдет ли он на поправку или нет: в нынешней действительности не существует ничего, что могло бы указать ему на это. Он должен верить, что выздоровеет именно потому, что никто не знает, какова реальность.

Другой пример - идея существования Бога. Нет ни одного способа окончательно доказать или опровергнуть ее. Это вопрос личных убеждений («веры») или толкования определенных фактов, а любые факты, как известно, могут по-разному истолковываться в различных системах убеждений.

Я знал многих неизлечимо больных людей, жертв рака или СПИДа. Многие уже считали себя почти на том свете. Зачем же о чем-то беспокоиться, что-то делать, если осталось уже недолго? Даже если обследование давало положительный результат, они были убеждены, что это лишь временное улучшение. Они не хотят заниматься самообманом, они точно знают, что скоро умрут. Спорить с ними бесполезно, поскольку любой аргумент они истолковывают с позиций своей убежденности.

И одновременно существует масса примеров того, как позитивный взгляд на вещи и позитивные убеждения могут привести к выздоровлению даже при самых опасных болезнях. Но как убедить человека, считающего себя кандидатом на тот свет, что он еще вполне может жить и здравствовать? Уверен, что в споре с ним вы ничего не докажете. Почти каждый когда-то мог убедиться на собственном опыте, что попытки изменить чьи-либо убеждения, как правило, заканчиваются пустой тратой времени.

Таким образом, убеждения действуют на ином уровне, чем внешняя и поведенческая действительность, и не изменяются под воздействием тех же самых процессов. В компании, изменение корпоративных ценностей и проводимой политики требует особого подхода и не происходит механически одновременно с заменой оборудования.

Для того, чтобы лучше понять роль убеждений и влияющих на них процессов, я позволю себе сделать обзор нескольких исследований функционирования убеждений в области поведенческих изменений.

Избавление от лишнего веса

Существует масса программ диетического питания, которые коренным образом отличаются друг от друга. В некоторых случаях различные программы толкуют совершенно обратное. Одни, например, говорят: «Вы можете есть все что угодно, до тех пор, пока занимаетесь физическими упражнениями». Другие утверждают:

«Неважно, какие упражнения вы делаете, главное - правильно питаться». Некоторые регулируют то, что вы обычно едите. Другие требуют особого набора продуктов.

Но самое удивительное, что все они для кого-то да срабатывали. Другими словами, каждая из них была эффективна для определенной категории людей.

Один из моих коллег решил исследовать эти программы, но вместо того, чтобы моделировать каждую из них отдельно, он напрямую обратился к людям, которым помогли различные диеты, с вопросом: «Что произошло и как это сработало?» Он обнаружил, что все эти люди, независимо от того, какой программой они пользовались, обладали двумя общими характеристиками.

Первая заключается в том, что переход на диету сопровождался у них еще какой-либо кардинальной переменой в жизни - сменой работы, социальных связей или всего внешнего окружения, если они переезжали на новое место жительства.

Второе, о чем они сообщили, была их реакция в духе: «На этот раз я действительно был готов к переменам ». Они были готовы сбросить вес, и мне кажется, что именно эта готовность сыграла весьма важную роль, особенно в отношении убеждений.

Когда кто-либо, готовый к переменам, входит в ваш кабинет, на него можно просто подуть, и он изменится. При этом можно делать все что угодно: единственное, чего он ждет, - это разрешения.

Поэтому вопрос нужно ставить так: «Как подготовить человека к тому, чтобы он был готов измениться? »

Если некто верит в то, что он может измениться, - он изменится.

Излечение от рака в последней стадии

В ходе еще одного интересного исследования было опрошено сто человек, сумевших излечиться от рака. Всем этим людям был поставлен диагноз рака в заключительной стадии, но по прошествии от десяти до двенадцати лет они все еще здравствуют.

В данном случае исследователь также попытался установить, что общего между всеми этими людьми. Как выяснилось по ходу дела, курсы лечения, которые они проходили, также весьма различались. Некоторые подвергались обычным врачебным процедурам, хирургическим операциям, химиотерапии и облучению. Другие прибегали к нетрадиционным методам, таким как акупунктура. Иные следовали диете и моделям питания. Некоторые встали на стезю психологии или религии. Кое-кто вообще ничего не делал.

