Как подготовить и провести тренинг. Ликбез по организации онлайн-обучения. Все о правильной организации тренингов или семинаров самостоятельно Как проводить психологические тренинги

Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Какие особенности у данной деятельности? Все нюансы организации бизнеса с нуля читайте на сайт

Тематика – основная составляющая тренинга или семинара

Под словом «тренинг» подразумевают любую групповую тренировочную систему, позволяющую совершенствоваться в какой-либо области. Семинары также являются групповыми учебными занятиями, где заслушиваются доклады и проходит их обсуждение. Оба мероприятия проводят специалисты в той или иной области.

Все начинается с выбора наиболее актуальной тематики в той или иной сфере:

  • Продвижение товара.
  • Этика деловых отношений.
  • Укрепление здоровья по особой (авторской) методике.

В глобальном аспекте основных тем всего три:

  1. Построение и развитие бизнеса – личный рост.
  2. Оздоровление организма.
  3. Взаимоотношения (деловые, семейные).

Фактически все хотят быть здоровыми, финансово успешными, а также иметь крепкую семью. Каждая тематика имеет свои многочисленные направления. Например, в личном росте: как правильно начать дело, выбрать бизнес-партнеров, продумать путь к успеху и так далее.

Главное – создание целой программы (календарного плана) различных семинарских мероприятий или тренингов, которая может периодически меняться . При повторении одного и того же тренинга трудно удержаться в бизнесе длительное время. Вот почему без регулярных обновлений не обойтись.

Совет . Наряду с тематическим разнообразием, большое количество авторов освещают одинаковые вопросы. Рекомендуется предварительное личное участие в семинаре, который планируется для проведения. В крайнем случае можно ознакомиться с отдельными работами конкретного тренера-преподавателя. Это облегчит выполнение организационных этапов.

Где лучше проводить тренинги или семинары?

Краткосрочность тренингов и семинарских занятий (обычно они длятся 1-2 дня) обеспечивает их мобильность – организацию в разных городах. В этом случае важно выбрать помещение в центральной части города с удобной транспортной развязкой, комфортных подходом и подъездом. Тогда все участники прекрасно доберутся к назначенному часу.

Широко практикуется вариант обучения на природе – в санаториях и прочих загородных учреждениях, расположенных недалеко от городской черты. При организации выездного обучения, необходимо позаботиться о доставке слушателей к месту его проведения на автобусе (иным способом), заблаговременно забронировать комнаты для проживания и подумать о питании.

Уделяем работе с тренером должное внимание

Тесный контакт с тренером во многом определяет успешность начатого бизнеса. Например, дата мероприятия оглашается потенциальным участникам только после согласования с тренером.

Условия оплаты у каждого специалиста свои:

  • Одним выдвигают требования относительно минимального и максимального состава участников и называют фиксированный размер гонорара. Его величина не будет зависеть от общего количества слушателей.
  • С другим необходимо рассчитаться за каждого человека, присутствующего на тренинге.
  • Дорожные затраты тренера и его проживание оплачиваются отдельно.

Кроме того, тренер – кладезь полезной информации для организатора.

Он непременно сделает акцент на следующих нюансах:

  1. Сделает акцент на целевой аудитории и требованиях к помещению.
  2. Предоставит образцы раздаточного материала.
  3. Поделится имеющимся рекламными проспектами, брошюрами, плакатами.
  4. Посоветует самые эффективные рекламные способы.

Внимание . Процесс переговоров с тренером не дает стопроцентной гарантии на отсутствие организационных ошибок, однако вероятность их появления становится минимальной.

Выбор помещения для тренингов или семинаров

Выбор помещения – не самая простая задача. Идеальное решение – аренда зала (класса) в современном бизнес-центре, где интересы клиентов учтены на сто процентов. Однако и его арендная стоимость соответствующая, а значит повышается цена занятий.

Основные требования к залам для проведения тренингов:

  • Комфортность – поддержание оптимального микроклимата в любой сезон. Наличие комнаты для курения и прочих удобств.
  • Немаловажный аспект – удобство кресел. Трудно усидеть на жестком стуле продолжительное время.
  • Просторность , то есть помещение, рассчитанное на 30 человек нельзя арендовать для 40 слушателей.
  • Отсутствие лишних предметов , отвлекающих внимание от занятий.

Внимание . Зачастую заказчиком тренинга (семинара) является какая-либо компания. В этом случае тренеру ставится конкретная задача, а обучение происходит на территории клиента, который и предоставляет помещение.

Решаем технические вопросы заранее

Сегодня даже обычные лекции не читаются без демонстрации слайдов, что уж говорить о современных тренингах и семинарах. Техническими моментами занимаются на этапе подбора помещения. Следует заранее поинтересоваться о наличии доски, проектора, доступа к Интернету. Если они предоставляются арендодателем, можно бронировать помещение и не беспокоится о техническом сопровождении.

Раскрутка и продвижение семинара или тренинга

Параллельно с поиском помещения начинается раскрутка мероприятия.

Бесплатные варианты привлечения клиентов Платные варианты привлечения клиентов
Объявления на интернет-площадках и в газетах Рекламные объявления на ТВ, радио, в различных газетах
Участие в обсуждении на форумах Реклама на сайтах (форумах, блогах) с близкой тематикой
Ведение собственного блога Рассылка приглашений на электронную почту возможным участникам (услуги специальных сервисов)
Приглашения посредством соцсетей Интернет-реклама таргетированного типа
Раздача флаеров в тех местах, где больше всего потенциальных участников семинара (тренинга)

Особенности оплаты тренингов или семинаров

Внесение участником предоплаты является обязательным условием. Это объективно подтверждает серьезность намерений.

Как показывает практика, зарегистрировавшихся участников на мероприятие может быть много, однако только не заплатившие:

  1. Забывают прийти на занятия.
  2. Перестают отвечать на звонки организаторов.
  3. Отговариваются срочными делами.

Даже небольшой размер предоплаты сразу отсеивает несерьезных людей. Кроме того, такой подход позволяет получить реальную информацию о количественном составе участников.

Совет . Оглашение многоуровневой цены стимулирует раннюю регистрацию. Например, если цена тренинга 11 000 рублей, то предоплата, внесенная за месяц до события, предполагает скидку в размере 1 500 рублей, за 2 недели – 700 рублей, за неделю – 300 рублей, в день тренинга оплачивается полная стоимость.

