Серапион фадеев. Вечная память почившим…

Митрополит Серапион (в миру Николай Сергеевич Фадеев) родился 27 мая 1933 года в Москве. По окончании средней школы выбирает трудный путь служения Господу, поклонения святым канонам Православия и в 1951 году поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. После службы в армии (1952-55 гг.) его постригает в 1957 г. в монашество с именем Серапион наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1965 году — Святейшим Патриархом Алексием I во иеромонаха.

Аскетизм в быту и личной жизни, строгость к нерадивым исполнителям святых канонов, доброта и любовь к простым людям, прихожанам, вот качества, выработанные Серапионом еще в первые годы его иночества.

В 1966 году иеромонах Серапион оканчивает Московскую Духов­ную Академию со степенью кандидата богословия, полученной за сочи­нения «Православное учение о Воплощении». Учился в аспирантуре.

С 1969 года по 1971 год был референтом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, где приобрел большой опыт дипло­матической деятельности, сопровождая наместника Лавры - в то время архимандрита Платона в поездках во Францию, Бельгию, Голландию. В составе Делегации Р. П. Ц. участвовал в собеседованиях с богосло­вами Малабарской церкви (штат Керала, Индия). С марта по май 1971 г. нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио, Япония.

Более 20 лет состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, с 1971 года являлся помощником ее наместника.

4 марта 1972 года в Белом зале Московской Патриархии Святей­ший Патриарх Пимен совершил наречение архимандрита Серапиона во епископа Подольского. Опыт, полученный «…при непосредственном исполнении послушания у блаженнопочившего Патриарха Алексия», помог молодому епископу и в службе представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока (1972-75 гг.), и в Иркутской епархии. которую он возглавлял в 1975-80 гг., и в Молдавии (1980-88 гг.). Везде, во всех епархиях, епископ, затем архиепископ, и с 1987 года митрополит Серапион неустанно, наряду с обычными архипастырскими делами, являлся инициатором и организатором открытия новых приходов, строительства храмов, возрождения монашества, за что был награжден правом ношения второй панагии.

С 6 июля 1989 года митрополит Серапион возглавляет Тульскую епархию. И с этого времени начинается не имеющий аналогов в ее жизни процесс возрождения. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно тех слоев интеллигенции, пенсионеров, которые и являются постоянными прихожанами, практически во всех храмах Тулы и области идет реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобре­тают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле. Неустанными заботами Владыки воссоздаются Щегловский монас­тырь в Туле и Жабынская пустынь в Белевском районе. Созданы и начали действовать две новые обители: Свято-Казанская в с. Колюпаново Алексинского района и Свято-Успенская в г. Новомосковске. Ведется строительство новых храмов. Уже построены и действу­ют церкви: во имя Донской иконы Божией Матери в Туле, в колонии под Плавском, в пос. Ленинский, г. Щекино, г. Ефремове, г. Новомосковске, с. Колюпаново. Возвращены церкви, отреставрированы и действуют 89 храмов, созданы Православная гимназия и Пастырские курсы. Возрождена газета “Тульские епархиальные ведомости” (теперь журнал). При Владыке Серапионе усилилась борьба в различными видами религиозных культов, с сектами. При епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей для воскресных школ и многое-многое другое.

В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердо и мудро управлять вверенной ему епархией.

Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа первый раз встречается с Господом, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила.

Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы духовенства, помнивший службы Патриарха Сергия, последний постриженник Патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон Патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями.

Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – "целую Лавру", потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет жизни в Троице-Сергиевой Лавре.

Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю.

Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь. Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбываним" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не причащаясь без благодатных слез: Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви – деятельный вертоградарь. Он укрепил Тульскую епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Патриарха Алексия, который отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей ".

В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Под его руководством епархиальная жизнь на этой земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано трудами и заботами покойного Владыки митрополита. Он ушел, оставил нам огромное духовное наследство. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью. И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал нам урок смирения. Те, кто близко знали Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. В этом храме где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.

Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце – одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом тихом и скромном храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Много подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставаясь мягкой, как у живого.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КИРИЛЛ:

«- Владыка Серапион… Могучая фигура. Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл всей его жизни. Он отдал полностью себя Церкви. Когда мы говорим о непонятой русской душе, то можно представить Владыку Серапиона. Он был настоящим русским. В нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому, как мог, он им помогал.

На свете можно много встретить умных людей, но мудрых встретишь редко. Он был мудрым человеком и очень хорошо знал человека, мог безошибочно говорить о нем, давать характеристики. Владыка Серапион многих вывел в жизнь, очень много людей, которые, соприкоснувшись с ним, состоялись. Отрадно, что сегодня Тульскую кафедру занимает его воспитанник, его чадо, человек, на которого он возглавлял огромные надежды - нынешний митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов)».

Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа " Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий. Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы Господь дарует Владыке Серапиону Царство Небесное.

12 августа 1904 года в Петергофе родился единственный сын государя императора Николая II и государыни императрицы Александры Феодоровны, наследник престола Российской Империи цесаревич Алексей.
31.07.2019 Екатеринбургская Епархия В конце июля 2019 года по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла состоялся четвертый ежегодный молодежный исторический фестиваль «Легенды Верхотурья».
31.07.2019 Екатеринбургская Епархия 8 августа 2019 года в Центре гуманитарной помощи пройдет очередная фасовка «Народных обедов» - бесплатных продуктовых наборов для малоимущих,
31.07.2019 Екатеринбургская Епархия

От Токио до Кишинева

Николай Фадеев родился в 1933 году в Москве в семье служащих, с детства считал церковь своим родным домом и еще в юности решил выбрать путь служению Богу. После школы ушел в монастырь Троице-Сергиеву лавры, насельником которого был более 20 лет – с перерывом на службу в армии. После пострига в монашество получил имя Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В 1966 году закончил Московскую духовную академию с кандидатской степенью по догматическому богословию за работу «Православное учение о Воплощении Сына Божия» - этот богословский трактат к десятилетию со дня смерти митрополита отдельной книгой выпустила Тульская духовная семинария. В 1969 году отец Серапион окончил аспирантуру, а через два года был возведен в сан архимандрита.

Назначения отца Серапиона была связаны с постоянными переездами, причем не только по городам России. Он служил клириком Патриаршего подворья в Токио, был викарием Московской епархии, затем рукоположен в епископа Подольского и назначен представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриаршем Антиохийском и всея Востока. В конце 70-х г.г. прошлого века возглавлял Иркутскую и Читинскую епархии и в этот период открыл несколько новых приходов в Комсомольске-на-Амуре, Братске и других городах. В 80-х годах возведен в сан архиепископа и направлен во Владимирскую и Суздальскую епархию. Там он добился возвращения мощей Андрея Боголюбского, что бы очень непросто в советские времена и считалось одним из самых значимых событий в церковной жизни того времени. В 1987 г. стал митрополитом Кишиневским и Молдавским, и именно благодаря ему в Молдавии возродилось монашество. Митрополит Серапион был подвижником, искренне и беззаветно любил Бога, поэтому каждая епархия, где бы он ни служил, с его приходом переживала период настоящего духовного обновления.

Он был добрым и любящим

Возглавив Тульскую и Белевскую епархию, владыка Серапион стал делать все, чтобы возродить в нашем городе духовную школу. Он открыл пастырские курсы, затем - духовное училище, которое в 2001 году получило статус семинарии. До прихода владыки Серапиона в Туле было 5 действующих храма, в епархии в целом - 34 храма. Сегодня в нашем городе 30 храмов, а всего в области – 146. Митрополит Серапиона был истинным монахом по складу души, он очень любил монашество. И даже в советские времена, когда в церковную жизнь вмешивались партийные идеологи, постриг более тысячи монахов. К нему приезжали даже из других епархий, потому что не каждый владыка решался совершить этот обряд. Митрополит Серапион фактически восстановил монашество и в нашей епархии – сейчас в Тульской области действуют 5 обителей. И то, что канонизация Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского произошла именно в период его служения на нашей земле, тоже не случайность.