Единственное, что было общего у всей этой сотни людей, - все они верили в то, что их действия принесут ожидаемый результат. Безвредные лекарства, выписываемые для успокоения больного

В истории медицины существует один весьма наглядный пример силы убеждения - безвредные лекарства, выписываемые для успокоения пациента, так называемое плацебо.

Эффект плацебо имеет место в тех случаях, когда пациенту, уверенному в том, что ему назначают нужное лекарство, выписывается совершенно безобидное средство, и он, тем не менее, выздоравливает. Будет весьма любопытно рассмотреть этот феномен подробнее.

Эффекту плацебо посвящено множество исследований, поскольку в Соединенных Штатах каждое новое лекарство опробуется на фоне плацебо. И как показывают эти исследования, примерно в одном случае из трех плацебо оказывает то же действие, что и настоящее лекарство. Но это в среднем. В некоторых исследованиях отмечается, что плацебо действует так же хорошо, как и морфий примерно в 54% случаев .

Было проведено даже «обратное» исследование, в котором люди, отзывчивые на плацебо и не относящиеся к таковым, получали настоящее лекарство. Им давали обезболивающие средства типа морфия и, как выяснилось, чутким к плацебо людям он помогал в 95%, а всем остальным - только в 46% случаев. Разница составила примерно 50%, и это убедительно свидетельствует, что даже для настоящего лекарства в ряде случаев необходима убежденность в его действенности.

Плацебо оказались действенными и при лечении раковых заболеваний. В одном исследовании пациентов подвергали «плацебо-химиотерапии», в результате чего около трети из них полностью облысели.

Одним из наиболее эффективных электрошоковых аппаратов в Калифорнии является тот, который не включают уже три года. Прежде чем подключать к нему пациентов, им дают обезболивающие средства, в силу чего психические больные бывают уверены в том, что они получили электрошок, хотя на самом деле ничего не было. Эффект при этом гораздо выше, чем при настоящем электрошоке.

Еще одно исследование показало, что блестящие мелкие красные и очень дорогие пилюльки обладают значительно большим эффектом плацебо, чем крупные беловатые недорогие таблетки. Другими словами, субмодальности лекарства также имеют большое значение.

В свое время Бэндлер и Гриндер попытались начать выпуск средства, названного ими Мега Плацебо, но весь проект был остановлен правительством. Возможно, власти побоялись, что вся фармацевтическая промышленность страны останется не у дел.

Ожидание собственной действенности: взаимоотношения между убеждением, способностью и поведением

Эффект плацебо наглядно демонстрирует роль и скрытую силу убеждения.

Концепция

Мы не рождаемся с готовым набором убеждений, а сами формируем их. Мировоззрение вырабатывается со временем под влиянием размышлений, репрезентаций и подтверждений полученного опыта. Где же истоки убеждений? Как мы формируем их? Судя по всему, в жизненных переживаниях.

Но сами по себе переживания не порождают убеждений. Убеждения начинают складываться, когда мы впервые репрезентируем опыт, когда мы «размышляем» о нем, однако окончательно формируются они в более позднее время и на более высоком уровне, т. е. мета-уровне, когда мы укрепляемся в своих представлениях и репрезентациях. Именно подтверждение наших умозаключений превращает их в убеждения.

А когда умозаключение стало убеждением, оно начинает управлять нашим восприятием. Укоренившиеся представления становятся привычными, как бы застывают и перестают осознаваться. Став сложившимся миропониманием, убеждения оказываются неизменными картами, при помощи которых мы кодируем индивидуальные смыслы явлений. А тогда наши взгляды становятся фильтрами восприятия, и мы начинаем видеть их подтверждение повсюду. Так мы делаем свои убеждения самореализующимися, а в результате «во что верим, то и переживаем». В этом смысле убеждения функционируют как центральный стержень нашей психологической организации. Ричард Бэндлер (Вапс11ег, 1982) так описывает их огромное влияние и всепроникающую природу:

Формы нашего поведения организованы вокруг особых, в высшей степени устойчивых образований, называемых убеждениями. Убеждения имеют тенденцию становиться намного более универсальными и категоричными, чем понимание. Сформировавшись, они могут даже мешать чело-веку воспринимать противоречащие им факты или новые убеждения.