Подготовка материалов для тренинга или семинара

Как отмечалось выше, тренер предоставляет организатору раздаточный материал, который нужно размножить в достаточном количестве, желательно с запасом.

Обычно участников обеспечивают:

  • Рабочими тетрадями с упражнениями и заданиями по отдельным темам.
  • Конспектами с ключевыми тезисами и различными схемами.
  • Дополнительными материалами, предназначенными для самостоятельного изучения.

Основные требования к любому виду раздаточного материала:

  1. Четкость, ясность и понятность для участников.
  2. Отсутствие ошибок (орфографического и синтаксического вида).
  3. Наличие нумерации на страницах.

Зачастую материал, предназначенный для участников, формируют в один пакет и раздают перед началом мероприятия.

Составление плана проведения тренинга или семинара, распечатка брошюр

План сравним с расписанием занятий. Например, школьник точно знает время начала и окончания уроков, какие именно предметы будут изучаться в конкретный день. Точно также и человек, заинтересовавшийся тренингом либо семинаров, должен знать о всех нюансах обучения.

В программе указывается:

  • Общая длительность (день или несколько дней, количество часов каждый день).
  • Где проводится обучение, кто автор и ведущий.
  • Из каких блоков состоит мероприятие, их продолжительность и тематическая направленность каждого.
  • Когда начинается регистрации участников.
  • Время перерывов и другие нюансы.

Составленная программа печатается в виде яркой брошюры и предоставляется участникам.
Как видим, реализацией данного пункта не следует пренебрегать и оставлять на последний день. Помимо самого плана, нужно продумать дизайн брошюры, найти типографию для ее изготовления, договориться о печати, подождать несколько дней или более выполнения заказа.

Пример программы тренинга Евгения Галая: «Менеджер: искусство управления людьми»

Организация питания на тренинге или семинаре

Забота о питании – важная деталь организационного процесса. Многочасовой семинар предполагает перерывы разной продолжительности. В минуты короткого отдыха уместно предложить слушателям горячие напитки, воду и сладкий перекус.

Значение кофе-брейка трудно переоценить:

  1. Человек переключается.
  2. Происходит восстановление сил для восприятия нового информационного блока.
  3. Сладости стимулируют мозговую деятельность.
  4. Снижается внутренняя напряженность клиентов, создается непринужденная атмосфера.

Обеденное время лучше использовать по прямому назначению – пригласить слушателей на обед. К примеру, в бизнес-центрах для этой цели имеются специальные точки питания. Если подходящего кафе поблизости нет, можно заранее позаботиться о к месту проведения обучения.

Обращаем внимание на мелочи

Неучтенные мелочи приводят к серьезному дискомфорту.

Важно продумать все до самых мелких деталей, исключив малейшие неудобства для участников:

  • Позаботиться о наличие указателей к гардеробу, залу, туалету, комнате для курения.
  • Вручить бейджи. Это облегчит общение в период групповых занятий и на перерывах.
  • Не следует экономить на закупке канцтоваров – блокнотов и ручек. Непременные атрибуты любых занятий раздаются перед началом мероприятия.

Насыщенный обучающий курс непросто усвоить – через неделю другую многие детали забывают. Именно это волнует многих слушателей. Поэтому продажа материалов с полной версией курса будет весьма кстати. Это могут быть авторские книги, диски или брошюры.

Организуем перерывы тренингов или семинаров с комфортом

Комфортный перерыв подразумевает:

  1. Специальные места для отдыха и еды, оборудованные удобной мебелью.
  2. Прогулку на свежем воздухе, желательно в парковой зоне.

Именно эти нюансы нужно учитывать при выборе помещения. Слушателям всегда предлагается выйти из зала на время перерыва. Им необходимо сменить обстановку, пообщаться, размять мышцы в обычной ходьбе, перекусить. Качественно отдохнувший человек способен хорошо усваивать информацию. Не помешает проведение спортивной-минутки. Здесь впору вспомнить обычную производственную мини-зарядку из советского прошлого.

Дополнительное уведомление клиентов о тренинге или семинаре за 1-2 дня до начала

Повседневная загруженность современных людей становится причиной забывчивости. Они попросту не помнят о некоторых запланированных ими событиях. Своеобразной подстраховкой того, что все записавшиеся клиенты помнят о предстоящем мероприятии, является дополнительное уведомление в форме напоминания. За несколько дней до назначенной даты проводится обзвон сформированной группы или выполняется рассылка по электронной почте.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.


Большинство подписчиков проекта «Маркетинг с азов» были на моих тренингах и вебинарах. Многие хвалят нашу организацию учебного процесса — спасибо! При этом на консультации часто приходят те, кто пока только планирует выходить в онлайн с обучающими продуктами. Те, для кого проведения интерактивного тренинга или вебинара - пока тёмный лес. И по электронной почте часто задают вопросы на «вебинарную» тему:)

Я решила сделать ликбез для начинающих. Расскажу о форматах, в которых чаще всего проводится онлайн-обучение, упомяну о необходимой и достаточной технической базе, о способах обратной связи и ещё кое о чём.

Итак, из чего состоит обучающий продукт и как его упаковать?

Формат

Тренинг и интенсив

Интенсив - это 4-6 вебинарных часов в день. Его имеет смысл проводить, когда домашних заданий (далее - ДЗ) либо нет, либо задание общее на всю программу.

Например, я делаю интенсив по продающим текстам. Можно провести его в формате тренинга и после каждого вебинара писать маленький кусочек текста. Но можно провести целиком, а ДЗ будет единое - написать один текст.

Если после каждого вебинара предполагается отдельное и объёмное ДЗ, то лучше его делить на разные дни с перерывом на выполнение этого задания, и это тренинг . Это особенно важно, если выполненные ДЗ нужны для дальнейшей работы в рамках этого же курса.

Например, если у меня на тренинге по маркетингу участник не успеет сделать ДЗ по позиционированию, ему трудно будет построить линейку продуктов. А если он не построит линейку и не определится с ценами, ему никак не выйти будет на планирование маркетинга. Он увидит, что отстаёт, потеряет мотивацию и не получит результата.

Вот, например, формат одного из наши курсов

Оптимум - 2-3 вебинара в неделю: в зависимости от объёма ДЗ.

Промежуточный формат (обычно его тоже называют интенсивом) - ежедневные вебинары с домашними заданиями. На таком курсе людям нужно отложить все другие дела, прочие рабочие и нерабочие задачи , чтобы успевать. Поэтому такой курс имеет смысл делать только коротким. Например, наш курс проходит в таком формате.

