Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Как щенок нашел друзей. Фронтальное занятие по развитию речи: «Как щенок нашел друзей По серии сюжетных картин


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
«КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КРЮЧИХИНА Е.А.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи:- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;- учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;- стимулировать мыслительную и речевую активность;- учить детей работать сообща, помогать друг другу;- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч. Ход занятия
I.Интеллектуальная разминка
1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул
Я чесал его за ухом
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.
2. ЛИ с мячом «подбери действие»
Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.
3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.
II.Основная часть занятия
Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.2. Беседа по содержанию каждой картины.
Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?

Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал себя щенок?

Картина 3- кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?
Физкультминутка
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Хвостик закорючкой
Шерстка пестрая
Зубки острые.
Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.
Упражнение в договаривании предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда
Придумайте подходящий конец каждому предложению.
Наступила поздняя…..
Девочки сидели…..
Уже почти все листья…
Щенок сладко спал, а девочки….
Во дворе гулял…..
Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
Щенок поел и сразу….
Подружки решили забрать….
Дома девочки…..
Две девочки увидели…..
Теперь у подружек появился настоящий…..
ДИ «Путаница»
Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа. Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.

Конспект
организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Автор Пушкарева Ольга Александровна.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на план и с помощью слова-подсказки воспитателя. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей. Воспитание бережного заботливого отношения к животным. Целевые ориентиры дошкольного образования: Имеет долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Составляет рассказ по серии сюжетных картин. Умеет составить повествовательный план рассказа по серии сюжетных картин и использовать его в своем рассказе. Бережно и заботливо относиться к животным.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы для составления плана рассказа.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Он забавный неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом, щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь, у нас живет. (Щенок).
1 часть. Рассматривание картин.
Вступительное слово воспитателя: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает Щенок? Почему он уснул? О чем говорят девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
2 часть. Обучение детей составлению повествовательного плана.
Воспитатель предлагает рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление на доску соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
3-я часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе?

Фронтальное занятие «Как щенок нашел друзей»
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;
- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слова- подсказки логопеда;
- учить детей обогащать повествование рассказа выра¬зительными средствами русского языка;
- развивать произвольное внимание, зрительную и сло¬весно-логическую память, логическое мышление детей;
- стимулировать мыслительную и речевую активность;
- учить детей работать сообща, помогать друг другу;
- воспитывать у детей бережное, заботливое отноше¬ние к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок на¬шел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
Что было перед осенью?
Что будет после осени?
Почему осень делят на две части: раннюю и позднюю?
Рас¬скажите об изменениях в природе и в жизни человека, ко¬торые происходят поздней осенью.
Логопед предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин и расставить в логи¬ческой последовательности картины серии на доске. Просит приду¬мать название рассказу, рассмотреть рисунки-пиктограммы и со¬ставить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия
1. Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол¬жите мои предложения.

Составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине). Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данному слову.
Картина 1: Наступила... Однажды... Шел... Щенок...
Картина 2: Вечером... Щенка... Девочки... Они...
Картина 3: Девочки... Щенок... Он... Дети...
Картина 4: Щенок... Он... Девочки... У детей...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва¬риантов и выбор наиболее удачных.

2. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синони¬мы), к каждой картине.
Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...
Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взя¬ли (подобрали, забрали, привели домой)...
Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, под¬креплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был дово¬лен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, корми¬ли, оберегали его)...
Физкультминутка.

Речевой материал. Выполняемые движения
Вот собака Жучка,
Хвостик закорючкой.
Шерстка пестрая,
Зубки острые. - Гав! По ходу стихотворения дети вы¬полняют соответствующие движе¬ния.

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова¬тельным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (при¬нимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов занятия
Логопед. А теперь ответьте на мои вопросы. Чем вы занима¬лись на занятии? Чему научились? Какие новые слова запом¬нили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как долж¬ны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив¬ных рассказчиков.