С точки зрения структуры убеждения представляют собой мета-уровневый феномен, возникший на основе наших представлений, репрезентаций и состояний. Это означает, что, хотя мы можем примерять различные представления и предположения, касающиеся самих себя, убеждение не возникает, пока мы не подтвердим, не закрепим и не сочтем ценным тот или иной взгляд на вещи. Для того чтобы сформировать убеждение, мы должны сказать «да» представлению или суждению. Это происходит на более высоком «логическом уровне», нежели тот, на котором мы репрезентируем информацию. Мы можем репрезентировать многие явления и обдумывать многие умозаключения, в которые мы не верим. Чтобы поверить, необходимо обрести состояние убежденности в отношении какого-либо эмпирически или умозрительно полученного представления, признать его ценность и, таким образом, сделать его для себя реальным, значимым и истинным. Чтобы представление формулировалось и переживалось как убеждение, нужен мета-переход. Поэтому наши убеждения - это не что иное, как мета- состояние по поводу репрезентаций.

В отличие от убеждения сомнение содержит одновременно и подтверждение, и опровержение мысли. Взамен первоначальному «нет!» уже в следующее мгновение приходит «да!». Мы мечемся между двумя крайностями: «Да, именно так... впрочем, нет, не совсем». Сомнение - это двойственное фреймирование мысли, не дающее нам твердой уверенности. Может, да, а может, и нет. Если сравнить сомнение с отрицанием, то последнее отличается решительным «нет!» тому или иному убеждению или представлению. «Нет, этого не может быть, не верю». Из этих примеров явствует, что убеждение, сомнение и отрицание со структурной точки зрения имеют сложный состав, включающий мета-уровни.

А теперь зададимся вопросом: можем ли мы изменять убеж-дения? Еще как можем! По этому поводу Бэндлер (ВапсИег, 1985) заметил: «Изменять убеждения людей довольнд просто, если только вы заручились их согласием» (курсив наш).

Первый описываемый нами паттерн - паттерн ускоренного изменения убеждений - дает возможность влиять на их структуру. Эту технологию нельзя назвать особенно полезной или действенной, тем не менее иногда она позволяет добиться результатов. Лично я этот паттерн больше не использую и не рекомендую другим. И все же, поскольку он был первым экспресс-паттерном НЛП, я включил его в эту главу в качестве исторической справки. Паттерн изменения убеждений Дилтса с пространственным якорением и целым музеем старых взглядов намного более результативен и даже превосходит паттерн мета-подтверждения и мета-отрицания. Кроме того, вы можете использовать в процессе изменения убеждений вопросы, связанные с линиями мышления. Это поможет изменять, обновлять и прояснять те убеждения по поводу нашего «я», которые бесполезны или мешают нам. Обращайтесь к паттернам изменения убеждений всякий раз, когда хотите сделать взгляды, особенно на собственное «я», другими.

Подготовка к изменению «субмодальных» убеждений

1.Выявите ограничивающее убеждение, которое вы хотели бы изменить.

Какое из ваших убеждений ограничивает вас?

Каковы ваши убеждения относительно себя, денег, успеха, здоровья, фитнеса, ответственности, обратной связи и т. д.?

2.Выявите свои мета-ограничивающие убеждения.

Каковы ваши убеждения по поводу этого убеждения?

Сделайте шаг назад от убеждения первого уровня и определите, придаете ли вы ему такой смысл, который нельзя назвать позитивным или экологичным?

3.Обратите внимание на репрезентации вашего убеждения.

Как вы репрезентируете свое убеждение?

Как выглядит фильм, проигрываемый в вашем сознании на первичном уровне?

Какими кинематографическими характеристиками обладает этот фильм?

Какой язык вы используете в сценарии этого фильма?

4.Определите репрезентации ваших сомнений.

В чем вы сомневаетесь?

В чем заключаются колебания между двумя полюсами, когда вы размышляете о предмете ваших сомнений?

Откуда вы знаете, что испытываете сомнение, неопределенность и неуверенность?

Какова кинестетика вашего сомнения, его кинематографические характеристики и внутренняя структура?

5.Противопоставьте репрезентациям сомнения репрезентации убеждения.

Как различаются по своей структуре эти два набора репрезентаций?

Каковы принципиальные отличия кинематографических характеристик убеждения?

6.Протестируйте кинематографические характеристики одну за другой.

Когда вы тестируете кинематографические характеристики одну за другой, изменение каких из них оказывает самое сильное влияние на ваше убеждение или сомнение, а какие преображают их кардинально?

7.Сформулируйте новое, более позитивное убеждение, которого вы хотели бы придерживаться.