Ещё один новый формат я придумала этим летом и реализовала его на курсе «Продвижение личности в соцсетях» - это одновременно интенсив и длинный курс. Я провела интенсив за выходные для тех, кто предпочитает штурмовую работу. А потом мы порезали материалы интенсива на маленькие уроки и публиковали их ежедневно в течение месяца, а участники делали задание пошагово. Сейчас, пожалуй, я считаю этот формат самым результативным и думаю повторить его с другими моими курсами.

Тренинг-практикум, воркшоп

В этом формате я и работаю на курсах по маркетингу и копирайтингу. Это когда участники не просто делают упражнения, но выполняют некую практическую работу для своего проекта.

Мини-тренинг (мини-курс)

Это программы либо с малым количеством вебинаров (но, в отличие от интенсива, не каждый день), либо с достаточно короткими уроками (и тогда их имеет смысл делать в записи).

Например, в проекте «Мама-райтер» мы сделали мини-курс по саморедактуре текстов .

Короткие форматы

Это разовый вебинар или мастер-класс на 1,5-3 часа.

На нёмобычно дают информацию и помогают освоить определённый навык , иногда этот формат предполагает наблюдение за работой профессионала. Например, на мастер-классе по веб-аналитике можно показать настройку метрики в прямом эфире.

В этом году мы освоили формат вебинара-воркшопа с практической работой студентов не между вебинарами, а во время. Я рассказывала, участники слушали, а затем я делала паузу на выполнение задания в электронной рабочей тетради. Так мы провели мастер-класс по контенту . Я очень довольна результатами, за один день участники сделали основу контент-стратегии . Но моей ошибкой стала попытка дать на вебинаре слишком много информации. Участники устали, поэтому в следующий раз я буду стараться давать меньше - и материалов, и заданий.

Мастер-группа

Так часто называют обычные тренинги . На мой взгляд, мастер-группа - это формат, при котором участники и ведущий/ведущие выполняют определённые шаги вместе . При этом формате может вовсе не быть вебинаров, только задания и примеры выполнения от ведущего. Скажем, я могла бы сделать мастер-группу по запуску тренинга, по итогам которой новый тренинг был бы готов не только у каждого участника, но и у меня.

Ещё одна особенность формата мастер-групп - сильная поддерживающая среда в течение длительного времени. Например, сейчас в моём проекте существует мастер-группа для выпускников курсов по маркетингу. Вместе с коучем они работают над своими проектами в течение 10 недель.

При выборе формата тренинга мы отталкиваемся от того, сколько и какой информации нам нужно дать, что требуется от участников и какой результат они должны получить на выходе.

Тайминг

Обычно слушать вебинар дольше двух часов тяжело. Оптимум - 1-1,5 часа . Иногда делают мастер-классы на 3 часа, тогда желательно предусмотреть перерыв в середине хотя бы на 15 минут. Я сама провожу отдельные мастер-классы продолжительностью 2,5-3 часа с двумя перерывами.

Если нужно провести за один день 4-6 тренинговых часов, то лучше делать два больших перерыва : 30 минут перерыв на кофе + час на обед.

Я ещё пробовала давать дополнительные материалы в записи: кто успел - посмотрел сразу в тот же день, но можно и безболезненно отложить на потом.

Обратная связь

При проведении вебинара тренеру важно не только проверить задание, но и вовремя отреагировать на текущие вопросы участников.

Голосом по скайпу

Это способ связи чаще применяется для дорогих пакетов. Работа голосом воспринимается дороже, чем письменная, хотя времени может занимать меньше. Мы обычно на тренингах анонсируем письменную поддержку, хотя по факту многие кураторы созваниваются со своими студентами по скайпу. Это их собственное решение - им так удобнее.

Скайп также поможет, если ДЗ не надо проверять ежедневно, а достаточно созвона и разговора раз в неделю. Это может быть, например, в растянутых по времени тренингах (2-3-6 месяцев). Как, например, на нашем курсе

Скайп-чат

Создаётся беседа для всех участников тренинга, где они могут что-то обсуждать, тренер комментирует.

Я так никогда не работаю - на мой взгляд, это ужасно ест время. Но, говорят, для психологической поддержки участников и создания командного духа - хорошо. Я же создала группу выпускников тренингов по маркетингу в Фейсбуке и добавляю туда участников уже в процессе тренинга - так они сразу оказываются в дружественной среде, а такого распыления внимания, как на чат, нет.

Письменно по почте

Годный формат для ежедневной обратной связи, для проверки письменных ДЗ и пр. Минус: если большой поток, то письма в почте теряются, можно пропустить. И оповещения, которые постоянно приходят, сильно отвлекают. По почте мы проводили первые тренинги, но уже давно отказались от этого формата.

Письменно на форуме

Такой вариант связи при проведении тренинга применяем мы. Он выглядит не очень красиво, ведь форумы изначально предназначены не для обучения, а для общения. Но нам и участникам удобно.

Мы делаем разделы для каждого тренинга, даём разные уровни доступа (куратор видит всех, участник - только свой и общий разделы). Делаем общий раздел, где выкладываем записи вебинаров + дополнительные материалы. И для каждого участника создаём свой персональный раздел , где он может сам делать подразделы, общаться с куратором и выкладывать ДЗ в формате гугл-документов с доступом на редактирование, чтобы писать мог и куратор тоже. Удобно: всё собрано в одном месте.

Письменно на специальных сервисах

Есть специальные площадки для проведения тренингов, например, Getcourse и подобные. Это платные решения с удобной инфраструктурой, дающей участникам и тренерам много возможностей.

Из бесплатных ресурсов я бы выделила Google Classroom - это бесплатная и достаточно удобная, как все гугловские сервисы, площадка. Плюс: можно прикреплять документы с гугл-диска и таким образом работать в единой экосистеме google.

Поддержка в соцсетях

Раньше я думала, что это подходящий вариант для проведения недорогих тренингов с не очень глубокой проверкой, когда функция тренера/куратора скорее в том, чтобы похвалить. Но этим летом провела курс по продвижению личности в соцсетях, на котором один из пакетов подразумевал обратную связь именно в группе. Мы создали рабочие тетради в гугл-документах, участники выполняли задание там, а в комментариях к постам оставляли ссылки на тетради. Оказалось, что в таком формате вполне можно обеспечивать качественную проверку, особенно если задания даются небольшие.