Серапион был прекрасно образованным человеком, очень любил учиться: знал 5 языков, английский - в совершенстве. К родному русскому языку проявлял чрезвычайное уважение и не терпел компромиссов во всем, что касалось чистоты и грамотности речи. Он помнил Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть.

Владыка был как солнце: добрым, любящим, гостеприимным к каждому, кто приходил в его дом, - вспоминает настоятель Свято-Никольского храма отец Сергий - последний из тех, кого владыка рукоположил в священники. - Удивительно мощная, величественная личность: царское достоинство и апостольская простота. Всегда расстраивался, если кто-то проявлял небрежность в выполнении своих обязанностей и мог строго наказать провинившегося. Прекрасный богослов: сохранились тексты его проповедей, кандидатская диссертация - удивительно глубокий труд… А еще владыка Серапион очень любил награждать. Обычно накануне Пасхи в Тулу приходили патриаршие награды - так он до праздника дотерпеть не мог. Максимум два-три дня. А потом приходил и раздавал кресты, митры, возводил в архимандриты - и сам при этом был счастлив…

Все, кто служил с митрополитом Серапионом, видели и понимали, что служба – главное в его жизни. Владыке нравилось в будние дни вставать на левый клирос и петь стихиры и читать псалтырь – как это делают простые певчие.

Любимый храм

В Туле владыка Серапион отслужил 10 лет. Здесь в 1999 году он и умер. Отпевали митрополита, согласно завещанию, в самом его любимом из тульских храмов - Свято-Никольском. В последние годы жизни Серапион тяжело болел, в кафедральном Всехсвятском соборе служить уже не мог: на второй этаж по лестнице забираться тяжело, а на первом - страшная сырость. И тогда владыка выбрал Николу-на-Ржавце и стал вести службу там: не реже двух-трех дней в неделю. А если не мог приехать, то обязательно звонил - интересовался, как прошла литургия, много ли пришло прихожан. Постоянно заботился о храме, находил средства на его реставрацию… Отпевание состоялось 20 ноября. В тот день церковь не смогла вместить всех желающих, и люди стояли на морозе - плакали и молились…

А похоронили митрополита, по его же завету, в селе Пятница Владимирской области. Глухое, убогое местечко: маленькая деревянная церквушка, в которой нет даже электричества. Позже выяснилось, что особую духовную связь с этим маленьким сельским приходом Серапион чувствовал еще с того времени, когда, будучи архиепископом, возглавлял Владимирскую и Суздальскую епархию.

Митрополит ушел из жизни за полтора месяца до прихода нового XXI века. Представитель старой московской школы священства, принявший монашество в годы хрущевских гонений, когда глава СССР публично обещал показать последнего в стране священника по телевизору. Владыка, который был опорой для верующих в годы преследования церкви и который сделал все, чтобы она возродилась, когда оно закончилось. Человек, всю жизнь служивший Богу.

Ирина Скибинская.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл:

- Владыка Серапион… Могучая фигура, не в смысле только каких-то размеров. У него была одна жизнь, и вся эта жизнь - Церковь. Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл всей его жизни. Он отдал полностью себя Церкви. Когда мы говорим о непонятой русской душе, то можно представить Владыку Серапиона. Он был настоящим русским. В нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому, как мог, он им помогал.

На свете можно много встретить умных людей, но мудрых встретишь редко. Он был мудрым человеком и очень хорошо знал человека, мог безошибочно говорить о нем, давать характеристики. Владыка Серапион многих вывел в жизнь, очень много людей, которые, соприкоснувшись с ним, состоялись. Отрадно, что сегодня Тульскую кафедру занимает его воспитанник, его чадо, человек, на которого он возглавлял огромные надежды - нынешний митрополит Тульский и Белевский Алексий.