Какое убеждение вы хотели бы приобрести взамен того, ко-торое вас ограничивает?

Сформулировали ли вы его в позитивных терминах как процесс или способность?

Похоже ли оно на суждения такого типа: «Я могу научиться позитивно принимать критику» или «Я способен к быстрому и эффективному обучению»?

Каково это новое убеждение, хорошо ли оно сформировано?

8.Проверьте новое убеждение на экологию.

Адекватно ли ваше новое убеждение всем аспектам вашей жизни и совместимо ли оно с ними?

Полностью ли вы гармонизированы с этим убеждением?

Возражают ли против него какие-либо части вашего «я»?

Изменение убеждений

Теперь, проделав подготовительную работу, вы готовы трансформировать старое, ограничивающее убеждение в новое, развивающее вас.

1.Превратите ограничивающее убеждение в сомнение.

Для начала получите доступ к ограничивающему убеждению - пусть его кинематографические характеристики постепенно сменят свое кодирование на то, которое характерно для сомнения.

2.Переключайте старое, ограничивающее убеждение туда и обратно между убеждением и сомнением.

Что вы чувствуете, когда переключаетесь между тем, в чем убеждены, и тем, в чем сомневаетесь?

Продолжайте переключаться между убеждением и сомнением. Когда вы научитесь делать это легко, начните переключаться все быстрее и быстрее. Продолжайте, пока вы не почувствуете дезориентацию, головокружение и замешательство. Получилось?

3.Замените старое убеждение новым, позитивным.

А теперь приглушите все кинематографические характеристики вашего старого ментального фильма - так, чтобы перестать видеть, слышать или чувствовать содержание этого убеждения.

Очистив свой экран, поместите туда новое, позитивное убеждение, а затем усильте все репрезентации и характеристики этого фильма. Переключите его на кодирование твердого убеждения, а затем опять на сомнение и еще несколько раз туда и обратно.

4.Остановитесь в тот момент, когда новое содержание закодировано как убеждение.

Во время последнего переключения усильте кинематографические характеристики нового содержания так, чтобы оно стало вашим твердым убеждением. Затем сделайте их еще ярче, чтобы сформировать убедительную репрезентацию. Остановитесь и впитайте ее; прочувствуйте, как она выглядит, звучит и ощущается вами. Произведите ее подстройку под будущее.

5. Протестируйте новое убеждение.

Прервите состояние. Подумайте о предмете своего старого убеждения. Что при этом происходит?

Друзья, мы продолжаем подробно изучать тему “Убеждения человека” . И данную статью вполне можно назвать самой важной, потому что она на 100% практическая. Рассмотрим, как же правильно формировать свои сильные позитивные убеждения, и как изменять негативные подсознательные убеждения на позитивные. Ведь именно это является самым сложным и самым важным для человека, который хочет измениться к лучшему сам и изменить свою жизнь.

Формирование жизненных убеждений – это формирование своего внутреннего стержня, который и будет определять силу человека, и возможность им достижения успеха и счастья. Но, прежде, чем приступить к практической работе, пожалуйста ознакомьтесь внимательно с базовыми положениями, которые представлены в данных статьях:

Как работать со своими убеждениями? Правильное понимание

Напомню, что основная цель – это изменение именно подсознательных убеждений, которые и определяют судьбу человека более чем на 80%. Это даётся большинству людей очень не просто (у 95% людей изменять свои подсознательные убеждения вообще не получается из-за недостатка знаний и не владения соответствующими техниками).

Суть данной работы . Подсознание человека – это большой и часто капризный ребёнок. И чтобы приняло новые убеждения и перестроилось – ему, как маленькому ребёнку, нужно всё доходчиво объяснить, разжевать с примерами, аргументами, образами и главное с большой любовью. Это требует от человека терпения, доброго отношения к самому себе и предельной честности перед собой.

Работать со своим подсознанием и убеждениями нужно с большой добротой, как с любимым ребёнком, которому вы, как родитель, всё терпеливо объясняете на пальцах, отвечаете на все его вопросы “почему?”, внимательно следите, всё ли он правильно усвоил))

Заставлять себя, вбивать силой новые убеждения или приказывать что-то своему подсознанию – не получиться! Такой подход здесь не пройдёт, только пружины будут сжиматься внутри ещё больше.