Сложность: если группа большая, трудно следить за комментариями, есть риск потерять чей-то ответ.

Разбор на вебинаре

Этот способ можно использовать, когда мало участников или есть типичные ошибки, например, есть 5 участников, и разбор каждого ДЗ не более 5 минут. Или если ты можешь разобрать три работы, и все остальные 100 участников всё про себя поймут. В остальных случаях нужна индивидуальная обратная связь.

Формат обратной связи и дедлайны обязательно сразу оговаривать, иначе обязательно окажется так, что кто-то что-то не так понял и, возможно, ожидал, что ты будешь каждый день по скайпу с каждым разговаривать лично.:)

У меня была история, когда я как-то на вебинаре упомянула, что надо уложиться в дедлайн, а если не получается, то возможна работа после тренинга за отдельные деньги. Одна участница после тренинга спросила об этом. Тренинг был по копирайтингу, и я ей озвучила форматы: индивидуальная программа или аудит текстов. Она осталась недовольна, потому что она думала , что должна будет заплатить 1000 рублей за дополнительную неделю. Почему именно тысячу? Неизвестно.

А ещё одна моя студентка почему-то решила, что на тренинге я проверяю не только ДЗ, но и вообще все тексты , написанные в любое время. И прислала мне своё портфолио из 70 (!!!) текстов. В итоге всё решилось мирно, но прецедент был. Повторюсь, все оргмоменты фиксируйте и оговаривайте заранее!

Пакеты участия

Мы обычно выделяем 3-4 пакета.

Можно сделать два. Иногда бывает пять, но в этом случае участникам труднее разобраться. Больше пяти - никогда. Для недорогих тренингов типа введения в тему можно и один.

Вот так выглядят пакеты участников на тренинге «Мама-райтер»

Давайте рассмотрим описание стандартных пакетов для проведения тренинга.

Зритель - участие без обратной связи

Мы как-то попробовали и «Зрителя» делить на два. В том числе был один вариант просто онлайн-участия в вебинарах, мы его делали по принципу «плачу, сколько хочу». В нашем случае всё проходило в рамках благотворительности, но обычно это плохая идея, поскольку занижает ценность тренинга и увеличивает риск копирования и распространения вашей информации. Такой риск в любом случае есть, но хотя бы не за 100 рублей.

Обычно «Зритель» у нас - это пакет с онлайн-доступом к форуму, дополнительным материалам. Можно на форуме задавать вопросы и общаться.

Средний пакет - один или два

Если он один, то это тот же «Зритель» + обратная связь.

Если два, то можно добавлять дополнительные опции.

Скажем, на «Маркетинге для фрилансеров» у нас есть пакет с обратной связью куратора, а ещё пакет с доступом в закрытую группу выпускников (не полноценная обратная связь, но возможность просить совета у «бывалых» и устраивать мозговые штурмы).

Дорогой пакет - VIP

Если все пакеты для тренинга включают личную поддержку тренера, то в дорогой пакет можно добавить:

  • Дополнительную консультацию или несколько.
  • Дополнительное время на обратную связь.
  • Лишний месяц ответов на эпизодические вопросы.
  • Коучинг и так далее.

Если ДЗ проверяют кураторы или идёт неглубокая проверка в стандартных пакетах, то в ВИП-пакет можно включить личную поддержку тренера либо более глубокую обратную связь.

ВИП-пакет должен существенно отличаться по цене от предыдущих, особенно от минимального.

Если сам тренинг состоит из этапов, то продвинутый этап можно никак не делить, он сам по себе ВИП.

Запуск тренинга

Длительность и стоимость запуска зависят от наличия или отсутствия подогретой аудитории.

Можно собрать тренинг сразу, просто разместив информацию на своей странице в соцсети. Это сработает, если нужна небольшая тестовая группа или если у вас огромная лояльная аудитория, которая с радостью купит всё, что вы делаете.

Есть и продажа в несколько шагов: анонсирование бесплатного мероприятия, на котором можно продавать тренинг или приглашать в ранний список.

Время на запуск нужно рассчитывать, исходя из запланированных процедур.

Если делаем открытый вебинар, на котором продаём тренинг, то вебинар нужно запланировать за 5-10 дней до тренинга, и ещё 1-2 недели оставляем на рекламу вебинара (а если это реклама через соцсети, то нужно добавить неделю на тестирование).

Если у нас цепочка: вебинар + ранний список + тренинг, то на ранний список добавим ещё около 3-4 недель.

Ранний список

Так выглядит приглашение зарегистрироваться в ранний список через подписную форму на сайте

Он нужен, если:

  • надо «подогреть» аудиторию (идёт продажа в несколько шагов: рекламируем бесплатный продукт, приглашаем в ранний список, потом нагреваем аудиторию и продаём платный продукт);
  • надо немного подучить аудиторию. Ко мне на тренинги по маркетингу приходят люди по-разному подкованные, и я даю азы в раннем списке, чтобы на тренинге не тратить на это время;
  • надо рассказать о тренинге подробнее. На лендинге трудно уместить всю информацию с нужными подробностями, да и воспринимать её всю сразу будет трудно, а в раннем списке можно выдать её небольшими порциями.

Кстати. Прямо сейчас или после статьи можете забрать в свою копилку полезностей мой вебинар о ранних списках.

Технические средства проведения вебинара

Вебзал

Если вы думаете, как провести вебинар, и вас волнует прежде всего цена, то есть бюджетный вариант - GoogleHangouts . Он бесплатный. Но там неудобно устроен чат: сильно отстаёт. Хорошо, если у вас просто лекция. И не очень хорошо, если интерактив, то есть надо общаться с участниками в режиме реального времени: они пишут, вы отвечаете.

Площадка для интеграции записей и обратной связи

Даже если записи закачиваются, например, на Яндекс.Диск, всё равно нужно единое пространство, где они все будут собраны. Иначе кто-нибудь что-нибудь потеряет у себя в почте, придётся постоянно напоминать и искать.

Это может быть гугл-документ. Минус - трудно общаться, можно только хранить ссылки.

Программа для записи вебинаров

Да, все площадки сами делают запись. Но, как показывает практика проведения вебинаров, иногда они пишут плохо. Например, без звука или вообще падают. Поэтому мы всегда делаем дублирующую запись, используем Camtasia Studio.