О Владыке Серапиона можно говорить долго, вспоминать, но радостно, что его помнят на Тульской земле. Вечная память приснопамянаемому митрополиту Серапиону…

Митрополит Серапион (в миру Николай Сергеевич Фадеев ; 27 мая 1933, Москва - 19 ноября 1999, Тула) - епископ Русской православной церкви; с июля 1989 года митрополит Тульский и Белёвский.

Биография

Николай Фадеев родился в 1933 году в Москве в семье служащих. Окончил 7 классов средней школы. В 1951 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В 1952-1955 годах служил в рядах Советской Армии.

27 июня 1957 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с именем Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В том же году 18 июля архиепископом Иоанном (Лавриненко) рукоположён во иеродиакона.

В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию. 7 апреля 1965 года Патриархом Алексием (Симанским) был рукоположён во иеромонаха. В 1966 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего учился в аспирантуре при академии.

В 1968 году с наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) посетил Францию, Бельгию и Голландию.

С 1969 года - референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В этом же году в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви в штате Керала, Индия. В 1970 году был включён в состав паломнической группы для поездки в Грецию и на Афон.

С марта по май 1971 года нёс послушание клирика патриаршего подворья в Токио.

Архиерейство

Постановлением Священного Синода от 2 февраля 1972 года ему определено быть епископом Подольским, викарием Московской епархии и представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском.

5 марта 1972 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершали Патриарх Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), архиепископ Дмитровский Филарет (Денисенко), архиепископ Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков) и епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин).

В 1973 году, 14-18 мая, по приглашению предстоятеля Коптской Церкви папы Шенуды III принимал участие в праздновании 1000-летия кончины святого Афанасия Великого.

5 августа 1974 года был освобождён от должности представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение.

С 24 октября по 1 ноября 1977 года в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в торжествах 100-летия освобождения Болгарии от османского ига.

12 мая 1984 года назначен временно председателем Хозяйственного Управления Московской Патриархии, от чего был освобожден 18 июня 1985 года.

С 29 сентября по 6 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена при посещении Сербской Православной Церкви.

В 1988-1989 годах вступил в конфликт с набиравшим силу молдавским националистическим движением, имел постоянные ссоры с молдавским духовенством и в конце концов был вынужден подать прошение о переводе на другую епархию.

Определением Священного Синода от 6-7 июля 1989 года назначен митрополитом Тульским и Белёвским. С этого времени начинается не имеющий аналогов в истории епархии процесс её возрождения (общий для РПЦ). Практически во всех храмах Тулы шла реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобретают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле.

Скончался в 5 часов утра 19 ноября 1999 года после тяжёлой болезни (сахарный диабет). Отпевание состоялось 20 ноября и прошло, согласно завещанию, в самом его любимом из тульских храмов - Свято-Никольском. Похоронили митрополита, по его же завету, в Параскево-Пятницком храме села Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией, сообщает пресс-служба Тульской и Белевской епархии.

Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила.

Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы патриарха Сергия, последний постриженник патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями. Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – "целую Лавру", потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре.

Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю.

Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь. Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбываним" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не причащаясь без благодатных слез: Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви – деятельный вертоградарь. Он укрепил Тульскую епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Патриарха Алексия, который отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей".

В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Под его руководством епархиальная жизнь на этой земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано трудами и заботами покойного Владыки митрополита. Он ушел, оставил нам огромное духовное наследство. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью. И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал нам урок смирения. Еще за 5 лет до кончины он сделал все распоряжения о похоронах и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день свей кончины, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все имущество. За день до кончины он попросил прощения у Патриарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Смерть его была истинно христианской – накануне Владыка пособоровался и причастился Святых Христовых Таин. Те, кто близко знали Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. Еще будучи архиепископом Владимирским, он любил приезжать туда молиться, и к нему – только к нему – выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря. В этом храме где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.

Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце – одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом тихом и скромном храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Много подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставаясь мягкой, как у живого.

Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа " Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий. Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы Господь дарует нашему Владыке Царство Небесное.

Просмотров