Как понять, что ваше подсознание меняется в нужную сторону? Как определить, что оно принимает и понимает новые представления и установки? По мере работы над собой – вам становится хорошо: спокойно, радостно на сердце, уходит внутреннее сопротивление, зажатость, негатив, внутри рождается позитивная энергия, идёт прилив сил, появляется ясность в мыслях и внутренняя уверенность, что вы всё делаете правильно (ваша вас поддерживает).

Как изменять свои убеждения? Основные методики!

Основные задачи в изменении убеждений. Более полный алгоритм (выполняется письменно):

  1. Выявление негативных убеждений, заблуждений, которые портят жизнь, внутреннее состояние, приводят к роковым ошибкам, грехам, неудачам и страданиям.
  2. Определение причин, оснований и желательно автора этих негативных убеждений.
  3. Развенчание автора убеждений (ложного авторитета) и их оснований. Формирование понимания, почему эти негативные убеждения не имеют истинности, не могут быть правдой.
  4. Последовательная замена всех негативных убеждений (представлений) на позитивные, с обоснованием (доказательностью) каждого позитивного убеждения.

Сокращённый алгоритм замены негативных убеждений на позитивные (письменно):

  1. Выписывание негативных убеждений.
  2. Замена их на позитивные, с обоснованием (ответ на вопрос – почему правильно именно так? ).

Другие техники формирования убеждений:

  1. Раскрытие темы и формирование представлений через творческое сочинение.
  2. Произвольная письменная молитва (подробности см. ниже).
  3. Формирование мотивации. Более подробно в статье – Мотивы – это определённые убеждения (установки), поэтому данную технику также необходимо освоить и применять.

Теперь обо всём подробнее.

Основные методы замены негативные убеждений (установок) на позитивные

Как работает сокращённый алгоритм замены негатива на позитив. Рассмотрим пример с негативным отношением к деньгам.

1. Расслабляемся, наполняем себя потоком Света, в идеале входим в медитативное состояние (как это делать – ссылка в статье ниже по тексту).

2. Задаём внутрь себя соответствующие вопросы, например: “для меня деньги это…”, “как я отношусь к деньгам?”, “за что я их не люблю?”, др. И слушаем, какие мысли приходят в голову изнутри, поднимаются из подсознания. Записываем все мысли-программы в столбик в левой части страницы.

3. Негативные убеждения по Деньгам. Для меня деньги это:

  1. то, что вечно заставляет меня нервничать и переживать, источник страданий
  2. это зло, которое меня искушает
  3. то, ради чего я живу, это самое главное для меня
  4. это мой бог, на которого я молюсь
  5. другие мысли (убеждения)

Выписали, посмотрели, поспрашивали себя ещё раз, дополнили, если есть чем.

4. Заменяем письменно каждое негативное убеждение на позитивное представление. Заменяем на то, как правильно, то, как бы вы хотели относиться к Деньгам. Сформированного позитива по объёму должно быть раза в 3 больше, чем негатива.

  1. Деньги меня не расстраивают, а радуют. Деньги – дают мне больше хороших возможностей. Я учусь зарабатывать и управлять ими спокойно, не нервничая даже тогда, когда у меня не получается. Переживание о деньгах – не увеличивает их количество. Переживания я заменяю на веру в то, что обязательно научусь зарабатывать сколько мне нужно. Это лишь вопрос мастерства в данной сфере. Я делаю деньги одним из источников радости в своей жизни, а не страданий.
  2. – это энергия вселенной, энергия для достижения успеха в материальном мире. Это не зло, а возможность приумножать добро. Я учусь с помощью денег делать больше добра и в своей судьбе и по отношению к другим людям также. Деньги не искушают, а просто проявляют мои слабости, чтобы я их увидел и освободился от них.
  3. Деньги – для меня не самое главное, это лишь средство, энергия для достижения моих . Я учусь управлять силой денег, хочу обуздать её, а не быть рабом денег.
  4. Деньги – это не Бог, а одна из Его стихий, которая дана людям для развития общества. Бог для меня – Создатель мира, Творец. А деньги – это мои хорошие слуги, которыми я распоряжаюсь, а не молюсь на них.

После написания – несколько раз перечитываем и дополняем написанное, если есть что. В процессе прочтения новых представлений, убеждений формируются позитивные образы, которые и входят в подсознание, перестраивая его. В процессе прочтения, если позитивные ответы найдены верно, вам будет становиться приятно на душе и радостно в сердце. Это главный показатель того, что с вами происходят позитивные изменения.