Дублирующий интернет

Желательно, чтобы он был. Сейчас, когда есть возможность раздавать себе интернет с телефона, ситуаций, когда тренер остался без интернета, практически не бывает.

Модератор

Обязательно при проведении тренинга нужен помощник, который будет следить за тем, чтобы всем приходили напоминалки о вебинарах, записи, чтобы решались технические вопросы и тому подобное. Без помощника тренер тонет в текучке и у него не остаётся ресурсов на основную работу.

Инструкция для слушателей

Очень важный пункт! Обязательно включите его в свою напоминалку о том, как провести тренинг.

Всем надо рассказать, что и как делать на тренинге. Мы даём инструкцию со скринами по доступу на форум, инструкцию по использованию вебзала и ещё инструкцию по гугл-документам. Это нужно для того, чтобы самые технически непродвинутые разобрались. Иначе есть вероятность, что они потратят энергию в начале тренинга на освоении форума и испортят себе боевой настрой.

Это минимальная информация, которая вам поможет подготовиться к запуску и проведению тренинга. Конечно, есть ещё много других нюансов, от которых зависит успех проведения вебинара. О чём-то мы уже рассказывали, о чём-то ещё расскажем. А если у вас уже сейчас есть вопросы, пишите в комментариях.

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность самого тренера

Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга - его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?

Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.

Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.

Определенный профессиональный и жизненный опыт.

Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную, так в отрицательную сторону.

Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?

Какие цели и задачи тренинга?

На какую аудиторию рассчитан тренинг?

Чем я отличаюсь от конкурентов?

Соответствуют упражнения информационным блокам?

Как сделать тренинг ярче, наглядней?

Какие еще есть варианты проведения тренинга?

Будет тренинг интересен аудитории и чем?

Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.

Комбинация модулей из разных имеющихся программ

Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.

Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга

Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,

Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Киркпатрика

1.Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2.Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3.Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Выводы

1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.

2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.

Обычно группы для активных психологических занятий составляются по принципу единого осознаваемого каждым участником запроса. Проводятся тренинги руководителей, стремящихся научиться лучше управлять подчиненными, групповые занятия для застенчивых людей, желающих освоить секреты свободного, раскованного поведения, тренировочные группы для спортсменов, учителей, чувствующих необходимость научиться владеть собой. Изначально запрос любого участника тренинга можно свести к следующему: «Научите меня секретам, приемам, приспособлениям, используя которые, я буду неуязвимой личностью в общении с другими». Блестящей попыткой ответа на этот вопрос стали книги легендарного Дейла Карнеги. Обнаруживается, однако, что, несмотря на свою практическую направленность, литературные и психологические достоинства, книги Карнеги не всегда помогают. Дело в том, что даже самый добросовестный читатель, скрупулезно и вдумчиво выполняющий все многочисленные упражнения, содержащиеся в них, все‑таки не всегда избавляется от ощущения, что он обладает теперь, по прочтении, множеством знаний. Его, читателя, сознание переполняют всяческие правила, очень тонко и метко выведенные из простых житейских наблюдений. Ему очень хочется делиться своими открытиями с друзьями. Очарованный обаянием лекций Кар‑неги, читатель чувствует себя весьма компетентным… не столько в общении с разными людьми, сколько в умении прочесть популярную лекцию, посвященную общению в стиле Карнеги. Не избежали этой участи и я, и многие психологи.

Грубо говоря, если я буду Вам читать лекции о том, как запрягать, например, лошадь, то Вы именно этому и научитесь. Я имею в виду, научитесь читать об этом лекции. Быть может, даже и неплохо читать. Однако с практикой запрягания у Вас, вероятно, могут возникнуть некоторые трудности. Одним из первых, не стесняясь писать об этом понятным не только специалистам языком, рассказал о социально‑психологическом тренинге Анатолий Добрович.«Для того чтобы научиться общаться, людям надо… общаться», – так просто сформулировал он одну из главнейших идей любого тренинга. Вспоминаю остроумные лекции Адольфа Ульяновича Хараша в Московском университете. Он неожиданно начинал размышлять вслух по ходу объяснения. Например, он проводил такую параллель: когда рождается на свет котенок и попадает сразу к новым хозяевам, лишаясь почти в самом начале кошачьей жизни общения с сородичами, он все равно твердо знает, что он котенок. В его генах заложено об этом достаточно информации. Когда же рождается ребенок, он еще не знает, кто он. Ведь история Маугли – это только мечта Киплинга, а настоящие описания «волчих детей» совсем иные и нет нужды их напоминать. Человек рождается без зеркала в руках. Поэтому, чтобы открыть себя себе самому, чтобы увидеть и понять себя как человека, и наконец, убедиться в самом факте своего существования, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека,Таким объемным зеркалом и становится группа тренинга для каждого из его участников. Поэтому главный нерв активной групповой работы – это обратная связь от группы к каждому участнику тренинга. Может показаться, что дело осталось за немногим, за обратной этой связью, да еще за тем, на что, собственно, ее давать. Как нередко случается, в простом и, на первый взгляд, немногом, оказывается заключено море научных, прикладных и практических проблем, казусов, вопросов, не все из которых имеют однозначные ответы.

Любой тренинг, какие бы задачи он ни преследовал, почти всегда начинается с выработки правил работы группы и со знакомства. Правила могут определяться по‑разному. Можно их просто вывесить на плакате перед участниками. Можно, предлагая варианты, начать совместный выбор наиболее подходящих. Можно начинать сочинять самим. Все зависит от того, чего хотят участники от занятий. Если это групповые занятия, связанные с проблемами межличностных отношений, или даже личностных проблем, то в этом случае полезно начать с процедуры знакомства, объявив лишь правила для этой первой процедуры. Затем, по окончании ее, можно заняться выработкой правил жизни внутри группы, превратив эту выработку в самостоятельную групповую процедуру. Если же участники собрались, чтобы решить какую‑то общую для них проблему, не связанную, как они думают (пока думают) с личностью каждого, либо участники определенно настроены и ожидают какого‑либо тренинга поведения, отработки навыков и умений, то здесь довольно опасно пытаться превратить выработку правил в особую групповую процедуру. Уже на этом этапе психологу, ведущему групповую работу, полезно задавать себе вопросы о том, чего хотят клиеты, по их словам, и о том, чего же они хотят на самом деле. И не вообще от жизни (многие от жизни хотят, например, смысла, однако не все участники группы склонны заниматься этим здесь и сейчас), а от жизни, потраченной на работу в этой именно группе. Итак, правила.