Продолжение занятия направленного на обучение детей поставлению рассказа по картинкам

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи.

Тема: Составление предложений по серии сюжетных картин « Как щенок нашел друзей».

Цель: обучение детей составлению и распространению предложений по картинам.

Задачи:

В образовательной области « Коммуникация»

- обучение детей составлению предложений по опорным словам; упражнение детей в преобразовании деформированных фраз; распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно: обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии; развитие словесно-логического мышления и памяти.

В образовательной области « Познание»

Развивать умение внимательно слушать, понимать содержание предложения и отвечать на вопросы, активизировать словарь.

В образовательной области « Социализация»

Воспитывать уважение к ответам сверстников, умение выслушивать ответы детей.

Интегративные качества детей: формировать активность, любознательность, самостоятельность, умение обращаться за помощью.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.

Оборудование: серия сюжетных картин « Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), маленький мячик или камушек.

Ход занятия .

I. Интеллектуальная разминка.

Повторение игры « Путаница» с произвольно расположенными картинами данной серии.

II. Основная часть.

1. Составление предложений по опорным словам

Осень, наступить. – Наступила поздняя осень. Деревья, листья, облететь. – Маленький, щенок, двор, гулять. – Щенок, мерзнуть, скулить, - Увидеть, девочки, щенок.- Подружки, забрать, щенок, дом. – Дом, девочки, кормить, малыш. – Щенок, согреться, коврик, уснуть. – Щенок, спать, девочки, смотреть. – Девочки, Дружок, назвать, щенок.-

2. Физкультминутка

По ходу стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Вот собачка Жучка,

Хвостик закорючкой.

Шерстка пестрая,

Зубки острые.

Гав!

3. Игра « Исправь ошибку»

Преобразование предложенных воспитателем фраз. Воспитатель говорит детям о том, что щенок поиграл с предложениями и перепутал в них слова. Воспитатель предлагает детям исправить ошибку.

Наступила поздняя весна

Большая собака гуляла во дворе.

Мальчики увидели щенка.

Дома малыш накормил девочек.

Щенок назвал девочек.

Щенок назвал девочек Дружком.

Щенок сидел на диване и смотрел на девочек.

С листьев облетели деревья.

Щенок согрелся и обсох под дождем.

Щенок решил забрать девочек домой.

Коврик лег на щенка и уснул.

4. Распространение предложений. Игра « Добавь слово» с передачей мячика.

Воспитатель предлагает детям запомнить предложение (например: Маленький щенок). Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребенок справился с заданием, он передает мячик следующему ребенку. При затруднениях воспитатель помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением.

Например: Кто? (Маленький щенок) Что делал? (Маленький щенок гулял). Гулял где? (Маленький щенок гулял в парке.)…. Постепенно темп проведения игры увеличивается.

Примерные «цепочки предложений»:

Маленький щенок. Маленький щенок гулял. Маленький щенок гулял во дворе. Маленький щенок гулял во дворе один. Маленький щенок гулял во дворе один осенью.

Девочки шли. Девочки шли домой. Девочки шли домой через двор. Девочки шли домой через двор вечером. Девочки шли домой через двор дождливым вечером.

Девочки, взяли. Девочки взяли щенка. Девочки взяли щенка домой. Девочки взяли щенка к себе домой. Девочки взяли щенка к себе домой жить….

5. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик.

вероучение детей составлению повествовательного плана.

Рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление (рисование) на доске соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).

Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дож-дем_.... Дети и собака.

Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка….. Щенок под. – лгм. Зонтик и щенок. Щенок у девочек.

Картина А 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка.

Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике….. Щенок прыгает. Девочки сидят на диване.

Воспитатель (делает вывод): Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:

Щенок остался в парке под дождем (1)

Девочки увидели щенка (2).

Девочки кормят щенка (3).

Щенок уснул на коврике(4).

III. Подведение итогов занятия.

Воспитатель задает детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинках? Кого запомнили?


Просмотров