Трудности, с которыми вы можете столкнуться в данной работе:

  1. Бывает так, что проблема в подсознании настолько сопротивляется, что даже выудить негативные убеждения из него не получается. Как говориться “в голове ни одной мысли”. В этом случае нужна индивидуальная работа с или , которые со стороны могут выявить и помочь заменить негативные убеждения подсознания на позитивные (возьмут вас за руку и проведут).
  2. Иногда, чтобы пошли позитивные изменения, нужно определить не только само негативное убеждение (причины проблемы), но и его автора – вспомнить, где вы подхватили это заблуждение (от кого услышали). А дальше нужно сказать себе, что этот человек для меня не авторитет в данной сфере, не эксперт, поэтому сказанное им не является истиной и больше не имеет влияния на меня и мою судьбу.
  3. Бывает так, что подсознание человека по ряду причин оказывается заблокированным, закрытым к преобразованиям (стоят кармические воздействия, замки, запреты). В этом случае также понадобится или помощь Наставника, или Духовного Целителя. Или подсознание своё нужно вскрыть самостоятельно, для этого рекомендую статью – .

Остальные методы формирования позитивных убеждений и освобождения от негативных

Желательно освоить все хорошие методы и техники формирования своего стержня. Многие из представленных методов применимы тогда, когда у человека в принципе мало представлений, убеждений по какой-то тематике, по какому-то вопросу, как говорится “по нолям” (когда с сознании или полностью чисто или в нём нет практически ничего по соответствующей теме).

На этот случай есть несколько направлений и методик работы с убеждениями:

  1. Познание – набор правильных знаний, представлений, изучение примеров, опыта успешных в соответствующей сфере: прочтение статей, книг по теме, просмотр кинофильмов. Но при этом важно понимать, что далеко не каждая книга или статья даёт адекватные представления и знания. Нужно уметь различать и правильно выбирать авторитетов и авторов.
  2. и размышления в медитативном состоянии. Когда подсознание спокойно, а тело полностью расслабленно, возможно познание любых явлений, понятий, сфер в медитации через общение с (вопрос-ответ). Но до этого ещё дойти нужно. Такие способности доступны не каждому. Как правило, освоение таких техник, обучение успокоению сознания – это регулярная тренировка с Наставником и набор энергии, которые осваиваются от нескольких месяцев до нескольких лет.
  3. Письменная работа, техника “пера и пергамента” , которая, по моему глубокому убеждения, является одной из самых эффективных и плодотворных в формировании представлений и в перепрограммировании своего подсознания. Но, опять же, выполнять соответствующие письменные задания, направленные на формирование позитивных убеждений необходимо в определённом состоянии, которое можно назвать медитативным.

Освоить медитативное состояние можно работая по следующим статьям :

Обучившись хоты бы начальным медитативным техникам вы поднимите эффективность и комфортность работы со своим подсознанием в несколько раз.

Техники “Пера и Пергамента” или формирование убеждений через письмо:

Здесь всё предельно просто, самая доступная техника – это произвольное “Сочинение на тему…”. Причём подход должен быть очень творческим. Самое важное при выполнении таких письменных заданий – это всё писать от Души, от сердца. В этом случае рождается и вкладывается необходимая для формирования убеждений энергия. И писать нужно не сухо, а с образами, примерами, с видением, с чувствами, а не просто слова из головы на бумагу перепечатывать. Тогда это будет работать.

Например, сочинения на тему:

  • “Моя Душа прекрасна и я её очень люблю” (если вы хотите формировать убеждения позитивного отношения к себе).
  • “Бог не тиран, Бог – есть Любовь и Добро” (если вы формируете отношение к Богу).
  • “Деньги это не плохо, а напротив – это хорошо и важно, потому что…” (если вы выстраиваете отношение к денькам).
  • “Я больше не боюсь людей, они не плохие, а разные, я учусь различать людей и находить достойных…” (если вы стремитесь сформировать адекватные убеждения в отношении к людям).
  • И т.д.

Как вы вероятно заметили, название таких сочинений могут быть очень разными – от обозначения общей тематики, до совершенно конкретных настроев. Поэтому, такие сочинения для развития могут различаться:

  • общее сочинение на тему…
  • сочинение-настрой
  • сочинение-выбор (мой выбор такой-то, потому что…)

Есть ещё важная и очень эффективная техника развития на основе письменных заданий “Письменная молитва”!

Просмотров