Попробуем перечислить все известные, либо встречавшиеся в практике автора настоящего пособия:



1. Не опаздывать*.

2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому (самой) решать, как себя вести, как поступить в той или иной ситуации.

5. По возможности, быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения.

6. Получать поддержку, помощь со стороны группы.

7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.

8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.

9. Высказывать свое мнение по любому вопросу.

10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.

11. Сообщать о своих трудностях, мешающих участию в работе группы «от» и «до» (необходимость пропустить занятия, уйти или прийти раньше либо позже назначенного часа). Причем каждый участник имеет право делать это заранее. В этом случае вопрос о дальнейшем его участии в работе будет решать группа.

Последовательность перечисления случайна.

12. Высказываться только от своего имени и о том, что воспринимается, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.

13. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

В конспективном виде, как правило, после пусть даже небольшого обсуждения (а высказаться по предложенным правилам полезно предложить каждому участнику хотя бы формально, в двух‑трех словах) этот «свод законов» может принять следующий вид (на доске, ватмане):

1. Точность начала и финала процедуры.

2. Конфиденциальность.

3. Активность.

4. Право говорить «нет».

5. Не обманывать.

6. Право на поддержку.

7. Обязанность слушать – не перебивать.

8. Участвовать во всем.

9. Право на личное мнение.

10. Ко всем обращаться на «ты».

11. Работать «от» и «до».

12. Говорить от себя лично о происходящем здесь и сейчас.

ЗНАКОМСТВО

Знакомство представляет собой центральную процедуру первого занятия любого тренинга, какие бы задачи этот тренинг ни преследовал, в каком бы ключе ни проводился. Знакомство непременно проводится даже и в том случае, если тренинг происходит в уже действующем коллективе, где, казалось бы, все друг друга знают. Целей у этой процедуры можно обнаружить несколько. Как правило, реально достигнутые цели после проведенного знакомства не всегда совпадают с теми, которые ставил или думает, что достиг, ведущий. Обычно считается, что процедура знакомства позволяет «раскачать» группу, вовлечь ее участников в новые, несколько необычные размышления о себе и о своих личностных ресурсах, о том, как участники воспринимают друг друга. «Знакомство» направлено также и на отреагиро‑вание тревожности, если в ходе процедуры каждому участнику предлагается сообщить о своих опасениях, связанных с предстоящей работой и т. д. Я перечислю известные мне варианты этой процедуры, хотя, конечно же, могут быть и другие. Это дело творческое.

1) Каждому участнику по очереди либо передавая слово любому другому участнику на выбор, как эстафету, предлагается сообщить группе имя; либо то имя. которым он хочет называться здесь; либо то имя, которое он носил в детстве; либо просто то имя, которое ему нравится больше всего;

2) Все по кругу называют свои имена. Причем каждый следующий, прежде, чем назвать свое имя, называет все предыдущие;

3) Каждый участник называет свое имя, одну свою положительную и одну свою отрицательную черту, но перед тем, как рассказать о себе, повторяет все, что сказал о себе его сосед.

Как правило, участники сходятся на том, что эстафета знакомства, передаваемая друг другу, сопровождается невидимой волной напряжения. Это напряжение нарастает по мере приближения очереди говорить, и довольно резко падает после того, как дело сделано. Ведущий (который, естественно, стремится не вылезать первым со своими впечатлениями), может обратить внимание участников на то, что многие с трудом могли повторить то, что говорил о себе их сосед. Выполнившие задание участники нередко начинают шепотом переговариваться между собой, тогда как те, до которых очередь еще не дошла, замыкаются в себе, напрягаются, сосредоточиваются, собираются с мыслями, хмурятся. Облегченные улыбки появляются позже. Обычно предлагается кроме имени сообщить какой‑то минимум информации о себе. Этот минимум может ограничиваться как временем (например, каждому дается по пятьдесят четыре секунды на любое сообщение о себе), так и конкретными темами. Нежелательно формулировать более трех ограничений‑требований к этому заданию. Участники волнуются и, как правило, забывают большинство параметров, которым должны соответствовать их высказывания. А постоянные одергивания ведущего разрушают и без того только‑только складывающуюся атмосферу в группе, повышают тревожность. Кроме имени каждому участнику можно предложить назвать, сообщить, высказать:

– свои ожидания по отношению к предстоящему тренингу;

– свои опасения, связанные с начинающимися занятиями;

– какую‑либо свою личную характерную черту;

– какие‑либо свои личностные ценности;

Иногда группе предлагают задавать вопросы каждому участнику после его выступления. Либо количество этих вопросов, либо их тема строго регламентируются. Обязательно следует оговорить право каждого не отвечать или отвечать так, как ему хочется.

Подспорьем, включающим каждого участника в предстоящую работу, является вариант знакомства под условным названием «Кто Я».Этот вариант полезен в группах, где участники, не знакомые между собой, и уверенные, что жизненные обстоятельства не столкнут их впоследствии, собрались, имея общий запрос – трудности в общении. Суть процедуры в следующем. Каждый участник на листке бумаги ярким фломастером делает в свободной форме десять кратких сообщений о себе, каждое из которых, отличающееся от предыдущих, начинается одинаково: «Я–…» Далее следует все, что угодно, соответствующее истине. Это могут быть черты характера, особенности личности, интересы, биографические данные, разнообразные сравнения себя с кем и с чем угодно в аллегорической форме и проч. Затем участники прикрепляют эти листы у себя на груди и, медленно прохаживаясь по комнате, читают написанное. Можно при этом вводить запреты на разговоры, чтобы повысить накал обсуждения впечатлений после того, как группа рассядется.

Центральным моментом в этом варианте знакомства (как, впрочем, и во всех процедурах, выполняемых группой, будь то игры,«номера»,другие структурные единицы групповой работы) является обсуждение. Обсуждение может быть нацелено практически на что угодно (но оно не должно превращаться в монолог «умного» ведущего, разъясняющего, оценивающего, подмечающего острым глазом огрехи и промахи непутевых подопечных). Эффект от любой процедуры будет достигнут лишь в том случае, если ведущий, испытывая искренний интерес к любым реакциям участников на только что происшедшее, постарается быть «озвучивателем», «усилителем» каждого прозвучавшего мнения, высказывания, удивления, недовольства и даже нежелания говорить. Максимум, на что может отважиться ведущий, это попробовать обобщить мнения и предложить возможные резюме. И только в абсолютно бесспорных, беспроигрышных ситуациях ведущий может обратить внимание участников на то, на что не обращать внимание уже стало невозможно, но по каким‑то причинам это «что‑то» осталось незамеченным. И опять интерпретации, которые так соблазнительно «подсунуть» участникам группы, ведущий не должен спешить предлагать.

Любопытным вариантом знакомства может быть «знакомство с интонацией», вовлекающее участников в нередко новый для многих мир чувств, эмоций, ощущений, с которыми и приходится в основном «работать» участникам практически любого тренинга. В этом варианте каждый участник, представляясь, называет свое имя дважды. Первый раз он произносит его так, как он не хотел бы, чтобы его называли в группе, а второй раз – наоборот, так, как ему хотелось бы, чтобы к нему обращались.

Организация знакомства участников любого тренинга – дело ответственное и творческое. Недаром сказано, что «начало – это лихая беда». Знакомство многое определяет во всем дальнейшем течении тренинга, а ошибки, совершенные в начале, трудно исправимы. Главным критерием здесь является суровая необходимость точно и без опережения (но и без отставания) отвечать на запрос коллективного клиента, каким является группа. Причем отвечать следует не на глобальный запрос типа «научите меня ладить с людьми», а на запрос сиюминутный. Этот запрос особенно жестоко «аукается» ведущему, если последний пренебрегает им. К примеру, вся группа вообще‑то очень хочет дальнейших занятий и именно с этим ведущим, но в данный конкретный момент большинство ее участников зверски хотят курить. Участники группы, чей сиюминутный запрос игнорируется ведущим (если только это не специальный ход ведущего), готовы возненавидеть его за это. Что оказывается для ведущего не самым приятным испытанием.

Да, кстати, мы с вами и не заметили, что все занятие общаемся, сидя на стульях, расставленных в ровный кружок так, что каждый видит каждого. И перед нами нет никаких столов. Преимущество такого расположения стало для нас с вами очевидным, не правда ли? Эта организация рабочего пространства жизни группы является традиционной для любого вида тренинга.

Знакомство необходимо, конечно же, не только для того, чтобы перезнакомить участников, дать им освоиться в новой ситуации. Цель процедуры «знакомство» может считаться достигнутой, если участники почувствовали заинтересованность, заинтригованность, любопытство по отношению к дальнейшему процессу. Или, если стало интересно, что за люди собрались на тренинг, как они поведут себя в предстоящих, неизвестных пока ситуациях общения. Хуже, если возникает интерес к ведущему, как к неординарному, выдающемуся, диковинному человеку. Тогда занятия превращаются во «встречи с интересными людьми», где в роли «интересного человека» обречен выступать ведущий. Начинающие (и, к сожалению, не только начинающие) ведущие нередко выступают в такой роли. Эта роль весьма прилипчива. Группа легко, с готовностью навязывает ее ведущему. А ведущий сопротивляется, но доигрывает. Чаще всего дело заканчивается тем, что постепенно развивается некоторая агрессия группы по отношению к ведущему. Существуют психологи, практикующие использование такой агрессии в целях, работающих на созидательные для группы в целом процессы. Однако будет опрометчиво начинать свою практику групповой работы именно с такого «рискованного» для ведущего и для самого факта существования данной конкретной группы стиля. Выделяют три основных стратегии ведущего в группах тренинга коммуникативной компетентности, через фазу которого так или иначе проходят группы любой направленности, ориентации, стиля и «идеологии». Ведь без наживания, обретения хотя бы некоторого приращения в коммуникативном плане любое дальнейшее движение будет мнимым. Поэтому возможным начальном этапом в виде активных методов практической психологии будет тренинг коммуникативной компетентности. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растяников, обозначая различные стили ведущего на этапе коммуникативного тренинга, говорят о трех формах: свободное ведение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма.Первый стиль, сопровождающийся нередко эпитетом «клиентоцентрированный», характеризуется как внешне пассивный до чрезвычайности. Пассивность ведущего может вызвать раздражение участников. Ведущий СЛУШАЕТ. Более того, он старается следить за тем, чтобы и на невербальном уровне не быть более экзальтированным, ярким, выразительным, чем участники группы. Ведущий ни в чем никого не убеждает, ничего не объясняет. Он мягко уходит от вопросов‑нападений, требований, домогательств участников. Здесь неопределенность, в которой находится группа, скоро порождает довольно высокую напряженность существования для каждого участника группового процесса. Из неопределенности группа выбирается самостоятельно. Но, чтобы это произошло, чтобы участники попросту не разошлись восвояси, так и не поняв, зачем, собственно, их тут собрали, ведущий должен в совершенстве владеть не только техникой эмпатического слушания, не только быть в состоянии воспринимать в течение довольно длительного времени максимально возможное количество проявлений, исходящих от каждого участника группы, но и уметь чувствовать группу в целом, что называется «быть с группой». Вот перечень (конечно далеко не полный, и не претендующий на полноту, а призванный стимулировать фантазию ведущих) возможных «начал» для ведущего. Итак, группа собралась. Все уселись. Вы как ведущий – вместе со всеми в одном кругу. Знакомство каким‑то образом произошло. Все. В группе повисло ожидание. Что делать Вам как ведущему? Вот варианты. Выбирайте, что Вам ближе в складывающейся ситуации:

1. Я ничего не сделаю.

2. Скажу, что группа – это они сами, и от них зависит развитие и полезность группы.

3. Уверю участников, что определенное напряжение типично для начала групповой работы.

4. Прерву молчание несущественным вопросом, разговором, «трепотней».

5. Опишу цели и методы группы.

6. Скажу, что каждый из участников выглядит напряженно, и мне любопытно, сдвинется ли группа с места.

7. Спрошу, как они чувствуют себя на первом занятии (какие у них чувства в отношении группы или каковы на их взгляд взаимоотношения, уже возникающие между ними).

8. Скажу, как я себя чувствую (например, что я напряжен и полон ожидания).

9. Расскажу о каком‑либо опыте из собственной жизни.

10. Спрошу, почему все молчат.

11. Спрошу группу, что надо бы сегодня сделать.

12. Скажу, что, как мне кажется, они ожидают от меня начала беседы.

13. Скажу, что они хотят, чтобы я стал побуждающим и защищающим их руководителем.

14. Скажу, что считаю молчание выражением страха в группе.

15. Попрошу всех сказать, зачем они пришли в группу.

16. Начну разговор об их прошлом опыте (например, о семейных отношениях).

17. Поощрю участников к дискуссии об их целях с точки зрения научения и поведения.

18. Использую невербальный метод (например, начну ходить по кругу, сосредоточившись на физическом напряжении).

Как нетрудно догадаться, программированное ведение означает наличие детального плана проведения группового занятия. Однако никогда нельзя предугадать заранее настроение, ожидания, поведение отдельных участников и «движение группы» в целом. Наиболее удобным для ведущего становится положение, при котором он сосредоточивается в основном на стремлении понять, прочувствовать, ощутить и осознать цели, которые заставили этих людей стать участниками группы. И не просто прояснить это для себя единожды и «успокоиться», а постоянно осознавать озабоченность именно этим. А «номера», «фокусы», упражнения, процедуры, которые следует (или не следует) предлагать проделывать участникам, полезно иметь на каждое занятие в избытке и таких, которые бы продвигали участников группы по направлению к тем целям, которые есть у каждого из них и у группы в целом. В любом случае нельзя забывать, что запрограммированность занятия гасит активность участников, выхолащивает саму идею активных методов практической психологии. Программируя предстоящее занятие, ведущий должен быть всегда готов к тому, что какой‑то «номер», какое‑то упражнение не сработают, не удивят участников, не увлекут их на путь анализа и обсуждения, не позволят увидеть предмет, ради которого это упражнение предлагалось. Более того, в живом групповом процессе известное и неоднократно используемое ведущим упражнение может вызвать совершенно неожиданные для психолога реакции участников. Здесь сообразно ситуации ведущий может либо «угаснуть», дав возможность участникам обсудить то, что обнаружилось именно для них и именно сейчас, не упуская для себя как для ведущего возможности дополнительно вникнуть, войти, вчувствоваться в то, что происходит, либо предложить участникам двигаться дальше, разыгрывая следующую заготовку ведущего или обсуждая свои конкретные проблемы. В любом случае, начало, даже организованное ведущим, если оно к тому же игровое, включает азарт участников, позволяет им легче отойти, хотя бы на время, от привычных ролевых позиций, которых они придерживаются в жизни, и начать анализ своих (на первом этапе) коммуникативных проблем особым образом через разыгрывание типовых, значимых для них ситуаций с последующим обсуждением.

Таким образом, в реальной групповой работе ведущий обычно применяет компромиссную форму ведения, предполагающую умение отслеживать цели и планомерно двигаться к этим целям, и кроме того, умение импровизиро в ать по ходу дела, отзываться на спонтанно возникающие запросы группы, отваживаться на продвижение в ранее не запланированном направлении. Вообще говоря, если ведущий чувствует себя абсолютно спокойно, комфортно, уютно во время работы с группой – это может быть признаком его плохой работы. Элементы внутренней неопределенности, а значит, и взволнованности – необходимая и неизбежная часть переживания любого ведущего.

Каждый, кто начинает свой путь в тренерской профессии, хочет делать свою работу хорошо. Это аксиома, это не нужно доказывать. Но возникает вопрос - а как научиться проводить тренинги? ?

На это есть только один ответ - практика, только практика и ничего кроме практики.

Как и во многих других профессиях, в тренерстве необходимо много работать, нарабатывать опыт, повышать свою квалификацию. Чтение книг, участие в тренингах для тренеров создают лишь фундамент. Всё остальное даёт лишь практика.

И вот здесь начинающий тренер сталкивается с двумя проблемами - где и как. Где брать группы, для которых проводить тренинги, и как разрабатывать .

Вопреки многим ожиданиям и то, и другое, на самом деле, не проблемы. Это задачи, да ещё не самые сложные.

Вопрос с группой решается просто. Нужно найти места и организации, заинтересованные в интересных мероприятиях, то есть которым нужны . Например, я свой первый тренерский опыт получал в молодёжной организации, которая была заинтересована в мероприятиях для своих членов. Мой коллега работал с подростками в похожей организации. Опыт получен - богатейший.

Кроме молодёжных организаций, есть детские центры, комитеты по делам молодёжи, детские дома, школы, волонтёрские организации, благотворительные фонды. А кроме них - антикафе (здесь люди платят не за еду, а за время, и владельцы заинтересованы в интересных мероприятиях), коворкинг-центры (интересные мероприятия позволяют раскручивать такие центры, привлекают в них целевую аудиторию), парки (московский парк имени Горького летом обязательно проводит мастер-классы, семинары и тренинги).

Мест, где начинающий тренер легко может получить доступ к группе - много!

Главное - не брать за свою работу денег. Пока вы учитесь, пока нарабатываете необходимые умения, пока приобретаете опыт - не берите денег.

Это для вас одновременно и пропуск, и защита. У детских домов и молодёжных организаций нет денег. Но интерес к тренингам - есть. Предложите им проводить полуторачасовые занятия бесплатно - и они с радостью согласятся.

А поскольку вы работаете бесплатно, то к вам не будет никаких претензий, даже если вы отработаете не очень хорошо. Хотя, конечно, в ваших интересах выкладываться на сто пятьдесят процентов. Каждый раз - как в последний раз! Вот ваш девиз в начале карьеры и вообще всегда.

Второй вопрос - а программа? Как быть с ней? Где взять ? И это тоже - не проблема.

На сегодняшний день в интернете можно найти очень много материала. Зайдите на Y outube.com и введите в строку поиска тему тренинга, который хотите провести. Материала - море. Можете смело брать и компилировать.

Не волнуйтесь - это не будет воровством. Во-первых, это выложено авторами в открытый доступ как раз для того, чтобы люди смотрели и использовали. Во-вторых, если вы не берёте денег, то не извлекаете выгоды. Так что - берите смело и используйте на здоровье.

Сколько нужно таких полуторачасовых занятий? Чтобы более-менее научиться проводить тренинги, нужно набрать не меньше двухсот часов тренинга. Так что, считайте, сколько вам нужно провести занятий. При должном усердии вы легко наберёте свои две сотни часов за полгода.

Разумеется, на этом нельзя останавливаться - путь к совершенству бесконечен. Но важно сделать первые шаги.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах , так и в тренингах личностного роста .

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

  • Уникальное упражнение "Внутренний переводчик"

    Интересное упражнение , которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов .

    Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, луч ше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации.

    Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская , а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

Просмотров